ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




К. С. Задорин

кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания и дополнительного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования

Тел.: 8-351-261-70-32; e-mail: zadorinks@mail.ru

В статье обосновано применение методов медиаобразования в системе дополнительного профессионального образования. Представлена методика организации и проведения занятий для развития критического мышления педагогических работников в рамках повышения квалификации. Автор считает, что используя потенциал медиаобразования с акцентом на развитие критического мышления, система повышения квалификации увеличит свои возможности в эффективном достижении задач дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: медиаобразование, медиатекст, медиаграмотностъ, метод, медийная сфера, критическое мышление.

Актуальной задачей образования взрослых является совершенствование профессиональной компетентности, основанной на развитии интеллектуальной зрелости, овладении новыми педагогическими технологиями и средствами обучения и воспитания детей и подростков, работы с педагогическим коллективом и т. п. с использованием разных медиаисточников - средств массовой информации, таких как пресса, телевидение, интернет и других. Проблема заключается в трудности определения целесообразности, полезности и практического применения данного рода информации педагогическими работниками в своей профессиональной деятельности. В результате мы можем наблюдать следующую картину: при желании достичь высоких результатов в своей деятельности педагоги руководствуются принципом - чем больше, тем лучше. Так, например, школа меняет свою цель чуть ли не каждый год, а классный руководитель зачастую использует прямо противоположные подходы в оценке результатов воспитания. Для преодоления данной трудности мы предлагаем использовать потенциал такого направления в педагогической науке, как "медиаобразование", призванного помочь детям и взрослым лучше адаптироваться в мире средств массовой информации.

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой информации (медиа) с целью формирования культуры общения, творческих способностей, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, а также обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [5]. Определим медиатекст как сообщение, передаваемое любым видом и жанром медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и т. п.). Полученная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля - прессы, Интернета, телевидения, видео, радио, кинематографа и других. Реализация данных идей возможна в контексте одного из перспективных направлений развития медиаобразования (по результатам конференции ЮНЕСКО в Париже, июнь 2007 г.): подготовка педагогов в области медиаобразования и рост информированности о медиаграмотности всех заинтересованных лиц и организаций в социальной сфере.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Правительством России в 2008 г.,
стр. 86

среди приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий называется медиаобразование [3]. В документе делается акцент на расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых способов обучения, в том числе и медиаобразования. В развитии новых форм и методов обучения особое место занимают методы медиаобразования. Представим наше видение методов медиаобразования в процессе повышения квалификации педагогических работников.

Понятием "метод" в педагогической науке обозначают способы достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности [1]. Среди разнообразия методов медиаобразования мы выделяем те, которые направлены на развитие критического мышления в отношении медийной сферы (источников информации и самой информации). Именно критический анализ медийной сферы содержания образования, осмысленная его рецепция и оценка, способность самостоятельно создавать и распространять собственные медиатексты, - все это становится в информационную эпоху обязанностью каждого педагогического работника.

С этих позиций нам важен контекст медиаобразования по А. П. Короченскому, где "оценочность критики означает не только способность судить и отвергать, но еще в большей степени нацелена на выявление и утверждение позитивного" [4].

Мы придерживаемся формулировки данного понятия А. В. Федоровым в сфере медиаобразования: "Критическое мышление по отношению к системе медиа и медиатекстам - сложный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку механизмов функционирования медиа в социуме и медиатекстов (информации/сообщений), в сочетании с аудиовизуальным воображением, виртуальным экспериментированием, логическим и интуитивным прогнозированием в медийной сфере" [5]. Принципиально важно, что А. В. Федоров рассматривает развитие критического мышления не как итоговую цель медиаобразования, а как его постоянный компонент.

Учитывая данные позиции, мы создаем на учебных занятиях условия для рассмотрения различных точек зрения на проблему, для выработки слушателями самостоятельного решения, для развития умения слушать других, ответственности за собственное мнение. Методика, основанная на проблемных, игровых и других формах обучения строится через непосредственное восприятие и анализ медийного материала. Для анализа трудностей в деятельности классного руководителя мы используем видеозапись конкурсного задания "Нестандартный классный час" областного конкурса "Самый классный классный". Для построения дискуссии предлагается форма проблемно-ценностного общения, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание чревато разоблачением и критикой со стороны внешних экспертов. Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами "Я считаю..." следует "и я готов это сделать". Результатами такого общения могут быть индивидуальные или совместные смысловые тексты, направленные на позитивные установки в стремлении изменить свою деятельность.

Для руководителей образовательных учреждений мы используем приемы и техники развития критического мышления на материале печатных текстов, таких как "Положение о конкурсе инновационных проектов", "Опыт школ, реализующих инновационные образовательные программы", "Школьные ситуации" и др. Применяются следующие формы текстов: "двухчастный дневник", "денотатный граф", "аргументированное эссе" и др. Для высказывания мнений практикуется форма "двухчастного круглого стола" и "перекрестной дискуссии" [2]. Задача преподавателя при использовании подобных форм и методов - развить аналитическое мышление, научить вырабатывать собственное мнение о тех или иных изменениях, необходимых конкретному педагогическому коллективу и учреждению в целом.
стр. 87

Акцент на медиаобразование мы делаем при выборе тех или иных источников информации и самой информации. Медиатексты важны своей смысловой нагрузкой. Они должны пробуждать в слушателях стремление разрабатывать и подбирать принципы и подходы для решения собственных профессиональных проблем. Разнообразные по форме и содержанию тексты становятся "пищей для размышления" и "средством для развития" и способствуют созданию собственных грамотных медиатекстов, которые могут распространяться как позитивный педагогический опыт.

Аудитория получает ориентир в условиях переизбытка информации, учится грамотно воспринимать ее, понимать, делать выводы о механизмах и последствиях ее влияния на учащихся, родителей и педагогов. Работая с информацией, слушатели определяют надежность источника информации, различия между заданными и общеизвестным фактами и требующими проверки, неясные или двусмысленные аргументы, а также логическую несовместимость в цепи рассуждения.

Таким образом, используя потенциал медиаобразования с акцентом на развитие критического мышления, система повышения квалификации увеличит свои возможности эффективного решения задач и достижения целей дополнительного профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

2. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004. - 175 с.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. // http://www.economy.gov.ru/minec/documents.

4. Короченскш А. П. "Пятая власть"? Медиакритика в теории и практике журналистики. - Ростов: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2003. -284 с.

5. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня. - М.: Изд-во МОО ВИН ЮНЕСКО "Информация для всех", 2009. - 234 с.

MEDIA EDUCATION IN IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF PEDAGOGICAL WORKERS

K.S. Zadorin

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of Education and Additional Education Department of the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Educators Professional Skills

The article is devoted to application of media education methods in system of additional vocational training. Technique of organization and carrying out of employment for development of critical thinking of pedagogical workers within the limits of improvement of professional skills is presented in the article. Author considers that using potential of media education with accent on development of critical thinking system of improvement of professional skills will increase the possibilities in effective achievement of additional vocational training problems.

Keywords: media education, media text, media literacy, method, media sphere, critical thinking.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)