ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Автор: Т. А. Сваталова

Т. А. Сваталова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования

Тел.: 8-351-260-97-84; e-mail: svatalova@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы обновления содержания дополнительного профессионального образования и оценивания профессиональной компетентности в рамках курсов повышения квалификации педагогов дошкольного образования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования, ключевые виды компетентности, инструментарий оценивания профессиональной компетентности.

Программными документами, обязательными для каждой ступени системы образования, являются: Федеральный Закон "Об образовании", Концепция модернизации образования, Программа модернизации педагогического образования и др. В них четко обозначена проблема повышения качества подготовки и переподготовки специалистов педагогического профиля, владеющих системой ценностей, современным типом мышления, готовностью и способностью к созидательной, преобразовательной деятельности на основе компетентностного подхода.

Основным направлением реформирования системы образования является введение компетентностного подхода на всех ее ступенях. На государственном уровне это определяется как смена парадигм образования, что влечет за собой изменение подходов к определению целей, содержания образования, результатов и естественно, выдвигает новые требования к системе оценивания.

Наиболее важными аспектами обновления системы повышения квалификации являются отбор содержания дополнительного профессионально-педагогического образования и отбор инструментария для оценивания уровня освоенности содержания дополнительного профессионального образования и содержания профессионально-педагогической деятельности. Переход на новую систему оценки качества образования предполагает наличие инструментального обеспечения оценивания профессиональной компетентности.

В последние годы проблеме профессиональной компетентности как показателю соответствия специалиста требованиям профессионального труда уделяется большое внимание (Л. Г. Антропова, Э. Ф. Зеер, Ю. Н. Кулюткин, В. Ландшеер, А. К. Маркова, С. Г. Молчанов, А. А. Майер и др.). Интерес к данной проблеме вызван попытками создания модели специалиста той или иной профессии. Имея модель специалиста с определенной системой характерных для него свойств, знаний, навыков, умений, можно приступить к разработке методов выявления профессиональных требований к специалисту, а после этого - построить систему количественной оценки степени соответствия фактических требований и требуемых свойств специалиста.

Так, А. А. Майерсчитает, что модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования должна содержать знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т. д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она также должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент. Деятельностный компонент профессиональной компетентности находится в диалектическом единстве со структурой личности и представлен профессионально-педагогическими умениями.
стр. 92

В предлагаемой структурно-функциональной модели А. А. Майер заложены этапы (цикличность) профессиональной подготовки педагога дошкольного образования. Эта последовательность формирования мотивационной, теоретической, технологической и результативной готовности к труду. Автор отмечает ее преемственность к логике личностного и деятельностного (профессионального) развития субъекта во взаимодействии с предметом (содержание дошкольного образования - модель общечеловеческой культуры) и объектом (ребенок) труда.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования, понимаемая нами как интегративная личностно-профессиональная характеристика специалиста дошкольного образования, включает совокупность присущих профессионалу теоретических представлений о способах профессиональной деятельности и совокупность самих способов профессиональной деятельности, обеспечивающих эффективную реализацию профессиональных функций на определенной стадии профессионального становления.

Следовательно, чтобы произвести оценивание профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, необходимо назвать основные теоретические представления о способах профессиональной деятельности педагога дошкольного образования и сами способы профессиональной деятельности, входящие в состав профессиональных компетенций. Точкой отсчета измерения (критериями), вероятно, можно считать степень выраженности теоретических представлений и способов профессиональной деятельности.

Изложенное выше послужило основанием для создания "Экспертных карт оценивания имеющихся теоретических представлений и способов профессиональной деятельности, входящих в состав профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений".

В результате проведенной работы по уточнению содержания профессионально-педагогической компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений мы определяем следующие ее виды: методическая, оценочная, организаторская, коммуникативная. Каждый вид представлен группой компетенций. Каждая из компетенций представлена, в свою очередь, совокупностью теоретических представлений и соответствующих способов профессиональной деятельности.

Идея оценивания имеющихся теоретических представлений и способов профессиональной деятельности, входящих в состав профессиональной компетентности, при помощи экспертных карт состоит в том, что педагог, прибывший на курсы повышения квалификации, в самом начале занятий самостоятельно определяет степень выраженности имеющихся у него теоретических представлений и способов профессиональной деятельности.

Анализ заполненной экспертной карты позволяет определить, какой вид компетентности наименее развит и какие компетенции необходимо формировать в ходе курсовой подготовки. Также становится возможным определить, какого рода (теоретические или практические) формы занятий необходимы и каково должно быть их содержательное наполнение.

По окончании курсовой подготовки слушатели повторно заполняют экспертные карты. Сравнительный анализ заполненных в начале и конце курсовой подготовки экспертных карт позволяет увидеть наличие или отсутствие изменений в росте степени выраженности имеющихся у педагогов теоретических представлений и способов профессиональной деятельности.

Полученные в ходе анализа результаты имеют большое значение для специалистов, реализующих образовательные программы курсов повышения квалификации, так как служат основанием отбора и компоновки учебных материалов для каждой конкретной группы слушателей, позволяют дифференцировать соотношение теоретических и практических занятий, а также оценивать эффективность курсовой подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Майер А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - N1, с. 8.

2. Молчанов С. Г. Содержание и организация работы учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: Межвузовский сборник научных трудов. - Вып. 2. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 102 с.
стр. 93

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF PRESCHOOL EDUCATION TEACHERS IN SYSTEM OF PROFESSIONAL SKILLS IMPROVEMENT

T.A. Svatalova

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of Preschool Education Department of the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Educators Professional Skills

The article deals with problems of contents updating of additional vocational training and estimation of professional competence within the limits of qualification improvement courses for preschool education teachers.

Keywords: professional competence of preschool education teachers, key kinds of competence, toolkit of professional competence estimation.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)