ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


МОДУЛЬНО-НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23 февраля 2017
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




В рубрике представляем опыт Новосибирской области по реализации модульно-накопительной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Разработанные коллегами модели и полученные результаты позволяют в существенной мере индивидуализировать процесс повышения квалификации и вплотную подойти к проблеме сетевых образовательных программ.

ПАРТНЕР РУБРИКИ Департамент образовательных программ Института образования НИУ "Высшая школа экономики"

Руководитель центра развития лидерства в образовании, кандидат педагогических наук Каспржак Анатолий Георгиевич

Метёлкин Дмитрий Александрович, кандидат социологических наук, заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

Жафярова Мария Наильевна, кандидат психологических наук, начальник отдела профессионального развития педагогических кадров министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

Захир Юлия Симановна, директор государственного казенного учреждения Новосибирской области "Новосибирский институт мониторинга и развития образования"

Целевые ориентиры и основные этапы проекта

В 2012 - 2013 годах в Новосибирской области начата реализация проекта модернизации региональной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Цель проекта - апробация модульно-накопительной системы повышения квалификации. Именно такая система, на наш взгляд, обеспечивает эффективность и открытость непрерывного профессионального образования, способна влиять на социально-экономическое развитие региона посредством повышения уровня компетентности работников образования.

Для того чтобы добиться поставленной цели, необходимо:

- определить требования к организации и осуществлению образовательного процесса, направленного на индивидуализацию программ ДПО;

- разработать механизмы оценки качества системы ДПО работников образования;

- разработать и апробировать механизм персонифицированного финансирования повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Реализация проекта осуществляется в три этапа: подготовительного, апробации модели, рефлексивно-аналитического. Рассмотрим эти этапы подробнее.

1. Подготовительный (февраль - март 2012 года).

На этом этапе разработан пакет нормативно-правовых и распорядительных документов, методических и инструктивных материалов по модульно-накопительной системе повышения квалификации и профессиональной перепод-

стр. 32
готовке, построению индивидуальной образовательной траектории работников образования Новосибирской области. Создана автоматизированная система мониторинга профессионального развития работников образования Новосибирской области, одной из функций которой являются мониторинг и оценка качества системы ДПО работников образования.

2. Апробация модели (апрель 2012 года - декабрь 2013 года).

На данном этапе повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников образования Новосибирской области осуществляются на основе разработанной модели.

3. Рефлексивно-аналитический (ноябрь 2013 года - декабрь 2013 года).

Будет проведен анализ реализации проекта, оценка достигаемых эффектов, совершенствование нормативно-правовой и распорядительной базы проекта.

Особенности процесса реализации проекта

Как уже говорилось выше, в качестве организационной модели, обеспечивающей индивидуализацию ДПО работников образования, в Новосибирской области апробируется модульно-накопительная.

Модульно-накопительная система повышения квалификации направлена на индивидуализацию образовательных маршрутов.

Модель представляет возможности для реализации индивидуальных образовательных маршрутов повышения квалификации для каждого работника образования.

Под индивидуальным образовательным маршрутом понимается план образовательной деятельности работника образования, который составляется на основе его профессиональных интересов с учетом потребностей образовательного учреждения и фиксирует образовательные цели.

В условиях модульно-накопительной системы повышения квалификации образовательная программа - совокупность инвариантных и вариативных образовательных модулей.

Образовательный модуль разрабатывается организациями, имеющими лицензию на реализацию программ дополнительного профессионального образования.

Качество этих модулей подтверждается региональным экспертным советом по оценке образовательных модулей, реализуемых в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Новосибирской области. Экспертный совет создается приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и действует на основании соответствующего положения.

Информация об образовательных модулях, прошедших региональную экспертизу, размещается в открытом банке данных автоматизированной системы мониторинга профессионального развития работников образования Новосибирской области.(Адрес банка данных в сети "Интернет": http://pedkurs.edu54.ru.)

Содержание инвариантного образовательного модуля определяется министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и является обязательным для освоения в рамках образовательной программы дополнительного профессионального образования.

Так, например, модулями, обязательными для освоения руководящими работниками, являются:

- "Менеджмент в сфере образования" (рекомендуемый объем - 60 часов);

- "Нормативно-правовые основы управления образовательным учреждением" (рекомендуемый объем - 40 часов);

- "Управление финансово-хозяйственной деятельностью в образовательном учреждении" (рекомендуемый объем - 32 часа);

- "Инновационный менеджмент" (рекомендуемый объем - 32 часа).

стр. 33
Содержание и виды учебной деятельности вариативного образовательного модуля разрабатываются организацией, его реализующей, самостоятельно, с учетом потребностей работников образования и имеющихся ресурсов.

Совокупный объем инвариантных образовательных модулей(Инвариантные нормативно-правовой и психолого-педагогический модули - по 18 часов каждый.) для педагогических работников - 36 часов; совокупный объем вариативных образовательных модулей - 72 часа. Для руководителей - 164 и 328 часов соответственно.

Освоение образовательного модуля завершается процедурой контроля, осуществляемого в форме тестирования, собеседования, зачета, контрольной работы, защиты проекта или др. При успешном прохождении процедуры контроля работникам образования выдаются документы установленного образца.

Координацию деятельности по организации дополнительного профессионального образования работников образования на основе модульно-накопительной системы осуществляет региональный оператор - ГКУ НСО "Новосибирский институт мониторинга и развития образования".

Распределение функций в модели



стр. 34


Работник образования направляет утвержденный индивидуальный образовательный маршрут по соответствующей форме и заявку на повышение квалификации в организации, предоставляющие услуги дополнительного профессионального образования, не позднее 15 дней до начала реализации образовательного модуля. Автоматизированная система мониторинга профессионального развития работников образования Новосибирской области позволяет делать это в электронном виде.

Реализация образовательного модуля осуществляется на основе договора, заключаемого организацией, предоставляющей услуги дополнительного профессионального образования, с работодателем работника образования.

Индивидуальный образовательный маршрут может корректироваться по согласованию с работодателем. Региональный оператор проводит мониторинг качества образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональ-

стр. 35
ной переподготовке работников образования и вырабатывает методические рекомендации по их совершенствованию.

В качестве одного из механизмов повышения качества ДПО работников образования с 1 января 2013 года. в Новосибирской области нормативно введена возможность аттестации педагогических работников посредством представления портфолио, сформированного в процессе повышения квалификации.

Анализ реализации проекта

Анализ реализации Проекта позволяет сделать следующие выводы.

1. Созданы условия для индивидуализации ДПО. На сегодняшний день работники образования региона могут сформировать образовательный маршрут, самостоятельно выбирая образовательные услуги 16 организаций, в число которых, помимо регионального института повышения квалификации, вошли федеральные учреждения высшего профессионального образования, государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения, имеющие соответствующую лицензию. В 2012 году 58% повышавших квалификацию выбирали региональный институт повышения квалификации, 42% - другие образовательные организации.

2. Отработка персонифицированной модели финансирования повышения квалификации позволила в 2012 году освоить индивидуальный образовательный маршрут 1908 учителям и 450 руководителям общего образования региона. Число образовательных модулей, предлагаемых педагогическим работникам всех специальностей в 2013 году, составляет 409, руководителям - 98.

3. Появление поставщиков дополнительных профессиональных образовательных услуг в сельских районах области, более широкое использование технологий дистанционного обучения позволяют обеспечить доступное качественное повышение квалификации для работников образования сельской местности.

4. Автоматизированная система мониторинга региональной системы повышения квалификации позволяет министерству получить статистическую информацию по каждому слушателю, образовательному модулю, организации ДПО, состоянию региональной системы повышения квалификации в целом.

В условиях индивидуализации повышения квалификации нуждается в совершенствовании методическая работа общеобразовательного учреждения: построение индивидуального образовательного маршрута педагога будет эффективным в случае создания внутришкольной системы тьюторской поддержки повышения квалификации.

Реализация проекта в 2013 году позволит приступить к анализу его эффективности в части укрепления субъектной позиции работников образования в процессе повышения собственной квалификации, роста их мотивации к профессиональному развитию.

Шагом развития проекта в регионе станет переход от модульно-накопительной к кредитно-модульной организации образовательного процесса. Это позволит, принимая в зачет освоенные образовательные модули, выдавать единый документ о повышении квалификации (профессиональной переподготовке).

Задача представляется непростой, учитывая то, что уровень взаимного признания "игроков" на региональном рынке дополнительных профессиональных образовательных услуг на сегодняшний день невысокий.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций