ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

РОЛЬ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Автор: М. Б. Гитман

М. Б. Гитман

доктор физико-математических наук, профессор Пермского государственного технического университета

E-mail: tpv@matmod.pstu.ac.ru

В статье рассматривается роль элективных дисциплин в повышении качества подготовки аспирантов к инновационной профессиональной деятельности, приводится классификация возможных путей формирования содержания элективной составляющей основных образовательных программ послевузовского профессионального образования.

Ключевые слова: элективные дисциплины, качество подготовки аспирантов, основные образовательные программы послевузовского профессионального образования.

Программа подготовки кадров высшей квалификации может быть условно разделена на две части: исследовательскую и академическую (образовательную). Первая состоит из научно-исследовательской работы (НИР) аспиранта в рамках подготовки кандидатской диссертации; вторая включает цикл образовательно-профессиональных дисциплин (ОПД), цикл факультативных дисциплин (ФД) и педагогическую практику (ПП). В свою очередь, цикл образовательно-профессиональных дисциплин подразделяется на блок обязательных общеобразовательных дисциплин (иностранный язык и философия) и блок специальных дисциплин отрасли наук и научной специальности, в том числе дисциплин по выбору аспиранта. Цикл ФД должен включать набор дисциплин по выбору аспиранта (элективных дисциплин) объемом до 500 часов, направленных на приобретение дополнительных квалификаций.

Таким образом, элективные дисциплины занимают существенный объем академической составляющей образовательной программы подготовки аспиранта и оказывают значительное влияние на квалификацию выпускника аспирантуры.

В целях повышения качества подготовки выпускников послевузовского образования к инновационной профессиональной деятельности могут быть предложены следующие направления формирования содержания элективной составляющей ООП ППО:

- дисциплины для формирования исследовательской компетентности выпускника аспирантуры и углубления его специальных знаний;

- дисциплины для изучения смежных областей знаний (расширение) и дисциплины для устранения пробелов в базовых знаниях (характерно для аспирантов, имеющих отличное от профиля аспирантуры базовое образование);

- дисциплины для формирования психолого-педагогической компетенции;

- дисциплины для формирования менеджерских компетенций;

- дисциплины для повышения универсальных компетенций (информационной, иноязычной коммуникативной и т. п.).

Рассмотрим некоторые особенности формирования содержания каждого из вышеперечисленных направлений и влияния этих элективных дисциплин на повышение квалификации аспиранта.

1. Дисциплины для формирования исследовательской компетентности выпускника аспирантуры и углубления его специальных знаний. В основных образовательных программах послевузовского профессионального образования (ООП ППО) многих вузов предлагается элективная дисциплина "Методология научной деятель-
стр. 95

ности". Практикуется такая форма подготовки аспирантов по методологии научной деятельности как методологические семинары, в ходе которых которые используются активные и интерактивные методы, рефлексивно-деятельностные формы организации образовательного процесса, коллективной мыследеятельности: дискуссии, проблемно-деятельностные и организационно-мыслительные игры, публичная экспертиза наработанных материалов. Эти формы организации обеспечивают освоение способов системного мышления, техник мыследеятельности, методов исследовательской (мысленный эксперимент, моделирование, доказательство, объяснение, интерпретация) и аксиологической деятельности [1, 2].

Для углубления специальных знаний аспирантам целесообразно предоставлять возможность прослушивать лекции и посещать семинары, для проведения которых необходимо привлекать высококлассных ученых - ведущих специалистов в соответствующих областях знаний.

2. Дисциплины для изучения смежных областей знаний (расширение) и дисциплины для устранения пробелов в базовых знаниях. Суть этого направления образовательной подготовки одна - изучение дополнительных дисциплин специального характера, однако целевые функции при этом разные. В первом случае аспирант расширяет спектр профессиональных компетенций, т. е. становится специалистом и в смежных областях. Во втором случае аспирант "подтягивает" базовый уровень профессиональных компетенций до необходимого минимума.

Расширение спектра профессиональных компетенций посредством изучения смежных профессиональных дисциплин может сопровождаться и не сопровождаться формальным подтверждением освоения второй специальности. В первом случае целесообразно говорить о введении в практику подготовки аспирантов обучения по дуальным программам [3]. В частности, это объясняется тем, что работодатель желал бы, чтобы образование специалистов было бы как узкопрофессиональным, так и более многогранным и многосторонним. Аспирант, в свою очередь, также хотел бы получить не только узкопрофессиональные компетенции, но и как можно более широкое образование за рамками выбранной им специальности. Это приводит к тому, что аспиранты начинают искать возможности для аттестации по другой специальности, а достаточно значительный объем элективной составляющей ООП ППО предоставляет такую возможность.

3. Дисциплины для формирования психолого-педагогической компетенции. Практика показывает, что достаточно большая часть кандидатов наук после окончания обучения в аспирантуре и защиты диссертаций привлекается к преподавательской деятельности в вузе (на постоянной основе или на условиях совместительства). Следовательно, - возникает задача формирования у аспирантов необходимой психолого-педагогической компетентности. Это обусловливает введение в образовательную программу соответствующего элективного направления. Оно может быть представлено следующими дисциплинами: профессионально личностные качества преподавателя высшей школы, дидактика высшей школы, психологические особенности личностного развития современного студента, психология студенческой группы и студенческого сообщества и т. п. [4].

4. Дисциплины для формирования менеджерских компетенций. Одной из существенных проблем, связанных с развитием наукоемкого бизнеса, является дефицит кадров - квалифицированных менеджеров, а также ученых, способных сочетать научную и предпринимательскую деятельность. В качестве примеров элективных дисциплин, способствующих решению этой проблемы, можно привести следующие: организация предпринимательской деятельности в научно-технической сфере, управление инновационными процессами в научно-технической сфере, аккаунтинг для менеджеров, бизнес-моделирование с применением современных инструментальных средств [5].

5. Дисциплины для повышения универсальных компетенций (информационной, иноязычной коммуникативной и т. п.). Сегодня в развитых странах мира институт
стр. 96

аспирантуры переживает период интенсивных перемен, обусловленных адаптацией к глобальному рынку интеллектуального труда, необходимостью подготовки нового поколения исследователей в соответствии с запросами общества, основанного на знаниях. В связи с этим многие университеты расширяют спектр элективных дисциплин, направленных на развитие универсальных компетенций выпускников аспирантуры (научная этика; подготовка публикаций и заявок на гранты; коммуникационные навыки, в том числе иноязычные; информационные компетенции и др.).

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в качестве одного из механизмов повышения качества подготовки выпускников системы послевузовского профессионального образования в условиях инновационной экономики может быть рассмотрено повышение роли элективной составляющей ООП ППО. При этом увеличение числа и номенклатуры элективной составляющей образовательной программы способствует развитию как профессиональных, так и универсальных компетенций аспиранта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы Международной научно-практической конференции "Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом" / Под ред. И. В. Войтова. - Минск: ГУ "БелИСА", 2008. - 316 с.

2. Жукова М. Подготовка преподавателей технических вузов к проектированию учебно-программной документации // Высшее образование в России. - 2008. - N 9, с. 3-10.

3. Гитман М. Б., Столбов В. Ю., Гитман Е. К. Дуальные образовательные программы: зарубежный опыт и российские перспективы // Высшее образование в России. - 2006. - N 10, с. 16-22.

4. Малый Ю. В. Формирование психолого-педагогической компетенции преподавателя высшей технической школы в системе повышения квалификации // Известия РГПУ им. А. М. Герцена. - 2009. - N 102, с. 222-226.

5. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

THE ROLE OF ELECTIVES IN IMPROVEMENT OF PREPARATION QUALITY OF POST-GRADUATE STUDENTS TO INNOVATIVE PROFESSIONAL WORK

M.B. Gitman

doctor of physical and mathematical sciences, professor of the Perm State Technical University

The article is devoted to analysis of the role of electives in preparation quality improvement of post-graduate students to innovative professional work, classification of possible ways of formation of elective component contents of the basic educational programs of post-graduate vocational training.

Keywords: electives, quality of preparation of post-graduate students, basic educational programs of post-graduate vocational training.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)