ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Уча - учимся

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 17 февраля 2017
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




О восточных притчах, третьеклассниках и взаимовыручке

Елена Гуцол, учительница начальной школы, Москва

Поначалу приходилось регулировать процесс взаимовыручки. А теперь это вошло в привычку: если на уроке, или на перемене, или на продлёнке ребёнку нужна помощь, он не бежит к учителю, а просит помощи у одноклассников.

Началось всё ещё аж с первого класса. В третьей четверти на уроках труда мы стали учиться пришивать пуговицы. Мамки, как всегда, собрали детям к уроку самые толстые нитки и иголки с самыми маленькими ушками.

После объяснения хода работы и наглядной демонстрации материала, дети приступили к заданию. И тут началось: "Помогите вдеть нитку в иголку", "Помогите завязать узелок" и т. п.

Когда я поняла, что меня на всех не хватит, то предложила обращаться за помощью к одноклассникам. Те с удовольствием стали помогать. С тех пор повелось: идет ребёнок за помощью, неважно, на уроке или после уроков, а я сразу: "У тебя двадцать три одноклассника, спроси у них".

Поначалу приходилось регулировать процесс взаимовыручки. А теперь это вошло в привычку: если на уроке, или на перемене, или на продлёнке ребёнку нужна помощь, он не бежит к учителю, а просит помощи у одноклассников.

* * *

Вы думаете, что я ленивая и не хочу объяснять? Нет, просто уча других, мы сами учимся, и пока один ребёнок рассказывает другому, как выполнить домашнее задание, сделать какую-нибудь поделку или правильно оформить ре-

стр. 42
ферат, он и сам лучше усваивает материал.

Сразу хочу пояснить: дети не делают работу за других, они просто помогают, подсказывают. Вместе решают ту или иную задачу. Если не получилось - привлекают к обсуждению ещё кого-то. Я у них только на самый крайний случай.

* * *

В начале 3 класса произошёл такой случай: Костя проболел тему, не знал, как правильно выполнить домашнее задание и обратился к ребятам.

Потом подходит ко мне: "Помогите, пожалуйста, выполнить задание". Я в ответ коронную фразу:

- У тебя двадцать три одноклассника...

- Я их просил, никто не помог.

Я не стала выяснять, кто именно не помог. Если в моём классе не помогли нуждающемуся - значит, это и моя недоработка как воспитателя.

* * *

На следующий день я начала первый урок с притчи:

"Шли лошадь и осёл с базара. Так случилось, что осёл был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке. Шли они, шли, прошли полдороги. Осел устал, кряхтит, еле дышит.

- Будь другом, - попросил он лошадь, - помоги мне! Возьми часть груза!

Но лошадь и ухом не повела. Немного погодя осёл взмолился:

- Мне уже невмоготу! Помоги!

Но лошадь только ушами прядёт.

Дорога пошла в гору. Осёл чувствует, что вот-вот упадёт, и в третий раз просит лошадь:

- Помоги!

- Ладно, - согласилась лошадь, - кое-что я возьму на себя: ты неси груз, а я, так уж и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться.

Осёл прошёл ещё десяток шагов и упал.

- Вставай, вставай, милый! - умолял хозяин, но осёл не мог подняться".

Стали мы с детьми обсуждать эту притчу, разговаривать о взаимовыручке.

А после урока несколько ребят подошли к Косте и предложили ему помощь. Наверное, им стало стыдно, ведь только что они сами говорили о том, как плохо никому не помогать.

* * *

На этом же уроке я рассказала ещё одну притчу - для тех, кто стесняется просить помощи и ждёт, когда кто-нибудь сам заметит его мучения:

"Однажды один из односельчан Хинг Ши в разговоре с ним по-

стр. 43
сетовал на то, что близкие люди, окружающие его, по природе своей слишком чёрствые и настолько бесчувственные, что не могут понять его проблем и переживаний, а сам он не решается им об этом говорить.

Позже, когда они говорили уже о чём-то другом, Хинг Ши наступил ему на ногу. Крестьянин запнулся, но, не высвобождая своей ноги и ничего не сказав мудрецу, продолжил свой рассказ.

Тогда Хинг Ши сильнее надавил ему на ногу. Мужчина вздохнул, но так и не сделал мудрецу замечания.

Спустя какое-то время Хинг Ши всё ещё продолжал давить на ногу собеседника, и тот, наконец, не выдержав, возмущённо спросил:

- Учитель, почему ты стоишь на моей ноге, мне же больно?!

- Извини, - сказал, спешно убирая ногу, мудрец, - я не знал, что это тебя беспокоит, ведь ты молчал".






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)