ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ПРОБЛЕМЫ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Г. Н. Штинова

доктор педагогических наук, заместитель директора Международного научно-исследовательского центра "Инновационное образование" при Волжском государственном инженерно-педагогическом университете (г. Нижний Новгород)

Тел. 8 - 912 - 606 - 74 - 72; e-mail: galina_shtinova@mail.ru

В статье рассматривается специфика понятийно-терминологической проблематики современной педагогики, активное изучение которой ведется с начала 1990-х гг. в рамках научной школы М. А. Галагузовой. Автор подчеркивает, что сегодня большое значение имеет не только теоретическая и научно-практическая значимость этих исследований, но и то, что данная проблематика все больше приобретает самостоятельный методологический статус в педагогической науке.

Ключевые слова: понятийный аппарат педагогики и образования, понятийно-терминологическая система науки, методологическая культура исследователя.

Одной из отличительных особенностей науки как особой сферы коммуникации является ее специфический язык. Порой разговор двух ученых сторонним, "непосвященным" слушателям, говорящим в общем-то на том же языке, тем не менее кажется какой-то абракадаброй, разговором иностранцев. Объясняется это просто: наука, изучающая реальность, в которой мы все - ученые и не ученые - живем, рассматривает ее совершенно с других позиций, чем "обычный" человек в повседневной жизни. И поэтому многие явления, объекты, их свойства, отношения и взаимосвязи между ними, малозначимые с точки зрения практической жизнедеятельности людей, для науки становятся чрезвычайно важными и закрепляются в научном знании в специальных понятиях и терминах, которые и образуют "язык науки", малопонятный "несведущим" слушателям.

Вся совокупность понятий и терминов любой науки, предстающей как множество различных, нередко противоречащих друг другу теорий, концепций, идей, положений, представлений и т. д., отражает ее структуру более или менее - в зависимости от уровня и состояния развития науки - полно и адекватно. Именно поэтому правомерно говорить об этой совокупности как о понятийно-терминологической системе науки. Это означает, что понятия (и соответственно обозначающие их термины) по своему объему и содержанию находятся в определенных взаимосвязях, взаимообусловленных отношениях между собой, дополняют и раскрывают друг друга, образуя в то же время целостное единство. Даже если речь идет о понятиях, выражающих концепты каких-либо альтернативных теорий, они всегда логически так или иначе взаимосвязаны. Именно это дает возможность представителям науки, независимо от их конкретных научных позиций и взглядов, легко понимать аргументы разных исследователей, дискутировать с ними и доказывать свою точку зрения. Совсем другая ситуация, если представители одной науки перестают понимать друг друга.....

Реальная опасность возникновения такой ситуации начала проявляться в начале 1990-х гг. в педагогике. После нескольких десятилетий тотального, "идеологически выдержанного" в определенных рамках единомыслия и единообразия "народного образования" советской эпохи период перестроечного и постперестроечного реформирования создал условия для полной свободы деятельности в педагогической сфере. Многообразные, сложные и нередко противоречивые процессы, вызванные к жизни социально-экономическими преобразованиями в стране, привели к появлению новых типов и
стр. 77

видов образовательных учреждений разной формы собственности, изменению содержания образования, развитию новых форм, методов, технологий обучения и воспитания. Инновационными поисками стали повсеместно заниматься массы учителей, воспитателей и преподавателей, получивших свободу творчества.

Все эти "революционные" по форме и практически неуправляемые, спонтанно развивающиеся в образовательной практике процессы с неизбежностью привели к разрушению еще недавно казавшейся такой устойчивой системы педагогических представлений. В педагогику хлынул мощный поток новых понятий как вновь введенных, так и заимствованных из самых разных областей знаний и профессиональной деятельности, в том числе из зарубежной образовательной науки и практики. На этом фоне стали подвергаться радикальному пересмотру традиционные педагогические категории и понятия, причем нередко трактуемые разными авторами совершенно произвольно, "как на душу легло". В этой непростой ситуации проблема упорядочения понятийного аппарата педагогики и сферы образования стала все больше приобретать самостоятельную методологическую значимость. В частности, в рамках уральской научной школы профессора М. А. Галагузовой и по ее инициативе исследование этой проблемы уже в начале 1990-х гг. получило статус научного направления. Формой привлечения более пристального внимания ученых-педагогов страны к этой проблематике стало издание сборника научных трудов "Понятийный аппарат педагогики и образования". Сама идея этого продолжающегося издания, первый выпуск которого увидел свет в 1995 г., отражала новый этап в осмыслении данной проблематики. Поэтому вполне закономерно, что она была активно поддержана и тогдашним Министром образования страны Е. В. Ткаченко, выступившим ответственным редактором сборника, и Российской академией образования, давшей сборнику свой гриф [1].

На сегодняшний день вышло уже 6 сборников этого издания, каждый из которых имеет свою содержательную направленность. Так, второй сборник ставил целью привлечение внимания научно-педагогической общественности к проблеме упорядочения и систематизации научного аппарата всего сложного комплекса наук об образовании - как традиционных отраслей педагогического знания, которые сегодня наполняются новым содержанием, так и вновь возникающих в рамках современных тенденций развития образования научных направлений. Следующий выпуск был посвящен проблемам гуманизации и гуманитаризации образования, которые на протяжении 1990-х гг. стали приобретать все более широкомасштабный характер в отечественном образовании, обусловливая существенные изменения в понятийном аппарате педагогики, в свою очередь, требующие целенаправленного и всестороннего анализа, изучения и осмысления. Отдельный выпуск сборника был посвящен проблемам нормативного регулирования и стандартизации образовательной деятельности - процессам, закономерным на современном этапе развития образования, в полной мере отвечающим демократическим тенденциями в организации и управлении образованием, однако далеко не однозначно понимаемым и оцениваемым педагогической общественностью. Пятый выпуск был посвящен исследованию понятийно-терминологических проблем педагогической науки, обусловленных процессами интеграции и дифференциации научного знания, которые являются диалектически взаимосвязанными сторонами всякого эволюционно протекающего развития и характеризуют современные общественные процессы в целом, однако на современном этапе развития отечественного образования отличаются особой интенсивностью и многообразием. Именно эти процессы, отчетливо проявляющиеся на всех уровнях и во всех компонентах образования как многомерного общественного явления, во многом обусловливают разнонаправленное, на первый взгляд, хаотичное развитие понятийного аппарата педагогики, становятся причиной его "размытости", "нечеткости", "неопределенности", "неоднозначности". Последний из выпущенных сборников привлекает внимание ученых к понятийно-терминологическим проблемам педагогики, обусловленным актуализацией аксиологического подхода в образовании.
стр. 78

В целом проблемы, поднятые в рамках этого научного направления, к активному участию в котором привлечены педагоги-исследователи как из разных городов страны, так и из ближнего и дальнего зарубежья, имеют большую теоретическую значимость. Они, безусловно, не исчерпывают всей полноты и всего многообразия понятийно-терминологической проблематики современной педагогической науки. Но это и невозможно, поскольку сама проблематика непрерывно развивается и приобретает все больше граней и областей научно-практического приложения. В частности, новые аспекты ее обусловлены включением России в международные интеграционные процессы в области образования, а именно - присоединением к Болонской конвенции, которое начинает оказывать все более существенное влияние на развитие отечественного образования, а значит, и педагогики с ее понятийным аппаратом. Серьезно обсуждаются научно-педагогической общественностью понятийно-терминологические проблемы и в связи с подготовкой нового варианта Закона об образовании, поскольку понятия и термины, закрепленные в этом важнейшем нормативном документе, будут на многие годы определять возможности развития практики образования и образовательной сферы в целом.

Однако при всей теоретической и научно-практической значимости понятийно-терминологической проблематики, пожалуй, более важно то, что за прошедшие годы четко обозначился ее высокий методологический статус. Он отражает тот факт, что именно ответственное, научно грамотное отношение к используемым, а тем более вводимым вновь исследователями понятиям и терминам является залогом выхода педагогики из кризиса, обретения ею статуса подлинной науки, в чем ей порой склонны отказывать представители так называемых фундаментальных наук. Поэтому умение эффективно и грамотно использовать понятийно-терминологический инструментарий в своих исследованиях рассматривается сегодня как одна из важнейших составляющих методологической культуры ученого-педагога. Каждый исследователь должен осознавать важность четкости и однозначности используемых понятий, а также необходимость вносить свой посильный вклад в развитие, систематизацию и совершенствование понятийно-терминологической системы педагогики, чтобы становилось все меньше оснований упрекать ее в небрежности, размытости и произвольности собственных категорий и понятий, в неразборчивости заимствований из других сфер научного знания и других методологических "грехах".

ЛИТЕРАТУРА

1. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. - Вып. 1. -Екатеринбург, 1995.

CONCEPTUAL INSTRUMENT OF PEDAGOGICS AND EDUCATION: METHODOLOGICAL STATUS OF THE PROBLEM

G. N. Shtinova

doctor of pedagogical sciences, vice director of the International Scientific-Research Center "Innovative education" of the Volzhsky State Engineering and Pedagogical University (Nizhny Novgorod)

The article considers the specific conceptual and terminological problems of modern pedagogy, active study of which have started since the beginning of 1990 at the Research School ofM.A. Galaguzova. The author emphasizes that today not only theoretical, scientific and practical significance of these studies are of great importance, but also the fact that this problem is becoming increasingly independent from the methodology in teaching science.

Keywords: conceptual framework of pedagogy and education, conceptual and terminological system of science, methodological culture of the researcher.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)