ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ДЕТСКОГО ДОСУГА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНИМАЦИИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Автор: И. И. Шульга

И. И. Шульга

кандидат педагогических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета

Тел.: 8-913-911-30-61; e-mail: shulga.61@mail.ru

В статье предлагается описание возможного содержания и методов подготовки специалистов по организации детско-юношеского досуга, получающих образование в педагогическом вузе. Представленная в статье технология организации профессиональной подготовки педагога как организатора детского досуга отражает контекстную специфи-
стр. 43

ку такой подготовки в профессиональном педагогическом образовании и проявляется на всех уровнях реализации концептуальной модели педагогической анимации. Содержащиеся в статье теоретические положения и выводы могут быть использованы для научно-технологического обеспечения процесса подготовки педагогов-организаторов детского досуга в системе высшего и послевузовского профессионального педагогического образования с учетом региональных особенностей и процессов его модернизации.

Ключевые слова: детско-юношеский и молодежный досуг; педагогическая анимация; компетентностный подход; контекстное обучение; технологическое обеспечение образовательного процесса в вузе; когнитивные, активно-деятельностные, гуманистические образовательные технологии в педагогическом вузе.

Радикальные изменения современного мира актуализируют проблему формирования новых социально-культурных стандартов жизни следующего поколения, которые в широком диапазоне представлены в сфере их свободного времени. Необходимость социального регулирования, контроля и педагогического руководства сферой детско-юношеского и молодежного досуга обусловлена серьезными социально-экономическими, культурными, политическими процессами, происходящими в обществе: возрастанием социальной роли и значения свободного времени как пространства самоосуществления, самореализации и саморазвития человека; высоким динамизмом свободного времени молодежи, появлением новых, иногда неожиданных форм проведения досуга, рассматриваемых обществом как неадекватные; коммерциализацией молодежной досуговой инфраструктуры, сокращением доступных предложений молодым в сфере их свободного времени со стороны культурно-образовательной системы; увеличением доли маргинального досуга подростков и юношества, особенно за пределами влияния традиционных институтов воспитания (школы, учреждения дополнительного образования).

В таких условиях требования к качеству подготовки специалистов по управлению и организации детско-юношеского досуга резко возрастают. В нашей стране в настоящее время профессия организатора и воспитателя культуры досуга детей и молодежи (педагога-аниматора) нормативно не закреплена. В настоящее время подготовка специалистов к педагогической анимации не является самостоятельным направлением или профилем профессионального образования. Проблема такой подготовки педагогов может быть решена в рамках современной системы высшего профессионального педагогического образования, которое имеет большие возможности для эффективной организации указанного процесса в силу серьезных гуманистических преобразований, происходящих в ней и превращающих ее в более гибкую, вариативную и открытую.

Осуществленный научно-теоретический анализ анимации показал, что различные авторы, исследующие ее проблематику, представляют социальную анимацию как сферу общественной деятельности, "всеобщее социальное явление", имеющее своей высшей целью "одухотворение досуга" конкретной личности и всего общества. Наука выделяет самостоятельный статус сферы свободного времени как пространства социального воспитания подрастающего поколения. Данное обстоятельство существенным образом влияет на современную образовательную политику большинства стран Европы, в том числе России, и обуславливает инновационные процессы в подготовке специалистов для указанной сферы.

Анализ историко-педагогического опыта и современного состояния социально-воспитательной деятельности в сфере детского и молодежного досуга показал, что педагогическая анимация как относительно новый вид педагогической деятельности в сфере детско-юношеского досуга имеет серьезные нормативные предписания, требующие от специалиста решения профессиональных задач разного уровня сложности, а также предполагает наличие у него определенных профессиональных способностей, которые нуждаются в постоянном разви-
стр. 44

тии, для эффективного осуществления педагогической анимации в изменяющихся условиях.

Изучение зарубежного опыта организации профессионального образования по подготовке специалистов для сферы досуга, в том числе и детско-юношеского, позволило установить, что образование развивается с учетом и под влиянием глобальных социокультурных и экономических изменений в обществе. В XXI в. становится востребованным образование, ориентированное на подготовку профессионала, обладающего сформированной компетентностью для деятельности в сфере культурного досуга.

Педагогическая теория рассматривает детско-юношеский досуг как особое пространство социального воспитания подрастающего поколения, которое позволяет использовать не только возможности педагогической системы общества, т. е. системы образования, но также и культуры, спорта, молодежных организаций, масс-медиа, шоу-бизнеса и др. Определяя педагогическую анимацию как элемент воспитательной системы общества и вид социально-педагогической системы, мы понимаем под ней совокупность государственных, общественных, частных и иных социальных институтов, призванных обеспечить необходимый и достаточный уровень социально-одобряемых и социально-полезных видов досуговой деятельности в отношений детей, подростков и молодежи, деятельность которых отвечает интересам общества и закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах.

Педагогическая анимация, с точки зрения профессиональной деятельности, определена как многомерная и многоплановая деятельность, предполагающая совокупность различных взаимодействий педагога и воспитанников в досуговой сфере, с помощью которых удовлетворяются и развиваются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, творческие, духовно-нравственные потребности и интересы, формируется социально-активная личность, способная к преобразованию окружающей действительности и самой себя.

Представляя собой сложное многофункциональное профессиональное явление, педагогическая анимация предъявляет особые требования к личности педагога, которые отражены в понятии профессиональной готовности к педагогической анимации. Под готовностью к профессионально-педагогической аниматорской деятельности следует понимать особое личностное состояние педагога, включающее в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, процессуальный, креативный, рефлексивно-оценочный, которые состоят из соответствующих их содержанию компетенций, приобретаемых в процессе профессиональной подготовки.

В русле реализации в профессиональном педагогическом образовании компетентностного подхода нами определены основные компетенции педагога как специалиста в области педагогической анимации. Компетенции представлены как конкретные показатели основных компонентов его профессиональной готовности к педагогической анимации, а их развитие в процессе подготовки рассматривается как формирование профессиональной готовности. Понятие "профессиональная готовность" соответствует понятию "уровень образованности", которое отражает степень и качество профессиональной подготовки педагога в области педагогической анимации.

Специфика педагогической анимации определяет особенности организации учебного процесса подготовки к ней. Непременным условием формирования готовности к педагогической анимации является опыт самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения, который может быть приобретен в случае наличия соответствующей системы педагогически организованного досуга детей, подростков, молодежи. Указанная система выступает базой для соответственно организованной педагогической практики студентов.

Представление о системной организации детско-юношеского и молодежного досуга предполагает наличие определенного строения, в основе которого - объективно сложившиеся условия, характеризующие современную социально-культурную и педагогическую ситуацию в стране и в конкрет-
стр. 45

ном регионе. Анализ данных условий позволил осуществить моделирование педагогической анимации в Новосибирской области.

В качестве основных критериев для разработки региональной модели педагогической анимации были рассмотрены: учет и оценка досуговых интересов детей, подростков и молодежи и их запросы в сфере отдыха и оздоровления; наличие в регионе разработанной нормативно-правовой базы, регламентирующей предоставление услуг в указанной сфере; межведомственное взаимодействие и деятельность государственных органов и ведомств, обеспечивающие функционирование различных учреждений в сфере детского отдыха, оздоровления и досуга; наличие развитой инфраструктуры детско-юношеских досуговых учреждений; кадровая обеспеченность указанной сферы и возможности ее пополнения и развития с учетом изменяющихся запросов потенциальных потребителей досуговых услуг (детей, подростков, молодежи).

Основное содержание модели педагогической анимации представлено в соответствии с этапами проектирования, включающего в себя совокупность взаимосвязанных трех уровней. Выделенные в модели уровни обусловлены целостностью системы, единством всех составных элементов объекта, внутренними процессами и связями, противоречиями и тенденциями в соответствии с учетом общеметодологических подходов и принципов, обоснованных в данном исследовании. Первый уровень, характеризующий специфику формирующейся социально-педагогической системы в сфере детско-юношеского и молодежного досуга в Новосибирской области, устанавливает цели и задачи ее организации; отражает ресурсы региона, потенциально доступные для использования в реализации системы; демонстрирует складывающиеся связи на уровне управления сферой и организации эффективного межведомственного взаимодействия. Проектирование второго уровня модели связано с созданием обоснованной системы обеспечения государственного заказа педагогическими кадрами в соответствии с временными рамками, содержанием, технологическими особенностями педагогической анимации в регионе. Третий уровень модели отражает процесс и результат профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров для региональной системы педагогической анимации на основе и с учетом изменяющихся потребностей и возможностей системы профессионального образования в Новосибирской области. Таким образом, одним из уровней педагогической анимации является региональная система подготовки педагогов к ней, которая базируется на теоретическом представлении о профессиональной готовности педагога к педагогической анимации как об особом личностном состоянии профессионала, включающем в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, процессуальный, творческий и рефлексивно-аналитический компоненты.

На основании структуры профессиональной готовности разработана педагогическая концепция, раскрывающая сущность, принципы, содержание и технологии процесса подготовки педагогов к педагогической анимации в системе высшего и послевузовского профессионального образования с учетом региональных особенностей.

Методическое и организационное обеспечение процесса подготовки педагогов к педагогической анимации в предлагаемой модели достигается совокупностью когнитивных, активно-деятельностных, гуманистических образовательных технологий (по Е. В. Андриенко), которые были модифицированы с учетом специфики организации процесса профессионального образования социальных педагогов для сферы детско-юношеского досуга. Под когнитивными технологиями подготовки студентов к педагогической анимации мы понимаем организацию такого дидактического процесса, который обеспечивает развитие интеллектуальных функций будущего специалиста, связанных с усвоением, переработкой и интерпретацией знаний о педагогической анимации в логической взаимосвязи с общепрофессиональными психолого-педагогическими знаниями. В модели выделены следующие когнитивные технологии подготовки студентов к педагогической анимации: блочно-контекстного обучения; технология индиви-
стр. 46

дуального сопровождения профессиональных проб и самостоятельной деятельности студента в сфере детско-юношеского досуга. Активно-деятельно стные технологии профессиональной подготовки социальных педагогов к педагогической анимации направлены на формирование и развитие профессиональных умений и навыков осуществления педагогической аниматорской деятельности в реальных условиях досуговых взаимодействий. К ним относятся: игровые технологии; технология педагогической импровизации; технология использования элементов театральной педагогики.

Гуманистические технологии в процессе подготовки социальных педагогов к педагогической анимации обеспечивают ее эмоциональный аспект с приоритетным статусом формирования индивидуального опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к себе в профессии. К таким технологиям мы относим: технологию формирования и развития позитивных установок на профессиональную деятельность в сфере досуга; технологию активизации личностно-творческого потенциала студента. В предлагаемой модели реализация указанных технологий осуществляется вариативно и интегративно. Это означает, что они не следуют друг за другом в образовательном процессе, но осуществляются параллельно и кумулятивно.

Результатом процесса профессиональной подготовки педагога к педагогической анимации, организованного в соответствии с предложенной технологической моделью, может быть сформированная профессиональная готовность педагога-организатора детского досуга, которая аккумулирует в себе определенный количественный и качественный набор профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для конкретной деятельности в сфере детско-юношеского досуга.

Такое понимание педагогической технологии профессиональной подготовки педагога к педагогической анимации обладает структурно-функциональной определенностью, которая обусловлена совокупностью компонентов рассмотренной ранее профессиональной готовности социального педагога к педагогической анимации (мотивационно-ценностный, когнитивный, процессуальный, творческий, рефлексивно-аналитический). Названные компоненты выступают как признаки сформированности готовности к педагогической анимации и служат исходным моментом для выявления уровней квалификации социальных педагогов к указанной деятельности.

Понятие "уровень" выражает диалектический характер процесса развития, позволяет понять предмет во всем многообразии свойств, связей, отношений. Рассмотрение определенных качеств личности осуществляется последовательно от более низкого к более высокому уровню, т. е. поэтапно. На основе выделенных содержательных компонентов профессиональной готовности к педагогической анимации нами определены пять уровней сформированности указанной готовности: ориентировочный, пропедевтический, репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческий. В соответствии со сложившимися требованиями к содержанию профессиональной компетентности специалиста в сфере детско-юношеского досуга педагог должен иметь базовый уровень профессиональной готовности, который позволяет ему самостоятельно функционировать в педагогической анимации и объединяет в себе результаты подготовки на диагностико-ориентировочном, начальном и основном этапах подготовки. Для осуществления педагогической анимации в режиме развития педагог должен пройти подготовку, обеспечивающую формирование репродуктивно-творческого уровня готовности. Для осуществления педагогической анимации в режиме творчества (в соответствии с требованиями социально-педагогического самоменеджмента) необходимо получить подготовку, обеспечивающую достижение сформированности творческого уровня профессиональной готовности к педагогической анимации.

Формально выделенные уровни сформированности готовности могут соответствовать следующим квалификациям: базовый уровень готовности соответствует квалификации "специалист со средним пе-
стр. 47

дагогическим образованием", "специалист с неоконченным высшим педагогическим образованием" (вожатый в ДОЛ); репродуктиено-теорческий уровень соответствует квалификации "бакалавр педагогики", "специалист" (педагог-организатор, педагог дополнительного образования, социальный педагог); творческий (исследовательский) уровень соответствует квалификации "магистр педагогики" (методист, менеджер, начальник ДОЛ). Предлагаемая формализация результатов подготовки весьма условна, так как содержательные характеристики готовности к педагогической анимации различных уровней отличаются лишь с точки зрения возможности продолжения подготовки, оставаясь концептуально едиными.

Представленная технология организации профессиональной подготовки педагога как организатора детского досуга отражает контекстную специфику такой подготовки в профессиональном педагогическом образовании и проявляется на всех уровнях реализации концептуальной модели педагогической анимации.

Осуществленный анализ основных противоречий в досуговом воспитании подрастающего поколения, разнообразных подходов к подготовке специалистов для сферы досуга, основополагающих положений модернизации образования в русле развивающегося компетентностного подхода позволил установить определенные зависимости профессиональной подготовки социальных педагогов к педагогической анимации от указанных процессов. Данные зависимости проявляют себя в форме ведущих тенденций, влияющих на развитие профессиональной подготовки педагогов к педагогической анимации как специально организованного образовательного процесса в рамках высшего педагогического образования.

Одной из ведущих тенденций профессиональной подготовки педагогов к педагогической анимации выделена тенденция профессионализации как процесса развития его профессиональной готовности от ориентировочного (спонтанно-неосознаваемого) уровня до творческого, позволяющего целенаправленно и целесообразно решать педагогические задачи в сфере детского досуга.

Тенденция аксиологизации профессиональной подготовки педагога к педагогической анимации проявляет себя в стремлении достижения единства внутреннего процесса формирования у педагога профессиональных компетенций как личностно и профессионально значимой ценности и учебно-профессиональной деятельности как целенаправленно организованного внешнего воздействия.

Ценностно-смысловые аспекты профессиональной подготовки педагога к педагогической анимации, реализуемые в русле гуманистической парадигмы высшего педагогического образования, позволили установить и обосновать тенденцию развития субъектности участников образовательного процесса. Данная тенденция проявляет себя в изменении суперпозиций студента и преподавателя в процессе подготовки к педагогической анимации.

Выделена также тенденция интегративности подготовки. Данная тенденция проявляет себя: в возможности приобретения студентом необходимого объема знаний в области педагогики и психологии, теории и истории социальной педагогики и специфики современной социально-педагогической системы; в использовании этих знаний в процессе формирования своей профессиональной готовности; в формировании ценностного отношения к профессии; в построении субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе; в приобретении собственного опыта педагогической анимации.

Сформулирована и обоснована тенденция ресурсной ориентированности профессиональной подготовки педагога к педагогической анимации. Данная тенденция проявляет себя в соотнесении объективных запросов досуговой практики, которые отражены в реальном спросе на специалистов для сферы детско-юношеского досуга, и возможностей обеспечения указанной сферы квалифицированными кадрами.

Указанные тенденции определяют стратегию развития профессиональной подготовки педагога к педагогической анимации, результатом которой становится сформированная (на различных уровнях) его профессиональная готовность.
стр. 48

Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы для научно-технологического обеспечения процесса подготовки педагогов-организаторов детского досуга в системе высшего и послевузовского профессионального педагогического образования с учетом региональных особенностей и процессов его модернизации в соответствии с положениями национальной образовательной инициативы (проекта) "Наша новая школа".

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко Е. В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. - М.; Новосибирск: НГПУ, 2002.

2. Шульга И. И. Профессиональная подготовка социальных педагогов - организаторов детского досуга в теории и практике педагогической анимации: Монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009.

DEVELOPMENT OF VOCATIONAL TRAINING FOR ORGANIZERS OF CHILDREN'S LEISURE IN THEORY AND PRACTICE OF PEDAGOGICAL ANIMATION

I.I. Shulga

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the Novosibirsk State Pedagogical University

The article is devoted to description of possible contents and methods of experts' preparation to organization of children's leisure, who study at pedagogical higher schools. Presented in the article technology of vocational training organization for teachers as organizers of children's leisure reflects contextual specificity of such preparation in professional pedagogical education and is shown at all levels of realization of conceptual model of pedagogical animation. Theoretical positions and conclusions can be used for scientifically-technological maintenance of preparation process of teachers-organizers of children's leisure in system of higher and post-graduate professional pedagogical education taking into account regional features and processes of its modernization.

Keywords: children's and youth's leisure; pedagogical animation; competence approach; contextual training; technological maintenance of educational process at higher school; cognitive, active, humanistic educational technologies at pedagogical higher school.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)