ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




К. А. Баронина

соискатель кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета

Тел.: 8-926-811-96-92; e-mail: kbaronina@mail.ru

А. В. Лукинова

старший преподаватель и соискатель кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета

Тел.: 8-916-829-34-03; e-mail: alukinova@gmail.com

В статье рассматривается проблематика интеграции в высшем педагогическом образовании, раскрываются современные особенности интеграционных процессов в системе па-
стр. 49

триотического воспитания в России в начале XXI в., показываются роль, значение и направления патриотического воспитания в высшей школе России в условиях ее интеграции в международное образовательное пространство.

Ключевые слова: интеграционные процессы, интеграция, патриотическое воспитание, международное образовательное пространство, интеграция высшей школы России в мировое образовательное пространство.

Образование и воспитание во всем мире являются признанными ценностями и характеризуются многими процессами, среди которых значимое место занимали и будут занимать процессы интеграционные.

Подписание Россией в 2003 г. Болонских соглашений о едином европейском пространстве высшего образования подтверждает приверженность нашей страны курсу модернизации российского образования с учетом складывающейся европейской модели.

В 1990-е гг. организация международной деятельности вузов перестала быть уделом только Министерства образования РФ и специализированных структур, что привело к существенному расширению самостоятельности вузов в выборе форм, объемов и методов сотрудничества с зарубежными партнерами, а также и самому выбору вузов-партнеров.

Интеграция в области образования, соответственно, с нашей точки зрения, есть глобальная синкретическая тенденция стремления различных дифференцированных локальных процессов и опыта в сфере образования к объединению в единораздельное целое.

Следуя данному определению, одним из важнейших ее направлений следует выделить интеграцию в области воспитательной работы в высшей школе, формы которой в нашей стране и зарубежных вузах традиционно различались, прежде всего, по своим социокультурным и идеологическим составляющим. В зарубежной высшей школе система воспитания всегда была составной частью процесса обучения, а нормативность ее основывалась, прежде всего, на законах университетской свободы и корпоративности как уравнивающей молодых людей разной национальности, так и разделяющей в соответствии с формирующимися "землячествами" и профессионально-ориентированными группами.

Поэтому в ответ на кризис 1990-х гг., когда Россия провозгласила курс на идеологическую свободу и открытость своих социально-культурных ориентации, резко изменилась прежняя система ценностей. В сознании россиян вырабатывалось убеждение в том, что все чужое, иностранное, достойно подражания и изучения, что не замедлило сказаться на качестве воспитательных процессов в системе высшей школы. В результате в обществе проявилась тенденция яркого пренебрежения ко всему отечественному, недостаточно развитое чувство патриотизма, которое негативно сказывалось на воспитательных процессах в педагогических вузах. Началось формирование облика молодого профессионала в условиях идеологического вакуума, когда на первый план выступили профессиональные качества, а не гражданские. Для этого периода характерным явлением стала запущенность патриотического воспитания, причиной которой стали произошедшие негативные явления: утрата прежней системы ценностей, отрицание прежних достижений в истории развития России и, как следствие, неверие в ее будущее.

В 1992 г. был принят действующий и поныне новый Закон РФ "Об образовании", где в качестве одного из принципов государственной политики в области образования объявлен принцип патриотического воспитания. Этим законом подчеркивалась идея о том, что воспитание патриотизма есть государственная проблема, а ее реализация, главным образом, происходит в образовательных учреждениях.

Поэтому в Программе развития воспитания в системе образования России (утверждена приказом Министерства образования РФ N574 от 18.10.1999) говорится о том, что главной проблемой модернизации системы образования является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи.
стр. 50

В начале XXI в. система обучения и воспитания становится гуманистически направленной, на первое место выходят общечеловеческие ценности; ведущей парадигмой образования является гуманистическая. Субъектом и центром образовательного процесса провозглашается личность, воспитание понимается как взаимодействие субъектов - равных участников данного процесса.

В связи с этим возникает вопрос о патриотическом воспитании подрастающего поколения новой России.

В Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг." [2] под патриотическим воспитанием понимается систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины; патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Программа определяет пути развития системы патриотического воспитания граждан и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы, определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству. Реализация программы направлена на сохранение общественно-политической стабильности, восстановление национальной экономики и укрепление обороноспособности страны.

Целью Программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства дружбы народов Российской Федерации.

Данные положения Государственной программы нашли свое отражение в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан России на 2006-2010 гг." (принята 16 февраля 2001 г.)., определяющей содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан и направленной на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Рассуждая о современных особенностях интеграционных процессов в системе патриотического воспитания России в начале XXI в., необходимо подчеркнуть, что в современных условиях роль высшего образования неизмеримо возрастает: высшее образование и наука, выступая глобальными факторами общественного развития, выдвигаясь в число наиболее важных национальных и общемировых приоритетов, выступают "в качестве важнейших компонентов культурного, социального и экономически устойчивого развития людей, сообществ, наций" [3].

По мнению целого ряда аналитиков и экспертов, к числу основных причин, тормозящих развитие международных связей российской высшей школы, относятся фактическое отсутствие единой государственной политики, недостаточное бюджетное финансирование; слабое информационное обеспечение международного сотрудничества; отсутствие стабильных связей с международными организациями, фондами и программами в области образования и науки; малый опыт международной деятельности у части вузов. С нашей точки зрения, к этим причинам следует добавить и проблемы формирования системы патриотического воспитания в современной российской высшей школе, которая не противоречила бы универсальным общечеловеческим ценностям и способствовала бы развитию идей гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях всех типов и видов национальной системы образования России.

Патриотическое воспитание в различных учреждениях образования обогащает педа-
стр. 51

готический процесс в целом, придает ему социально значимую личностно-ориентированную направленность, связанную с выработкой у молодого поколения осознанной гражданской позиции, готовности к дееспособной жизнедеятельности и ответственности за настоящее и будущее своего Отечества, и включает в себя воспитание чувства интернационализма - чувство общечеловеческой солидарности с народами всех стран, формирование толерантности и культуры межнационального общения.

Образование и культура - две системы единого процесса антропо- и социогенеза. Тесное взаимодействие культуры и образования - одно из важнейших условий ценности личности, способности адаптироваться к противоречивым условиям бытия и противостоять негативным воздействиям среды, опираясь на духовную культуру.

Воспитательная деятельность образовательного учреждения должна быть построена на национальной культуре и создавать благоприятные предпосылки для формирования личности гражданина - патриота Отечества.

Результатом деятельности образовательных учреждений должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компонентов в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информативной и других сферах.

С нашей точки зрения, патриотическое воспитание детей и молодежи России может эффективно реализовываться в образовательных учреждениях различного типа и вида по следующим направлениям:

- морально-правовое - формирование нравственности (нравственных сознания, поведения, навыков и привычек, чувств, правовых грамотности, культуры, мышления, сознания, важным элементом которого являются чувства гражданского долга и гражданской совести);

- военно-политическое - развитие готовности и потребности к выполнению гражданского долга, формирование политических мышления, сознания, культуры, предполагающих развитие политической грамотности и активности;

- этническое - формирование этнического сознания, развитие чувств национального достоинства, гордости за свою страну и свой народ. Этническое направление необходимо рассматривать в контексте с эстетическим воспитанием, так как изучение народной культуры играет большую роль при формировании этнического сознания;

- экологическое - развитие готовности к защите окружающей среды родного края от загрязнения (физического, химического, биологического) и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты; формирование экологического сознания, осознанно-правильного отношения к природным явлениям; этническое воспитание, неразрывно связанное с эстетическим;

- религиозное - знакомство с мировыми религиозными вероучениями, истории и культуры, формирование толерантного отношения к представителю другой религии; формирование нравственного отношения к другим людям, исполнение заповеди любви к ближнему, осознание себя как представителя религии, через которую идет формирование национального самосознания, познание культуры, языка, обычаев, традиций и национального характера своего народа.

Мы полностью согласны с Б. Т. Лихачевым, который считал, что человеческая личность в общественной жизни формируется и проявляется в трех основных ипостасях: как наделенная высшим свойством сущностного человека - духовно-нравственным началом; как отражающая в себе конкретно-исторические, социально-классовые, национальные и религиозные особенности бытия и как обретающая своеобразный, неповторимый индивидуальный характер, личностно-психологический облик на основе уникального генофонда, особенностей темперамента, различных систем организма, взаимодействующих и развивающихся в социуме. Личность становится целостной, цельной, если человек проявляется всесторонне, соединяя в себе одновременно развитое духовно-нравственное, гуманистическое начало,
стр. 52

черты конкретно-исторического бытия и яркое психическое своеобразие [4].

В новом столетии в условиях начавшегося процесса интернационализации российской высшей педагогической школы особое значение приобретает поиск и выработка новой стратегии, модели и механизма международной деятельности каждого российского педагогического вуза с учетом внутривузовской и региональной специфики и места всей высшей педагогической школы России в системе координат международного образовательного пространства. Учитель как субъект и транслятор культуры является важнейшим звеном в процессе осуществления диалога поколений, диалога культур, передачи духовного опыта, накопленного человечеством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая советская энциклопедия: В 30-ти т. - Т. 10 / Под ред. А. М. Прохорова. - М., 1972.

2. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.". - М.: Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ, 2000.

3. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры // Заключительный доклад Всемирной конференции по высшему образованию - Париж, ЮНЕСКО, 5-9 октября 1998 г.

4. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. - М., 1995.

FEATURES OF INTEGRATION PROCESSES IN SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION IN RUSSIA IN THE BEGINNING OF XXI CENTURY

K.A. Baronina

competitor of Higher School Pedagogics Department of the Moscow Pedagogical State University

A.V. Lukinova

senior teacher and competitor of Higher School Pedagogics Department of the Moscow Pedagogical State University

The article deals with problems of integration at higher pedagogical education, modern features of integration processes in system of patriotic education of Russia in the beginning of XXI century, role, value and directions of patriotic education at higher schools of Russia in conditions of its integration into international educational space.

Keywords: integration processes, integration, patriotic education, international educational space, integration of higher schools of Russia into world educational space.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)