ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С УЧЕБНИКОМ ЛИТЕРАТУРЫ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Н. Ю. Плавинская,
методист Высшего университета науки и технологий при институтах РАН

________________________

В статье рассматриваются цели самостоятельной работы старшеклассников с вариативными учебниками в процессе изучения литературы. Предлагается постановка целей самостоятельной работы школьников с учебником через результаты обучения, которые могут быть надежно опознаны учителем. Обсуждаются возможности достижения когнитивных и аффективных целей; при этом достижение учащимися когнитивных целей связывается с разными уровнями усвоения: репродуктивным, продуктивным, аналитическим и оценочным.

Ключевые слова: герменевтика, дидактика, самостоятельная работа, литературное образование, надпредметное образование, вариативные учебники, старшая школа, организация учебной деятельности, интеллектуальная деятельность, общеучебные навыки работы.

________________________

В младшей и средней школе основной учебной книгой на уроках литературы является учебник-хрестоматия, содержащая как учебный материал, так и художественные произведения (в отрывках и целиком). И только в 9 - 11-х классах учебник-хрестоматию заменяет собственно учебник, который является основной учебно-научной книгой, созданной, по утверждению В. Е. Чернявской [1], специально для учебных целей, содержащей конечные результаты аналитико-синтетической переработки первичных текстов, созданных другими авторами.

Сегодня в школу пришли вариативные учебники по разным учебным предметам, структура и содержание которых могут существенно отличаться друг от друга. Отсутствие у школьников устойчивых навыков самостоятельной работы с ними сказывается на учебном процессе и приводит к тому, что многие учащиеся не умеют правильно организовать самостоятельную познавательную учебную деятельность. Конечно, помогают книги гдз 7 клас, 8 класс, 9 класс и т.д. Но не все могут работать и с книгами ГДЗ (серия "Готовые домашни задания"). Сложность решения этой проблемы на уроках литературы в старших классах связана с тем, что главным объектом изучения становятся художественные произведения. В этой связи возникает вопрос о целях работы с учебником как на уроке, так и во время домашней подготовки.

Самостоятельная работа учащихся с материалами учебника по литературе необходима для правильного и полного усвоения школьниками необходимых знаний. Дидактика знает различные классификации самостоятельных работ, основанные на разнообразных принципах: по дидактической цели; по характеру содержания учебного материала; по форме организации самостоятельной работы; по характеру познавательной деятельности учащихся; по степени самостоятельности и элементу творчества.

Мы обратились к работам А. В. Усовой [2], в которых предложена классификация по дидактической цели (достижение истинных конкретных знаний в обучении), разделившая все виды самостоятельной работы на пять групп: приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; закрепление и уточнение знаний; выработка умений применять знания в решении учебных и практических задач; формирование умений и навыков практического характера; формирование навыков творческого характера, умений применять знания в усложненной ситуации.

Нас привлекло внимание исследователя к практическим навыкам самостоятельной работы в учебных ситуациях. Взяв за основу эту классификацию, мы выделили обучающие, развивающие и воспитательные цели самостоятельной работы старшеклассников с учебником в процессе изучения литературы в 10 - 11-х классах.

Обучающие цели: самостоятельное приобретение учащимися новых знаний; самостоятельное закрепление и обобщение изученного материала; подготовка индивидуальных сообщений; проверка качества усвоения материала; выработка общеучебных навыков, умений и способов деятельности для подготовки учащихся к самообразованию.

Развивающие цели: развитие познавательного интереса к учебному предмету; развитие умений самостоятельно применять знания в решении учебных задач в усложненной ситуации; развитие связанной речи учащихся; развитие мышления; развитие умения сосредотачиваться на работе, отвлекаясь от всего постороннего.

Воспитательные цели: воспитание культуры работы с учебной научной книгой; воспитание потребности работы с учебной научной книгой; воспитание волевых усилий для преодоления трудностей, возникших в ходе учебной деятельности; воспитание самонаблюдения и самоанализа в процессе учения; воспитание способности к напряженной длительной учебной работе.

Эстетическая деятельность существенно отличается от практической; ведущим в ней является творческое восприятие, понимание и оценка фактов искусства. Особенностями этой деятельности являются синтетичность, образность, личная оценка, эмоциональность, позволяющие проникать в произведение. Таким образом, главным назначением учебника литературы становится приобщение учащихся к эстетическим ценностям и моделирование процесса овладения эстетической действительностью. Указанные особенности существенно затрудняют однозначное определение места самостоятельной работы учащихся 10 - 11-х классов с учебником литературы.

Для решения поставленной нами проблемы мы предлагаем учитывать следующие положения:

- самостоятельная работа с учащихся 10 - 11-х классов с учебником литературы должна сопровождать текстуальное изучение художественных произведений, однако следует понимать, что она не является самоценной. И хотя предлагать ее следует систематично, самостоятельная работа старшеклассников не должна сводиться к манипулированию с учебником на каждом уроке;

- место самостоятельной работы учащихся 10 - 11-х классов с учебником существенно зависит от содержания и формы урока или его этапа.

В условиях сокращения количества часов, отводящихся на учебный предмет "литература", роль самостоятельной учебной деятельности старшеклассников существенно возрастает. Для ее организации необходимо задействовать учебник, с которым школьники должны работать преимущественно дома. Однако обучение под руководством учителя приемам самостоятельной работы с учебником, а также контроль за этим видом самостоятельной работы должны проходить на уроках. При этом организуемая на уроке самостоятельная работа с учебником литературы должна отвечать основным целям и задачам обучения и сочетаться с другими видами деятельности как учащихся, так и учителя. Содержание и характер самостоятельной работы учащихся с учебником литературы должен охватывать этапы познавательной деятельности ученика: обеспечивать активное восприятие учебного материала, его осмысление, применение полученных знаний, умений и навыков.

К учебнику по литературе в старших классах, по нашему мнению, следует обращаться:

- во время объяснения нового материала: на классных занятиях при изучении нового материала для обучения и закрепления умений и навыков самостоятельного получения учащимися знаний, изложенных в учебнике; во время домашних занятий для самостоятельного получения учащимися знаний, изложенных в учебнике;

- во время закрепления и обобщения пройденного материала: на классных занятиях во время самостоятельной работы при повторении и обобщении изученного материала; во время самостоятельных домашних занятий по закреплению и обобщению пройденного материла.

Еще М. В. Кларин, рассматривая инновации в обучении [3], обратил внимание на постановку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, которые учитель может надежно опознать. Этот принцип постановки целей представляется нам продуктивным при организации самостоятельной работы старшеклассников с учебником, поскольку материализованными результатами обучения становятся выполненные учащимися записи, выписки, планы, схемы, тезисы и конспекты, которые дают возможность учителю оценить рост интеллектуальных сил школьников. Нам представляется также существенным то, что проверка указанных работ старшеклассников позволяет успешно направлять и контролировать достижение когнитивных и аффективных целей обучения.

Мы утверждаем, что организация самостоятельной работы старшеклассников с учебником в процессе изучения литературы в 10 - 11-х классах способствует достижению следующих когнитивных целей:

- запоминанию и воспроизведению материала. Учащиеся самостоятельно овладевают основными понятиями, фактами и терминами, под руководством учителя они отрабатывают разнообразные приемы работы с учебником, что предполагает освоение нового материала на репродуктивном уровне;

- преобразованию материала из одной формы в другую, интерпретации материала учащимися, созданию ими планов, тезисов, схем, предполагающих не просто демонстрацию знаний, но понимание и усвоение этих знаний, что позволяет говорить о начальном продуктивном уровне усвоения;

- умению использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Важным показателем мы считаем эффективное применение школьниками навыков и процедур работы с учебником и дополнительной литературой в ситуации переноса. В процессе самостоятельной работы учащиеся демонстрируют правильное применение приемов и процедур работы с учебно-научным материалом, что подтверждает его освоение на продуктивном уровне;

- умению разбить материал на составляющие части так, чтобы явно выступала его структура, включению вычленения частей целого, выявления взаимосвязей, осознания организации принципов целого. Достижение результатов самостоятельной работы требует от учащихся осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения. Эта работа предполагает аналитический уровень, поскольку учащиеся в ходе самостоятельной работы выделяют скрытые (неявные) предположения, проводят разграничения между фактами и следствиями, оценивают значимость данных информативного материала;

- умению комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Это предполагает синтез полученных учащимися знаний и навыков самостоятельной работы с учебником. Продуктом этой самостоятельной познавательной деятельности учащихся с материалами учебника становятся их сообщения, выступления, доклады, схемы и таблицы, упорядочивавшие имевшиеся сведения;

- умению оценивать значение того или иного материала (утверждения, учебно-научного материала, литературоведческой статьи, художественного произведения). Это проявляется в том, что учащиеся оценивают логику построения материала в виде записей собственных суждений, оценивают значимость того или иного изученного материала исходя из внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели) критериев. Реализация категории оценки делает явным достижение учебных результатов всех предшествующих категорий.

Как видно из положений, выделенных выше, организация самостоятельной работы старшеклассников с учебником связана с разными уровнями усвоения (репродуктивным, продуктивным, аналитическим, синтетическим, оценочным). В практической деятельности эти уровни часто пересекаются.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Чернявская В. Е. Интерпретация научного текста. - М.: ЛКИ, 2007.

2. Усова А. В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: избранное. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000; Учебные задания и процесс обучения. - М., 1989.

3. Кларин М. В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1997.

________________________

ACTIVATION OF INDEPENDENT WORK OF SENIOR PUPILS WITH A LITERATURE TEXTBOOK

N.Yu. Plavinskaya

methodologist of the Higher University of Science and Technologies of the Institutes of the Russian Academy of Sciences

The paper considers the objectives and goals of the individual work of high school students with the textbook variety in studding literature. It is proposed to single out the leading goals and objectives via the results of education that can be fixed reliably by a teacher. The feasibilities of gaining cognitive and affective objectives are discusses, with the accomplishment of the cognitive objectives by students being related to their various levels of learning, reproductive, productive, analytical, and evaluative ones.

Key words: hermeneutics, didactics, personal work, literature education, generic components of education, textbook variety, high school, teaching management, intellectual activity and learning skills.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)