ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

РОЛЬ ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




А. В. Щербаков

кандидат педагогических наук, руководитель отдела по связям с общественностью и маркетингу Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования

Тел.: 8-351-261-70-14; e-mail: upravka74_z@mail.ru

В статье раскрываются особенности адаптации молодых педагогов в процессе их профессионального становления. Определяется роль института дополнительного профессионального образования и образовательного учреждения в организации процесса адаптации молодого педагога. Предлагаются формы и содержание программы адаптации молодого педагога в образовательном учреждении и образовательной программы повышения квалификации в институте повышения квалификации.

Ключевые слова: адаптация, виды адаптации, профессиональная адаптация, профессиональное становление, профессионализм, программа адаптации молодого педагога в образовательном учреждении, образовательная программ повышения квалификации молодых педагогов.

Проблема кадров в системе образования является одной из самых острых: образование нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Необходим приток "свежих сил" - молодых, активных и компетентных педагогов. От того, насколько хорошо они сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности
стр. 72

и условиям жизни, зависит будущее нашей страны. Решение данной задачи требует комплексного подхода, где определяющим, по нашему мнению, должна стать работа по совершенствованию профессионализма молодых педагогов на этапе профессиональной адаптации. В самом общем виде адаптация сводится к изменениям функций и структуры тканей и органов, функциональных систем и организма в целом, обеспечивающих сохранение организма как целостной живой системы в меняющихся условиях [2, с. 15]. В психолого-педагогической литературе не сложилось единого подхода к понятию "профессиональная адаптация". Наиболее часто профессиональная адаптация рассматривается как процесс взаимного приспособления работника и организации, основывающийся на постепенном включении сотрудника в трудовой процесс в новых для него профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда, на ее ход влияют индивидуальные характеристики человека, его интересы, установки, особенности интеллекта [3].

Анализ литературы позволяет определить профессиональную адаптацию педагога как процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения в систему многосторонней деятельности, общения и взаимоотношений с педагогическим (родительским, ученическим) коллективом, приобретение его ценностных ориентации, достижения высокого уровня успешности управленческой деятельности в оптимально короткий период и удовлетворенности этой деятельностью. Профессиональная адаптация зависит также не только от приобретения знаний и сформированности профессиональных умений и навыков, но и от наличия ряда профессионально значимых личных качеств.

Проблема профессиональной адаптации в педагогической среде становится предметом исследования с момента формирования отечественной педагогики и рассматривается сегодня в контексте концепции профессионального становления личности педагога (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова и др.). Профессиональное становление определяется как непрерывный процесс формирования профессионала, детерминированный социальной средой, профессиональной деятельностью и активностью самого человека. Процессуальный аспект изучения феномена профессионализма основывается на выделении его временных характеристик: длительности и устойчивости фаз и стадий. А. К. Маркова выделяет пять уровней профессионализма: допрофессионализм, профессионализм суперпрофессионализм, непрофессионализм, послепрофессионализм [4].

При оценке уровня профессионализма субъекта труда выделяют две группы критериев: внешние (объективные), ориентированные на оценку результативности выполнения профессиональной задачи, и внутренние - психологические [5].

Проблема формирования личности профессионала является комплексной, и содержательно в ней выделяют психологические, профессиональные, физиологические, медицинские, социальные и другие аспекты. Таким образом, формирование личности профессионала в процессе овладения трудовой деятельностью не должно сводиться к развитию ее операционной сферы в виде накопления знаний, навыков и умений, а предполагает формирование сложных психических систем регуляции ее социального поведения. Эффективность процесса профессиональной адаптации молодого педагога будет зависеть от рационального распределения приоритетов в работе с молодым педагогом образовательного учреждения и института повышения квалификации по успешному завершению процесса адаптации, включающей следующие виды: психофизиологическую, социально-психологическую, профессиональную и организационную адаптации. Обозначенные виды адаптации будут выступать структурными компонентами программы образовательного учреждения по адаптации молодых педагогов. Среди основных ресурсов адаптационного процесса в первые месяцы работы молодого учителя выступает способность на психологическом и физиологическом уровнях приспособить свой организм к новой для него профессиональной деятельности.

Содержательный аспект программы, обеспечивающий психофизиологическую адап-
стр. 73

тацию, будет способствовать приспособлению молодого педагога к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда, освоению совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время педагогического труда. Основными формами обеспечения цели психофизиологической адаптации выступают психологический и педагогический тренинги.

Мероприятия по социально-психологической адаптации направлены на приспособление молодого специалиста к первичному трудовому коллективу, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе, включение в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. Среди основных форм данного вида адаптации можно выделить: первичный инструктаж, индивидуальные беседы с педагогом-наставником, психологический и педагогический тренинги, временные творческие проблемные группы педагогов, традиционные мероприятия педагогического коллектива и пр.

Деятельность по профессиональной адаптации позволит осуществить совершенствование трудовых способностей молодого педагога, его профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества, а также формирование профессионально необходимых качеств личности педагога. Формами адаптации выступают: индивидуализированный педагогический тренинг, заседание методических объединений, открытые уроки и воспитательные мероприятия коллег, индивидуальные беседы с педагогом-наставником, профессиональные конкурсы и т. д.

Создание условий в образовательном учреждении для протекания организационной адаптации поможет молодому специалисту усвоить роли и статус педагога, понять характер и особенности функционирования структурных подразделения школы (психологической службы, социального педагога и т. д.) в общей организационной структуре, будет способствовать пониманию особенностей организационного и экономического механизмов управления учреждения в современных условиях. Среди основных видов деятельности, обеспечивающих эффективность организационной адаптации, можно выделить: первичный инструктаж, знакомство со школой и педагогическим коллективом; назначение педагога-наставника, совместная разработка программы адаптации; проведение регулярных бесед с заместителем директора, отвечающего за работу с педагогическими кадрами; решение социально-бытовых проблем, обеспечение материального и морального стимулирования профессиональной деятельности и т. д.

Роль института повышения квалификации в обеспечении условий для профессиональной адаптации молодых педагогов заключается в разработке образовательных программ повышения квалификации, ориентированных на потребности данной категории работников образования.

В Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования разработана программа повышения квалификации "Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности молодого специалиста в сфере образования", рассчитанная на 72 часа, включающая пять содержательных разделов: современные нормативно-правовые основы образования, теоретико-методологические и психофизиологические основы профессиональной деятельности, профессионально-педагогические аспекты адаптации молодого специалиста, психологические аспекты адаптации молодых педагогов, деятельность молодого специалиста в организации воспитательного процесса с коллективом учащихся. Основными формами учебных занятий выступают практические занятия в форме тренингов, деловых игр, дискуссий, проектной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фомин Н. А. Адаптация: общебиологические и общефизиологические аспекты. - М.: Изд-во "Теория и практика физической культуры", 2003.
стр. 74

2. Калиновская И. М. Адаптация молодого специалиста в новом коллективе // http://www.libsakh.ru/?div=express&hid=145.

3. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение. 1993.

4. Дмитриева М. А., Дружилов С. А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование. - Альманах СО РАО. - Вып. 4. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000, с. 18-30.

ROLE OF INSTITUTE OF PROFESSIONAL SKILLS IMPROVEMENT IN SUCCESSFUL PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS

A.M. Scherbakov

candidate of pedagogical sciences, head of Public Relations and Marketing Department of the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Educators Professional Skills

The article deals with features of adaptation of young teachers in course of their professional formation. The role of institute of additional vocational training and educational institution in organization of young teacher's adaptation process is defined in the article. Forms and contents of young teacher's adaptation program at educational institution and educational program of professional skills improvement at institute of professional skills improvement are offered in the article.

Keywords: adaptation, adaptation kinds, professional adaptation, professional formation, professionalism, program of young teacher's adaptation at educational institution, educational programs of young teacher's professional skills improvement.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)