ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Степаша как субъект и объект

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14 февраля 2017
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Диагноз "аутизм": что делать?

Мария Ганькина, г. Москва

Что можно сказать про семилетнего Степашу? Аутист? Или всё-таки нет? Как родителям и педагогам разобраться в том, что означает этот непростой для постановки диагноз? Как выбрать, какому специалисту доверять? И почему, собственно, не доверять себе самому и советам внимательных друзей? Надеемся, что эта переписка отца "странного" ребёнка со своим другом поможет вам, дорогие родители и педагоги, в ваших наблюдениях за детьми с проблемами в общении. И подскажет, как помочь им - пусть даже пресловутый диагноз всегда остаётся под вопросом...

ПОЛНЫЙ РАЗБРОД МНЕНИЙ

Из писем Андрея Самойленко Марии Ганькиной

(Минск - Москва)

...Дело в том, что Степаша, если и аутист, то совсем нетипичный. Соответственно, и мнения специалистов расползаются, как тараканы.

Психотерапевт (с первого взгляда): "Никаких сомнений".

Логопед (республиканского уровня), который занимается с ним полтора года два раза в неделю: "Безусловно, проявления есть".

Страшный профессор (видел Степашу два раза) - не заподозрил.

Невропатолог (один из лучших) - "ничего сказать не может" (говорит, с ней это впервые).

Комиссия по коррекции: "Вы что, с ума сошли? Это сенсомоторная аллалия. Вы бы видели аутистов!".

Итого: полный разброд. Я понял, что они ни пса не понимают, причём проблемы на уровне концепции. Конечно, у меня есть своя версия.

Диагнозы аллалия и аутизм определяются по проявлениям (соответственно, не говорит и уходит в себя), но не по действующим факторам, дающим эти проявления. Отсюда и бардак.

На самом деле исходные факторы накладываются на характер, тонус, энергетику, внешние обстоятельства и могут давать очень разные проявления.

стр. 60
Факторы (предположительно).

1. Изменение организации мышления, мыслительных связей.

2. Отсутствие или ослабление обязательной для формирования человеческого мышления подсознательной мотивации - борьбы за место в социуме и метода подражания как средства формирования мышления.

3. Не имея в полной мере этой активности, мозг порождает какую-то другую в неизвестном направлении (так у слепых развивается осязание).

Если эти факторы накладываются на нормальное существо, следствием оказывается уход внутрь.

Не то - Степаша. Он абсолютный Самойленко с соответствующими признаками: энергетика, тонус, самоуверенность, нахальство и т.д. Если на этот материал наложить исходные факторы, получается как бы и не аутист. (Например, мы с моим однокурсником Витькой имели одинаковые мозговые свойства, но после наложения на характерное получились два совсем разных существа - может быть, полярных).

Степашины свойства

а) умственные, положительные

Почти абсолютная память (по тем предметам, которые его интересуют).

Мгновенная реакция: зайдя на кухню, он мгновенно вычисляет новую коробочку где-нибудь на дальней полке.

Большая хитрость.

Быстро и самостоятельно изучает все, что управляется кнопками, ручками, ключами (даже то, что от него тщательно скрывают).

Интуиция: даже не дотронется до конфеты, если в неё подсунули таблетку; когда логопед переехала в другой кабинет, он на секунду остановился около старой двери, потом уверенно пошёл в конец коридора в новый кабинет.

История. Спускается со второго этажа Антон и сообщает, что унитаз засорился (это значит, надо ждать, пока папа придёт с работы и сделает, так как все остальные члены семьи решить проблему не в состоянии). Вдруг все замечают, что Степаша пропал. Нашёлся буквально через минуту: успел схватить вантуз, сбегать наверх, прочистить унитаз и всё починить, правда, набрызгал вокруг.

б) умственные, отрицательные

Не систематизирует, не классифицирует, не понимает, чего от него хотят: знает цифры, их порядок, но не как последовательность символов. "Дай цифру три" - не может. Почти то же и с буквами.

в) аутичные

Грызёт пальцы.

Любит махать руками.

Любит повторяющиеся вещи (если в книге встречается рисунок, точно повторяющий обложку, - высший кайф).

стр. 61
Большой консерватизм: все должно быть так, как заведено.

Не понимает, чего от него хотят.

Эхолалия: повторяет сказанное, даже полную чушь.

Может не попроситься в туалет, умыться в ведре с грязной водой и прочая бытовая дичь.

Трудно даётся речь - как иностранный язык и тяжёлая работа.

Абсолютно не социален: не старается понравиться, подстроиться, завести отношения.

Не интересуется игрушками - скорее, кастрюли, молотки, вантуз.

Дикая осторожность: здорово побаивается кататься на каруселях, лошадях и т.п.

Детей почти не замечает (может и поиграть, но как бы сам по себе), может нечаянно затоптать (он крупный).

Общее умственное развитие очень отстаёт (в том смысле, как понимается умственное развитие в методических пособиях); возможность пойти в школу, в том числе для отсталых, даже не рассматривается, как вариант нереальный.

Все это никак не связано с капризами, ленью, притворством.

г) неаутичные

Всегда в хорошем настроении, часто - в очень хорошем (если здоров и сыт). Логопед говорит, что он единственный из известных ей счастливых людей.

Никакого желания к уединению (но и к навязыванию общения тоже).

Интенсивный интерес к окружающему: когда едем в машине, отвлечь его почти невозможно, настолько он сосредоточен осмотром местности, но интерес только наблюдательный.

Людей совсем не боится. Ничего не стоит подойти к чужому человеку и либо привести его в порядок (если, например, тот стоит, облокотясь), либо обняться (если человек понравился). Люди пугаются.

Имеет отношения с людьми (имеются в виду воспитатели, знакомые) вплоть до характерных обнималок. Воспиталки со всего садика, в том числе заведующая - его подруги. С некоторыми доходит до фамильярности, с заведующей - сдержанно. "Обламывает" взрослых левой задней: наша логопед - это монумент и генерал, ко всем, кроме него. При этом он ничего детского не делает, никаких подлизываний, втираний в доверие, заискиваний. Скорее, в отношениях с ними немножко холоден и снисходителен к их слабостям.

Не капризен. Хотя то, как к нему относятся в семье, нормального ребёнка привело бы к полной распоясанности.

Абсолютное отсутствие агрессии. Ни одного даже намёка. Скорее, это ненормальность, так как у детей всегда есть элемент агрессии.

На лице нет признаков ненормальности и отсталости.

Совсем не вызывает жалости. Скорее, к нему относятся как к ма-

стр. 62
тёрому мужику, чем как к бедному ребёнку. Честно сказать, и я его не ощущаю (на уровне чувств) как ребёнка.

Итого: в неаутичных признаках есть много признаков отклонения от нормальности.

* * *

Всё это я написал не для того, чтобы ты давала комментарии (то есть ты не обязана), а вдруг поможет собрать сведения.

Цитирую тебя: "Я бы даже сказала, что вам или одному из вас надо на это жизнь положить". Двусмысленный вопрос: может быть, у Бога свои планы, но мы, конечно, будем "махать мечом", только зацикливаться на этом нельзя.

Так ли уж привлекательна перспектива "быть нормальным человеком", так ли привлекательно образование - 12 лет учебы с единственным результатом "читать, писать, складывать". С единственным!!! Посмотри вокруг. Чью судьбу можно пожелать своему ребёнку? То-то же. Сейчас меня больше волнует, сможет ли он шить рукавицы в артели, чтобы заработать на еду (поесть любит).

Корректировка - тоже вопрос. Чего - души или социального? Наверное, баланс нужен. А учёные всё о социальном. Перегнуть тоже нельзя.

А то приезжай, поживи у нас, погляди на всё сама с точки зрения педагогической науки.

РЕЧЬ ИДЁТ О СМЕНЕ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ

Из письма Марии Ганькиной Андрею Самойленко

(Москва - Минск)

"С точки зрения педагогической науки"? Не дождётесь. Я наблюдала Степашу три дня, что-то увидела, и у меня возникла версия. Всего лишь. Только так.

Мои советы - исходя из версии (версию вычислите, прочитав советы).

1. Не тормозите его во взрослении. Ему семь лет - вот и помните об этом. Даже чуть завышайте планку. Делайте вид, что он уже большой, - но не в декларациях (мол, ты уже большой, Степаша, и поэтому должен...), а в ваших действиях. Именно они определяют истинное отношение.

2. Ребёнок всегда чувствует, когда он объект всехних усилий и разговоров. Может быть, во многом потому Степаша и говорит о себе ОН, ЕМУ, что повторяет за взрослыми. Получается, что гораздо реже он слышит от взрослых заинтересованное ТЫ.

Не говорить при нём о нём - табу!

И наоборот, чаще проявлять к нему интерес. А интерес выражается в вопросах, на которые вы НЕ знаете ответ. Не как обычно: "Кто это тут на фотографии, Степаша?" Он-то знает, что вы знаете, что это он, - так зачем же

стр. 63
отвечать? А если уж вы так настаиваете, то и получаете: "Девочка Таня". А спросите-ка лучше: "Как ты думаешь, бабушка узнает, кто это тут на фотографии?" Вы и в самом деле не знаете, что Степаша думает по этому поводу. Чувствуете разницу?

Ребёнок бывает очень благодарен взрослому, когда тот проявляет к нему подлинный интерес. Но! - бескорыстный. Как только он почувствует корысть ваших взрослых целей, он утратит доверие и будет отвечать: "Девочка Таня".

3. Так вот, Степаша - субъект и ещё какой. И ему надо дать возможность (тогда и необходимость, глядишь, появится) строить с каждым членом семьи свои отношения (это я так понимаю социализацию). И в эти отношения если и вмешиваться, то очень осторожно и прежде хорошенько подумав: не разберутся ли они как-нибудь сами, без вас.

4. Не предупреждать его желания вопросами типа "Ты вот это хочешь? Или, может быть, это?" Имейте терпение дождаться выражения желания хоть в каком-нибудь виде. Учитесь ждать, когда он самоопределится в ситуации.

5. Не всегда понимать его речь! Подталкивать к тому, чтобы он по-другому выразил своё желание. Ничего не знать заранее, не предугадывать реакции. Тем самым не задавать (физически!) будущее, не делать реальностью свои ожидания. Иначе он становится заложником того, чего вы от него ждёте. Вы вычислили его, он (и уже давно) - вас. В этом поле нет развития.

Но и истерики не допускать. Лавируйте! Вы же умные, неужто не сумеете его обхитрить?

6. Не обольщаться - вы вполне для него прозрачны! Ведь на самом-то деле он всё замечает. Будьте осторожны в разговорах, потому что он слышит! И ваши корыстные дидактические мотивы вычисляет, будьте уверены!

Поэтому ребёнок - это во многом реакция на нас, взрослых.

7. Постараться говорить мало и тихо, тем самым помогая Степаше слышать слово, а не пропускать мимо ушей поток речи. "Это невозможно", - скажете. Пусть так. Пусть это будет как бы ориентиром.

8. Постараться, чтобы ваши реакции тоже были для него непредсказуемы. Любая непредсказуемость, инакость, странность заставляет его думать и как-то себя проявлять.

9. Не ждать немедленного результата, немедленной реакции! Подбрасывать дровишки в костер, а разгорится или нет - это от многих составляющих зависит. Озадачивать - а там уж... Нам не дано предугадать...

10. Говорите, спокойный? А гипердинамия, гипераппетит, энурез?

стр. 64
Внешне ребёнок вроде бы не психует. Но это объективные свидетельства невроза. Они вылезают, потому что вступают в действие защитные механизмы. Подумать, от чего Степаша защищается? Может быть, от того что чувствует свою инакость, что он не такой, каким должен быть, что он будто бы не оправдывает ваши ожидания?

Не дать ему чувствовать себя больным! Он нормальный человек, достойный уважения, и имеет право молчать и не рассказывать тёте стишки. И вы имеете право обидеться на него, замолчать, если почувствуете хамство. Это только на больных не обижаются.

11. Не обрушиваться на него по пустякам (посолил редиску или в носках выбежал на улицу). Тут как-то с юмором бы реагировать. Помочь ему научиться отличать главное от неглавного. А то у вас на всё одна реакция - нельзя!

"Нельзя" - их должно быть немного. Штук пять. Но уж если нельзя - так нельзя. Нельзя ходить ногами по столу. Нельзя мешать человеку, когда он работает. Нельзя брать чужое. (Хорошо бы составить списочек, у вас он будет, конечно, свой.) И вот тут надо быть принципиальными и твёрдыми, не идти на попятный из жалости.

12."Не брать чужое!" Вот есть такая проблема: Степаша берёт Данилины наушники. Или малюет маминой помадой. Или рыщет по шкафам в поисках еды.

Ну соберитесь вы взрослой компанией и выработайте схему совместных действий. Договоритесь твёрдо между собой. Неужто не обхитрите?!

Например: "Это, Степаша, мамин лак для волос. Это для маминой красоты. Когда мама соберётся в гости, она даст тебе её попрыскать лаком". Но тогда надо не забыть и обязательно попросить Степашу, чтобы он на самом деле попрыскал маме причёску!

Но если вы хотите, чтобы у Степаши было понятие о "чужом", то дайте ему возможность и "моё" что-то иметь. У всех это "моё" (то, что никому нельзя трогать без разрешения) есть: у мамы - столик с косметикой, у Дани с Антоном - вообще по собственной комнате, у папы - компьютер. А у Степаши? Выделите ему уголок, пусть там лежат его вещи, книжки, игрушки, фломастеры. И вы не имеете право это всё брать, не спросясь. Вот тогда и от него можно требовать деликатности.

Договоритесь с ним! Но это не значит, что он вам что-то должен, а вы ему - нет. Начните первыми соблюдать договор. Но уж соблюдайте!

13. Занятия не выделять в особые занятия. Такие у него уже есть - час с логопедом и, допустим, полчасика с мамой глобального чтения. Стараться всё обернуть к обучению, дом пре-

стр. 65
вратить в обучалку. Из самой жизни брать задания. Сколько всего вокруг, что можно по ходу жизни считать, читать, угадывать, искать странное. Девиз: не урок для жизни, а жизнь на уроке!

Привлекать остальных членов семьи, озадачивая и их. Например, при Степаше: "Данила, а ты заметил, какое новое слово появилось в доме?" - и пошли все вместе искать, по дороге перечитывая слова, которые на листах бумаги всюду развешены по дому. Или: "Степаша, я пока тут готовлю тебе завтрак, поищи-ка вкусное словечко и принеси мне его".

Не впрямую! Опосредованно! В придуманной на ходу игре!

Разыгрывайте импровизированные сценки. То, что не получается от имени Степаши, может получиться от имени девочки Тани или Пятачка. Моя мама разговаривала с маленьким Темой (который тоже не отличался общительностью) под видом козы Мани (два пальца -указательный и средний - это и ножки козы, и рожки). Так вот, Мане он отвечал охотно! А ещё они постоянно играли в Пятачка и Винни-Пуха, изображая их этими же пальцами и особыми голосами.

Говорить (читать, рассказывать, действовать и т.д.) в образе ребёнку легче: вроде бы и не он читает, а тот, другой - старичок или годовалый ребёнок, карлик или великан. А спотыкается и пыхтит, потому что так нужно по роли. Оправдано и легализовано, поэтому нестрашно.

Поиграйте в карлика и великана. Карлик говорит (считает, просит, зовёт, называет слова) то-оненьким голосом, великан - толстым. Не забывайте меняться ролями!

14. Игра - это азарт, непредсказуемость результатов и равноправие участников. Если чего-то одного не хватает, то это уже не игра вовсе. Быть партнёром Степаше. Всё делать по очереди. По очереди читать, находить, узнавать, рисовать, считать и т.д. Игра - это смена мизансцены, движение. Неправильного ответа нет! Идти от ребёнка. Включаться в игру, им предложенную. Принимать любую, с вашей точки зрения, нелепость. И она может оказаться для вас подарком, открытием, новым ракурсом.

Вариативность! Предлагать её и быть готовым принять другой вариант (версию). Там, где есть вариативность, возникают разговоры. Вот помаленьку в этих разговорах и возникнет РЕЧЬ.

Примеры:

"Двери" и "дверцы": шкафа, сарая, комнаты - в чем разница?

"Окно". А стекло в книжном шкафу - это окно?

Озадачивать как повод для общения - везде и всегда! Например, озадачивать на слушание сказки: "Я сейчас буду читать, а ты посчитай (загибая пальчики), сколько раз мышка в сказку будет

стр. 66
скрестись, проситься". И уж извольте незаметненько ногтями поскрестись об стул. Будет слушать? А проверьте!

Можно, например, поискать в доме слонов. Это может быть игрушка, картинка и даже слово.

Можно поискать всё, что жёлтого цвета или на букву Г. Или чего три штуки. И так далее. Придумывайте, изобретайте!

Оречевление руки. Всё, что можно, показывать рукой и на руке. Не говоря о том, что считать. Нужны пальчиковые игры, но их и самим можно напридумывать по ходу жизни. А какие-то и так знаете: гуси га-га-га, собачка. Какие-то ручные работы, где пальцы выполняют мелкие движения: вязание, крутить волчок, перебирать горох, гитара.

Дорисовывание. По очереди рисуете каля-маля. Другой дорисовывает до узнаваемого. Помнить, что неправильных вариантов не бывает!

Зайцевские кубики. Поищите в магазинах. Если нет - дайте знать.

15. Речь взрослого - никакого императива!

- Давай-ка подумаем...

- А если так, что будет?..

- Ты, значит, так думаешь? Да-а, озадачил ты меня...

- Что-то я не соображу... А ты как думаешь?

- А давай деда спросим. Может, он знает?

- Ну что, попробуешь?..

* * *

Речь идёт о смене стиля общения. Дело нелёгкое, но интересное и плодотворное.

Пробуйте, наблюдайте, записывайте. Отчёт, если он не для отписки начальству, а для того, чтобы отдавать себе отчёт, чтобы разобраться, что происходит, - нужен и полезен. Дисциплинирует. По себе знаю.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)