ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОБЛЕМАМ РУСИСТИКИ И БИБЛИОТЕЧНОЕ КОМПЛЕКТОВАНИЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРИНСТОНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 29 августа 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Структура факультетов в университетах США однородна. Во главе - декан, затем идут его заместитель и руководитель аспирантских курсов. У этого руководителя обычно также есть заместитель. На каждом факультете работают 8 - 10 профессоров, 5 - 6 их помощников (доцентов), а также внештатные профессора и лекторы. Кроме этого, имеются кураторы по различным дисциплинам, работающие в кабинетах, архивах и музеях при конкретном факультете.

Большинство читаемых курсов на каждом факультете ведется на альтернативной основе, т. е. по выбору студентов. Однако есть и обязательные курсы по базовым дисциплинам для данного направления. Студент обязан набрать минимум баллов по этим предметам, причем в зачет идут лекции, семинары, кружки и т. д. До защиты диссертации аспиранты обычно каждый семестр изучают 3 - 4 дисциплины в течение первых 2 - 3 лет своего пребывания в Принстоне.

Вообще в США существуют несколько уровней образования и получения ученых степеней. Низший уровень - "ассоциированная" степень, или степень младшего специалиста, присуждаемая выпускнику двухгодичного колледжа или технического института. Обычно этот диплом позволяет продолжить обучение в университетах или четырехгодичных колледжах.

В самой аспирантуре тоже два уровня. Нижний - магистр, степень которого можно получить после одногодичного курса в университетской аспирантуре. Высший - доктор, для получения степени которого надо готовить диссертацию в течение как минимум 2 - 3 лет, а обычно - 5 - 6 лет, а то и более. Есть и дальнейший "продвинутый уровень" для углубленных исследований для докторских диссертаций. Можно провести здесь аналогию с российской докторантурой. Именно достигшие этого "продвинутого" уровня становятся затем профессорами, руководителями кафедр или научных школ, центров и т. п.

Соискатели сдают общие экзамены в конце второго - начале третьего года обучения в аспирантуре, в устной и письменной формах по основным профильным дисциплинам. От аспирантов ожидают хорошего знания иностранных языков. Кроме занятий на отделениях немецкого, французского, испанского, арабского, японского, китайского, русского, итальянского языков, аспиранты могут после первого года обучения поступать на интенсивные летние курсы, причем оплату берет на себя руководство факультета или университета.

Общие экзамены по профилирующим предметам обычно состоят из одночасового письменного и двух- или трехчасового устного собеседования-теста, на котором обсуждают тезисы из письменной работы.

Славянский факультет Принстонского университета предлагает для аспирантов, претендующих на степень доктора философии, несколько программ по русской литературе или русской и славянской лингвистике. Программа обучения предоставляет студентам твердую основу знаний по их определяющему направлению исследований, а также по смежным отраслям и учебным дисциплинам, в частности по сравнительному литературоведению, литературным теориям, лингвистическим теориям, другим славянским языкам и литературам. Программа подготовки докторов философии сравнительно коротка, что позволяет аспирантам, принимающим в ней участие, за 3 - 4 года освоить ее. Принстонский университет предоставляет также аспирантам неповторимую возможность окунуться в атмосферу жизни научного центра в небольшом городке, поблизости от таких мегаполисов, как Нью-Йорк и Филадельфия.

В целом программа подготовки докторов философии рассчитана на пятилетний срок. Первые два года аспирант слушает учебные курсы, а затем сдает экзамены, что может происходить и в первый семестр третьего учебного года. Во время третьего года обучения аспирант обычно сочетает исследовательскую работу (сбор материалов, работа над текстом диссертации) с преподавательской нагрузкой. На четвертый год аспирант успевает, как правило, съездить в Россию (или другую славянскую страну, если он занимается ее изучением), чтобы на месте продолжить свою диссертационную деятельность. (При этом аспиранты по традиции обращаются к зарубежным университетам для получения соответствующих стипендий во время пребывания вне Принстона, либо получают гранты от федерального правительства США или неправительственных спонсирующих конкретные исследования фондов и организаций.) На пятом году обучения, как и на третьем, аспирант сочетает преподавательскую и научную работу, уделяя первоочередное внимание завершению работы над диссертацией. В свою очередь, иностранные аспиранты, работающие в Принстоне, согласовывают свои планы с директором аспирантских курсов и с прикрепленными к ним консультантами.

Аспирант получает список литературы с перечнем безусловно требуемых и рекомендуемых работ, которые относятся к различным сферам и областям знаний, необходимых для обучения и подготовки к общим экзаменам. Вообще же требуется как можно быстрее определить как общенаучное направление, так и более конкретное и узкое, соответствующее тематике диссертации. В программе большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым аспирантом. Это также должно облегчить и ускорить выбор молодым исследователем конкретной диссертационной темы.

Аспиранты должны пройти обучение по структуре русского языка (два семестра), бытового славянского и церковнославянского, древнерусского языков, истории русского языка, а также изучить один славянский язык или более (чешский, польский, сербохорватский, болгарский). Для обеспечения соответствующей подготовки по теоретической лингвистике (например, синтаксис, морфология, фонология, языковые универсалии) аспирантам также рекомендуется, хотя это требование является необязательным, изучить и некоторые программы на курсах русской литературы. Уровень владения языка при таком обучении настолько высок, что, например, нотариальный перевод в Киеве с удовольствием использует знания выпускников Принстона.

Все аспиранты должны иметь обширные познания по истории и текстологии основных произведений русской литературы. Работая со своими консультантами, аспиранты выбирают из многочисленных курсов то, что им нужно. Индивидуальные планы и программы обучения могут варьироваться в соответствии не только с интересами, но и с характером предыдущей подготовки. Семинары касаются конкретных исторических периодов развития русской литературы (например, реализм, символизм, советская и постсоветская литература и культура), отдельных авторов (например, Пушкин, Толстой, Достоевский, Цветаева), теоретических школ изучения литературы (например, русская критическая традиция со времен Белинского до Бахтина и Тартуской школы) и соответствуют профилирующим дисциплинам в изучении литературных жанров (эволюция русской поэтической формы, эволюция русской прозы). Аспирантам рекомендуется, хотя это и необязательно, посещать курсы по русской, советской и постсоветской лингвистике.

Задействованные в программе аспиранты обычно получают стипендии в течение всего пятилетнего срока обучения, в то же время оплачивая расходы на обучение, страхование здоровья, питание. В качестве компенсации (и профессиональной тренировки) аспиранты могут вести преподавательскую работу (по литературе, языку или по тому и другому), хотя бы в течение двух семестров. Обычно это происходит после сдачи общих аспирантских экзаменов.

Факультет обеспечивает аспирантов широкими возможностями вести педагогическую деятельность со студентами любых факультетов Принстона. Преподавание ведется в форме инструктажа на начальных или среднего уровня языковых курсах, на вводных лекциях к курсам по русской литературе. Обычно подобного рода деятельность начинается на третьем году обучения в аспирантуре.

Аспиранты по русской литературе должны продемонстрировать свои навыки чтения либо французской и/или немецкой литературы, либо любой славянской, кроме русской. Аспиранты, занятые изучением русской и славянской лингвистики, должны показать знание или немецкого и одного из славянских языков (кроме русского), или двух славянских языков (помимо русского). При этом постоянно существует возможность пройти обучение таким языкам, как чешский, польский, сербохорватский и болгарский. Выполнение вышеназванных требований к языковой подготовке гарантирует допуск аспиранта к общим экзаменам. Естественно, что все соискатели докторских степеней должны по мере возможности максимально быстро начать свою языковую подготовку.

До сдачи общих экзаменов аспиранты проходят тестирование по русскому языку для оценки степени успехов в этом обучении. Общий экзамен состоит из письменной работы и устного ответа, причем лишь удовлетворительная оценка письменной работы является допуском к устному экзамену. Общий экзамен базируется на изучаемых курсах и предметах и соответствует списку литературы для чтения и изучения, получаемого аспирантом при зачислении в аспирантуру. Эти списки делятся на две версии: для изучающих русскую литературу и для изучающих славянскую лингвистику.

Диссертация обычно создается на основе синтеза тех работ, которые делает аспирант для семинарских или других заданий, выполняемых под руководством преподавателей факультета. В целом можно считать, что диссертация носит характер своеобразного эссе, содержание которого связано с углубленным изучением предмета исследования, объемом обычно от 150 до 200 страниц. На защите диссертант устно выступает и отвечает на вопросы как преподавателей факультета, так и прочих заинтересованных ученых и исследователей. При этом от диссертанта требуется не только демонстрация знания обсуждаемого предмета, но и умение эффективно отстаивать свою точку зрения в научных спорах и диспутах.

Заявители должны иметь хорошую подготовку по русскому языку (не менее трех лет обучения в колледже), а также свободно владеть английским. Если есть намерение заниматься славянскими языками и лингвистикой, аспиранты должны получить соответствующую подготовку по общей, синхронической и диахронической лингвистике. Будущие аспиранты в области русской литературы должны иметь базовые знания по русской литературной традиции, жизни и творчеству основных писателей-классиков. Потенциальным аспирантам также очень рекомендуется контактировать с факультетом, по возможности посещая университетский городок и встречаясь с преподавателями. Такие контакты всегда можно установить по телефону или факсу управляющего делами аспирантуры. Дополнительную информацию по вопросам поступления в аспирантуру Принстонского университета можно также получить на веб-сайте. Туда же можно присылать заявление о поступлении.

Почти 50 лет назад была сформирована межфакультетская программа русских исследований, которая связана с планами научных исследований еще нескольких факультетов: сравнительного литературоведения, экономики, истории, политики, славянских языков и литературы, музыки, социологии и школы Вудро Вильсона по изучению общественных и международных отношений. Программу можно комбинировать с одним из основных направлений деятельности конкретного факультета, а также с основными дисциплинами технического или гуманитарного цикла.

Цель программы - обеспечить ее участникам-студентам соответствующие знания по русскому языку и дать научные основы для понимания российской цивилизации. Кроме требований традиционного либерального образования, программа должна создать своего рода базис для карьеры в сферах управления, права, образования, журналистики, науки, международных отношений и прочих сфер общественной деятельности. Студенты, желающие получить в дополнение к общему диплому сертификат по русистике, должны будут сочетать аудиторную работу с учебой за рубежом в течение семестра или летних каникул с тем, чтобы усовершенствовать знание языка, а также провести свои собственные исследования. Главная задача здесь - достижение лучшего понимания культуры и традиций исследуемой страны.

Чтобы участвовать в программе, студент должен к концу второго курса обладать следующими качествами:

1. Удовлетворительная подготовка для обучения на вышеназванных и других факультетах, с которыми могут согласовываться цель и содержание данной программы.

2. Желание учить русский язык. Студенты, ранее не изучавшие его, должны начать это не позднее первого семестра второго курса, а желательно - еще раньше.

При этом студенты должны завершить обычную программу своего факультетского образования. Им могут быть зачтены и изучаемые курсы на различных факультетах по программе русских исследований, но при условии, что они будут эквивалентны требованиям того факультета, к которому прикреплен конкретный студент.

Студенты должны знать русский язык в объеме не ниже курса "Продвинутый русский язык для чтения и разговора" и использовать материалы на русском языке в своих дипломных работах.

До конца последнего года обучения в рамках данной программы студенты должны набрать минимально требуемое количество зачетных баллов по хотя бы четырем из нижеперечисленных курсов:

а) один из следующих: "История императорской России 1700 - 1917 гг.", "История, культура и общество в царской и советской России", "История советской империи";

б) любой из курсов по русскому языку или советской литературе, предлагаемых для изучения студентам и аспирантам в 1998 - 2000 гг. (примеры см. выше);

в) один из следующих: "Российская экономика", "Политические и экономические изменения в бывшем СССР", "Китай и Россия: сравнения и взаимоотношения";

г) любой другой курс, кроме перечисленных ранее по истории, литературе и социальным наукам, а также один из курсов из подходящих смежных областей исследования типа "Искусство и архитектура славянских стран", "Российская музыка, литература", "История, экономика, политика (или социология) Восточной Европы" (или Центральной Азии), "Антропология народов Евразии" (включая проживающих в Сибири или на российском Дальнем Востоке).

Студенты должны готовить выпускные работы по российской или советской тематике в соответствии с выбранными ими направлениями исследований, используя в основном русскоязычные исходные материалы, одобренные и просмотренные соответствующим научным консультантом на их факультете. Тема исследования может касаться и сравнительного анализа при условии, что акцент будет сделан на Россию. Студент, изучающий естественно-научные дисциплины, также может успешно выполнить требования данной программы, если в своей работе он будет опираться на публикации на русском языке.

Студент, выполнивший требования программы, получает специальный сертификат (свидетельство), удостоверяющий полученные знания по русской тематике.

В связи с усилением процесса "утечки мозгов" из России после 1991 г. в Принстоне и других университетских библиотеках появилось множество русских специалистов и читателей. Они запрашивают не только научную и учебную литературу, периодику, но и развлекательную беллетристику. К тому же многие из них приезжают с семьями. Все они становятся читателями Принстонской библиотеки или непосредственно, или через Интернет. Приходится учитывать интересы и этой категории читателей. Кроме того, даже развлекательная литература (например, произведения А. Марининой) необходима для преподавателей, ведущих занятия и научные исследования в рамках Программы исследований женского вопроса.

Имея в виду, что университетская библиотека представляет своего рода информационную модель для академического процесса обучения и научных исследований, мы должны подчеркнуть наличие двух основных подходов к комплектованию соответствующих фондов, в нашем случае - русской гуманитарной книги. Первый из них используют большинство библиотек американских университетов и колледжей (с четырехгодичным сроком обучения), когда фонды соответствуют планам преподавания (учебному плану). Таким образом создается определенный стержень, ядро информационных материалов и, следовательно, формируется профиль учебного заведения. Исходя из этого профиля, поставщик (книготорговая фирма) подбирает издания для библиотеки. Конечно, возможны финансовые, бюджетные, хронологические, типологические (монографии, серии, периодические издания, микроиздания и т. д.) ограничения.

Другой подход реализуется в Принстонском университете, который считает свою библиотеку научной. Поэтому комплектование ее фондов не ограничивается принципом соответствия проводимым в университете программам научных исследований. Основная трудность в этом случае связана с необходимостью учета перспектив развития современной системы наук, т. е. важно каким-то образом предугадать научные предметы, которыми могут интересоваться или заниматься как в ближнем, так и в далеком будущем.

Еще одна сложная проблема с таким подходом к комплектованию связана с необходимостью иметь в фондах научной библиотеки издания художественной и популярной литературы. Известно, что именно в художественной литературе и искусстве отражаются идеалы и устремления человечества. С их помощью эти идеи и цели овладевают массами, а с другой стороны - доводятся до массового читателя достижения современного научно-технического прогресса. Скажем, русские художественные и популярные книги отражают современное состояние культуры, а исторические романы создают картину России в ее попытках осмыслить или переосмыслить себя в историческом плане, но в доступной, популярной форме.

Наконец, и вопрос о профилировании библиотечного фонда научной библиотеки не снимается с повестки дня, но с учетом всей целостности академического процесса - и в учебном, и в исследовательском отношениях. Например, в Принстоне нет юридического факультета, но вопросы законодательства сохраняют свою актуальность, тем более что речь идет о реформируемой России, где создание новых законов точнее всего отражает складывающуюся общественно-политическую и культурную ситуацию. В Принстоне нет отдельных курсов по русской философии или искусству. Эти аспекты лишь относительно, поверхностно раскрываются в курсах по русской истории и литературе. Но книги по этим предметам приобретаются, исходя из исторической необходимости и по научно-исследовательским соображениям.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)