ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ЛЕНИНСКАЯ ПАРТИЙНАЯ ШКОЛА В ЛОНЖЮМО

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 19 августа 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:





Заглавие статьи Факты, события, люди. ЛЕНИНСКАЯ ПАРТИЙНАЯ ШКОЛА В ЛОНЖЮМО
Автор(ы) Н. В. НЕЛИДОВ
Источник Вопросы истории, № 1, Январь 1966, C. 206-209
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 15.2 Kbytes
Количество слов 2104
Постоянный адрес статьи http://ebiblioteka.ru/browse/doc/6955361
Факты, события, люди. ЛЕНИНСКАЯ ПАРТИЙНАЯ ШКОЛА В ЛОНЖЮМО

Автор: Н. В. НЕЛИДОВ

По дороге на Орлеан, в восемнадцати километрах от Парижа, лежит небольшое, вытянувшееся по обеим сторонам шоссе селение под странным названием Лонжюмо ("лоно - длинный, долгий; "жюмо" - близнец, двойник). Пятьдесят четыре года назад это была глухая деревня, куда не заглядывали даже дачники и где почти никогда не бывали приезжие русские люди. Она славилась только бронзовой статуей почтальона, очевидно, в честь героя популярной комической оперы Адана "Почтальон из Лонжюмо", да небольшим кожевенным заводом.

В наши дни этот незаметный поселок превратился почти в город с четырьмя тысячами жителей, о котором уже давно знают как о месте, где когда-то жили и работали эмигранты-большевики. Лонжюмо тесно связано с именем В. И. Ленина и благодаря этому стало известно миллионам людей. Французские коммунисты в память о том, что в доме N 91 жил великий Ленин, установили мемориальную доску: "Здесь жил и работал в 1911 г. В. И. Ленин - теоретик и вождь международного коммунистического движения, основатель Советского Союза". О Лонжюмо написаны воспоминания, статьи, рассказы и даже поэма (советским поэтом Андреем Вознесенским), посвященная памяти слушателей партшколы.

Весной 1911 г. большевики создали здесь школу для подготовки из передовых рабочих партийных кадров, способных самостоятельно вести революционную борьбу и руководить движением в сложных условиях российской действительности. Организовать школу в таком захолустье, подальше от Парижа, пришлось по соображениям конспирации, чтобы как можно меньше лишних глаз могло видеть приезжавших из России подпольщиков. Школа в Лонжюмо создавалась в тот исторический момент, когда большевики, руководимые В. И. Лениным, прилагали колоссальные усилия, чтобы сохранить партийные кадры и преодолеть те трудности, которые переживала РСДРП после революции 1905 - 1907 гг. в связи со столыпинщиной, а также политикой меньшевиков, впередовцев и троцкистов.

Ликвидаторы справа и слева договаривались до полного отказа от прежней партийной программы, тактики и организации. На страницах своих журналов они объявляли нелегальную партию несуществующей, а задачу ее укрепления - "реакционной утопией". Партия умерла, утверждали они, разрушайте ее остатки. Отзовисты, ультиматисты и богостроители создали сначала на Капри (1909 г.), а потом в Болонье (1910 - 1911 гг.) школы, которые сами рабочие называли местом для "фабрикации новых фракционеров". Болонья, в частности, стала центром впередовцев. В письме к слушателям каприйской школы, которые настаивали, чтобы В. И. Ленин прочитал для них лекции, Владимир Ильич разъяснял, что не может этого сделать, поскольку эта "школа, нарочно спрятанная от партии", носит фракционный характер1 . Троцкий в то время открыто вступил на путь раскола, начав сколачивать антипартийную группу, которая позже получила название Августовского блока.

Большевики развернули энергичную пропагандистскую и организационную борьбу, добиваясь единства всех подлинно партийных социал-демократических элементов в России. В. И. Ленин писал, что 1910 и 1911 гг. "были годами выведения на дорогу с. -д. партии из болота ликвидаторских и отзовистских шатаний"2 . Одной из мер, принятых ленинцами для укрепления партии, было создание в соответствии с решением Январского пленума ЦК РСДРП (1910 г.) школы в Лонжюмо. Школьный ко-

1 В. И. Ленин. Соч. Т. 15, стр. 439.

2 В. И. Ленин. Соч. Т. 17, стр. 310 - 311.

стр. 206
митет, образованный пленумом ЦК, обратился с воззванием к партийным организациям, в котором изложил свои задачи; затем провел объезд местных комитетов в России и выборы учеников для направления их в Лонжюмо. С громадным трудом были преодолены материальные затруднения и изысканы средства на проезд и содержание учеников.

Многие большевистские организации, до которых дошла весть о предстоящем открытии первой партийной школы под руководством В. И. Ленина, горячо откликнулись на это знаменательное событие. Но не все смогли послать в нее (по разным причинам, главным образом из-за арестов и полицейского террора) своих представителей. Всего в школу прибыли 13 слушателей - рабочих из Москвы, Петербурга, Баку, Иваново-Вознесенска, Николаева, Тифлиса, Сормова, Екатеринославской губернии и Домбровского района (Польша); кроме того, в ней обучались 5 вольнослушателей из числа эмигрантов. Основной костяк учащихся школы составляли большевики, но были в ней также меньшевики-партийцы и один впередовец; позднее они стали большевиками.

Все делегированные в школу получили в целях конспирации псевдонимы. Однако нам известны и их настоящие имена: И. С. Белостоцкий, Б. А. Бреслав, А. И. Догадов, Я. Д. Зевин, А. И. Иванова, Г. К. Орджоникидзе, И. В. Присягин, Э. Прухняк, Г. И. Уротадзе, И. И. Шварц, И. Д. Чугурин и другие. Многие из них сыграли видную роль в истории нашей партии, прославили ее своими делами и подвигами, стали участниками Великой Октябрьской социалистической революции, сражались на фронтах гражданской войны, строили социализм. Так, И. В. Присягин являлся председателем Алтайского губкома партии и председателем Губпрофсовета в Барнауле. В 1918 г. он был расстрелян колчаковцами. Я. Д. Зевин, один из 26 бакинских комиссаров, пал от рук английских интервентов и эсеров. Всем известна выдающаяся историческая роль Серго Орджоникидзе. А. И. Догадов был секретарем ВЦСПС; Э. Прухняк - членом Исполкома Коминтерна от Польской компартии; И. И. Шварц - членом Президиума ЦКК РКП(б) и председателем профсоюза горнорабочих, и т. д.

Трудными и разными путями переправлялись через границу будущие учащиеся школы. Ныне здравствующий персональный пенсионер И. С. Белостоцкий так рассказывает об этом: Мне было сообщено товарищем по работе в Лафетном цехе Путиловского завода Антоном Васильевым, членом партии большевиков, что меня посылают в Париж, в школу Ленина. Мы и поехали вместе вот с тем самым Георгием. Направили нас в Сувалки, местечко вблизи германской границы, дали нам адрес к одному жителю. Побыли мы у него два дня, а потом на фурманке с двумя поляками отправили нас к германской границе. Подъехали мы к границе рано, утром и попали прямо на пограничный пост. Граница представляла собой довольно глубокую канаву, и в ней маленькая землянка солдата-пограничника. Мы боялись, что пограничник нас арестует, но он постлал на боковину землянки свою шинель и предложил нам пройти по ней через границу, чтобы не оставалось на влажной земле следов от наших сапог. Перейдя границу, мы сразу попали в объятия немецкого жандарма. Ни мы его, ни он нас понять не могли. Русский пограничник крикнул немцу, что мы политические и что у нас нет ни мяса, ни спирта (предметы контрабанды). Жандарм отпустил нас. Через несколько дней мы были в Париже3 .

Из донесений в департамент полиции одного из провокаторов, пробравшегося в РСДРП, стало известно о способах перехода границы другими слушателями и эмигрантами. Не узнал провокатор только того, в каком месте их переправляли. Сбор учащихся затянулся чуть ли не на три месяца. Первыми приехали питерцы, два рабочих-металлиста: И. С. Белостоцкий (в школе Владимир) и М. Клоков (Георгий), а также работница фабрики "Треугольник", активный пропагандист, ныне персональная пенсионерка А. И. Иванова (Вера Васильева).

Н. К. Крупская оставила воспоминания о школе вообще и в частности о приезде этих трех товарищей. "Публика все приехала развитая, передовая, - писала она. - В первый вечер, когда они появились на горизонте, Ильич повел их ужинать куда-то

3 Из письма И. С. Белостоцкого в Партархив Ростовского обкома КПСС (не публиковалось).

стр. 207
в кафе, и я помню, как горячо проговорил он с ними весь вечер, расспрашивая о Питере, об их работе, нащупывал в их рассказах признаки подъема рабочего движения"4 .

Первых приехавших (это было еще до переезда в Лонжюмо) Н. А. Семашко устроил в пригороде Парижа Фонтеней-о-Роз. Затем прибыли два москвича: кожевник И. В. Присягин (Степан) и ткач Александр, рабочий-поэт, подлинное имя которого осталось неизвестным. Из Сормова в школу приехал кровельщик И. Д. Чугурич (Петр); в 1917 г. он работал в Петрограде, в Выборгской районной управе, и встречал возвратившегося из-за границы В. И. Ленина. "Было много близких товарищей, - вспоминает об этой встрече Н. К. Крупская. - В числе их с красной широкой перевязью через плечо Чугурин - ученик школы Лонжюмо, лицо его было мокро от слез. Кругом народное море, стихия..."5 .

Громадное значение для работы школы имел подбор лекторов. Во всякой школе, указывал Владимир Ильич, самое важное - это идейно-политическое направление лекций, которое определяется "всецело и исключительно составом лекторов"6 . Идейным вдохновителем и руководителем школы, ее основным лектором был В. И. Ленин; он же был и главным политическим воспитателем учащихся. "С каждой его лекцией, - вспоминал позднее Б. А. Бреслав, - мы чувствовали, что будто бы мы подымаемся на аэроплане все выше и выше над землей, откуда можно одним взглядом охватить все большее и большее пространство этой земли. Наш умственный горизонт осязательно быстро расширялся... Владимир Ильич... учил нас самих работать над собой, над пополнением собственными силами нашего умственного багажа, он приучал нас самостоятельно мыслить, заниматься усиленным и упорным умственным трудом... Когда съехалось две трети учеников, В. И. Ленин провел с ними занятия о "Манифесте Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса"7 .

Из 147 лекций в школе 56 были прочитаны Владимиром Ильичей. Если учесть и проведенные им занятия еще до официального открытия школы, которое состоялось в мае 1911 г., а также прочитанный им по просьбе учеников реферат о текущем моменте и положении в партии, то получится, что более 40% учебного времени слушатели школы занимались у В. И. Ленина. Это была подлинно ленинская партийная школа. В. И. Ленин прочитал 29 лекций по политической экономии, 12 - по аграрному вопросу (теория вопроса и аграрное законодательство русского правительства за последние годы), 12 - по теории и практике социализма в России. Когда выяснилось, что Г. В. Плеханов не сможет приехать в Лонжюмо для чтения лекций, по просьбе учеников Владимир Ильич прочитал еще 3 лекции о материалистическом понимании истории.

В школе читались также следующие курсы: рабочее законодательство (Н. А. Семашко - 7 лекций); парламентаризм и думская социал-демократическая фракция (Н. А. Семашко - 3 лекции); профессиональное движение в России и на Западе (Д. Б. Рязанов - 11 лекций); история социалистического движения во Франции (Ш. Раппопорт - 8 лекций); история социалистического движения в Бельгии (И. Ф. Арманд - 4 лекции); история социалистического движения в Германии (Ш. Раппопорт и В. Л. Ледер - 11 лекций); история литературы и искусства (А. В. Луначарский - 4 лекции). Были прочитаны также лекции по истории РСДРП, по государственному праву, национальному вопросу, о политических партиях в Польше и польском социализме, о латышской социал- демократии и другие. Кроме того, проводились семинарские занятия, на которых слушатели учились вести конспекты, писать статьи и корреспонденции в газеты, выступали с рефератами. Б. А. Бреслав пишет, что Владимир Ильич заботился о том, чтобы "мы хоть немного познакомились с сокровищами мирового искусства". И вот под руководством А. В. Луначарского были организованы посещения художественных музеев в Париже.

Комнаты для слушателей в Лонжюмо были сняты у местных жителей. В доме, который занимала Инесса Арманд, кроме нее с сыном, поселились Г. К. Орджоникидзе, И. И. Шварц и Б. А. Бреслав. В этом же доме была устроена столовая. Ве-

4 Н. К. Крупская. Воспоминания о Ленине. Выпуск II. М. - Л. 1931, стр. 58.

5 Там же, стр. 184.

6 В. И. Ленин. Соч. Т. 15, стр. 435.

7 Б. А. Бреслав. О В. И. Ленине. Беглые воспоминания. М. 1934, стр. 47 - 51.

стр. 208
дение хозяйства взяла на себя Екатерина Мазанова, жена рабочего, бывшего в ссылке, а потом нелегально работавшего на Урале.

Владимир Ильич и Надежда Константиновна жили на другом конце селения. Они снимали две комнаты в двухэтажном домике рабочего-кожевника. Неподалеку находилась и школа. Теперь дом, в котором жил В. И. Ленин, и здание, в котором размещалась школа, известны сотням тысяч людей по фотографиям в печати. "Во дворе нашего "центра", - вспоминал Б. А. Бреслав, - был небольшой сарай с глухой стеной к огороду хозяина и полустеклянной тонкой стенкой во двор. Раньше там помещалась... столярная мастерская... Мусора и грязи в сарае оказалось много. И мы общими силами, под руководством покойной Инессы Арманд, устроили нечто вроде "субботника" по очистке сарая.

Очистив его от грязи и мусора, сколотив из досок... длинный стол, достав несколько ломаных стульев и табуреток, мы устроили в этом сарае аудиторию нашей первой высшей партийной школы, в которой читал В. И. Ленин лекции десятку рабочих, приехавших из России, из подполья и трем-четырем рабочим из числа... живших тогда в эмиграции..."8 .

Жители Лонжюмо сначала приняли учащихся, ходивших из-за страшной жары босиком, за русских анархистов и даже боялись их, но очень скоро недоразумение рассеялось, так как им объяснили, что это сельские учителя, приехавшие знакомиться с Францией.

Надежда Константиновна писала, что Ильич был очень доволен работой школы. Трудились много и усердно. Занятия в школе окончились 17 (30) августа 1911 года. По этому поводу был устроен прощальный товарищеский вечер, на котором выступил В. И. Ленин. Владимир Ильич говорил о неизбежности революции, о том, что во главе ее пойдет рабочий класс под руководством большевистской партии. Вскоре слушатели разъехались на нелегальную работу в Россию.

Школа сыграла важную роль в борьбе большевиков с ликвидаторами, отзовистами и троцкистами накануне VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП. Ее слушатели были активными участниками и организаторами этой конференции; многие оказались уполномоченными Российской организационной комиссии, ученики школы - Г. К. Орджоникидзе, А. И. Догадов, Я. Д. Зевин, И. И. Шварц и Б. А. Бреслав - были избраны делегатами на конференцию, а Г. К. Орджоникидзе на конференции избрали в члены ЦК партии. На первом заседании вновь избранного ЦК а его состав был кооптирован И. С. Белостоцкий.

Деятельность ленинской партийной школы в Лонжюмо оставила глубокий след в истории нашей партии и рабочего движения.

8 Там же.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)