ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ИНТЕГРАЦИЯ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Т. С. Дорохова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Института социального образования Уральского государственного педагогического университета

Тел.: 8 - 922 - 228 - 25 - 32; e-mail: 70571@mail.ru

В статье рассматривается проблема интеграции гуманитарного знания в процессе подготовки специалистов социальной сферы на примере истории социальной педагогики. Представлены методологические основания и принципы интеграции гуманитарного знания в истории социальной педагогики. На основе изучения стандарта нового поколения по специальности "социальная педагогика" выделены дисциплины, по которым возможна интеграция по содержательному и методическому направлениям в процессе преподавания истории социальной педагогики.

Ключевые слова: интеграция, дифференциация, гуманитарное знание, гуманитаризация, история социальной педагогики, методологическое основание, аксиологический подход, эволюционный подход, инновационный подход, принципы преподавания, стандарт нового поколения.

У автора интерес к проблеме интеграции гуманитарного знания возник под влиянием нескольких факторов. Во-первых, этому способствовали процессы, происходящие в отечественной системе образования, о которых подробнее будет сказано ниже. Во-вторых, за период более чем 10-летнего преподавания истории социальной педагогики автором был накоплен определенный опыт (как теоретический, так и методический), нуждающийся в глубоком осмыслении с последующей реализацией на практике. Окончательное оформление указанной проблемы в исследовательское направление произошло благодаря влиянию доктора педагогических наук, профессора, положившей начало уральской научной школы социальной педагогики З. А. Галагузовой.

Одной из серьезных негативных тенденций в системе отечественного образования последних лет стало усиление дифференциации (в особенности в организационной и содержательной составляющих образовательного процесса; между тем, именно они определяют качество образования). Так, в системе высшего профессионального образования происходит дифференциация монопредметных областей знания и институционально-
стр. 95

организационное (в форме факультетов, кафедр и т. д.) закрепление разрыва, существующего между ними.

Монопредметность, в свою очередь, имеет ряд негативных проявлений. Во-первых, она отрицательно влияет на организацию образовательного процесса в вузе, так как приводит к увеличению объема знаниевого компонента в процессе преподавания тех или иных дисциплин, неиспользованию возможностей междисциплинарных методов для развития коммуникативных, научно-исследовательских и других базовых умений и навыков студентов. Во-вторых, она снижает качество подготовки специалистов. Монопрофессионализм не имеет никакого отношения к развитию науки и практики, поскольку последнее происходит через решение именно комплексных, полипредметных проблем и задач, возникающих на стыке разных специальных знаний [1]. В то время как современная действительность требует от отечественного специалиста сформированных интегрированных компетенций, в системе высшего профессионального знания основной тенденцией развития остается дифференциация.

Проблемам интеграции в сфере педагогики и образования посвящены труды различных исследователей. В частности, проблемы интеграции содержания педагогики и образования в традиционной трактовке получили развитие в методологии и теории образования (В. С. Безрукова, Л. А. Белява, М. Н. Берулава). Использование средств обучения и педагогических технологий в аспекте интеграции представлено в работах Т. С. Назаровой, Н. А. Пугал и др., изучение содержания образования - в работах И. Д. Зверева, В. Н. Максимовой, И. Т. Суравегиной. Обоснование частных критериев интеграции и дифференциации с позиций психологии и педагогики было предпринято в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейна и др. Определенный интерес представляют проведенные научной школой В. А. Сластенина исследования, выявляющие интегративные тенденции в развитии региональных систем педагогического образования (П. В. Лепин, В. М. Лопаткин, А. Н. Орлов, Н. К. Сергеев, Н. М. Швецов) [2].

Ряд исследователей полагают, что ХIХ в. был веком физики, ХХ в. - веком биологии, а ХХI в. будет веком гуманитарной науки. В связи с этим в современной науке довольно широкий спектр проблем связан с изучением гуманитарного знания. Что такое гуманитарное знание; в чем специфика методологии гуманитарного знания; как происходит актуализация гуманитарных знаний и гуманитаризация? Это неполный перечень вопросов, связанных с гуманитарным знанием.

Определенный интерес представляет анализ влияния гуманитаризации на процесс образования, поскольку именно она задает динамику и направленность интеграции в образовательных системах. При этом исследователи проблем современного образования весьма разноречиво определяют понятие гуманитаризации. Так, Е. Ильин, Ю. А. Макаров, А. Н. Тубельский, В. Ф. Шаталов видят в ней, прежде всего, изменения в технологиях образовательной деятельности. Другая позиция в подходах к гуманитаризации характерна для сторонников личностно-ориентированной парадигмы реформирования образования. В данной парадигме гуманитаризация тесно увязывается с проблемой гуманизации, выступая в качестве ее следствия.

Гуманитарное знание понимается разными исследователями в широком и узком смыслах. В широком смысле в гуманитарное знание включается научное мировоззрение и обыденное мировоззрение. Эти виды знания обязательно предполагают и выработку способов передачи их от поколения к поколению (опыт обучения, образования и воспитания - коммуникационное знание) [3].

В узком смысле гуманитарное знание сводится к знаниям, составляющим основу гуманитарных наук. Под гуманитарными науками обычно понимаются дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. В этой трактовке гуманитарное знание традиционно противопоставляется естественнонаучному.

Интеграция гуманитарного знания в истории социальной педагогики может рассматриваться как с содержательной, так и с методической позиций. В основе отбора содержания и структурирования учебного курса лежат следующие:

- хронологический принцип позволяет рассматривать педагогическую культуру как многомерное, развивающееся явление, имеющее сложную структуру и разнообразные формы взаимодействия с обществом, культурой, философией, религией и другими формами социальной жизни;
стр. 96

- принцип историзма предполагает рассмотрение социально-педагогических фактов, явлений, событий в широком контексте конкретного исторического периода;

- принцип ретроспективизма рассматривает прогностическую значимость имеющегося историко-педагогического наследия для решения современных проблем социально-педагогической теории и практики;

- принцип целостности ориентирует на сквозное рассмотрение историко-педагогических проблем в единстве с общими тенденциями развития мировой культуры и человеческой цивилизации в целом;

- принцип акцентуации качественных изменений социально-педагогической мысли на разных этапах, в конкретно-исторических условиях, которые обуславливают поступательное развитие, приращение научного знания. При оценке концепций отдельных педагогов, философов, деятелей просвещения важно акцентировать внимание на том новом, что вносил каждый из них в понимание природы ребенка, возрастных закономерностей его развития и в совершенствование семейного и общественного воспитания.

Применительно к истории социальной педагогики гуманитарное знание предполагает интеграцию уже потому, что является "дочерней наукой", объединяющей в себе основы исторического знания и собственно социальной педагогики. Ее методологическим основанием могут выступать следующие подходы:

- культурологический, благодаря которому четко просматриваются исторические и цивилизационные особенности социально-педагогической теории и практики. Он позволяет интегрировать культурные особенности различных народов в разные исторические эпохи, опираясь, прежде всего, на знания истории, культурологии;

- аксиологический, который, раскрывая базовые ценности воспитания различных народов в эволюционном аспекте, по сути, интегрирует данные не только истории и культурологии, но и психологии;

- цивилизованный, позволяющий определить как общие тенденции мировой педагогики и социальной педагогики, так и их национальные варианты, опять же рассматривая их в контексте различных цивилизационных периодов;

- системный, который применительно к истории социальной педагогики обеспечивает "учет всех элементов педагогической системы, изменений системы в целом или покомпонентно вследствие обусловленного требованиями исторического развития общества, научно-технического прогресса.., а также учет действия многочисленных внешних и внутренних факторов и условий функционирования системы" [4]. В рамках системного подхода история социальной педагогики интегрирует знания философии и педагогики в историческом контексте;

- инновационный, позволяющий интегрировать все то новое, что привносят различные науки в отечественную и зарубежную социально-педагогическую теорию и практику;

- антропологический, выводящий историю социальной педагогики на уровень практического человекознания, обеспечивающий взаимосвязь и единство социогуманитарной, культурологической, психолого-педагогической и предметно-социальной сферы в процессе подготовки социального педагога [5].

Анализ государственных стандартов по социальной педагогике позволяет выделить ряд предметов, интегрирующихся как в содержательном, так и в методическом аспектах в рамках истории социальной педагогики. Это история, культурология, политология, философия, русский язык и культура речи, социология, психология, общая педагогика, социальная педагогика, история образования и педагогической мысли. Все эти предметы условно можно разделить на три больших группы:

1) интегрирующиеся только в содержательном направлении;

2) интегрирующиеся только в методическом направлении;

3) интегрирующиеся и в содержательном, и в методическом направлениях.

К первой группе можно условно отнести историю, философию, культурологию, политологию, историю образования и педагогической мысли. Как уже указывалось выше, история социальной педагогики заимствует у общей истории способы структурирования содержательного материала (периодизация). Кроме того, история философия, культурология, политология позволяют установить взаимосвязь между природно-географическим, социально-политическим и духовным факторами и особенностями воспитания в тот
стр. 97

или иной исторический период. Что же касается истории образования и педагогической мысли, то во многом материал этой учебной дисциплины и истории социальной педагогики дублируется. Исходя из этого в процессе преподавания данных учебных дисциплин необходимо устанавливать межпредметные связи; некоторые темы изучать не в рамках трех, а в рамках одного или двух предметов; использовать интегративные формы и методы (творческие и научно-исследовательские работы, проекты, погружение и т. д.) для интенсификации учебного процесса.

Ко второй группе условно можно отнести русский язык, речь и культуру общения. Навыки устной и письменной речи, формируемые благодаря данной дисциплине, необходимы для аргументации своей точки зрения в процессе изучения истории социальной педагогики. В данном контексте функцией гуманитарного знания является не установление истины, а поддержание "динамического компромисса разногласий" [3].

К третьей группе можно отнести социологию, педагогику, психологию, социальную педагогику. Данные дисциплины позволяют не только интегрировать содержательный материал в рамках истории социальной педагогики, но и использовать методы данных наук, необходимые для исследовательской деятельности (опрос, психолого-педагогические диагностики).

Таким образом, суммируя сказанное выше, можно отметить следующее. Если раньше каждая наука изучала свой собственный предмет и с этих позиций преподавалась в вузе, то сегодня все пришло в движение, меняются междисциплинарные границы, и можно с полным основанием говорить об интеграции социально-гуманитарного знания. За этим стоит новое понимание человека, общества, возможностей исследования; новое понимание того, возможна ли наука о человеке и обществе, а если да, то какая именно наука. В соответствии с этим должны меняться и подходы к образовательному процессу в вузе. Интеграция гуманитарного знания позволит не только интенсифицировать процесс обучения, но и повысить качество подготовки специалистов социальной сферы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Громыко Н. В. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания: реальные вызовы и варианты решения - подлинные и мнимые // Восток. - 2005. - Вып. 3.

2. Научная школа личностно-ориентированного профессионального образования В. А. Сластенина // Педагогическое образование и наука. - 2010. - N 8. - С. 4 - 9.

3. Киященко Н. И., Киященко Л. П. Эстетическая культура и проблема гуманизации знания // Эстетическая культура. - М., 1996.

4. Лаптева И. Д. Системный подход к изучению понятия "гражданская культура" // Педагогическое образование и наука. - 2010. - N 8. -С. 103 - 107.

5. Сластенин В. А. Педагогическое образование: вызовы XXI. - М.: Ремдер, 2010.

INTEGRATION OF LIBERAL ARTS' KNOWLEDGE IN HISTORY OF SOCIAL PEDAGOGICS

T. S. Dorokhova

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Social Pedagogy Chair of the Institute of Social Education of the Ural State Pedagogical University

The article addresses the problem of integration of the humane knowledge in the training of the social sphere specialists by the example of the history of social pedagogy. The methodological bases and principles of integration of the humane knowledge in the history of social pedagogy are introduced. Based on the study of new generation standard in "social pedagogy" specialty, some disciplines, which can be integrated on substantive and methodological directions in teaching the history of social pedagogy are distinguished.

Keywords: integration, differentiation, humane knowledge, humanitarization, history of social pedagogy, methodological basis, the axiological approach, evolutionary approach, innovative approach, principles of teaching, the new generation standard.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)