ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18 августа 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Персональные литературные энциклопедии можно отнести к числу новых видов изданий - они появились лишь во второй половине XX в. Большая часть из них, известных до сегодняшнего дня, была выпущена за рубежом. Отечественному читателю долгое время было известно только одно подобное издание на русском языке - Лермонтовская.

Она вышла в свет в 1981 г., хотя ее замысел возник еще в 1958 г., когда известный исследователь жизни и творчества М.Ю. Лермонтова Л.П. Семенов обратился к группе ленинградских литературоведов с предложением подготовить эту энциклопедию. Она должна была подытожить достижения лермонтоведения, стать сводом сведений о жизни и творчестве поэта, о его литературном и бытовом окружении, его предшественниках и последователях в русской и мировой литературе, об отражении его сюжетов и образов во всех областях искусства. Соответствующую работу повели совместно Институт русской литературы АН СССР и Редакция литературы и языка издательства "Советская энциклопедия" в начале 60-х годов. В ее процессе авторы и редакторы старались учитывать интересы широкого круга читателей, ориентируясь, с одной стороны, на специалистов-филологов, педагогов, аспирантов и студентов, а с другой - на всех, кто любит Лермонтова, кого интересует его личность, его жизнь и творчество, т.е. на массового читателя.

Основная масса материала в Лермонтовской энциклопедии посвящена творчеству поэта, каждое его произведение в зависимости от значимости (с различной степенью подробности) освещено в отдельной статье. Значительную часть материалов издания составляют проблемные статьи о творчестве писателя, в том числе рассматривающие его центральные родовые категории; отдельные материалы посвящены жанрам поэзии (статей о жанрах прозаических в этой книге нет), многие освещают различные стороны лермонтовской поэтики: язык, стиль, пейзаж, символ, заимствования и др. В обобщающих статьях освещены общественно-историческая позиция М.Ю. Лермонтова, его художественный метод, творческий процесс, проблемы лирического героя, эстетического идеала и т.д. Особо выделена характеристика

стр. 37

связей поэта с русской литературой в двух аспектах: усвоение им традиций предшественников и влияние его самого на дальнейшее литературное развитие; оценка места поэта в русской литературе дана в статьях "Русская литература XIX века" и "Советская литература и Лермонтов"; наряду с этим приведена подробная история переводов произведений Лермонтова на языки народов СССР. Тема связи М.Ю. Лермонтова с зарубежными литературами также рассмотрена в двух аспектах: восприятие им мирового литературного наследия и распространение его творчества за рубежом; материалы первого рода посвящены как целым литературам или литературным комплексам, так и отдельным писателям; имеется история перевода произведений поэта на языки народов мира.

Основу биографических сведений на страницах Лермонтовской энциклопедии составляет хронологическая "Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова". Она дает читателю последовательное представление о важнейших фактах жизни и деятельности поэта. Кроме того, в отдельных статьях обрисованы разные этапы и обстоятельства его жизненного пути. Многочисленные справки практически исчерпывающе представляют окружение поэта: его друзей, родственников, знакомых, литераторов-современников и др.

Отбор материала в энциклопедии целиком определен стремлением осветить факты и события строго в их отношении к М.Ю. Лермонтову, его жизни и творчеству; исключены сведения общего характера, которые можно найти в известных справочниках и специальных изданиях (кстати, указанных в пристатейных и затекстовом списках литературы). Необходимые сведения, относящиеся к разработке лермонтовской темы в искусстве, содержат обзорные статьи "Театр и Лермонтов", "Кинематограф и Лермонтов" и т.д.

В состав энциклопедии вошла большая обзорная статья "Лермонтоведение", излагающая историю изучения жизни и творчества поэта от 40-х годов XIX в. до 70-х годов XX в.; есть статьи о рукописном наследии, об издании сочинений, о цензуре, которой подвергались произведения М.Ю. Лермонтова, о журналах, где он печатался. Включены в издание статьи о географических пунктах, связанных с именем поэта - в их про-

стр. 38

шлом и настоящем, схемы (маршруты) поездок поэта по стране. К собственно энциклопедической части книги присоединены материалы Словаря языка Лермонтова, включающие словарь рифм и частотный словарь языка поэта; правда, они, хотя и дополняют текст энциклопедии по поэтике и стиховедению, имеют очень узкий читательский адрес и перегружают издание. Завершает энциклопедию указатель, в котором приведена тематическая систематизация материала.

Том хорошо иллюстрирован, на цветных вклейках представлены практически все прижизненные портреты М.Ю. Лермонтова, даны акварельные и живописные работы самого поэта.

Таким образом, "Лермонтовская энциклопедия" знакомит читателя со всеми сторонами жизни и творчества поэта, полнота охвата материала позволяет получить весь комплекс необходимой информации и о его месте в мировом литературном процессе. Издание подводит итог всем предшествующим исследованиям, отмечает нерешенные вопросы и ставит проблемы для дальнейшей разработки. И, несмотря на отмеченные некоторыми специалистами (Ю.М. и М.Ю. Лотманы) недостатки, сегодня именно оно может служить образцом персональной литературной энциклопедии.

Однако современные писательские энциклопедии ни в чем не соответствуют этому образцу: они иначе подготовлены и ориентированы главным образом на массового читателя.

Булгаковская энциклопедия (М.: Локид; Миф, 1996. - 592 с., ил.) является полностью авторским изданием (вышла в авторской редакции), что в целом не характерно для подобных отечественных книг. Б.В. Соколов - один из известных булгаковедов России, - выступил не только автором текстов статей, но и подготовил весь справочный аппарат и иллюстративное оформление, что и предопределило особенности издания и существенные недостатки.

Прежде всего следует отметить несвоевременность выхода энциклопедии М.А. Булгакова - сегодня разысканы и изданы еще не все его произведения, ведь имя писателя широко стало известно читателю лишь в 60-е годы; рано говорить даже о достаточном освоении литературного наследия, сравнительно недавно начался и процесс

стр. 39

изучения жизни и творчества писателя. Появление издания можно объяснить лишь коммерческими интересами издателей, которые не учитывают объективных требований к аналогичным энциклопедиям, являющимся результатом длительного труда коллектива специалистов с целью подготовки научно обоснованного и фактически точного материала.

Булгаковская энциклопедия рассчитана на массового читателя, что заранее оговорено автором в предисловии, где, кроме того, указывается и на субъективность при отборе материала (!) и на его неполноту (!). В издании можно выделить два основных блока статей: посвященные реальным историческим лицам (персоналиям) и произведениям М.А. Булгакова; в отдельную группу выделены три статьи обзорного типа. Блок персоналий включает материалы о ближайшем окружении писателя (его родственниках и друзьях), о философах и писателях, которые оказали влияние на него, а также о политических деятелях. Состав блока неоднороден: так, подбор персоналий из близкого окружения весьма субъективен, например, не отражено знакомство Булгакова с литераторами-современниками, журналистами, критиками, актерами и др. Другие статьи из помещенных тут же содержат попытки выхода на обобщения: о месте писателя в мировой художественной литературе (статьи о писателях) и о философской проблематике произведений Булгакова (статьи о философах). Однако это нарушает логическую систему всего издания, где необходимо было бы отделить статьи о персоналиях от обзорных проблемных. Наконец, этот блок содержит много сведений общего характера, которые либо хорошо известны читателю, либо уже отражены в массиве популярных изданий (особенно это заметно в статьях о политических деятелях).

Второй блок содержит материалы о произведениях М.А. Булгакова, значительная их часть - статьи о романе "Мастер и Маргарита" (его персонажи, адреса, отдельный эпизод). Среди других произведений писателя, как художественных, так и нехудожественных (представлены наиболее неполно) Б.В. Соколовым произведен отбор субъективный и "вкусовой", ибо данная энциклопедия отражает не все литературное наследие писателя.

стр. 40

Хотя на сегодняшний день, повторяем, полнота в представлении произведений Булгакова практически недостижима, в данном издании отмечены даже не все известные и изданные, и в целом данная проблема не поднимается. Статьи о романе "Мастер и Маргарита" несут двойную нагрузку: в них делается еще одна попытка выйти на проблемный уровень - обсуждаются вопросы творческой манеры Булгакова, основных мотивов его творчества, его гражданская позиция и т.д., что перегружает текст предельно конкретных статей. К тому же невозможно построение теоретических литературоведческих выкладок на отдельных примерах, без использования обобщений.

Выделенные в отдельную группу обзорные статьи "Демонология", "Масонство" и "Христианство" выражают авторскую концепцию понимания творчества М.А. Булгакова, что часто кажется спорным другим исследователям. Это единственные в издании обзорные статьи, но они не выходят на уровень осмысления творчества в целом и резко выделяются из общего ряда энциклопедии.

Словом, издание не соответствует своей главной цели - дать читателю полную и объективную картину жизни и творчества М.А. Булгакова, которая основывается на материале всех предшествующих исследований булгаковедов. Многие сведения в статьях носят случайный характер, они перегружены цитатами из документов и произведений и даже пересказами самих произведений; в тексте много фактических ошибок и разночтений, в том числе и весьма принципиальных, отмеченных в журнале "Знамя" N 10 за 1997 г.

Наиболее удачная часть данной энциклопедии - хронологическая летопись "Михаил Булгаков: дела и дни. 1891-1940", хотя следует отметить перегруженность и этой части цитатами.

Издание иллюстрировано черно-белыми фотографиями, как правило, это портреты и сцены из спектаклей или телепостановок, размещенные непосредственно в текстах статей; обедняет иллюстративный ряд небольшое число фотодокументов (факсимиле рукописей, рисунков Булгакова и т.п.).

Следует также отметить несовершенство библиографического аппарата издания, представленного затекстовыми библиографическими списками.

стр. 41

Они отличаются неполнотой, несоответствием принятым стандартам, неудобством в использовании, полным отсутствием системы указателей.

Итак, Булгаковская энциклопедия не только не содержит необходимого объема научных сведений, фактического материала, объективных оценок и выводов, но и не отражает сегодняшнего положения в отечественном булгаковедении. Содержание, построение, характер подачи информации и ее смысловая сущность не соответствуют требованиям, предъявляемым к энциклопедическим изданиям, являются профанацией самого вида персональных литературных энциклопедий и показателем низкого уровня издательской культуры.

О необходимости подготовки и выпуска Пушкинской энциклопедии говорят уже долгие годы. Появлялись проекты будущего издания и даже информация о работе над ним Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН (выпуск его намечался на 1999-2001 гг.). Но вышедшая в 1999 г. Пушкинская энциклопедия (М.: 000 "Фирма "Издательство "ACT", 1999. - 808 с., ил.) не имеет никакого отношения к анонсированному ранее. Это юбилейный проект, содержание которого ограничено биографией поэта. В нем разделены материалы о жизни и творчестве А.С. Пушкина, при этом первые из них практически не содержат творческих моментов и сведены к бытовому уровню. При обращении к личности поэта это трудно представить, ведь в подобных случаях мы имеем дело с неразрывной связью всякого бытового события с творческим процессом.

Рассматриваемая "Пушкинская энциклопедия" состоит из нескольких практически самостоятельных частей, образующих два - основной и дополнительный - блока. В основном можно выделить несколько частей. Биография поэта традиционно представлена в виде хронологической летописи, причем данный материал включает лишь основные факты его жизни и творческого пути, т.е. носит конспективный характер. При этом большое внимание уделено цитированию документальных и художественных источников, которые использованы в качестве комментария к событиям летописи. Следующую часть биографического блока составляют воспоминания о последних днях поэта -

стр. 42

своеобразный монтаж из писем, документов, отрывков из дневников и т.д., здесь же помещены отрывки из воспоминаний. Но в данном виде этот раздел не справляется со своей задачей, не дает последовательно изложенной информации о последних днях Пушкина, ограничиваясь выборкой цитат.

Единственная действительно энциклопедическая часть издания - "Пушкин и его окружение" - содержит документальные данные о современниках, с которыми общался поэт: родственники, товарищи по Лицею, московские и петербургские литераторы и др. В основе подбора, по словам авторов, лежит "биографический принцип". В действительности же читатель имеет дело с сокращенной перепечаткой книги Л.А. Черейского "Пушкин и его окружение" (Л., 1989). Здесь материал организован в виде энциклопедических статей, расположенных в алфавите фамилий персоналий. Основную часть каждой статьи занимают сведения об истории, характере и хронологии взаимоотношений данного лица с А.С. Пушкиным, причем каждый сообщаемый факт документируется (указывается источник сведений). Впрочем, система организации ссылок и библиографический аппарат отличаются сумбуром, что затрудняет обращение читателя к дополнительным материалам.

Отдельную часть представляет собой "Хронология творчества", которая не является летописью творчества. Материал здесь организован частично по родам литературы, частично по видам произведений, внутри разделов произведения даются в порядке их написания. В данной части представлены только основные произведения А.С. Пушкина, в статьях о них изложена история их создания и выхода в свет, т.е. биографические моменты, которые могли быть освещены в первой части энциклопедии. Завершает блок раздел "Русские писатели о Пушкине", где помещены статьи и речи известных русских писателей: Гоголя, Тургенева, Бунина, Ахматовой и др. с 1832 по 1961 г. (в хронологии их появления). Этот раздел не соответствует даже собственно биографической концепции издания, а его содержание не имеет ничего общего с изданием энциклопедическим.

В качестве дополнения в энциклопедию включены разделы "Произведения Пушкина на теат-

стр. 43

ральной сцене" и "Кинематография и Пушкин". Их цель - дополнить материал о творчестве писателя и его месте в культурном потоке. Но они остаются ничем не оправданными, не имея никакой связи с основной частью.

В целом можно отметить структурную неорганизованность данного издания, отсутствие четко разработанных и последовательно соблюдаемых принципов в подборе и подаче информации. Ограничение энциклопедии рамками биографии ничем не оправдано, при этом следует отметить, что собственно биографии - полной, научно подготовленной и корректной - на ее страницах нет. Энциклопедия носит конспективный и компилятивный характер, ее содержательная ценность весьма сомнительна.

Правда, следует отметить высокий уровень полиграфического исполнения и художественного оформления издания. Иллюстрации в "Пушкинской энциклопедии" имеют самостоятельную ценность: это репродукции пейзажных зарисовок того времени, портреты современников поэта, лучшие и классические иллюстрации к его произведениям, рисунки самого А.С. Пушкина, факсимиле страниц первых изданий и др. Похоже, в данном случае главным было выпустить юбилейное, подарочное, "красивое" издание, содержание его - вопрос второстепенный.

Современные издатели, прибегая в заглавии книги к слову "энциклопедия", пользуются привычным к нему доверием: ведь оно еще остается синонимом авторитетного, полного, научного и действительно ценного издания. Но при этом они не учитывают объективные требования к такого вида изданиям, не уделяют должного внимания уровню и качеству их подготовки. Появляются псевдоэнциклопедии, происходит смешение типо-видовых понятий, совершенно не используется опыт предшествующих персональных энциклопедий, в первую очередь Лермонтовской.

Сегодня отечественное литературоведение накопило богатый материал, который можно использовать для подготовки энциклопедий русских писателей-классиков. Однако при этом необходимо внимательнее работать над ними с учетом практического опыта и теоретических разработок.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)