Уча - учимся
Елена Гуцол, учительница начальной школы, Москва Поначалу приходилось регулировать процесс взаимовыручки. А теперь это вошло в привычку: если на уроке, или на перемене, или на продлёнке ребёнку нужна помощь, он не бежит к учителю, а просит помощи у одноклассников. Началось всё ещё аж с первого класса. В третьей четверти на уроках труда мы стали учиться пришивать пуговицы. Мамки, как всегда, собрали детям к уроку самые толстые нитки и иголки с самыми маленькими ушками. После объяснения хода работы и наглядной демонстрации материала, дети приступили к заданию. И тут началось: "Помогите вдеть нитку в иголку", "Помогите завязать узелок" и т. п. Когда я поняла, что меня на всех не хватит, то предложила обращаться за помощью к одноклассникам. Те с удовольствием стали помогать. С тех пор повелось: идет ребёнок за помощью, неважно, на уроке или после уроков, а я сразу: "У тебя двадцать три одноклассника, спроси у них". Поначалу приходилось регулировать процесс взаимовыручки. А теперь это вошло в привычку: если на уроке, или на перемене, или на продлёнке ребёнку нужна помощь, он не бежит к учителю, а просит помощи у одноклассников. * * * Вы думаете, что я ленивая и не хочу объяснять? Нет, просто уча других, мы сами учимся, и пока один ребёнок рассказывает другому, как выполнить домашнее задание, сделать какую-нибудь поделку или правильно оформить ре- стр. 42 ферат, он и сам лучше усваивает материал. Сразу хочу пояснить: дети не делают работу за других, они просто помогают, подсказывают. Вместе решают ту или иную задачу. Если не получилось - привлекают к обсуждению ещё кого-то. Я у них только на самый крайний случай. * * * В начале 3 класса произошёл такой случай: Костя проболел тему, не знал, как правильно выполнить домашнее задание и обратился к ребятам. Потом подходит ко мне: "Помогите, пожалуйста, выполнить задание". Я в ответ коронную фразу: - У тебя двадцать три одноклассника... - Я их просил, никто не помог. Я не стала выяснять, кто именно не помог. Если в моём классе не помогли нуждающемуся - значит, это и моя недоработка как воспитателя. * * * На следующий день я начала первый урок с притчи: "Шли лошадь и осёл с базара. Так случилось, что осёл был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке. Шли они, шли, прошли полдороги. Осел устал, кряхтит, еле дышит. - Будь другом, - попросил он лошадь, - помоги мне! Возьми часть груза! Но лошадь и ухом не повела. Немного погодя осёл взмолился: - Мне уже невмоготу! Помоги! Но лошадь только ушами прядёт. Дорога пошла в гору. Осёл чувствует, что вот-вот упадёт, и в третий раз просит лошадь: - Помоги! - Ладно, - согласилась лошадь, - кое-что я возьму на себя: ты неси груз, а я, так уж и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться. Осёл прошёл ещё десяток шагов и упал. - Вставай, вставай, милый! - умолял хозяин, но осёл не мог подняться". Стали мы с детьми обсуждать эту притчу, разговаривать о взаимовыручке. А после урока несколько ребят подошли к Косте и предложили ему помощь. Наверное, им стало стыдно, ведь только что они сами говорили о том, как плохо никому не помогать. * * * На этом же уроке я рассказала ещё одну притчу - для тех, кто стесняется просить помощи и ждёт, когда кто-нибудь сам заметит его мучения: "Однажды один из односельчан Хинг Ши в разговоре с ним по- стр. 43 сетовал на то, что близкие люди, окружающие его, по природе своей слишком чёрствые и настолько бесчувственные, что не могут понять его проблем и переживаний, а сам он не решается им об этом говорить. Позже, когда они говорили уже о чём-то другом, Хинг Ши наступил ему на ногу. Крестьянин запнулся, но, не высвобождая своей ноги и ничего не сказав мудрецу, продолжил свой рассказ. Тогда Хинг Ши сильнее надавил ему на ногу. Мужчина вздохнул, но так и не сделал мудрецу замечания. Спустя какое-то время Хинг Ши всё ещё продолжал давить на ногу собеседника, и тот, наконец, не выдержав, возмущённо спросил: - Учитель, почему ты стоишь на моей ноге, мне же больно?! - Извини, - сказал, спешно убирая ногу, мудрец, - я не знал, что это тебя беспокоит, ведь ты молчал".
|