ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Н. Е. Скрипова

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой начального образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, Заслуженный учитель РФ

Тел.: 8-351-729-32-17; e-mail: nscripova@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы организации индивидуального подхода средствами подготовки образовательного маршрута в профессиональном образовании учителя начальных классов. Автор считает, что использование индивидуального подхода в обучении слушателей в условиях повышения квалификации позволит изменять образовательные программы курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: профессиональное образование, повышение квалификации, учитель начальных классов, индивидуальный подход, образовательные программы.

На сегодняшний день очевидна необходимость нескольких групп позиций в образовании взрослых, без которых уже в ближайшее время будет немыслимо представить современное образование. Данные позиции определяются как "обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики" [1]. Обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде [2].

Повышение квалификации учителей как одна из важнейших педагогических систем образования взрослых строит свою образовательную деятельность на основе специфических закономерностей, характерных для обучающегося как взрослого человека. В условиях курсов повышения квалификации учитель выступает как личность, как субъект деятельности и, конечно же, как индивидуальность. Все эти социально-психологические качества образуют определенную систему,
стр. 94

причем наиболее конкретным уровнем деятельности человека является его индивидуальная деятельность. Между тем в теории и практике профессионально-педагогического дополнительного образования достаточно глубоко разработаны массовые, групповые формы учебной работы, что нельзя отметить по организации индивидуального подхода в практике повышения квалификации.

Рассматривая условия организации курсовой подготовки учителей начальных классов в системе повышения квалификации, необходимые для творческого осмысления профессиональных проблем и освоения способов их решения, исходим из того, что дифференциация образовательной деятельности, давно практикующаяся в системе повышения квалификации, является, конечно, необходимым, но недостаточным условием для реализации профессиональных запросов и ожиданий учителей. По нашему мнению (результаты анкетирования, собеседования), индивидуальный подход к разработке и осуществлению образовательных маршрутов повышения квалификации учителя в процессе курсовой подготовки способствует максимальному удовлетворению профессиональных ожиданий учителей и эффективности их образовательной деятельности. Это не означает, что умаляется роль массовых форм занятий. Проблема заключается в том, чтобы найти в общей системе образования учителя место, осознать значение индивидуализации образовательного процесса.

Результативность индивидуального подхода в условиях краткосрочных курсов повышения квалификации, повышения квалификации на основе стажировки на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, а также модульно-накопительная организация образовательного процесса определяют следующие условия:

- возможность выбора учителем содержания, форм и методов образовательной деятельности на основе самоанализа профессиональных запросов, которые определяются с помощью единой формы диагностики уровня подготовки слушателей [3]. Диагностика отражает рефлексивную позицию самих слушателей. Входная диагностика как отражает самооценку слушателями собственных знаний и позиций по основным разделам образовательных программ (анкета), так и выявляет реальный уровень владения слушателями вопросов, отраженных в образовательных программах повышения квалификации (тест). Анкета инвариантна по содержанию для всех категорий слушателей института, а третья часть теста разработана кафедрой начального образования. Итоговая диагностика содержит только анкету для слушателей и разработана по структуре и содержанию по тем же разделам и с теми же подходами, что и входная;

- совместная (слушатель-преподаватель) разработка индивидуального образовательного маршрута на основе сочетания инвариантного, вариативного блоков образовательной программы и организации самостоятельной работы на курсах повышения квалификации;

- отбор способов реализации образовательного маршрута, способствующих его самореализации в образовательной деятельности и развитию внутренней мотивации к педагогическому творчеству. Этот подход требует разработки особой технологии организации деятельности слушателя, а именно - его индивидуального образовательного маршрута, который строится учителем самостоятельно как субъектом этой деятельности и который определяет ее стратегию, цели, задачи и личностный смысл.

Отмечается, что индивидуальный выбор содержания форм обучения, в которых сочетаются инвариантные, дифференцированные и собственно индивидуальные формы учебной работы, содействует внутренней мотивации личности, а индивидуальные достижения в образовательной деятельности - самореализации, самооценке и удовлетворению учителя от результатов его образования и самообразования (И. Д. Демакова, Г. Л. Ильин, И. А. Колесникова, Н. А. Переломова, Е. И. Рогов, А. П. Ситник, Р. Х. Тильнеева, К. М. Ушаков и др.). Индивидуальный подход в обучении слушателей предполагает выявление и активное использование направленности профессиональных интересов, мотивы учения, индивидуальные особенности слушателей, все многообразие их субъектного опыта.

В нашем исследовании используется "индивидуальный" подход, так как за короткое
стр. 95

время пребывания учителя на курсах повышения квалификации невозможно в полной мере изучить индивидуальные особенности каждого педагога и в полной мере их учесть в процессе образовательной деятельности. Но ориентация на индивидуальные особенности слушателя, особенно на те, которые связаны с обучением, необходима, если мы заботимся об успешности и продуктивности обучения. Необходимо отметить, что важнейшими признаками индивидуального подхода являются его преемственность и перспективность, систематичность и последовательность. Индивидуальный подход носит двусторонний характер, он предполагает не только контроль, но и самоконтроль, не только диагностику, но и самодиагностику. Самоконтроль, саморегуляция, самодиагностика гораздо более эффективны, чем контроль и диагностика со стороны.

Проблема индивидуализации повышения квалификации педагогов имеет особое значение. Ученые (И. Ю. Алексашина, В. Г. Воронцова, И. И. Зарецкая, Г. Л. Ильин и др.) указывают, что индивидуализация строится на следующем:

- ведущая роль в процессе обучения сохраняется за самим взрослым;

- обучение - это совместная деятельность обучающего с обучаемым.

Исследователи называют пять специфических характеристик взрослого:

- осознание себя самостоятельной самоуправляемой личностью;

- обладание запасом жизненного, профессионального и социального опыта, который становится все более важным источником обучения его самого и коллег;

- готовность к обучению, исходящая из стремления с помощью учебы решить жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели;

- стремление к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;

- зависимость в учебной деятельности от временных, пространственных, бытовых, профессиональных, социальных факторов (условий).

Таким образом, использование индивидуального подхода в обучении слушателей при повышении их квалификации позволит изменять образовательные программы курсов повышения квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина "О стратегии развития России до 2020 года" на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г. // http://fuuire.fcos.m/content/view/210.

2. Проект современной модели образования // normativka.resobr.ru/archive/.../arti-ces/1361.

3. Солодкова М. И., Ильясов Д. Ф. и др. Управление качеством подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования: Монография / Науч. ред. В. Н. Кеспиков. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 320 с.

INDIVIDUALIZATION OF ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS' TRAINING IN SYSTEM OF PROFESSIONAL SKILLS IMPROVEMENT

N.E. Skripova

candidate of pedagogical sciences, head of Elementary Education Department of the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Educators Professional Skills, Honored teacher of the Russian Federation

The article is devoted to problems of individual approach organization by means of educational route preparation in vocational training of initial classes' teacher. Author considers that individual approach use in training of listeners in the conditions of professional skills improvement will allow changing educational programs of qualification improvement courses.

Keywords: vocational training, professional skills improvement, initial classes' teacher, individual approach, educational programs.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)