ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


Зачем изобретать велосипед?

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14 февраля 2017
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Помните репризу Аркадия Райкина о молодом специалисте? Сначала ему на первом курсе твердили: забудь всё, чему тебя учили в школе; а при приёме на работу посоветовали забыть всё, чему он научился в институте. Все его наставники хотели одного - начать с чистой доски. Мы же не устаём повторять: не спешите зачёркивать свой опыт. Любые дидактические и воспитательные приёмы - не самоценность. Только будучи привитыми на ваш личный опыт (каким бы он ни был), они станут приносить живые плоды.

Творческому человеку нередко приходится слышать: "Ну зачем снова изобретать велосипед? Ведь есть же методички, пособия по педагогике и психологии, учёные труды. Читай, изучай, руководствуйся".

Но в том-то и штука, что если человек творческий, то он не может не изобретать свой велосипед. Другое дело - что дальше? То ли его серьёзные дяди и тёти высекут. То ли он сам не хуже тех взрослых, станет своим велосипедом "сечь" мелюзгу, которая в упор его гениальное изобретение не видит...

Однако любое совершенствование педагогического стиля не должно быть связано с отрицанием предшествующего личного опыта. С каким-то его поворотом, расширением, обогащением, трансформацией, корректировкой - да. Но никак не с отрицанием. Не случайно прологом к затеваемому разговору мы выбрали письмо вологодской учительницы. Сначала она решила, что авторитарность - это воплощение всех педагогических зол, а потом повесила этот ярлык на свою работу: вот, дескать, какая я плохая, я делаю всё неправильно. И её можно понять. Мы сами, когда в своё время работали в школе, соблазнялись подобным самобичеванием чуть не через день. Но ведь такая позиция может быть и тормозом в профессиональном росте.

стр. 4
Иное дело - запастись терпением и твёрдостью и продвигаться мелкими шажками: вот здесь и вот это мне лучше делать по-другому. Тогда, глядишь, воз педагогических проблем с места и стронется.

Конечно, окрики и властные интонации не украшают педагога. Но это не значит, что, используй он в своей работе какой-нибудь приёмчик, все эти постыдные интонации сами собой исчезнут раз и навсегда. Вовсе нет. Сначала учителю нужно будет своим старым привычкам не только найти достойную замену, но и попривыкнуть к ней, внося необходимые поправки в свои профессиональные представления. Только тогда неприглядные приёмы действительно отойдут на задний план.

Если же педагог попытается разом заклеймить свои привычки и освободиться от них, то из этого ничего хорошего не получится. Через какое-то время обязательно окажется, что внешняя форма старого стиля целёхонька, тогда как что-то из существенного (в котором, как потом задним числом обычно выясняется, не всё было таким уж и антигуманным), возможно, будет потеряно бесповоротно. Например, искренность, непосредственность, открытость.

Итак, не спешите зачислять себя в плохие воспитатели. И не спешите обольщаться, что вот-де с завтрашнего дня я буду хорошим. Поймите, что вполне неплохим вы уже и так являетесь. И уверенность в этом поможет вам в ту минуту, когда в очередной раз вас омрачит осознание того, какими же порой допотопными путями мы всё ещё пробираемся к намеченным светлым целям.

Мария Ганькина, заместитель главного редактора, учитель

Вячеслав Букатов, доктор педагогических наук, эксперт






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций