ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

УКРАИНСКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ М. П. ДРАГОМАНОВ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 27 октября 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




В 1966 г. исполнилось 125 лет со дня рождения Михаила Петровича Драгоманова - ученого, историка, фольклориста, этнографа и публициста, сыгравшего видную роль в процессе культурного развития Украины во второй половине прошлого века. М. П. Драгоманов родился 18 сентября 1841 г. в Гадяче, на Полтавщине. Его отец Петр Яковлевич получил высшее образование в Петербурге и несколько лет служил при военном министерстве. Родной дядя М. П. Драгоманова Яков Яковлевич был членом декабристской организации. По свидетельству поэтессы Олены Пчилки (сестры М. П. Драгоманова и матери Леси Украинки), в семье гордились революционной деятельностью дяди. Большое влияние на духовное формирование Михаила оказала русская передовая литература: Драгоманов-гимназист много читает, следит за новинками русской и западноевропейской беллетристики. В одном из писем к отцу от 1 октября 1857 г. он пишет: "Сколько гениев, сколько благородных личностей, что... смело говорили правду в глаза и гибли за то, что вольно думали"1 . Многое сделал для расширения его кругозора преподаватель истории Полтавской гимназии Стронин. От него Драгоманов узнал не только о творчестве Вольтера, Дидро, Руссо, но и о социалистических взглядах Сен-Симона, Фурье, Кабе. На вечерах у Стронина читались произведения Герцена, журнал "Современник". Здесь впервые Драгоманов познакомился с рукописными политическими сатирами Шевченко, с творчеством Марко Вовчок. С 1859 г. М. П. Драгоманов - студент историко-филологического факультета Киевского университета, одного из тогдашних центров культурной жизни на Украине. В то время в России появляются воскресные школы. В их организации на Украине активное участие принимали Т. Шевченко, Г. Успенский, Л. Глибов, П. Кулиш. Душой и наставителем воскресной школы на Подоле (Киев) был Драгоманов. Однако вскоре по приказу царского правительства эти школы, которые не только давали учащимся основы наук, но и содействовали общему подъему передовых идей, были закрыты. Драгоманов попал под надзор полиции. Этому способствовала также получившая большой резонанс в киевском обществе речь вольнолюбивого студента у гроба Тарана Шевченко 6 мая 1861 г., когда тело поэта перевозили из Петербурга в Канев. М. П. Драгоманов говорил о том, что "каждый, кто идет служить народу, возлагает на свою голову терновый венец"2 .

После окончания университета Драгоманов в 1863 г. был оставлен при кафедре общей истории. В 1869 г. молодой ученый публикует работу "Император Тиберий" и становится преподавателем университета; через год он защищает магистерскую диссертацию "Вопрос об историческом значении Римской империи и Тацит". Диссертация отличалась смелостью и новизной постановки проблемы; автор ссылался на "политического преступника" Н. Г. Чернышевского. Реакционная часть профессуры с возмущением говорила, что диссертант использовал университетскую трибуну для замаскированной пропаганды социалистических взглядов. В сентябре 1870 г. приват-доцент Драгоманов отправился в научную командировку за границу, где пробыл три года. За это время он побывал во Франции, Германии, Австро-Венгрии и Италии, непосредственно наблюдал ход франко-прусской войны, развитие конфликта между Россией и Австро-Венгрией на Балканах, подъем рабочего движения в капиталистических странах Западной Европы, события Парижской коммуны.

1 Институт литературы АН УССР. Отдел рукописей, ф. XXVI/162, д. 2541/1181.

2 М. Драгоманов. Австро-руські; спомини. Ч. I. Льві;в. 1889, стор. 22.

стр. 205
Драгоманов посылает ряд писем русскому ученому Пыпину, а также Бучинскому, Навроцкому и другим деятелям освободительного движения в Западной Украине, корреспонденции в "Вестник Европы", "Санкт-Петербургские ведомости", в которых выражал свое возмущение агрессивными планами бисмарковской Германии. В Берлине он написал большую статью о разнузданной прусской военщине "Восточная политика Германии и обрусение"3 . Он собирался опубликовать статью о Парижской коммуне, но, зная царскую цензуру, ограничился впоследствии отправкой коммунарам телеграммы сочувствия (вместе с ним ее подписали М. Павлик и К. Ляхоцкий)4 .

Вклад Драгоманова в развитие передовой мысли на Западной Украине несомненен. Он пересылает туда прогрессивную русскую литературу, сначала через Бучинского, а потом через Михаила Павлика и Ивана Франко и активно содействует политическому воспитанию местной молодежи. Такие ее представители, как Е. Желеховский, В. Навроцкий, О. Терлецкий, стали впоследствии известными демократическими деятелями. В свою очередь, Драгоманов получал из Львова книги и журналы, которые там выходили. Благодаря этому он находился в курсе общественно-политической и культурной жизни Западной Украины, о чем свидетельствуют статьи, написанные им в 1871 - 1875 гг. ("Литературное движение в Галиции", "Литература российская, великорусская, украинская и галицкая", "Русские в Галиции" и другие). Резко осуждая национальную ограниченность и консерватизм в культурной жизни Западной Украины, Драгоманов выступал поборником нового и прогрессивного, пропагандировал мысль о необходимости широкого образования. Его выступления послужили толчком к созданию западноукраинской группы демократов, которая позже оформилась в партию радикалов во главе с И. Франко и М. Павликом.

В начале 70-х годов в связи с усилением наступления реакции на украинскую культуру Драгоманов публикует ряд остро полемических статей и брошюр5 . В них он отстаивает украинскую национальную культуру, критикует шовинистическую политику царизма. Вместе с украинским буржуазным историографом В. Б. Антоновичем Драгоманов выпускает сборник "Исторические песни малорусского народа"6 . Осенью 1875 г. в период нарастания правительственной реакции (через полгода, 18 мая 1876 г., был издан указ о запрещении украинского языка) Драгоманова увольняют из университета. Избегая преследований, он в 1876 г. уезжает за границу, на этот раз навсегда.

Киевская либерально-буржуазная просветительская организация "Громада" поручает Драгоманову основать во Львове или Вене сборник или журнал, который пропагандировал бы идеи буржуазно-либерального просветительства. Драгоманов сделал это в Женеве, где в 1878 г. вышел прогрессивный общественно-политический сборник "Громада" (с 1880 г. - журнал под тем же названием), который вместе с ним редактировали М. Павлик и С. Подолинский. В первом томе подвергался острой критике эксплуататорский строй в России и Австро-Венгрии. В третьем томе были помещены произведения Панаса Мирного, в четвертом - С. Подолинского, М. Павлика, самого Драгоманова. Много места уделялось насущным проблемам народного образования. Журнал "Громада" публиковал известия о революционных событиях в России и на Украине, обзоры крестьянского и рабочего движения. Драгоманов издавал также произведения А. И. Герцена, Т. Г. Шевченко и других прогрессивных писателей. В 1880 г. отдельным выпуском там выходит "Письмо Белинского к Гоголю". Позже под редакцией Драгоманова и с его примечаниями были изданы "Письма Бакунина к Герцену и Огареву", "Письма Кавелина и Тургенева к Герцену", материалы к биографии народовольца Андрея Желябова. Драгоманов являлся также автором критико-биографического очерка о М. А. Бакунине.

Большой заслугой Драгоманова была его борьба за право украинского народа иметь свою национальную культуру и пользоваться родным языком. Большое значение в этом смысле имел доклад Драгоманова на литературном конгрессе в Париже 11 мая 1878 года. Этот доклад Драгоманов передал председателю конгресса Виктору Гюго. Вице-президент конгресса И. С. Тургенев в своем выступлении кратко изложил содержание доклада Драгоманова, по существу - очерка истории украинского народа и его культуры. Доклад был напечатан в Женеве на французском языке, а потом распространен на немецком, итальянском, испанском и сербо-хорватском, а также издан во Львове отдельной брошюрой. Им заинтересовался К. Маркс. В Москве, в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, хранится экземпляр этого доклада с пометками, сделанными рукой Маркса7 . В 1881 г. Драгоманов вместе с М, Павликом послал письмо-протест на заседание Международного литературного конгресса в Вене. В нем обращалось внимание прогрессивной общественности на те гонения, которым подвергались деятели украинской культуры со стороны царского самодержавия.

3 "Вестник Европы", 1872, февраль, март, апрель и май; М. Драгоманов. Политические сочинения. Т. I. М. 1908.

4 М. Драгоманов. Переписка з Павликом. Т. III. Черні;вці;. 1910, стор. 517.

5 "Малорусия в ее словесности" ("Вестник Европы", 1870, N 6); "По вопросу о малорусской литературе". Вена. 1876, и др.

6 "Исторические песни малорусского, народа". Тт. 1 - 2. Киев. 1874 - 1875.

7 И. Романченко. Карл Маркс знав про Шевченко. "Лі;тературна газета" (Киев), 19.V.1961; Е. Шаблиовский. З особистої; бі;блі;отеки Карла Маркса. "Радянське лі;тературознавство" (Киев), 1926, .N 1, стор. 97 - 98.

стр. 206
Борьбу против национального гнета Драгоманов не считал самоцелью. Он связывал ее с борьбой против всей системы царизма. Об этом свидетельствуют его политические памфлеты: "Турки внутренние и турки внешние" (1876 г.), "Внутреннее рабство и война за освобождение" (1877 г.), "До чего довоевались?" (1878 г.), "Терроризм и свобода" (1881 г.), "Толцыте и отверзется" (1884 г.). В них он показывает, что царизм является "первым препятствием на дороге экономического и морального освобождения" всех народов России8 . Выступления Драгоманова против царского самодержавия приобретают более радикальный характер в период подъема революционного движения в России в конце 70-х годов. В брошюре "Терроризм и свобода" Драгоманов приходит к заключению, что вывести Россию на новый путь может "только открытое нападение на ее политический строй, нападение словом и делом со стороны правильно организованных политических общин, состоящих из людей гражданских и военных, во всех ее областях, среди всех ее народов"9 . В то время Драгоманов сблизился с народовольцами. В 1880 г. Андрей Желябов от имени Исполнительного комитета "Народной воли" предложил Драгоманову взять на себя представительство партии за границей и быть хранителем ее архива. Драгоманов согласился выступить в защиту "Народной воли" в иностранной печати, готов был взять на себя хранение ее архива, но стать официальным представителем Исполнительного комитета он отказался, так как его взгляды на террор и на принципы строительства революционной партии отличались от взглядов представителей "Народной воли"10 .

Неоднократно Драгоманов выступал с резким осуждением украинского буржуазного национализма, против планов отрыва Украины от России. Он указывал, что в России, помимо реакционных, есть и прогрессивные силы, которые оказывают благотворное влияние на развитие украинской культуры. "Ценим Россию декабристов, Пушкина, Гоголя, Герцена, Белинского, Тургенева, Добролюбова, Чернышевского, а не Россию Николая Павловича"11 , - писал он. Много внимания уделил Драгоманов идее братского сближения славянских народов на демократической основе. Однако в вопросах национального движения он допускал существенные ошибки, например, неверно оценивая польское восстание 1863 г., за что его резко критиковал В. И. Ленин12 . Ошибочными были взгляды Драгоманова и на тактику политической борьбы, а также на действия первых в России социал-демократов. Он так и не смог отойти от анархистских идей Прудона и Бакунина, под влиянием которых находился всю свою сознательную жизнь.

Последние годы жизни Драгоманова в Женеве были очень тяжелыми. "Громада", которая в конце концов сформировалась как объединение буржуазных либералов, отказала ему в материальной помощи и порвала с ним всякие связи. Драгоманов терпел крайнюю материальную нужду и преследования полицейских властей России и Австрии. Реакционная печать европейских стран усилила на него гонение за критику царизма и проповедь идеи всеславянского объединения на федеральных основах. Когда в 1889 г. болгарское правительство предложило Драгоманову переехать в Софию и занять место профессора всемирной истории в университете, он принял это предложение. В Болгарии ученый создал оригинальную школу фольклористов и пользовался большим уважением со стороны прогрессивной общественности.

16 декабря 1894 г. друзья и близкие Драгоманова отметили во Львове тридцатилетие его общественно-политической и литературно-научной деятельности. Драгоманова чествовали рабочие, крестьяне, представители интеллигенции русского, украинского, и польского народов. Председательствовал на вече Михаил Павлик, секретарем был Василь Стефаник. Было предложено послать в Софию Драгоманову телеграмму от имени украинского крестьянства, в которой говорилось: "Отец родной, просветитель наш, ты, что свою судьбу, свою жизнь, свое здоровье посвятил темному рабочему люду, чтобы его просветить светом правдивой науки, - прими благодарность за тридцатилетний труд свой от нас, русинских, холопов, собранных со всей Галичины на русинском народном вече во Львове..."13 . Доклады о деятельности ученого сделали Иван Франко и Михаил Павлик. С приветственными речами выступили писатели В. Стефаник, Н. Кобринская, от прогрессивного студенчества - Д. Лукиянович и многие другие. Поздравительные телеграммы прислали русские политэмигранты из Женевы, Лондона, Парижа, а также ученые Польши и России. Во многих посланиях отмечалось, что Драгоманов как ученый принадлежит не только Украине и не только славянству, но и всему прогрессивному человечеству. Празднование юбилея свидетельствовало "о том, что деятельность Драгоманова оценена, что его труды не забыты. Но этот юбилей явился практически как бы подведением итогов всей его жизни, ибо 20 июня 1895 г. Драгоманов скончался и был похоронен в Софии.

8 "Собрание политических сочинений М. П. Драгоманова". Т. 2. Париж 1906 стр. 572.

9 Там же, стр. 106 - 107.

10 Д. Заславский. М. П. Драгоманов. М. 1924; Д. Заславський, И. Романченко. Михайло Драгоманов. Киї;в. 1964.

11 Сборник "Громада" (Женева), 1878, N 2, стр. 198.

12 См. В. И. Ленин. Соч. Т. 20, стр. 403.

13 "М. П. Драгоманов. 1841 - 1895. Его юбилей, смерть, автобиография и описание произведений". Составил М. Павлик. Львов. 1896, стр. 21.

стр. 207
Его смерть вызвала большой резонанс среди передовых кругов России, Болгарии и других стран. Д. Благоев опубликовал некролог, в котором отметил большие заслуги Драгоманова перед болгарским народом. В Софийском университете устраивались научные сессии, посвященные его памяти14 , и отмечались большие заслуги украинского ученого в развитии болгарской культуры и науки; его именем названа одна из улиц болгарской столицы. Болгарский народ свято чтит память о Драгоманове. В 1959 г. болгарский ученый Петко Атанасов написал исследование "Големият украински демократ Михаил П. Драгоманов и България"; о Драгоманове писали Стойко Божков, Димитрий Братанов, Михаил Арнаудов и другие. Президент Болгарской Академии наук Тодор Павлов в знак советско-болгарской дружбы и уважения к памяти Драгоманова передал Академии наук СССР архив ученого, который долгое время сохранялся в Болгарии. М. П. Драгоманова высоко ценили также Г. Плеханов, Л. Толстой, Аг. Крымский, В. Короленко, М. Горький, В. Бонч-Бруевич и многие другие известные деятели отечественной науки и культуры.

Горячо отзываясь на злободневные вопросы своего времени, Драгоманов высказывался порой противоречиво. Едва ли не каждое выступление его порождало полемику. Один из первых советских "драгомановедов" Д. И. Заславский справедливо отмечал: "Драгоманов писал много, по разным вопросам и к каждому вопросу подходил с разных сторон... Неудивительно, что из его статей легко выдернуть нужную цитату..."15 . Об украинском ученом несколько раз упоминает В. И. Ленин. Мы уже говорили выше о справедливой критике В. И. Лениным политической недальновидности Драгоманова относительно оценки польского восстания 1863 года. Владимир Ильич видел также много общего между предводителем либералов П. Струве и М. Драгомановым. Вместе с тем он обращал внимание на прогрессивность взглядов Драгоманова в его критике царизма16 . В письме к Г. В. Плеханову от 30.VII.1901 г. В. И. Ленин писал: "Статью свою против Р. Н. С. (так подписывался часто Струве. - В. М.) послал в печать, смягчив ряд резкостей. Написал еще послесловьице к ней, в коем провел параллель между одной статьей Драгоманова ("Толцыте и отверзется") и Р. Н. С. в пользу первого"17 . Все это приводит к выводу, что на Драгоманова оказывало влияние и демократическое течение - радикализм, особенно в 70-е годы.

Но Драгоманов, как уже указывалось выше, был не только политиком. Он оставил много ценных трудов в области фольклора, его статьи об украинской литературе не потеряли своего значения и сегодня. Он во многом способствовал подъему таких талантов, как Иван Франко, Леся Украинка. По этому поводу справедливо писал А. В. Луначарский: "Шевченко для украинцев, а за ними и для мировой демократии - богатый родник... тепла! Но и Драгоманов остается родником света, что удивляет дальнозоркостью, ясностью и красотой своего ума, и остается великим учителем, который дальнозоркостью и правдолюбием не ниже самого Чернышевского"18 .

14 И. Ром алчен ко, Д. Заславский. Михайло Петрович Драгоманов. "Исторически преглед" (София), 1965, кн. 5, стр. 86.

15 Д. Заславский. М. П. Драгоманов, стр. 5.

16 См. В. И. Ленин. Соч. Т. 5, стр. 36.

17 В. И. Ленин. Соч. Т. 34, стр. 64.

18 А. В. Луначарський. Шевченко і; Драгомані;в. Сборник "Пам?яти Михаила Драгоманова". Харкі;в. 1920, стор. 55.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)