ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Категория "интерес" в педагогической теории Л.С. Выготского

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 07 февраля 2005
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА: ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ




В педагогической теории Л.С. Выготского были заложены основы концепции культурно-исторического развития психики (Л.С.Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев), согласно которой сознание человека рассматривается как наиболее сложная форма отражения действительности и продукт общественно-исторического процесса. Идеи этой новой педагогической концепции противоречили господствующей педагогической концепции «tabula rasa», которая, начиная с Я.А. Коменского и Дж. Локка, строила воспитательно-образовательный процесс на субъект-объектных отношениях, предусматривающих подчиненную роль ученика в обучении.
Л.С. Выготский утверждал, что пассивное восприятие учеником указаний учителя является «верхом психологической несуразности» и абсолютно недопустимо [4, C .83]. В противоположность такому подходу Л.С.Выготский выдвинул требование, которое должно быть основным принципом воспитания и обучения – личная деятельность ученика и его собственный опыт [4]. Вот почему значение категории «интерес» в этой концепции заметно возросло по сравнению с концепцией «tabula rasa». Л.С. Выготский считал, что образовательный процесс необходимо строить на «точно учтенных детских интересах» [4, C. 118]. По его мнению, обучение возможно в том случае, если оно опирается на интерес ребенка, другого обучения быть не может [4, C. 155]. Согласно психологическому закону, который выявил Л.С. Выготский, педагог должен следовать основному правилу: «…прежде чем объяснять – заинтересовать; прежде чем заставить действовать – подготовить к действию; прежде чем обратиться к реакциям – подготовить установку; прежде чем сообщать что-нибудь новое – вызвать ожидание нового…» [4, C. 155]. Таким образом, мы видим, что интерес является одним из главных положений его педагогической системы, но важную роль также играют установки и ожидание деятельности.


У Л.С. Выготского есть определение сущности интереса, в котором отражена его природа. С одной стороны, это форма проявления инстинкта, который имеет изначально биологическое происхождение («… является верным выражением инстинктивного стремления», «естественным двигателем детского поведения»). С другой стороны – это новообразованное явление психики («особая нацеленность психического аппарата ребенка на тот или другой предмет», «внутреннее влечение, направляющее все наши силы к исследованию предмета») [4, C. 118, 175]. Таким образом, в интересе сочетаются неосознаваемые и осознаваемые составляющие психики человека.
Л.С. Выготский придавал инстинкту огромное значение. По его мнению, инстинкт – это сильнейший импульс и стимул к деятельности, «реакция поведения всего организма» [3, C.153; 4, C.96]. В.В. Давыдов полагает, что Л.С. Выготский заимствовал популярный в то время биологический и физиологический термин, внося в него социально-психологическое содержание [4, C.19] рассматривая инстинкт с позиций педагогической психологии, он под ним понимал потребности и интересы человека, которые действительно динамичны и способны приобретать новые формы.
Мы считаем, что инстинкты не следует включать в структуру и содержание интереса, но его детерминирующее значение по отношению к потребностям в частности и к мотивации вообще, в том числе к интересам, не отрицаем. Разумеется, преобразованные характерные черты инстинктов прослеживаются в интересах. Инстинкты составляют основу потребностей, а интерес, по нашему мнению, это высшая форма проявления потребности. Для теории образования это положение имеет особое значение, так как, по сути, речь идет о предопределенности (инстинктивности) образования и самообразования.


Л.С. Выготский считал, что нельзя воспитывать другого человека, можно только самовоспитываться, изменять свои реакции через свой собственный опыт. Именно поэтому педагогический процесс должен основываться на самостоятельной деятельности ученика, в основе которой находятся его познавательные интересы, а учитель должен строить свою деятельность и регулировать социальную среду в соответствии с ними [4, C. 83-87]. В результате, ученик ощущает себя субъектом своей деятельности и отношений с окружающими, что способствует его саморазвитию и самовоспитанию. Таким образом, самостоятельность ученика – это источник и движущая сила развития его самосознания и дальнейшего самоопределения.
Л.С.Выготский полагал, что очень трудно найти верный интерес и следить, чтобы он не уклонялся и не подменялся другим [4, C. 119]. Он проводил разграничение между естественными интересами и прививаемыми, интересом-целью и интересом-средством. Интересы-цели остаются на всю жизнь и составляют основной закон воспитательно-образовательного процесса, вторые служат средством воспитания реакций.
По мнению Л.С. Выготского, интерес можно выработать следующим образом: предмет должен быть одновременно новым и старым, знакомым и связанным с чем-либо интересующим нас, и заключать новые формы деятельности. Изучение предмета должно быть личной задачей ученика. Таким образом, соблюдается принцип: «через детский интерес к новому детскому интересу» [4, C. 121]. Этому способствуют трудовой метод и соединение учебных занятий с жизнью; а также связь между предметами курса, концентрическое преподавание. Л.С. Выготский утверждал, что необходимо разбудить интерес прежде, чем сообщить ребенку новое знание, что подобно разрыхлению почвы перед посевом [4, C. 122].


Согласно Л.С. Выготскому, собственный опыт формирует знания, и посредством этого опыта осуществляется воспитание и обучение. Живым социальным опытом ребенка является игра [1], «незаменимое орудие воспитания» [4, C. 125]. Игра самым непосредственным образом связана с интересом, она вызывает его, поскольку соответствует возрасту и потребностям ребенка [4, C. 124]. Игра это и воспитательный механизм, превращающий инстинкты в потребности и интересы, и лучшая форма организации эмоционального поведения, так как будит чувства, которые необходимо постоянно согласовывать с правилами игры и ее конечной целью [4, C. 144]. Саморегулирование поведения в игре происходит спонтанно, без участия педагогов. Таким образом, интерес способствует повышению жизненного тонуса и чувства удовольствия, то есть, связан с эмоциями и чувствами. Эмоции необходимо воспитывать, чтобы они способствовали получению удовольствия в процессе совершения деятельности. Кроме того, важно учитывать, что интерес как интеллектуальное чувство возникает в интеллектуальной деятельности и руководит ею, что является примером разумного использования чувства [4, C. 143]. Прослеживается детерминирующая взаимосвязь развития интереса, игры и эмоций. Игра служит средством воспитания интереса и эмоций, координации и связи между ними, и возникает на их основе.
Л.С. Выготский также указывал на связь интереса с некоторыми психическими процессами. Прежде всего, со вниманием, так как детский интерес это наиболее частая форма проявления непроизвольного и произвольного внимания, он руководит и направляет детским вниманием [3, C. 172; 4, C. 154]. Кроме того, интерес влияет и на работу памяти: интересный материал обеспечивает глубокое усвоение [2, 3, 4]. В теории Л.С. Выготского интерес – это форма проявления инстинкта (как мы убедились выше) и психическое явление, связанное с такими психическими функциями, как память и внимание. Таким образом, подчеркивается двойственная природа интереса: связь подсознания с сознанием.
Категория «интерес» пронизывает практически все положения теории Л.С. Выготского и выходит на первый план. По его мнению, он определяет характер субъектной и активной деятельности ученика. Интерес ученика влияет на роль педагога, он должен разумно направлять свою активность. Более того, интерес является основой воспитательно-образовательного процесса, который в итоге строится как сотрудничество учителя и ученика, но роль истинного воспитателя отводится социальной среде.



Список использованной литературы.
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – с.892-997.


2. Выготский Л.С. Лекции по психологи // Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – с.756-827.
3. Выготский Л.С. Общая психология: // Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – с.121-215.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)