ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ОПТИМИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Е. К. Гитман

доктор педагогических наук, профессор Пермского государственного педагогического университета

E-mail: mgitman@netzero.net; gmb@matmod.pstu.ac.ru

В статье рассматриваются некоторые общие для любого региона России вопросы оптимизации системы профессионального образования в условиях, обеспечивающих ее устойчивое функционирование и адаптацию к требованиям регионального рынка труда. В качестве успешного примера функционирования укрупненных образовательных учреждений предложены региональные колледжи, которые являются основным поставщиком профессионально подготовленных кадров в США. В статье сделано предположение, что изучение опыта работы таких колледжей могло бы принести безусловную пользу при осуществлении реструктуризации сети образовательных учреждений в российских регионах.

Ключевые слова: оптимизация региональной системы профессионального образования, реструктуризация сети образовательных учреждений, региональный колледж.

Проблемы оптимизации региональной системы профессионального образования решаются через создание в условиях конкретного региона моделей образовательных учреждений и механизмов управления ими. Главными направлениями процесса оптимизации являются децентрализация системы профессионального образования и реструктуризация сети образовательных учреждений. Децентрализация обусловлена следующим постулатом: система начального и среднего профессионального образования, которая готовит кадры для регионов, должна быть в зоне ответственности и регулирования региональной власти. Реструктуризация повлечет за собой интеграцию (объединение, слияние, присоединение) образовательных учреждений с целью их укрупнения и реорганизации. Интеграция учреждений профессионального образования может происходить с образовательными учреждениями как одного уровня (учреждения только начального профессионального образования или только среднего профессионального образования), так и разных уровней, когда сливаются, например, учреждения начального и среднего профессионального образования или среднего и высшего. При этом возможно перепрофилирование учреждений профессионального образования в соответствии с выявленным спросом предприятий региона с целью изменения профессионально-квалификационной структуры подготовки или создания многопрофильных образовательных учреждений.

В России в настоящее время идет разработка теоретических положений и накопление определенного опыта оптимизации региональной системы начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих ее устойчивое функционирование и адаптацию к требованиям регионального рынка труда.

Следует заметить, что система профессионального образования ряда развитых стран построена и успешно функционирует в течение десятков лет именно в тех условиях, которые мы называем "оптимизация". Для примера рассмотрим некоторые аспекты функционирования региональных колледжей (community colleges), которые являются основным поставщиком профессионально подготовленных кадров в США. Справедливости ради следует сказать, что большинство таких колледжей сразу создавались под существующие и ныне условия, и в дальнейшем система этих образовательных учреждений только развивалась, но кардинально не реформировалась.
стр. 51

Региональный колледж - это образовательное учреждение, в которое учащиеся (студенты) поступают после окончания 12-летней школы и в котором для них предлагается большое количество различных программ обучения как профессиональных, так и непрофессиональных. Обучение в колледже не приводит к получению высшего профессионального образования, однако может быть первым шагом в этом направлении.

Согласно последним данным, в США существует немногим более тысячи таких колледжей. Как правило, в городе, причем далеко не в каждом, находится только один колледж, который предназначен для обучения населения этого города и ближайших окрестностей. Величина колледжа напрямую зависит от населенности региона, который он обслуживает. Ежегодный прием студентов может составлять от нескольких (до 5) тысяч человек в небольшие провинциальные колледжи до более 100 тысяч человек в самые крупные.

В региональном колледже практически всегда предлагается два типа программ. Первый тип - это программы, предназначенные для тех студентов, которые планируют учиться дальше и получить высшее образование. Учебные дисциплины, изученные студентом в рамках одной из таких программ, могут быть перенесены им в университет и перезачтены как результаты обучения на первых двух курсах. Таким образом, успешное освоение подобных программ позволяет студентам поступить сразу на 3-й курс университета. Огромное число американских студентов пользуется этой возможностью, которая, помимо всего прочего, позволяет еще и существенно сэкономить деньги на образование, так как обучение в колледже в несколько раз дешевле, чем обучение в университете. Такие программы возникли в результате серьезных работ по согласованию номенклатуры и содержания переносимых учебных дисциплин. Кстати говоря, и называются эти программы transfer programs, т. е. программы "переноса".

Второй тип программ называется career programs - карьерные программы. Они имеют практическую направленность и предлагают профессиональное образование в различных областях. Обучение осуществляется на разных уровнях с выдачей соответственно разных документов - не прямой, но все-таки аналог российской системе начального и среднего профессионального образования. Состав и количество учебных дисциплин, а также сроки обучения одной и той же профессии, но на разных уровнях, будут отличаться. Количество карьерных программ в каждом колледже различно (от 40-50 до 100 и более) и зависит от величины колледжа. Номенклатура программ очень обширна и подвижна. Она определяется руководством колледжа по результатам работы специального отдела, который предназначен для сбора информации и анализа ситуации на рынке труда. Этот отдел работает в тесном сотрудничестве с различными структурами - сообществами работодателей, отдельными предприятиями и фирмами, государственными службами, определяющими политику в сфере занятости населения, общественными организациями, а также структурой, осуществляющей управление системой образования штата.

Кроме этих двух основных типов программ в региональных колледжах предлагается еще ряд программ, которые предназначены для удовлетворения личных непрофессиональных запросов населения. К таким запросам может быть отнесено желание выучить английский язык (очень популярный запрос в стране с большим числом мигрантов), желание повысить общий уровень образования (характерно для людей, не имеющих документ о школьном образовании), желание людей любого возраста обучиться чему-либо интересному, лежащему вне сферы их профессиональной деятельности и т. п.

Обучение по любой программе происходит в условиях индивидуального подхода к образовательным нуждам и возможностям каждого студента с построением для каждого из них личной образовательной траектории освоения программы.

Финансирование региональных колледжей осуществляется из трех основных источников - отчисления из казны штата,
стр. 52

плата студентов за обучение (практически все послешкольное обучение в США - платное) и взносы со стороны работодателей, которые готовы платить весьма приличные суммы, поскольку заинтересованы в качестве обучения своих будущих кадров.

Во главе регионального колледжа стоит руководитель (президент, канцлер), контроль осуществляется советом доверенных лиц. Организацией всей деятельностью колледжа занимается достаточно большой административный штат, структура и функциональные обязанности которого строго определены. Система управления региональными колледжами полностью децентрализована, политику образования вообще и профессионального в частности в каждом штате определяет штат, а не государство. Совершенно очевидно, что проблемы по согласованию любых вопросов в структуре взаимоотношений "образовательное учреждение - региональная власть" решаются намного легче. Причины этого видятся в следующем. С одной стороны, именно региональная власть должна отвечать за все, что происходит в регионе, в том числе и за рынок труда, а значит, может и должна при этом работать в связке с основополагающей системой, влияющей на рынок труда, то есть системой профессионального образования. С другой стороны, образовательное учреждение такого масштаба и с такой миссией, как региональный колледж, имеет огромный авторитет в местном сообществе и может легко лоббировать свои интересы.

Разумеется, трудно себе представить, что результатом процесса оптимизации системы профессионального образования в России окажется появление образовательных учреждений типа региональных колледжей, да вряд ли это и целесообразно. Однако, безусловно, полезно быть знакомыми с уже имеющимся опытом, чтобы постараться избежать возможных ошибок и взять все лучшее, что может нам пригодиться в будущем.

OPTIMISATION OF REGIONAL SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING

E.K. Gitman

doctor of pedagogical sciences, professor of the Perm State Pedagogical University

The article is devoted to general for any region of Russia problems of optimization of vocational training system in conditions providing its steady functioning and adaptation to requirements of regional labor market. As a successful example of functioning of the integrated educational institutions regional colleges that are the basic suppliers of professionally prepared staff in the USA is offered in the article. Assumption that studying of operational experience of such colleges could bring unconditional advantage at realization of restructuring of educational institutions network in the Russian regions is made in the article.

Keywords: optimization of regional system of vocational training, restructuring of educational institutions network, regional college.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)