ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Автор: Л. В. Корнилова

Л. В. Корнилова

старший преподаватель кафедры начального образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования

Тел.: 8-351-729-32-17; e-mail: lvk_57@ mail.ru

В статье раскрываются основные составляющие компетентности педагогических работников, выявляются особенности новых механизмов организации образовательной деятельности системы повышения квалификации с точки зрения развития инновационной компетентности. По мнению автора, подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями и умениями, необходимыми для его конкурентоспособности и жизнеспособности, невозможна без построения на научной основе соответствующей системы обучения. Для достижения максимально возможного результата образования необходимо полное соответствие мотива (цели) обучаемого основной цели педагогической системы: организованного, преднамеренного и целенаправленного влияния на формирование личности с заданными качествами

Ключевые слова: современное образование, профессиональная компетентность, инновационное образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации.

Изменения, происходящие в стране, потребовали от человека другого подхода к качеству образования, к уровню образовательных услуг, к самооценке и самообразованию в течение всей жизни. Компетентностный подход в обучении как средство повышения качества образования - приоритетное направление модернизации систем обучения в мировом образовательном пространстве. Можно определить компетентностный подход в образовании через понятие "как знать", а не через "что знать".

Модернизация образования, формирование и обустройство новой модели школы требуют в настоящее время качественного повышения уровня профессиональной компетентности как учителей, так и руководителей образовательных учреждений. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, с социальной и профессиональной мобильностью.

На настоящем этапе возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. Как отметил Д. А. Медведев, "необходимо дать учителю широкие возможности для выбора формы, модели профессионального совершенствования". В отечественной педагогике компетентностный подход сегодня широко обсуждается как в рамках общего образования, так и в профессиональной педагогике. Причем само понятие "компетенция/компетентность" стало использоваться в современном образовании в качестве нового интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования.

Как показывает обзор научной литературы, исследования ведутся в различных направлениях: формирование компетентности будущего педагога (В. Н. Введенский), изучение содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя в
стр. 97

нашей стране (Л. М. Абдулина, Э. Ш. Абдюшев, В А. Антипова, Е. В. Бережнова, З. Ф. Есарева, Н. В. Кузьмина, Ю. К. Янковский и др.) и за рубежом (Е. Д. Вознесенская. Б. Л. Вульфсон, НИ Костина, Л. В. Кузнецова, М. С. Сунцова, Ю. Е. Штейнсапир и др.). Труды ученых в основном направлены на выяснение условий, факторов, критериев педагогического мастерства, разработку путей его совершенствования. Ведутся поиски новых форм, путей подготовки преподавательских кадров. Обостряется основное противоречие, заключающееся в несоответствии уровня профессионально-педагогической подготовленности современного учителя, его профессионального личностного потенциала и требований, предъявляемых к нему в педагогической деятельности.

В российской науке исследуемая проблема обычно рассматривается в ключе формирования профессиональных требований к специалисту (А. Г. Бермус, Н. Ф. Ефремова, И. А. Зимняя, Д. С. Цодикова и др.), а также нового подхода к конструированию образовательных стандартов (А. В. Хуторской и др.).

Анализ работ, посвященных проблемам повышения квалификации (И. Ю. Алексашина, В. Г. Воронцова, И. Д. Демакова, И. И Зарецкая, Г. Л. Ильин, И. А. Колесникова, Н. А. Масюкова, Э. М. Никитин, Н. А. Переломога, Е. И. Рогов, А. П. Ситник, Р. Х. Тильнеева, К. М. Ушаков, И. Д. Чечель и др.), позволяет сделать вывод о том, что система повышения квалификации может в разной степени влиять на личностно-профессиональное развитие педагогов: обеспечивать достаточно быстрые его темпы, определять новые направления, стимулировать процесс саморазвития.

Развитие профессиональной компетентности учителя - сложный, многогранный процесс, связанный со всеми составляющими учебно-образовательного пространства курсовой подготовки в рамках повышения квалификации педагогов. В системе дополнительного педагогического образования налицо двойственность целевых ориентации - личностная (как удовлетворение запросов и потребностей учителя) и профессиональная (реализация общественно-государственный требований к компетентности педагога) [1, с. 41]. Целесообразно соотносить профессиональную компетентность с результативностью труда учителя и его педагогической деятельностью.

Анализ научной литературы показывает, что ученые, изучающие проблему компетентности учителя, в своих исследованиях используют то термин "профессиональная компетентность" (Б. С. Гершунский, Т. В. Добудько, А. К. Маркова и др.), то термин "педагогическая компетентность" (Л. М. Митина и др.), то оба термина по аналогии с профессионально-педагогической деятельностью: "профессионально-педагогическая компетентность" (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.). Таким образом, основными чертами компетентностного подхода к подготовке специалистов являются:

- общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;

- четкое определение целей профессионально-личностного совершенствования, выраженных в поведенческих и оценочных терминах;

- выявление определенных компетенций, являющихся целями развития личности;

- формирование компетенций как совокупности смысловых ориентации, базирующихся на постижении национальной и общечеловеческой культуры;

- наличие четкой системы критериев измерения, которые можно обрабатывать статистическими методами;

- оказание педагогической поддержки формирующейся личности и создание для нее "зоны успеха";

- индивидуализация программы выбора стратегии достижения цели;

- создание ситуаций для комплексной проверки умений практического использования знаний и приобретения ценного жизненного опыта;

- интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности.

Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации позволяет под новым углом зрения рассматривать проблему качества подготовки специалистов. Базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность как "интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием зна-
стр. 98

ний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей" (О. Е. Лебедев, А. В. Тряпицына и др.). Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкурентоспособным и жизнеспособным, невозможна без построения на научной основе соответствующей системы обучения. Для достижения максимально возможного результата образования необходимо полное соответствие мотива (цели) обучаемого основной цели педагогической системы: организованного, преднамеренного и целенаправленного влияния на формирование личности с заданными качествами [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Введенский В. Н. Измерение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования // Стандарты и мониторинг. - 2003. - N4.

2. Булавенко О. А. Сущностные характеристики профессиональной компетентности // Школьные технологии. - 2005. - N3.

PROFESSIONAL COMPETENCE PERFECTION OF ELEMENTARY SCHOOL TEACHER IN CONDITIONS OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING

L.V. Kornilova

senior teacher of Elementary Education Department of the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Educators Professional Skills

The article is devoted to basic components of pedagogical workers competence, features of new mechanisms of educational activity organization of professional skills improvement system from the point of view of innovative competence development. According to author of the article preparation of competent expert corresponding to requirements of modern world, allocated with qualities, knowledge and abilities necessary for his/her competitiveness and viability, is impossible without construction of corresponding system of training on scientific basis. Full conformity of motive of the trainee to main objective of pedagogical system is necessary for achievement of the greatest possible result of education that is organized, deliberate and purposeful influence on formation of a person with set qualities.

Keywords: modern education, professional competence, innovative education, professional retraining, professional skills improvement.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)