ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




М. Г. Суслов

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой общей отечественной истории Пермского государственного университета

E-mail: kooi@psu.ru

В статье затронуты острые проблемы проверки качества подготовки специалистов в системе высшего вузовского образования современной России.

Ключевые слова: проверка качества подготовки специалистов, высшее вузовское образование, тестирование студентов, качество образования.

Проведение аттестации вузов в последние годы обозначило немало проблем. Качество подготовки специалистов проверялось и проверяется тестированием. Это дает эффект при проверке знаний по физике, математике и другим точным и естественным наукам. Но часто качество образования по физике, математике проверяют тестированием по истории, философии, социологии и другим общественным и гуманитарным дисциплинам. Причем из 5 дисциплин для тестирования выбираются лишь 1-2 по специальности.

Тестированием по истории проверяются остаточные знания студентов физиков, математиков и других направлений подготовки. А что есть остаточные знания? Остаток от чего? От прошлого знания фактов? Понимания исторических процессов? Способности использовать научный инструментарий или что-то еще?

Есть Государственный стандарт по истории для студентов неисторических факультетов. Он включает очень большие и сложные теоретические и методологические проблемы. Например, "Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное", "Методология и теория исторической науки", "Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности", "Особенности и основные этапы экономического развития России" и т. п.

Каждая из обозначенных проблем нуждается в специальном лекционном времени и даже в отдельных лекциях, а на весь курс отводится всего 34 часа лекций. Преподаватель ставится перед выбором: "натаскивать" студентов на знание дат, фактов, имен для будущего тестирования или дать представление о целостном историческом процессе со всеми его особенностями, чего требует ГОС.

Если есть вполне конкретный Государственный стандарт, то Федеральное агентство по образованию должно озаботиться разработкой для вузов эталонного учебника, соответствующего этому стандарту. В библиотеке Пермского университета для доступа студентов выложено более 30 учебников. Они весьма различны как по набору основных дат и фамилий, так и по подбору фактических данных и по оценкам исторических событий. При отсутствии эталонного учебника у студентов не может быть эталонных знаний. Если нет в стране такого эталонного учебника, то имеем ли мы моральное, да и не только моральное, право требовать от студентов стандартных и эталонных знаний, а затем судить о качестве образования физиков, математиков по знанию ими истории?
стр. 98

Если тестированием все же будем проверять знания студентов по истории, то учебники или учебно-методические пособия и издания должны содержать или оговаривать перечень всего того, что обязаны знать студенты вузов.

Назрела необходимость привести в соответствие и согласование содержание Государственного стандарта, учебников, дидактических единиц и тестов для проверки знаний студентов. Пока они в рассогласованном состоянии.

Тестирование в современном варианте, когда почти все построено на датах, именах и фактах, дискредитирует вузовское образование, так как в вузе студенты должны изучить и уяснить суть происходивших в истории России процессов и их причины, а не сводить все к заучиванию дат и имен.

Было бы разумно не проводить тестирование студентов естественнонаучных специальностей, которые не сдавали экзамен по истории при поступлении в вуз.

Применявшиеся тесты не учитывают профиль факультетов. Во все времена от преподавателей требовалось строить лекционные курсы и практические занятия с учетом специальности и профиля факультета.

При тестировании не учитывается, что история и другие обществоведческие дисциплины призваны выполнять очень важную воспитательную функцию, а это значит, что преподаватель из 30 лекционных часов, отводимых на историю, определенное время должен отвести не на тупое "натаскивание" на даты, а на эмоционально окрашенное описание наиболее ярких страниц из истории нашего государства.

При изучении истории, помимо отмеченных задач, решается задача научить студентов правильно излагать, публично выступать, грамотно говорить об исторических и политических процессах. Это требует аудиторного времени, которого и без того мало.

Особого внимания заслуживаю тесты. Тестированием удобно осуществлять замер знаний студентов перед изучением того или иного курса, проводить промежуточный и итоговый контроль, проверять знание фактической стороны истории. Тестирование хорошо для проверки одного класса знаний - конкретно-исторических. Что касается среза всех других классов знаний, то тестирование малоприменимо или не применимо вообще. При наличии множества обществоведческих теорий, в рамках какой теории преподаватель должен преподавать, а проверяющий проверять знания студентов? На наш взгляд, при помощи тестов сложно или вообще невозможно точно замерить методологическую и концептуальную составляющую знаний студентов.

Говоря о тестах, следует обратить внимание на многие моменты. Имеется немало примеров некорректной формулировки тестовых заданий. Тесты содержали и содержат неточности и даже фактические ошибки. Нежелательно давать задания, содержащие избыточную вариативность ответов. Тесты включают дискуссионные, неоднозначно решаемые исторической наукой вопросы и противоречивые суждения. Они должны включать только бесспорные, лишенные идеологизированности и политизированности явления, события, факты. Не следует включать в тесты вопросы, на которые в вариантах ответов нет ни одного правильного ответа, и вопросы, не имеющие отношения к отечественной истории или имеющие к ней косвенное отношение. Не следует включать в тесты вопросы, требующие очень глубоких, специфических, профессиональных знаний, а также заведомо неверную информацию или изображения каких-либо исторических событий или картин. Желательно в них не ставить вопросы от обратного (например: "Чего не делал Петр I?" и т. п.).

Нельзя признать удачной и систему оценки остаточных знаний по дидактическим единицам. Система оценки построена так, что половина студентов физиков или математиков должна показать знания истории только на "отлично". Для большин-
стр. 99

ства учебных групп это невозможно, а потому студенты и преподаватели, а часто деканаты и ректораты хитрят и обманывают, как могут. Уже отработан очень богатый арсенал средств для выхода из этой ситуации.

Таким образом, при проверке качества подготовки специалистов в российских вузах есть еще немало проблем, над которыми надо хорошо подумать и немало поработать.

PROBLEMS OF EDUCATION QUALITY EVALUATION AT HIGHER SCHOOLS

M.G. Suslov

doctor of historical sciences, professor, head of General Domestic History Department of the Perm State University

The article deals with problems of quality check and evaluation of expert's profciency in the system of higher school education of modern Russia.

Keywords: quality check, evaluation of expert's profciency, higher school education, testing of students, quality of education.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)