ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


Цех или мастерская?

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28 февраля 2017
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Ушаков Константин Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала "Директор школы"

Мне бы хотелось вернуться к теме, которую я затрагивал раньше. Это связано с различным подходом к организации процесса обучения и вообще к представлению о том, как может быть построен идеальный процесс и соответствующая ему структура организации. Это модели конвейерного и ремесленного производства.

Конвейер

Давайте рассмотрим конвейерное производство. Оно целесообразно в том случае, когда для выпускаемого товара есть большие рынки сбыта. Сразу отметим, что среднее образование есть предмет массового спроса и сходство процесса получения образования с конвейерным производством отнюдь не метафора.

стр. 65
Итак, конвейерное производство впервые возникло при выпуске автомобилей (Г. Форд), когда стало ясно, что производство в небольших мастерских (кустарное, ремесленное, штучное производство) не в состоянии выпускать автомобили в достаточном количестве.

Идея эта сегодня кажется простой: изготовление любого, сколь угодно сложного изделия можно разложить на ряд простых операций, для выполнения которых не нужна никакая особенная квалификация. Этот подход даёт большой экономический эффект, если изделий производится много. При этом данный тип производства накладывает отпечаток на требования к персоналу, климат, отношения на производстве, способы стимулирования качественной работы и пр.



стр. 66
Мастерская

Теперь посмотрим на ремесленное, штучное производство в мастерской. Оно отнюдь не закончилось в XIX веке, прекрасно существует в XXI. Этим способом производятся изделия немассового спроса.

Например, те же роботы, которые стоят на автомобильном конвейере. Они вообще могут существовать в единственном экземпляре и их нельзя, нецелесообразно (!) собирать с помощью конвейера. Их делают от начала до конца на небольшом предприятии, малым количеством людей, каждый из которых обладает большим спектром умений. Иногда один человек делает всё от начала до конца, и мы покупаем то, что иногда называется авторской работой.

Как можно охарактеризовать работу участвующего в таком производстве (специалиста широкого профиля)? Попробуем сделать это с помощью тех же параметров.

1. Время обучения. Большое, иногда всю профессиональную жизнь, человек ценится именно за способность качественно осуществлять как можно больше разнообразных операций.

2. Специализация. Низкая, человек, делая сложное изделие или большую его часть, должен обладать очень широким спектром навыков и умений.

3. Удовлетворённость. Высокая, так как труд разнообразен, виден конечный результат.

4. Ответственность за конечный результат максимально высокая. Кто ещё отвечает, если не тот, кто это большей частью сделал?

5. Доверие более высокое, в том числе и потому, что это, как правило, небольшие коллективы, где уровень связей и партнёрства обычно достаточно высокий, а разделение труда и иерархия выражены слабее.

Поместим это в таблицу, где наш предыдущий выбор выделен жирным шрифтом.





Время обучения

Специализация

Удовлетворённость

Ответственность

Доверие

1

Работающий на конвейере

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

2

Ремесленник

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий



Какое отношение эта "экскурсия" в менеджмент имеет к образованию, видно из продолжения таблицы, где стоит попробовать заполнить её для вашего видения своей организации.

3

Педагог

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий



стр. 67
Школа - конвейер или мастерская?

Вы можете заполнить таблицу относительно педагога вашей школы? Для этого придётся прояснить, какую модель школы вы исповедуете. Вы видите свою школу как цех, конвейер, как школу индустриальной модели? Если это так, если вы склонны к индустриальной модели, видите свою школу как четко отлаженный конвейер, то ваше представление о педагоге, подозреваю, будет ближе к первому. Если вы изготовляете "штучный товар", если вы видите свою школу как мастерскую, то ко второму.

Остановимся подробнее на индустриальной модели. В некоторых случаях школа действительно подобна конвейеру, ученики передаются от специалиста к специалисту. Каждый педагог (специалист) делает свою, точно обозначенную работу. Если ситуация требует выхода за рамки его узкой специализации, обычно возникает вопрос о привлечении нового специалиста соответствующего профиля. При этом понятно, что подготовить узкого специалиста (например, учителя-предметника) проще и быстрее, чем специалиста-педагога, владеющего более широким спектром навыков и умений.

Индустриальная модель поощряет индивидуальные достижения специалистов. При этом ответственность каждого специалиста за конечный результат (образование личности) невелика, каждый отвечает за свою часть.

Конвейер обладает одной особенностью - он не работает с нестандартными деталями (отклоняющимися от нормы), эти детали удаляются с конвейера. Точно так же максимальные неудобства для школы индустриальной модели доставляют ученики с различными особенностями. Для решения этой проблемы создаются классы коррекции, классы особо продвинутых и пр.

Вертикальное доверие тоже невелико, по причинам, которые мы обсуждали выше. Кстати, если зайти в Интернете на форумы учителей, отчетливо видно, какое недоверие многие испытывают по отношению к своему руководству в связи с его влиянием на оплату труда. Иначе говоря, нетрудно диагностировать в большом количестве случаев крайне невысокий уровень вертикального доверия. Это слабое место этой модели.

При этом доверие не достигается путём просто увеличения оплаты труда. Скорее напротив, такое действие создаёт новые, завышенные ожидания, согласно закону Токвилля, напряжение в организации только нарастает (потому что всегда остается вопрос: "А почему так мало?").

Главная проблема руководства "индустриальной" школы - повышать уровень вертикального доверия или лояльности и кооперации.

Это длительный процесс. Но реальная практика демонстрирует в ряде случаев успешные попытки решить некоторые проблемы работы на конвейере. Но ключевая проблема школы индустриальной модели - чёткое администрирование в условиях глубокого разделения труда.

стр. 68
Значит ли, что эта модель хуже мастерской? Совсем нет! Обычно тут многое определяет масштаб. Крупные школы чаще склонны именно к индустриальной (конвейерной) модели, в которой особо важную роль играют административные усилия, организация процесса.

Что касается школы-мастерской, то для такой школы главная проблема - это кадры, их широкая квалификация, организация непрерывного обучения персонала и поддержание широкой кооперации учителей. Власть в такой организации не сосредоточена только в руках руководителя, она распределена по организации, и есть сильная зависимость руководителя от педагогов. Именно поэтому:

проблема "школы-мастерской" часто лежит в незаменимости отдельных членов коллектива.

Ведь заменить легко только низкоквалифицированного специалиста. А если речь идёт о замене квалифицированного работника широкого профиля, то это действие в школе такого типа приводит к определённому кризису, потому что время адаптации такого человека в организации не менее года и этот год для всех будет не самым простым.

Подводя некоторый итог вышеизложенному, хочу сказать, что в рамках системы среднего образования явно существуют две различные модели школы, каждая из которых имеет свои сильные и слабые стороны и право на существование.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций