ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

СЕТЕВАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




О. П. Осипова

кандидат педагогических наук, проректор по информационному обеспечению Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования

Тел.: 8-351-263-04-65; e-mail: ilyasova_oa@ipk74.ru

В статье рассматриваются основные вопросы педагогического содействия работнику образования в освоении программы повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий. В качестве форм осуществления педагогического содействия работнику образования в освоении программы повышение квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий рассматривается педагогическое консультирование и педагогическое партнерство, а также сетевая методическая поддержка в межкурсовой период.
стр. 69

Ключевые слова: педагогическое содействие, повышение квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий, педагогическое консультирование, педагогическое партнерство, сетевая методическая поддержка в межкурсовой период.

Повышение квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий (ПКДОТ) понимается нами как применение совокупности образовательных технологий, направленных на обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню их квалификации, при которых целенаправленное опосредованное или частично опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения на основе педагогически организованных информационных технологий в интерактивном режиме, прежде всего с использованием средств телекоммуникации [5].

Одним из условий эффективной организации ПКДОТ, по нашему мнению, является педагогическое содействие работнику образования в освоении программы повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), включающее сетевую методическую поддержку в межкурсовой период. Данное обстоятельство продиктовано необходимостью выявления и поддержания педагогически целесообразных инициатив у работника образования в процессе организации ПКДОТ в системе дополнительного профессионального образования (ДПО).

В педагогической литературе термин "содействие" можно встретить в таких сочетаниях, как "педагогическое содействие" (В. А. Сластенин, Г. Н. Сериков и др.) или "управленческое содействие" (Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспиков, И. Ф. Исаев и др.). В нашем исследовании под педагогическим содействием в целом будем понимать систему объективно необходимой, адресной и целесообразной помощи субъектам в осуществлении какой-либо деятельности.

Далее охарактеризуем сущность педагогического содействия работнику образования в освоении программы повышения квалификации с использованием ДОТ, включающего сетевую методическую поддержку в межкурсовой период. В своем исследовании мы опираемся на научные труды Д. Ф. Ильясова [4], который изучал проблему педагогического содействия применительно к системе повышения квалификации работников образования.

Осуществление адресно-ориентированного педагогического содействия работнику образования в освоении ПКДОТ, включающее сетевую методическую поддержку в межкурсовой период, предопределяется результатами, полученными в процессе функционирования и развития системы ПКДОТ в рамках ДПО.

В наиболее общем плане консультирование означает профессиональную помощь человеку в принятии оптимального решения [4]. Более всего разработанным в научной литературе является понятие "психологическое консультирование", сущность которого состоит в том, чтобы разъяснять работникам образования различные вопросы, возникающие по ходу освоения ими образовательной программы ПКДОТ. Педагогическое консультирование в данном случае направлено на удовлетворение потребностей работников образования в определенной информации, на оказание им помощи в решении различных заданий по освоению программы ПКДОТ. Заметим при этом, что на основе полученной информации о реализации программы ПКДОТ можно проектировать содержание консультаций и адресно предлагать их конкретным работникам образования или их подгруппам [1].

В содержательном плане взаимодействие партнеров направлено на поиск наиболее целесообразных форм и способов решения конкретных задач по освоению образовательной программы ПКДОТ. Появление перед слушателями схожих задач побуждает их вступать в партнерские отношения как друг с другом, так и с тьюторами. Члены таких партнерских групп могут быть вовлечены в обсуждение тех противоречий, которые им мешают в освоении программы ПКДОТ. Их совместное решение может способствовать разработке общего методиче-
стр. 70

ского замысла в решении конкретных заданий по освоению образовательной программы повышения квалификации с использованием ДОТ [3].

Сетевая методическая поддержка работнику образования в межкурсовой период строится на следующих принципах:

- комплексности - предполагает направленность методической поддержки как на повышение эффективности деятельности работника образования по обучению, воспитанию и развитию учащихся, так и на деятельность, обеспечивающую профессионально-личностное развитие самого слушателя в условиях ПКДОТ;

- клиентцентрированности - определяет индивидуальность методической поддержки, которая выражается в опоре на существующие у слушателя конкретные профессионально-личностные затруднения, возможности и ограничения в профессиональной деятельности;

- сетевости - обеспечивает приоритет свободного и равновозможного предъявления участниками повышения квалификации своих методических ресурсов, их использование в качестве сетевого ресурса, а также взаимодействие между субъектами ПКДОТ;

- распределенности - предполагает упорядочение, разделение методической поддержки среди субъектов, ее оказывающих (в зависимости от уровня в системе повышения квалификации это уровни образовательного учреждения, муниципальной системы образования, региональный и федеральный) и субъектов-благополучателей методической поддержки (в зависимости от характера профессиональных затруднений и перспектив профессионально-личностного развития) слушателей [2].

Таким образом, сетевую методическую поддержку работнику образования в межкурсовой период будем рассматривать как систему методов, способов, средств и форм дальнейшего освоения слушателем теоретических аспектов и способов деятельности, а также эффективного применения их в профессиональной деятельности в условиях муниципального образовательного учреждения. В основе реализации сетевой методической поддержки работнику образования в межкурсовой период лежит построение индивидуальной траектории обучения, которая наиболее полно отвечает возможностям реализации профессиональных интересов работника образования и профессионально-личностного развития. Таким образом формируются проблемные курсы, временные творческие коллективы, иные сетевые сообщества, которые совместно решают проблему как в теоретических, так и в практических плоскостях.

Повышение квалификации с использованием ДОТ в системе ДПО, как показывает практика, дает сильный стимул их дальнейшего самообразования работников образования, указывает основные направления для самостоятельной работы в межкурсовой период. На официальном сайте Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (www.ipk74.ru) выложены модули образовательных программ для дальнейшего повышения квалификации с использованием ДОТ, учитывающие различные запросы слушателей. А работники системы повышения квалификации могут и должны оказать педагогическое содействие работнику образования в освоении программы повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий и организовать сетевую методическую поддержку в межкурсовой период.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бершадский М. Е., Гузеев В. В. О технологиях персонифицированного повышения квалификации на основе использования сетевых образовательных ресурсов // Методист. - 2007. - N10, с. 2-5.

2. Горбунова Л. Н., Семибратое А. М. Освоение информационных и коммуникационных технологий педагогами в контексте ориентации на профессионально-личностное развитие // Информатика и образование. - 2004. - N 7, с. 91-95.

3. Злобила А. К., Василевская Е. В. Сетевая организация муниципальной методической службы как форма повышения профессиональной компетентности заместителей директоров общеобразовательных учреждений // Методист. - 2008. - N2, с. 36-38.
стр. 71

4. Илъясое Д. Ф. Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений: объективные и субъективные факторы в управлении. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 304 с.

5. Ocunoea О. П. Нормативно-правовое и организационное обеспечение повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях дополнительного профессионально-педагогического образования // Открытое и дистанционное образование. - Томск. - 2009. - N4 (36), с. 9-15.

NETWORK METHODICAL SUPPORT OF A TEACHER IN SYSTEM OF PROFESSIONAL SKILLS IMPROVEMENT

O.P. Osipova

candidate of pedagogical sciences, pro-rector on information supply of the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Educators Professional Skills

The article is devoted to basic questions of pedagogical assistance to educator in development of program of professional skills improvement with use of remote educational technologies. Pedagogical consultation and pedagogical partnership, and network of methodical support during the intercourse period are considered as forms of realization of pedagogical assistance to educator in development of program of professional skills improvement with use of remote educational technologies.

Keywords: pedagogical assistance, professional skills improvement with use of remote educational technologies, pedagogical consultation, pedagogical partnership, network of methodical support during the intercourse period.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)