ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


[коллекционеры] МОРСКАЯ "БЛОХА" И ПРЫГАЕТ, И ПОДКОВАНА

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 15 декабря 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




На миниатюрных кораблях Валерия Дубенского не хватает только человечков

Анна Вербиева

ВАЛЕРИЙ Петрович Дубенский сегодня, пожалуй, старейший в России судомоделист - 75 лет. Его можно было бы назвать патриархом в своей области, если бы не позднее начало - строить корабли начал только после выхода на пенсию. И первая же серьезная работа - парусник петровского времени "Гото Предестинация" - получила второе призовое место на выставке и сразу поставила автора в ряд профессионалов высшего уровня. Впрочем, немолодому дебютанту возраст сыграл на руку: к таланту миниатюриста и увлечению историческими кораблями добавились широкая инженерная эрудиция и еще одна маленькая деталь. В школах его поколения всерьез учили труду - и шить, и сверлить, и вытачивать, все что угодно. Кроме того, в армии Дубенский служил 8 лет авиамехаником - в то время и в авиации приходилось уметь все делать вручную...

С тех пор и до недавнего времени Валерий Петрович участвовал едва не во всех республиканских и общесоюзных выставках судомоделизма, где неизменно получал призовые места. Последний раз получил две золотые медали за два корабля и одну бронзовую за третий, с очень хорошими баллами - 96. Это его стабильный, независимо от состава жюри, балл, иными словами, профессиональный рейтинг. За 10 лет Дубенским создано около 2 десятков моделей исторических судов, повторяющих оригинал не только внешне, но и, насколько это возможно, технологически.

Два слова о внешнем сходстве. Иногда, если положить рядом две фотографии, разница в деталях есть. И вот откуда. "Оригинал" старинного парусника представлен рисунками и гравюрами с натуры плюс словесными описаниями современников и чертежами (последнее не всегда, многие чертежи просто не сохранились). При постройке своей "копии" Дубенский как бывший инженер (впрочем, настоящий инженер никогда не бывает бывшим - а Дубенский именно такой и, что важно, многие годы подрабатывал переводчиком технической литературы, свободно читает на европейских языках) всегда отдаст предпочтение описанию, сделанному другим инженером, нежели картинке, сделанной художником, который зачастую ради эффекта или по незнанию допускает вольности.

О каждом своем корабле любой моделист может рассказывать часами. Дубенский предпочитает рассказывать историю "оригинала", а не "копии". Как сделал - секрет фирмы; как выставлял, продавал, сколько медалей, дипломов и денег получил - скромность не позволяет. Так что смотри, любуйся, можно потрогать - повертеть штурвал, поворочать руль, включить фонарики и заглянуть внутрь. В хорошую погоду можно выйти к пруду и запустить модель - большинство моделей имеют двигатель с дистанционным управлением. Одним словом, поиграть в кораблики. Хотя вообще-то этим маленьким, но таким настоящим судам место в музеях и дворцах... Большинство работ Дубенского там и нашли свой приют. В малогабаритной двухкомнатной квартире на окраине Москвы их всего пять готовых и один - на стапелях. Валерий Петрович рассказывает историю больших кораблей, при этом перед глазами - настольные модели, а при этом чувствуешь себя Гулливером в лилипутской стране.

- Модель первого русского линейного корабля "Гото предестинация". Корабль принадлежал к Азовской флотилии, построен в 1700 году в Воронеже и сплавлен по рекам в Азовское море. Название означает "Божье предопределение". Строили его русские мастера Скляев и Верещагин. На Азове тогда у Петра не было кораблестроительной базы, поэтому приходилось пользоваться речными путями. Корабль этот относится к среднему классу линейных кораблей; он был двухпалубным, 58-пушечным, богато украшенным в духе того времени. При строительстве были использованы английские чертежи, попавшие к Петру интересным образом. Когда молодой царь стажировался на корабельной верфи в Саардаме, то довольно скоро обнаружил, что у голландцев ему уже нечему учиться. Старые морские традиции Голландии стали клониться к упадку: здесь пренебрегали теоретическими основами кораблестроения и, можно сказать, думали топором. Петр, будучи грамотным инженером, понимал, что без математики и черчения уже нельзя обойтись. И поехал доучиваться в Англию, где познакомился с Лордом Адмиралтейства, который, между прочим, занимался судомоделизмом. Этот лорд и подарил ему комплект чертежей английского двухпалубного корабля... Таким образом, корпус "Предестинации" был построен по английскому образцу, но парусное вооружение - по голландскому. В течение всей своей жизни Петр сохранял пристрастие к голландской оснастке. Это можно понять: при том что матросы были необразованны, нужно было, чтобы каждый из них, будучи разбужен среди ночи, знал, куда бежать и какую веревку хватать. Для этого парусное вооружение должно было быть унифицированным, поэтому Петр остался верен раз избранному голландскому образцу. После Прутского похода, когда интересы Петра переключились на Балтику, "Предестинацию" попытались отогнать туда. Но турки не пропустили его через проливы, и пришлось корабль продать туркам - говорят, за хорошую цену, которая, впрочем, нигде не указана. Дальнейшая судьба его неизвестна. Модель высшего класса сложности.

"Полтава". Первый линейный корабль Балтийского флота постройки 1712 года. Жил 20 лет, что не просто много, а очень много - деревянные суда в то время сгнивали, как правило, за 10 лет. Участвовал в событиях Северной войны и был мирно разобран в Кронштадте. Относился к третьему рангу по европейскому ранжиру, 54-пушечный, класс так называемых "государевых кораблей" - иными словами, представительских. На них шел отборный материал (потому и жил долго), постройка была особо тщательной, украшения особо пышными (кстати, известный фрегат "Паллада" тоже относился к этому классу). Это были не показные, а практически работоспособные, настоящие боевые корабли, выполненные под личным шефством государя. Царь был "прорабом" строительства "Полтавы", и решения, которые он принимал, были грамотными, осторожными и даже несколько консервативными - последнее странно контрастирует с личностью Петра, какой мы знаем ее из истории. Он так заботился о безопасности, что его корабли получались тихоходными, маломаневренными, но сильно вооруженными и очень надежными. Интересно, что в списке кораблей петровского времени по сравнению с другими флотами было очень мало кораблей, погибших в бою или по навигационным причинам в различных происшествиях. Модель высшего уровня сложности.

Еще бы. Шпангоуты обшиты настоящими "досками" шириной 0,5 см. Спрашиваю: из чего такие тонкие досочки? - "Напилены из старых паркетин". Пробую повертеть руль - едва- едва, и впрямь, с таким круто не развернешься. Так, действительно, делали в то время. Зато модель отделана и электрифицирована внутри: через открытые дверки можно заглянуть и, включив фонарики, разглядеть кают-компанию площадью в спичечный коробок - обеденный стол, бархатные стулья с высокими спинками... - словно построил их не человек, а крошечные, не больше таракана или блохи (зависит от масштаба "копии") гномики. Идем дальше:

- Миниатюрная модель, оформленная в виде диорамы - как бы плывущая по волнам. Это корабль Баренца. Никто не знает, каким на самом деле был этот корабль, но никто не докажет, что он был не таким. В источниках не указывается даже его название. Модель выполнена по публикации моделиста и художника Владимира Ефимовича Науменкова и не претендует на научную точность - чертежей тогда не хранили так, как сейчас...

Зато следующий парусник полностью соответствует чертежам прототипа. Это первое советское научное судно "Персей". Построен в 1923 году на базе корпуса, сохранившегося с 1918 года (судно принадлежало архангельскому купцу Могучему). После революции купец бежал за границу, а корпус судна передали институту Плавморнин, созданному по декрету Ленина для организации на научной базе рыболовства в Баренцевом море. Построен корабль вручную группой энтузиастов под руководством директора института профессора Ивана Илларионовича Месяцева - денег на строительство институту не выделялось, для экспедиций предполагалось фрахтовать чужие суда. Власти лишь дали разрешение снимать с разоруженных и даже затопленных судов необходимое оборудование. И молодые энтузиасты снимали - в затоне с романтическим названием Собачья Дыра, где хранились списанные корабли, начиная от яхт и кончая броненосцами. За работу с мастерами расплачивались спиртом, выдаваемым для казенных надобностей, и собственным пайком. "Персей" совершил много десятков плаваний и кончил свое существование в 1941 году под немецкими бомбами у одного из причалов Мурманска. Потом его корпус был использован в качестве причала, через который разгружались ленд-лизовские поставки. Я был знаком с начальником экспедиции "Персея" Всеволодом Аполлинариевичем Васнецовым, сыном известного художника и историка, академика Аполлинария Михайловича Васнецова. Всеволод Аполлинариевич был в числе строителей корабля, потом ходил на нем 10 лет.

Канонерская лодка "Кореец". Построена в 1887 году в Бергзунде, в Швеции, по русскому проекту. Канонерская лодка того времени - пароход, судоходный на мелководье. Очень сильное вооружение - не по количеству, а по калибру. "Кореец" принимал участие в многочисленных военных действиях, в частности в Китае. К 1904 году, к началу Русско- японской войны он был в порту Чемульпо, ныне Инчхон (это морской порт Сеула), в качестве русского стационера вместе со знаменитым крейсером "Варяг". Историческая несправедливость - "Варяг" воспет в статьях и в песнях, а между тем именно "Кореец" принес японскому флоту наибольшие повреждения, особенно японскому флагману крейсеру "Асама". Его 8-дюймовые орудия, устаревшие, медленно стреляющие, оказались эффективнее 6-дюймовок "Варяга". После героической, ожесточенной попытки прорваться через строй японской эскадры в 14 вымпелов этим двум русским кораблям пришлось вернуться в порт, где они, оставшиеся без боеприпасов, были на рейде Чемульпо уничтожены своими экипажами: "Варяг" затоплен, а "Кореец" взорван. Говорят, что ради того чтобы сохранить от повреждений корабли других держав, стоящие там же на рейде. Модель "Корейца" плавающая, радиоуправляемая.

Последний корабль издалека кажется знакомым с детства: сто раз намалеванным или детально прорисованным, и даже в кино мы видели этот силуэт с ярко-красными парусами. Но вот детали...

- "Шхуна "Секрет". Модель декоративная, предназначена для детских праздников, зрелищных мероприятий. Корабль сделан по мотивам повести Александра Грина "Алые паруса". Это грузовое судно - кто не помнит - капитан Грэй использовал в качестве яхты, что вообще было нередкой практикой: владельцы клиперов и шхун брали фрахт с большим выбором, только чтобы окупить содержание судна и команды и использовать перевозку грузов в качестве романтической прогулки. "Секрет" - типичная черноморская шхуна конца XIX - начала XX века малого каботажа, какие строились "дикими", то есть бездипломными бригадами судостроителей, прямо на берегу, на пляже где-нибудь в районе Одессы. Некоторые из этих судов дожили даже до 1930-х годов. Но получались они вполне мореходными, им выдавали должный сертификат, и на них плавали те самые дикие капитаны, каких много у Грина. Модель отличается от обычных отдельным камбузом и отдельным гальюном: так как на гриновском паруснике была дама, то неудобно было заставлять ее ждать в очереди вместе с матросами. Так что по левому борту модели находится обычный гальюн и по правому - дамский. Модель плавающая, имеет очень хорошие мореходные качества - без помощи двигателя, на одних парусах может выполнить все маневры и вернуться к месту старта...

Осторожно щупаю алые паруса. Ткань кажется до боли знакомой: из чего? - "Как же! Из капроновых парадных пионерских галстуков!"






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2018. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций