ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Культура безопасности как составная часть культуры

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 07 февраля 2005
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА: ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ




Современный этап развития общества характеризуется кризисными тенденциями с опасностями глобального масштаба. По данным специалистов в области безопасности человека и общества, если человечество не изменит характера своей жизнедеятельности, то необратимые изменения окружающей среды уже при жизни нынешней молодежи приведут к социальной и экологической катастрофе. В соответствии с потребностями общества в подготовке человека к безопасной жизнедеятельности в педагогической теории и практике ведется поиск путей и средств воспитания культуры безопасности.
В общеобразовательных учебных заведениях, в средних и высших профессиональных учебных заведениях внедряются курсы "Здоровье", "Валеология", "Экология", "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ), "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД). В процессе обучения на уроках физической культуры, биологии, географии, физики, химии и других учебных предметов достигаются определенные результаты. Однако эффективность воспитания культуры безопасности школьников остается недостаточно высокой. Одной из причин такого положения является уровень разработанности теории и методики воспитания культуры безопасности. К недостаточно исследованным относится и сама культура безопасности.
На основе выявленных в культурологии свойств культуры сформулируем основные характеристики культуры безопасности. При этом будем учитывать, что культура безопасности – составная часть культуры. Следовательно, наиболее фундаментальные свойства культуры как целого в той или иной степени присущи его части – культуре безопасности.


Культура воплощается в содержании, средствах и продуктах труда, направленного на преобразование предметного мира и развитие сферы человеческих взаимоотношений (Давыдов В.В., 1993). Становление школьников как субъектов труда включает формирование готовности к преобразованию окружающего мира, в том числе устранению внешних опасных факторов, обеспечению безопасных условий жизнедеятельности человека и общества, созданию и использованию средств безопасности.
Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также реализуемые в деятельности человека знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения (Давыдов В.В., 1993). Мир вещей создается человеком с учетом законов безопасности. Часть вещей является воплощением культуры безопасности в "чистом виде" (огнетушитель, бронежилет, жгут для остановки кровотечения и т.д.). Многие вещи в основном используются для защиты человека (зонтик, темные очки и т.д.), одновременно имея другие функции. Помимо знаний, умений и навыков культура безопасности включает мировоззренческие идеи, нравственные и эстетические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности, опыт безопасного общения и коммуникации в ходе совместного выживания.
Культура представляет собой способ обеспечения, организации и совершенствования жизнедеятельности людей, воспроизводимый сменяющимися поколениями (Давыдов В.В., 1993). Названная форма существования культуры безопасности воплощается в деятельности различных служб безопасности (пожарная охрана, санэпиднадзор, ГИБДД, скорая медицинская помощь и т.д.).


Культура выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях (Давыдов В.В., 1993). Итак, формами существования культуры безопасности являются духовные ценности (ценность жизни человека, признание экономических интересов личности, признание ценности здоровья и безопасности пешехода и т.д.), деятельность людей (действия тренера при демонстрации приемов самообороны являются деятельностным, его поступок при нападении хулигана на его воспитанника – личностным воплощением культуры безопасности), организация жизни отдельных людей, коллективов и общества в целом (размещение вещей в квартире, режим дня отдельного человека или распорядок работы коллектива, взаимодействие аварийно-спасательных, силовых, экономических и других структур общества осуществляются с учетом закономерностей безопасности личности и общества и воплощают в себе культуру безопасности), взаимоотношения людей в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях.
Структурные компоненты культуры как духовной деятельности: мифология, религия, идеология, художественная культура, наука (Ерасов Б.С., 1998). В школьных курсах валеологии и ОБЖ как основных средствах трансляции культуры безопасности преимущественно представлена наука. В связи с этим необходимо выяснить, какие именно элементы культуры безопасности содержатся в мифологии, религии, идеологии, художественной культуре.
Содержательные элементы культуры как духовной жизни общества: обычаи, нормы, традиции, ценности, смыслы, знания (Ерасов Б.С., 1998). Следовательно, в составе культуры безопасности представлены не только знания и умения (как это наблюдается в настоящее время в курсах ОБЖ, валеологии), но и обычаи, нормы, ценности, смыслы.


Связывая межпоколенные отношения с темпом общественного развития и господствующим типом семейной организации, М. Мид различает в истории человечества три типа культур: постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у своих предков; кофигуративные, в которых и дети, и взрослые учатся прежде всего у сверстников; префигуративные, в которых взрослые учатся также у детей (см. Кон И.С., 1988, с. 106-107). Концепция М. Мид позволяет выделить в культуре безопасности компоненты: культура прошлых поколений, культура сверстников, собственно культура школьников, вовлеченных в педагогический процесс.
Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения (Давыдов В.В., 1993). К таким целям и ценностям в составе культуры безопасности относятся витальные (жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, сытость, комфорт и т.д.), социальные (склонность к риску, личная независимость, жизненный успех и т.д.), политические (свобода, законность и т.д.), моральные (благо, справедливость, взаимопомощь и др.), религиозные (божественный закон, спасение, благодать и др.), эстетические (идеал, гармония, совершенство – безопасный человек ближе к идеалу, гармонии, совершенству, чем виктимный человек).
Культура – определенный уровень развития творческих сил и способностей человека (Давыдов В.В., 1993). Следовательно, культура безопасности – определенный уровень развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда (причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности) ему лично, ущерба другим людям и обществу в целом.


Личность выступает как носительница культуры. В ней ценности, нормы, знания и вера превращаются в поведение человека, в его отношения к другим людям и к миру в целом. (Ерасов Б.С., 1998, с. 251). Следовательно, в учебном процессе личность педагога является носительницей культуры безопасности. В процессе воспитания ценности, нормы, знания и убеждения как составляющие культуры безопасности присваиваются в деятельности и реализуются в поведении школьника, проявляясь в его отношении к проблеме безопасности других людей, общества и природы в целом.
Для раскрытия существенных характеристик культуры безопасности необходимо проанализировать ее содержание с использованием выделенных В.П. Казначеевым подходов к оценке чрезвычайных ситуаций (капсулированный и открытый). Под капсулированным вариантом понимается создание "экрана" вокруг человеческого организма с целью недопущения агрессивной среды. Внутри капсулы реализуются так называемые нормальные условия жизнедеятельности. На создание "капсул" уходит такое количество ресурсов, что их реальная польза стремится к нулю. Тщательно подготовленное оборудование в сущности также является капсулой. Человек, сориентированный на его использование, вращается в кругу стереотипов и в случае неожиданного изменения ситуации может потерять самообладание (см. Чеурин Г.С., 2000, с. 22). Второй путь – открытый, когда человек изначально считает себя частью Природы. В этом случае выживание из преодоления, переламывания ситуации превращается во вживание в условия, т.е. поиск своего места и функций в окружающей среде. Капсулированный вариант позволяет жить временно – в пределах "домашних запасов": "психической энергии" и материальных ресурсов. Открытый – практически бесконечно (там же, с. 23). Если при капсулированном методе приспособление идет за счет резервов и ресурсов организма и общества далеко не безграничных, то в открытом варианте наиболее подходящим способом выживания является культурно-экологическая адаптация. Секрет выживания северянина не в силе и не в знании, а в культуре, считает Чеурин. В культуре общения с окружающим миром (Чеурин Г.С., 2000, с. 22-25.). Таким образом, в культуре безопасности имеются два отличных компонента, обеспечивающих реализацию двух различных вариантов выживания и безопасности: капсулированный и открытый.
Культура безопасности включает элементы западной, восточной и русской культур. Данная проблема проанализирована Г.С. Чеуриным. Он использует понятие культурно-исторического психологического типа личности (психотипа) как некоего "состояния души" конкретного человека, определяющего его стиль жизни и образ мысли и интуитивные действия в реальной экстремальной ситуации (с. 34). Существует как минимум три взаимоисключающих методики восприятия окружающего мира. Заключаются они в различной оценке проблемы сущности жизни, дают разный ответ на "вечный" вопрос: "для чего человек живет?" (Чеурин Г.С., 2000, с. 35).


Господствующий в странах Запада "натуралистический" ("победительский") психотип предполагает в качестве оптимального варианта преодоления ЭС (экстремальных ситуаций) опережающее насилие. Смысл жизни для него в "победительстве", в утверждении единственности собственного "Я" в "героизме", в праве победителя брать из окружающего мира все без исключения, невзирая на последствия (с. 35). Самоценность окружающего мира сводится к нулю, смысл жизни – в поиске врага (соперника) и публичном его уничтожении. Эти методики выживания предлагаются с экранов ТВ и в литературе (Чеурин Г.С., 2000, с. 35). У данной методики много преимуществ, в первую очередь – гарантия личного выживания. Основной недостаток – выживание обеспечивается за счет "соседа", за счет изъятия у окружающего мира ресурсов. И не всегда это соответствует требованиям морали. Предел возможностей ограничен заранее подготовленными снаряжением и тренированностью (Чеурин Г.С., 2000, с. 35-36).
"Восточный" ("созерцательный") психотип основан на фундаментальной мудрости и умении в нужный момент отстраниться от окружающего мира и путем медитации получить необходимое знание. На Востоке господствуют культ Учителя и посвящение всей жизни получению Высшего знания. Цель жизни "созерцателя" – в познании самого себя, через самопознание – познание космоса, сведение к минимуму взаимодействия с окружающим миром, к игнорированию "сложных" ситуаций, к исключению личного страдания как главного дестабилизирующего фактора. Это проявляется во владении приемами экстрасенсорики, биоэнергетики и акупрессуры. "Созерцатель" не усугубляет ситуацию своими неверными действиями и нередко выигрывает именно за счет пассивности. Созерцатель спокойно принимает судьбу, т.е. при запредельной ЭС способен не сопротивляться смерти. Более того, он только в редчайших случаях приходит сам на помощь без просьбы. Крайняя мера – традиция решения проблемы ЭС через ритуальное самоубийство (Чеурин Г.С., 2000, с. 36).
"Северный" ("деятельностный") психотип. Цель жизни – в неизбежности и необходимости пути духовного роста путем активного эмоционального контакта с окружающим миром, поиска красоты и духовности, невзирая при этом на неизбежные ошибки и страдания (с. 37). "Деятель" считает окружающий мир изначально добрым, а его агрессию по отношению к человеку – как реакцию на несовершенное поведение самого человека, как сигнал к необходимости самосовершенствоваться. Сам погибает, но товарища выручает. Самоубийство – тягчайший грех, так как жизнь дана для самосовершенствования и уход от страданий – уход от духовного возвышения – главной задачи жизни на Земле. "Деятель" считает, что окружающий мир, создав для человека проблему, сам же подскажет выход. Поэтому существует возможность получения необходимого знания непосредственно в ходе ЭС. Такой стиль поведения позволяет "деятелю" работать в ЭС при полном отсутствии как оборудования, так и начальной, на уровне знания, подготовки. Достаточно настроить свою психику на "генерационное" мышление. Россия не Восток и не Запад, и тем более не "прослойка". Россия – это Север (Чеурин Г.С., 2000, с. 37). Г.С. Чеурин считает, что психотип конкретного человека практически не зависит ни от национальности, ни от языка, ни от вероисповедания. Это генетическая предрасположенность. Нет плохих и хороших психотипов. Все имеют свои достоинства и недостатки. Методики обучения, применяемые к иному психотипу, приведут в лучшем случае к взаимонепониманию, в худшем – к взаиморазрушению (Чеурин Г.С., 2000, с. 40).


По мнению Г.С. Чеурина, из трех методик невозможно избрать лучшую или худшую. Все они оптимальны в применении к личностям с соответствующей ментальностью ("психотипом"), все три имеют место в любой общности людей. Могут привести к взаимонепониманию и взаиморазрушению в случае несовпадения. Вопрос преобладания какой-либо методики легко решается на Востоке и на Западе, где большинство личностей могут принадлежать к одному психотипу. В России представлены все три психотипа, поэтому в нашей стране актуален вопрос сосуществования всех трех взаимоисключающих методик. Во избежание конфликтов недопустима публичная дифференциация. Необходимы прогнозирование, терпимость и уважение к мировосприятию "ближнего своего". Принадлежность человека к конкретному психотипу – личная тайна человека, на уровне врачебной, если не выше. Навешивание ярлыков и самодекларации недопустимы. Принятие человека таким, какой он есть, понимание и невмешательство в его жизненные принципы – основа высшего взаимопонимания (Чеурин Г.С., 2000, с. 40).
Как отмечает Г.С. Чеурин, существует соблазн выделить из всех методик самое лучшее и объединить. Это является наиболее опасным для психологического здоровья конкретной личности. Действия каждого участника ЭС адекватны особенностям личного психотипа. Окружающие его действия оценят как принципиально неверные. На конфликт будет потрачено некоторое время. В реальную экстремальную ситуацию зачастую попадают граждане с разным психотипом. Поэтому практически всегда любая ЭС – на природе, среди техники, в городе – сочетается с социальной ЭС. При этом возникает необходимость установления взаимопонимания между ранее незнакомыми людьми (Чеурин Г.С., 2000, с. 41).
Компоненты культуры безопасности по признаку – роль в обеспечении безопасности предметной деятельности – подразделяются на группы. 1) Знания, правила, нормы, являющиеся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к низкой эффективности (или даже полному провалу) деятельности без возникновения опасных ситуаций, вредных для человека и общества последствий. Так, неправильное использование пульта дистанционного управления не дает возможности комфортно пользоваться телевизором или приводит к тому, что человек пропустит тот или иной фильм, передачу, будет слишком часто подвергаться нежелательному воздействию телевизионной рекламы. 2) Знания, правила, нормы, являющиеся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к ущербу в виде упущенной выгоды, экономическим потерям. Например, неправильное применение пылесоса ведет к напрасным тратам времени, электроэнергии и недостаточной эффективности в уборке квартиры. 3) Знания, правила, нормы, являющиеся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к возникновению опасных ситуаций, угрожает человеку потерями в форме травм, болезней, нанесением морального и иного вреда непосредственным участникам деятельности. Например, неправильное использование многих бытовых электроприборов приводит к травмам тех, кто ими пользуется. 4) Знания, правила, нормы, являющиеся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых угрожает человеку физической гибелью, возникновением опасных и экстремальных ситуаций, угрожающих человеку и обществу. Например, нарушение правил дорожного движения зачастую приводит к гибели людей, уничтожению материальных ценностей.


Компоненты культуры безопасности подразделяются на несколько групп по основанию – характер ситуаций, в которых тот или иной компонент культуры безопасности необходим для безопасной жизнедеятельности. 1) Знания, правила, нормы, ценности, использование которых возможно только в конкретных опасных ситуациях: прыгать на одной ноге при попадании под шаговое напряжение, при нападении собаки крикнуть "Фу!" и т.д. 2) Знания, правила, нормы, ценности, использование которых возможно в различных опасных ситуациях: от собаки, нападающего преступника можно спастись при помощи газового пистолета; при угрозе затопления, радиоактивного заражения местности, в случае приближения цунами, селевого потока целесообразна экстренная эвакуация и т.д. 3) Привычки, способности, убеждения, необходимые для профилактики и преодоления многих опасных ситуаций: готовность к разумному риску, готовность к коллективным действиям в случае опасности, умение обратиться за помощью при опасности и т.д. 4) Личностные качества и способности, необходимые для профилактики и преодоления практически любых опасных ситуаций: уверенность в себе, смелость, осторожность, способность прогнозировать опасности, готовность к преодолению страха, волнения, готовность к адекватному самоконтролю в опасных условиях и т.д.
Одна из существенных характеристик современного общества, материального производства, культуры – наличие в них взаимосвязанных и взаимообусловленных тенденций: обеспечение безопасности человека, общества и природы; причинение вреда, ущерба человеку, обществу и природе. Первая группа элементов культуры является собственно культурой безопасности. Вторую группу элементов культуры обозначим при помощи термина "контркультура деструктивности".
К предпосылкам возникновения и развития контркультуры деструктивности следует отнести интересы и действия отдельных социальных групп. Интересы криминальных структур, специализирующихся на наркотиках, проституции, мошенничестве, побуждают их внедрять в сознание молодежи идеи и псевдоценности, направленные на формирование склонности к наркомании, беспорядочным половым связям, азартным играм и т.д. Фирмы, производящие табачные изделия, алкоголь, проявляют активность в рекламе табачных изделий, водки, т.е. способствуют распространению пристрастия к курению и алкоголизма среди населения. Фанатические религиозные секты, террористические организации вовлекают в свои ряды людей, способствуя их саморазрушению. Молодежные субкультурные объединения (панки, рокеры и т.д.) стремятся распространить свое деструктивное влияние среди детей и подростков.


Сущность контркультуры деструктивности в том, что под ее влиянием у различных групп населения происходит формирование и развитие деструктивных форм поведения (суицидальное поведение, беспорядочные половые связи, аборты, наркомания, алкоголизм, проституция и т.д.), черт виктимности (склонность к жертвенности, саморазрушению).
Контркультура деструктивности противоположна по целям, функциям, направленности культуре безопасности, включает идеи, ценности, нормы, традиции, знания, воплощенные в понятиях, символах, образах, материальных предметах, деятельности, людях. Входит в состав науки (псевдонаучные теории, оправдывающие сокращение населения России и т.д.), искусства (бульварная литература, кинофильмы, пропагандирующие культ насилия, жестокости, программирующие склонность к суицидальному поведению и т.д.), идеологии (призывы к уничтожению представителей других наций и т.д.), религии (побуждение умертвить тело ради бессмертия души и т.п.), спорта (допинги, аборты ради рекордов и т.д.).
Контркультура деструктивности существует как случайное явление (привычки отдельного человека, возникшие под влиянием его индивидуального стиля жизни) и как закономерный процесс, отражающий тенденцию криминальных структур, деструктивных религиозных сект и тоталитарных политических режимов к внедрению в сознание, подсознание и поведение больших и малых групп населения различных черт деструктивности и виктимности. Отдельные разрозненные элементы и целые развивающиеся системы контркультуры деструктивности возникают как результаты эмпирических находок отдельных деструктивных людей или на основе научных исследований (разработки структур, занимающихся наркобизнесом, компаний, рекламирующих табачные изделия и т.д.). Контркультура деструктивности действует на людей не только как стихийный и неуправляемый фактор, но и как система социальных и псевдокультурных феноменов, составные части которых взаимосвязаны, скоординированы, управляемы в рамках отдельных групп людей, территорий, государств и в международном масштабе. Контркультура деструктивности влияет на подрастающее поколение через средства массовой информации, искусство (в том числе псевдоискусство), информационные технологии (прежде всего компьютерные игры криминального, порнографического и псевдоспортивного содержания). Более того, изучение практики среднего образования свидетельствует о проникновении элементов контркультуры деструктивности в содержание современного школьного образования. Во многих случаях элементы контркультуры деструктивности создаются специально для школьников, под разными предлогами и различной форме включаются в содержание обучения и самообразования в том числе и в качестве материалов, предназначенных для "профилактики" деструктивных форм поведения учащихся.


Природные, техногенные и социальные факторы риска во многих случаях не действуют автоматически, сами по себе. Для их влияния на человека в большинстве требуется внутренняя готовность человека стать жертвой этих факторов. Наркомания, алкоголизм, СПИД, венерические заболевания, аборты, гибель на дорогах, суицидальное поведение, проституция, криминальное поведение и т.д. в большинстве случаев реально возможны лишь при внутренней готовности человека стать жертвой, при его деструктивности, формируемой прежде всего под влиянием контркультуры деструктивности. Факты случайной гибели от молнии, извержения вулкана, наводнения, урагана и т.д. немногочисленны. Во многих случаях человек сам создает или взаимодействует с факторами риска. Не менее распространены ситуации, когда факторы риска создают окружающие деструктивные люди. Опасен не автомобиль, а автомобиль, за рулем которого неумелый, неосторожный или пьяный водитель. Уничтожает невинных людей не просто оружие (оно может быть использовано как для нападения, так и для защиты), но оружие в руках преступников. Контркультура деструктивности способствует разрушению социального иммунитета человека и общества, нарастанию деструктивных тенденций в сознании и поведении отдельных людей и больших групп населения.

Понятия "культура безопасности" и "безопасность жизнедеятельности" отражают взаимосвязанные явления и процессы. Культура безопасности как социальное явление воплощена в науке (включает научные знания о безопасности человека и общества), искусстве, мифологии, идеологии, религии, спорте. Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина (БЖД) систематизирует и обобщает данные разных наук, в понятийной форме отражает законы безопасности человека и общества. Безопасная жизнедеятельность на индивидуально-личностном уровне – характеристика человека и его жизнедеятельности, основной предпосылкой которой является творческое присвоение этим человеком культуры безопасности. Однако культура безопасности в личностном ее воплощении и безопасность жизнедеятельности как характеристика человека и его деятельности также не одно и то же. Безопасная жизнедеятельность – это жизнедеятельность по законам безопасности (профилактика, минимизация, преодоление, устранение последствий вредных и опасных факторов). Культура безопасности личности как минимум включает в себя целый ряд дополнительных компонентов – это не только безопасная жизнедеятельность, но и мотивация, опыт самосовершенствования готовности к безопасной жизнедеятельности. Отсюда следует, что понятие "культура безопасности" (личности) шире, чем понятие "безопасность жизнедеятельности" (человека). Выходит, безопасная жизнедеятельность человека – основная составляющая личностного воплощения культуры безопасности.



Литература

1. Давыдов В.В. Культура // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - С. 486-487.


2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учебных заведений. - 3 изд. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 591 с.
3. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). - М.: Наука, 1988. - 270 с.
4. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 318 с.


5. Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения. - М.: Русский журнал, 2000. - 194 с.







 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)