ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




О. С. Махнева:
аспирант кафедры художественного образования и развития личности Кузбасской государственной педагогической академии (Новокузнецк)
_____________________________

В статье рассматриваются подходы к определению понятий "патриотизм" и "патриотическое воспитание"; выявляются особенности младшего школьного возраста, значимые для воспитания патриотизма у детей этой возрастной группы.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, младший школьник, компоненты патриотизма.

_____________________________

В связи с произошедшими за последние десятилетия изменениями современная школа попала в ситуацию, когда ей приходится заново выстраивать собственную образовательную среду, где необходимо выбирать, чему и как обучать и воспитывать. И зачастую на первый план выдвигается именно обучение, оставляя воспитание в тени. Особенно это отражается на патриотическом воспитании, поскольку оно по своему содержанию как никакое другое было наиболее тесно связано с политическим строем ушедшей эпохи, а определение его направленности в современных условиях вызывает затруднение.

На современном этапе общество и государство остро осознают значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, которому необходимо не только знать и любить свою страну, но и уметь уважительно взаимодействовать с населяющими ее народностями. В связи с этим разрабатываются целевые государственные программы (программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2001 - 2005 и 2006 - 2010 гг.), проходят конференции, проводятся семинары по данной проблеме. На основании этого можно заключить, что социально-экономическое положение России предъявляет ряд требований, связанных с воспитанием деятельной личности, принимающей активное участие в развитии и укреплении своей многонациональной страны.

В процессе изучения психолого-педагогической и философской литературы мы отметили, что многие ученые (А. Н. Вырщиков, Н. В. Ипполитова, Г. А. Коновалова, В. И Лутовинов, С. Е. Матушкин и др.), оценивая значение патриотизма в жизни народов и каждого человека, рассматривают его в качестве ведущей ценности современного общества. Данная точка зрения представляется нам значимой, что дает основание избрать в качестве методологической основы нашего исследования аксиологический подход.

Ценности формируются исторически и фиксируются в качестве формы общественного сознания в виде специфических образов и представлений. С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и ценности. Немалыми различиями могут характеризоваться системы ценностей социальных слоев, классов, групп общества; существуют также различия ценностей и между поколениями.

На основании этого следует подчеркнуть, что патриотизм по своему содержанию, формам проявления и по значению в разные исторические эпохи не оставался неизменным, поскольку в зависимости от уровня развития общества и социально-экономических условий жизни изменялись и объекты ценностного отношения, приоритеты и аспекты их осмысления. Вместе с тем мысль о первостепенной важности воспитания у подрастающего поколения патриотизма как общечеловеческой ценности доминировала всегда.

Анализ исследований по интересующей нас проблеме указывает на неоднозначность трактовок данного термина. Во многом это объясняется сложной природой самого явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм проявления и т. д. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными авторами в разных исторических, социально-политических и экономических условиях в зависимости от взглядов, сформировавшихся под влиянием полученных знаний, и выработанной под воздействием различных факторов личной гражданской позиции, в том числе и в отношении к своему Отечеству.

На сегодняшний день в науке не существует единого мнения по вопросу о сущности патриотизма. При этом некоторые философы (Н. И. Матюшкин, М. В. Митин, П. М. Рогачев, М. А. Свердлин и др.) определяют патриотизм как высшее нравственное чувство. Другая группа ученых (М. И. Бабинов, И. В. Блауберг, В. И. Курков, И. К. Пантин и др.) рассматривает патриотизм как нравственный и политический принцип. Однако большинство педагогов (В. В. Белоусов, Л. Р. Болотина, Н. П. Егоров, Т. А. Ильина, Т. Н. Мальковская, И. С. Марьенко, Р. А. Полуянова, Д. Н. Щербаков, Н. Е. Щуркова и др.) определяют патриотизм как сложное нравственное качество.

На основе проведенного нами анализа и уточнения понятий, связанных с термином "патриотизм", определим его как сложное нравственное качество, проявляющееся в любви к Родине, знании и уважении ее культуры, в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Представление о сущности понятия "патриотизм" будет не полным, если мы не выясним смысл такого понятия, как "национализм", поскольку зачастую в последнее время в обществе происходит смешение этих двух терминов.

Мы установили, что изначальный смысл понятия "национализм" включал в себя приверженность и любовь к своему народу, нации. Выражаемая таким образом национальная идея во все времена служила эффективным инструментом общественной консолидации. Это обеспечивало легитимность государству и формировало у граждан чувство привязанности к стране. Однако для России в связи с ее многонациональностью национализм не может стать объединяющей идеей.

Следует отметить, что в последнее время данный термин стал приобретать более агрессивную окраску и начал толковаться как идея национального превосходства и противопоставления своей нации другим. В своих крайних проявлениях национализм перерастает в шовинизм, который означает высокомерное превозношение своего народа за счет других и презрительное отношение ко всему чужеродному.

Мы разделяем мнение таких ученых, как В. А. Сластенин, М. И. Рожков, Д. Ю. Мордвинцев, В. И. Коновалова и др., которые считают необходимым рассматривать патриотизм в тесной связи с культурой межнационального общения и толерантностью, что позволяет избежать националистической окраски в толковании этого термина.

В нашей стране четкое определение сущности патриотизма имеет большое значение еще и потому, что после распада СССР в ряде его бывших республик, да и в самой России, появились националистические движения и организации, которые стали использовать псевдопатриотические лозунги. Возникла угроза искажения и подмены понятия "патриотизм" крайним национализмом и шовинизмом, угроза разжигания на этой основе национальной розни, что может привести к социальной нестабильности и росту агрессии в обществе. На основании этого можно сделать вывод, что для России в основу объединяющей идеи должен быть положен именно патриотизм, а не национализм, поскольку на ее территории проживает большое количество людей, принадлежащих к разным народностям и культурам.

Отметим, что в этом ракурсе четко прослеживается социальная функция патриотизма - его направленность на интеграцию, сплоченность этноса, создание духовной атмосферы целостности и единства. К тому же грамотное построение процесса патриотического воспитания, пристальное внимание государства к духовно-культурному развитию молодого поколения может служить средством профилактики экстремизма, межнациональной розни.

На основании этого на современном этапе развития общества остро встает необходимость в более точном определении понятия "патриотизм", выявлении его сущности, особенностей, в разработке его структуры.

Содержательная характеристика понятия "патриотизм" показывает, что может быть значительное количество элементов, составляющих его, причем сочетания их у разных авторов тоже различны. Учитывая проведенный нами анализ, правомерно включить в содержание данного понятия следующие составляющие: любовь к Родине, родным местам, родному языку; уважение к прошлому своей страны, традициям и обычаям своего народа; знание истории Родины, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, неприемлемость расовой и национальной неприязни; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность к активному и сознательному участию в трудовой деятельности на благо Отечества.

Современный патриотизм, по нашему мнению, выражается в чувстве личной сопричастности к истории Родины и развитию страны, чувстве толерантности, основанном на социальной грамотности и культурной активности личности. Проявление патриотизма - это доброжелательное, справедливое, уважительное отношение ко всем людям независимо от расовых, национальных, религиозных различий; бережное отношение к материальным, культурно-духовным ценностям и достоянию всех народов России; способность принять эти ценности с целью изучения, сохранения и передачи их последующим поколениям; готовность встать на защиту своей страны перед угрозой войн, катаклизмов, глобальных кризисов и терроризма, а также содействие на всех уровнях укреплению культурных и других связей и взаимоотношений между народами, развитию и пропаганде всех культур региона, государства.

Принимая во внимание все вышесказанное, мы рассматриваем патриотическое воспитание как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие нравственных качеств личности, проявляющихся в любви к Родине, в знании и уважении своей культурной среды, в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Анализ исследований, касающихся нравственного развития личности, позволил определить структурные компоненты патриотизма: познавательно-потребностный, эмоционально-ценностный, деятельностно-творческий.

Остановимся подробнее на характеристике каждого компонента.

Познавательно-потребностный компонент включает овладение детьми объемом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края; наличие интереса к этим сведениям, а также потребности расширять свой кругозор.

Эмоционально-ценностный компонент определяет эмоциональные переживания учащихся по отношению к Родине как к ценности, включает чувство любви к родному городу, уважения к историческому прошлому страны, гордость за ее успехи, восхищение народным творчеством.

Деятельностно-творческий компонент определяет наличие личного опыта патриотического поведения учащихся и проявляется в общественно-полезном труде школьников, активном, добровольном участии в сохранении и приумножении всего лучшего, что накоплено предшествующими поколениями.

Перечисленные нами компоненты патриотизма тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, что обеспечивает непрерывное осуществление процесса патриотического воспитания подрастающего поколения.

Наиболее сензитивным периодом для усвоения нравственных норм, идеалов, к которым мы относим и патриотизм, многие педагоги (З. Т. Гасанов, В. А. Сухомлинский, М. А. Терентий, Г. Н. Филонов и др.) считают младший школьный возраст. В этом возрасте у детей закладываются основы познавательного интереса к окружающему миру (социокультурной и природной среде), создаются условия для формирования нравственных качеств и овладения правилами поведения. В это время происходит интенсивное развитие всех психических процессов детей - познавательных, эмоционально-волевых. Все они имеют особенности, которые необходимо учитывать для правильного построения воспитательно-образовательного процесса в школе.

В результате проведенного нами изучения психолого-педагогических особенностей детей этого возраста мы выявили следующее:

- в соответствии с особенностями мышления учащихся начальной школы работу по формированию патриотизма необходимо строить с опорой на то, что ближе всего для понимания и осознания детьми этого возраста: на чувстве любви к семье, к родному дому (улице, району, городу);

- воспитывая в детях чувство патриотизма, необходимо вызывать у них нравственные переживания, прежде всего стремиться формировать эмоционально-ценностное отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности;

- работу по патриотическому воспитанию младших школьников необходимо строить с учетом преобладания чувственно-эмоциональной стороны познания мира, познавательной активности, внушаемости и восприимчивости к усвоению нравственных представлений, верой в авторитет учителя, взрослого.

Таким образом, процесс патриотического воспитания школьников должен строиться на основе близкого детям, яркого, запоминающегося материала. Важно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка (затрагивать его чувства, будить воображение). Только те ценности, которые школьник пропустил через себя, через свои переживания, оказываются наиболее существенными и значимыми, именно так происходит интериоризация ценностей. Мотивами, непосредственно побуждающими к патриотическому воспитанию в этом возрасте, могут и должны выступать "узкие, социальные" мотивы - ответственность перед друзьями, родителями, учителями, стремление проявлять заботу об окружающих.

Работа по патриотическому воспитанию не должна основываться исключительно на вербальных методах воздействия. Учитывая повышенное стремление ребенка к деятельности, учителю необходимо выбирать соответствующие формы, методы и средства воспитательной работы, не исключать игровых моментов.

Еще одним значимым моментом в проблеме патриотического воспитания младших школьников является личность и поведение каждого конкретного учителя начальной школы. У детей этого возраста активно развиваются социальные эмоции, постепенно возрастает умение владеть своими чувствами, соответствовать одобряемому взрослыми эталону поведения. Однако следует отметить, что при этом школьник продолжает находиться в существенной эмоциональной зависимости от значимых взрослых (учителей, воспитателей, руководителей кружков), в нем сильна подражательность. Так, непроизвольная подражательность приводит к заимствованию манеры поведения окружающих. Этот факт налагает большую ответственность на педагога, поскольку ему необходимо помнить, что для многих школьников он представляет собой нравственный эталон. Учитывая склонность к подражательности младших школьников, важно, чтобы они видели личную заинтересованность (пример) педагога, ярко выраженное отношение уважения и привязанности к Родине.

Вышеперечисленное позволяет отметить, что в начальной школе работу по воспитанию патриотизма лучше всего начинать с формирования представлений о малой Родине, то есть о родной улице, районе, городе, области.
___________________________

THEORETICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF PATRIOTIC EDUCATION OF JUNIOR PUPILS

O.S. Makhneva

post-graduate student of the Artistic Education and Personality Development Department of the Kuzbass State Pedagogical Academu (Novokuznetsk)

In this article we consider approaches to the definition of patriotism, patriotic education, we identify the characteristics of elementary school age, which are important for inculcate patriotism in children of this age group.

Key words: patriotism, patriotic education, elementary school students, the components of patriotism.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)