ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

МОДЕЛИ СИСТЕМНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В СИСТЕМУ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Автор: В. А. Сластенин, В. И. Жог, Н. Ю. Борисова, В. А. Плешаков, Л. С. Подымова

МОДЕЛИ СИСТЕМНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В СИСТЕМУ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ1

В. А. Сластенин

доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета, президент Международной академии наук педагогического образования

Тел.: (495) 607-42-05; e-mail:manpo@yandex.ru

В. И. Жог

доктор философских наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета

Тел.: (495) 608-21-49; e-mail: kpvsh@mail.ru

Н. Ю. Борисова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета

E-mail: nadezhdada@mail.ru

В. А. Плешаков

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

E-mail: dionis-v@yandex.ru

Л. С. Подымова

доктор педагогических наук, заведующая кафедрой общей психологии Московской открытой социальной академии, профессор кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

E-mail: pod_ls@mail.ru

Процессы межвузовского взаимодействия в XXI в. чрезвычайно ускоряются и усложняются, что, в свою очередь, вызывает насущную потребность развития инфраструктуры информационно-аналитического обеспечения научных исследований высшей школы. В статье анализируется поисково-исследовательская работа по созданию базы данных и обобщению существующего опыта интеграции отечественных и зарубежных вузов в сфере

1 Выполнено в рамках реализации проекта N 2.2.2.1.5233 "Модели системной интеграции эффективной инновационной международной образовательной теории и практики в систему национального образования России" аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)" Министерства образования и науки РФ.
стр. 4

профессионального педагогического образования. Дается краткая характеристика структуре полученной базы данных, выявленным в ходе исследования основаниям интеграционных процессов и моделей системной интеграции международной теории и практики в области высшего педагогического образования.

Ключевые слова: интеграционные процессы, интернализация, международное образовательное пространство, поисковая работа по сайтам национальных доменов, основания образовательной интеграции, образовательное пространство, база данных существующих форм интеграции эффективной инновационной международной образовательной теории и практики, модели образовательной интеграции.

Активное развитие сферы образования в течение XX в. привело к обособлению ее в отдельную самостоятельную отрасль национальной экономики, внутри которой существует сложный комплекс отношений, складывающихся как между вузами внутри национальных образовательных пространств, так и между вузами разных стран. Эти процессы межвузовского взаимодействия в первое десятилетие XXI в. чрезвычайно ускоряются и усложняются, что, в свою очередь, вызывает насущную потребность развития инфраструктуры информационно-аналитического обеспечения научных исследований высшей школы.

Одним из исследований, направленных на решение обозначенной выше проблемы, стал проект "Модели системной интеграции эффективной инновационной международной образовательной теории и практики в систему национального образования России", осуществляющийся на факультете педагогики и психологии МПГУ в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. Проект выполняется по направлению "Развитие механизмов интеграции научной и образовательной деятельности и интегрированных научно-образовательных структур" и направлен на проведение фундаментальных исследований в изучении и освоении эффективной международной практики интеграции различных уровней образования и развития на этой основе инфраструктуры высшего профессионального образования России. Проведение подобных исследований диктуется возросшей потребностью в упорядочивании уже существующих форм интеграции и развитии новых, отвечающих стремительно изменяющимся условиям организации профессионального образования.

Актуальность выполнения обозначенного проекта обуславливается:

- во-первых, ростом международной открытости национальных культур, в системах образования которых своеобразно преломляются основные мировые тенденции развития человеческой цивилизации;

- во-вторых, возрастающей потребностью в профессионально мобильных педагогических кадрах, получающих квалификационную подготовку в национальных университетах, обладающих высоким уровнем фундаментальности и универсальности;

- в-третьих, усилением тенденций интернационализации высшего образования, основанной на универсальном характере знаний и мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества;

- в-четвертых, возрастающей ролью международного сотрудничества в деятельности национальных образовательных заведений и организаций;

- в-пятых, появлением наднациональных организаций, программ и фондов, активное участие которых в развитии образовательных систем ведет к универсализации содержания образования и формированию инновационных технологий обучения за счет появления новых универсальных систем коммуникации.

Перед началом проведения исследования участниками проекта на основе изучения современной научно-педагогической литературы была высказана гипотеза о том, что:

- как в отечественном, так и в международном сообществах сформировался устойчивый интерес к изучению интеграционных процессов;

- интеграционные процессы по большей мере развиваются по некоторым отдельным
стр. 5

основаниям, которые одновременно являются фундаментом и самих интеграционных процессов.

Предположительно было названо восемь таких оснований:

1) появление нормативно-правового статуса интеграции. Большинство государств (во второй половине XX в. особенно) стали включать в договорные документы о культурном сотрудничестве обязательный пункт об обмене студентами и организации стажировок для преподавателей высшей школы, что позволило значительно расширить практику международного сотрудничества и создать базу для ускоренного формирования нового явления - академической мобильности, которая была присуща до этого единичным представителям научного мира и лишь выдающимся студентам. Признанием необходимости введения интеграции в рамки приемлемого для всех жителей планеты уровня стало появление Болонской декларации, которая узаконила данную тенденцию и придала ей первичный межгосударственный правовой статус;

2) стремительное и лавинообразное изменение инструментальных механизмов образования и общения - появление ИКТ и среды их формирования и развития - всемирная сеть World Wide Web или Интернет, которые в корне изменили условия организации образовательных процессов как на уровне локальных центров, так и на уровне взаимосвязи образовательных систем различных государств;

3) изменение структурно-технологических оснований самого процесса обучения - появление технологий дистанционного обучения, которые требуют совершенно качественно иной подготовки как студента, так и преподавателя, а также иной организации самого образовательного пространства и всех его составляющих;

4) нарастающая волна общения людей качественно нового типа, в котором коммуникативная сторона визуально-аудиального восприятия начинает играть определяющую роль в связи со стремительно растущим уровнем практически всеобщей дву-, а то и более языковой грамотности. В результате этого ускоряющегося процесса большинство людей так или иначе общается на нескольких языках, хотя многие зачастую даже не знакомы с письменной формой употребляемых языков;

5) развитие инновационных процессов в государственных системах образования всех без исключения стран мира как в государственном, так и в негосударственном ее секторе способствуют расширению и углублению процессов интеграции между различными направлениями инновационных преобразований в разных образовательных учреждениях, а также интеграции и самих образовательных учреждений с различным правовым статусом;

6) одним из основных направлений интеграции между образовательными учреждениями различного уровня в рамках единых концептуальных оснований является создание новых форм образовательных учреждений - образовательных центров разной степени комплексности, переходящее на наивысшем уровне в наднациональный независимый международный образовательный центр;

7) активно развивающееся направление интеграции - интеграция между образовательными учреждениями с различным правовым статусом, в том числе и интеграция государственных и негосударственных образовательных учреждений. При этом далеко не всегда ведущим становится привычное государственное образовательное учреждение, что, впрочем, обусловлено самим характером возникновения негосударственных учреждений, которые обладают большей свободой и мобильностью к апробации тех или иных инновационных идей и являются ответом профессионального сообщества на резко изменяющуюся образовательную ситуацию и только осознаваемые образовательные потребности общества;

8) возрастание роли общественных, в том числе и общественно-профессиональных, сообществ к проблемам интеграции в сфере образования и сфере научно-теоретического педагогического знания, что выражается в резком увеличении количества конференций и семинаров, посвященных различным аспектам интеграции и интернализации.

Для проверки высказанных и сформулированных предположений в процессе осу-
стр. 6

ществления исследований по плану реализации проекта в целях обобщения существующего опыта интеграции отечественных и зарубежных вузов была подробно проанализирована международная деятельность российских и зарубежных педагогических вузов, а также некоторых классических отечественных и зарубежных университетов. Естественно, что для данного анализа были выбраны, вузы уже имеющие отделы (центры, управления) международных связей в своей структуре.

На первом этапе сбора материалов для осуществления первичного анализа была рассмотрена деятельность более 400 вузов России, стран СНГ и дальнего зарубежья, причем наиболее полно оказалась представлена информация о международной деятельности педагогических вузов разных регионов РФ и стран СНГ (Армения, Украина, Казахстан, Белоруссия и др.).

Проведение такого широкого мониторинга процессов взаимодействия различных образовательных учреждений, выявление уровня интегративности различных форм взаимодействия как в отечественном, так и в международном образовательном пространствах могло быть реализовано только на основе использования современных Интернет-ресурсов в сфере образования.

Для проведения широкой поисковой работы по Интернет-сайтам различных вузов как в сети Рунета, так и в сетях национальных доменов, связанных с педагогической проблематикой (Австрии (.at), Бельгии (.be), Вьетнама (.ve), Канады (.са), Китая (.сп), Германии (.de), Дании (.dk), Объединенной Европы (.ей), Финляндии (.fi), Франции (.fr), Италии (it), Англии (.en), Швеции (.sh)), на факультете педагогики и психологии МПГУ была организована рабочая группа преподавателей, студентов, аспирантов и магистрантов, в состав которой входили и иностранные студенты, и магистранты, получившие второе высшее образование в других странах, и преподаватели, прошедшие стажировку в различных профессиональных образовательных учреждениях других стран, в том числе и негосударственных. Таким образом, сама рабочая группа была организована по принципу интеграции представителей различных образовательных систем и обладала необходимым языковым и образовательным потенциалом для успешного осуществления поставленной задачи: выявлению различных существующих моделей интеграции в сфере образования.

Поисковая работа участниками группы проводилась в основном по анализу деятельности учреждений высшего профессионального педагогического образования, а также некоторых классических университетов, поскольку:

- именно на этом уровне процессы интеграции реализуются во всей их возможной полноте;

- само присутствие высшего образовательного учреждения в сети Интернет уже свидетельствует о начавшейся работе данного вуза по реализации собственной интеграционной деятельности.

Именно последнее обстоятельство позволило выбрать основным методом поисковой работы анализ сайтов различных образовательных учреждений, поскольку именно Интернет-сайты являются способом самопрезентации образовательного учреждения мировому сообществу, раскрывающим наиболее значимые и существенные стороны его деятельности, в том числе и в области интеграции.

На основе полученных в результате проведенного мониторинга сведений был проведен комплексный анализ и обобщение методических и информационных материалов по выявлению моделей международной интеграции образовательных учреждений разного уровня в отечественном, общеевропейском и мировом образовательных пространствах с участием учреждений высшего профессионального образования.

Одним из самых первых результатов проводимого исследования стало формирование впервые создаваемой базы данных:

- существующих форм и моделей интеграции в отечественной и международной образовательной практике;

-моделей интеграции эффективной инновационной международной теории и практики в национальные системы образования;

- состояния интеграции российского образования в Болонский процесс.
стр. 7

Однако полученная в результате осуществленного Интернет-мониторинга база данных была существенно дополнена и за счет еще пяти направлений проведенной поисковой работы:

- анализа диссертационных исследований по проблемам интеграции за последние 10 лет;

- анализа существующей научно-теоретической литературы по проблемам интеграции;

- анализа материалов о деятельности профессиональных образовательных учреждений, полученных в процессе стажировок;

- анализа данных о формах интеграции между образовательными учреждениями различного уровня;

- анализа активности общественных организаций по изучению и осуществлению процессов образовательной интеграции.

Таким образом, полученная в результате комплексных исследований база данных существующих форм интеграции эффективной инновационной международной образовательной теории и практики в отечественном и мировом образовательных пространствах включает в себя обобщенные данные, полученные по результатам исследования возможных направлений образовательной интеграции.

Следующим шагом по выполнению проекта стало проведение аналитического исследования полученного массива данных в целях его структурирования в соответствии с предположительно сформулированными основаниями интеграции и проверки высказанной гипотезы.

Примененный нами метод контент-анализа Интернет-сайтов образовательных учреждений уже на самом первом этапе позволил выделить следующие особенности развития интеграционных процессов:

- каждое из вышеназванных направлений развития интеграционных процессов существует и развивается достаточно автономно, даже в рамках одного образовательного учреждения;

- информационный материал о внутренних механизмах интеграции, ее формах, видах, партнерских отношениях в основном является закрытой информацией, что в немалой степени объясняется усилением конкурентной борьбы между образовательными учреждениями и образовательными системами;

- анализ, обобщение и изучение происходящих процессов интеграции также происходит достаточно обособлено, в соответствии с теми или иными профессиональными интересами исследователей или локальными потребностями общества и его субъектов.

Кроме того, анализ полученной информации по выявленным предположительным основаниям позволил:

- выявить объективную картину интеграционного взаимодействия российских образовательных учреждений как внутри страны, так и за ее пределами;

- достоверно отразить и наглядно представить состояние процессов интеграции российских образовательных учреждений как в федеральном, так и в межгосударственных образовательных пространствах;

- определить и выделить несколько наиболее значимых направлений, общих для всех образовательных учреждений, вне зависимости от их локального места расположения и национально-государственной принадлежности, которые служат основой для развития и оформления происходящих процессов интеграции:

а) нормативно-правовые основы организации моделей международной интеграции в сфере образования в странах ближнего зарубежья (на примере республик Армении, Белоруссии, Казахстана, Украины) и различных регионах РФ;

б) организационные и воспитательно-образовательные механизмы интеграции в сфере отечественного и международного образования (в области совместной организации практической деятельности студентов в социально-педагогической сфере, совместные профессионально-образовательные программы, совместные программы по организации профессиональной практики (или стажировок), летние международные школы; в области совместной организации воспитательной работы студентов в высшем профессиональном образовании, примеры практической интеграции образовательных учреждений разного уровня);
стр. 8

в) современные информационные и коммуникационные технологии как основа интеграции в сфере образования, в том числе сфере e-Learning, и практике интеграции российского образования в Болонский процесс;

г) практические модели международной интеграции образовательных учреждений разного уровня в мировом образовательном пространстве (на примере Англии, Германии, РФ, Франции, Швеции Канады, Китая и др.);

д) модели международной интеграции зарубежных образовательных учреждений Европейских и других университетов (по данным немецкоязычных сайтов на национальном домене .de, англо- и франкоязычных сайтов на национальных доменах .en и .fr, на национальных доменах Вьетнама, Китая, России .ru), а также интеграции Московского педагогического государственного университета с европейскими и другими университетами;

е) примеры создания международной сети инновационных образовательных и научно-образовательных центров на основе интеграции государственных и негосударственных образовательных учреждений разного уровня;

ж) формы международной интеграции деятельности общественных и государственных научно-образовательных учреждений.

Проведенный анализ показал, что в качестве основных моделей научной и образовательной интеграции присутствуют следующие ее виды, сгруппированные по направлениям:

1) создание информационных ресурсов, обеспечивающих международную интеграцию; международный обмен преподавателями, аспирантами, магистрантами и студентами, осуществление заграничных стажировок, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава; проведение совместных научных исследований с зарубежными вузами, обмен научно-технической информацией и педагогическими технологиями, проведение международных научных конференций и семинаров, выступления на научных симпозиумах; совместное (с вузами-партнерами) обеспечение материально-технической базы реализации учебных программ; совместная публикация монографий и научных статей в международных научных изданиях;

2) привлечение сотрудников из вузов-партнеров к управлению университетом, создание дочерних структур, обеспечивающих эффективное международное сотрудничество (институты иностранного языка, консультационные центры и др.), создание международных центров межвузовской и международной интеграции; организация университетских лекций с привлечением крупнейших зарубежных специалистов, выдача двойных дипломов, занятость иностранных граждан в качестве преподавателей, создание и реализация совместных образовательных программ, подготовка по дополнительным образовательным программам в сфере изучения иностранному языку, обучение студентов по совместным международным образовательным программам, проведение полевых практик, в частности языковых, историко-страноведческих и полевых экспедиций, продолжение обучения в магистратуре и аспирантуре вуза-партнера, участие в международных грантах;

3) реализация международных социальных проектов, организация совместных благотворительных мероприятий, сотрудничество с зарубежными вузами в культурной и спортивной сфере, проведение международных студенческих олимпиад, совместных культурных мероприятий, посвященных национальным праздникам различных стран, встречи с деятелями культуры и искусства других стран.

Таким образом, впервые созданная база данных существующих моделей и видов интеграции в отечественной и международной образовательной практике, а также интеграции эффективной инновационной международной теории и практики и интеграции российского образования в Болонский процесс была структурирована по различным основаниям интеграции, предложенным в качестве гипотетических в начале исследования и подтвержденным в процессе последующего анализа.

Дальнейший анализ и обобщение разнообразного материала, составившего созданную базу данных, позволил выявить и описать наиболее эффективные модели международной интеграции, организационные и научно-образовательные особенности их деятельно-
стр. 9

сти, проанализировать эффективность и новизну форм и методов интеграции, выявить условия и возможности их переноса и реализации в национальную систему образования России, а также показать начавшийся процесс формирования международной сети инновационных научно-образовательных центров.

Предложенная структура организации полученной информации в базе данных также позволила выявить возможно более полную картину существующих моделей интеграции и уровень системности моделей интеграции:

- российских вузов внутри российской системы образования;

- российских вузов и вузов стран ближнего зарубежья;

- российских вузов и некоторых зарубежных вузов стран Европы и мира.

Материал, полученный в настоящем исследовании, в полном объеме в скором времени станет доступен для его использования при разработке магистерских программ в соответствии с новым поколением ФГОС ВПО и новой структурой педагогического образования; написании докторских и кандидатских диссертаций; выполнении студенческих научно-исследовательских работ и магистерских диссертаций; написании монографий и сборников статей по проблемам исследования и на материале полученных результатов; развитии международных связей ФПП и других факультетов МПГУ; развитии и систематизации интеграционных процессов между МПГУ и образовательными учреждениями других уровней отечественной и зарубежной систем образования.

MODELS OF SYSTEM INTEGRATION OF INNOVATIVE INTERNATIONAL EDUCATIONAL PRACTICE INTO SYSTEM OF RUSSIAN NATIONAL EDUCATION

V.A. Slastenin

doctor of pedagogical sciences, professor, academician of the Russian Academy of Sciences, head of Higher School Pedagogics Department of the Moscow Pedagogical State University, President of the International Teacher's Training Academy of Science

VI. Zhog

doctor of Philosophy, professor, dean of Pedagogics and Psychology Department of the Moscow Pedagogical State University

N.Yu. Borisova

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of Higher School Pedagogics Department of the Moscow Pedagogical State University

V.A. Pleshakov

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of Higher School Pedagogics Department of the Moscow Pedagogical State University, corresponding member of the International Teacher's Training Academy of Science

L.S. Podymova

doctor of pedagogical sciences, head of General Psychology Department of the Moscow Open Social Academy, professor of Higher School Pedagogics Department of the Moscow Pedagogical State University, corresponding member of the International Teacher's Training Academy of Science

Processes of interuniversity interaction in XXI century are extremely accelerated and become complicated. That, in turn, causes pressing need of development of information-analytical maintenance infrastructure of higher school scientific researches. The article deals -with the research -work on creation of database
стр. 10

and generalization of existing experience of domestic and foreign higher schools integration into sphere of professional pedagogical education. Short characteristic is given to structure of the received database, the bases of integration processes revealed during research and models of system integration of international theory and practice in the field of higher pedagogical education.

Keywords: integration processes, internalization, international educational space, search work on sites of national domains, bases of educational integration, educational space, database of existing forms of integration of effective innovative international educational theory and practice, model of educational integration.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)