ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


Модель методического сопровождения педагогов в реализации ФГОС НОО

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28 февраля 2017
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Кацай Ирина Ивановна, начальник службы информационно-аналитического обеспечения управления образования Центрального района администрации г. Челябинска

Введение

Третья часть показателей федерального мониторинга, который планируется проводить с целью оценки эффективности реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее будем использовать привычный всем термин ФГОС), имеет отношение к его ИКТ-составляющей. [См. письмо Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2011 г. N 03-114 "О мониторинге ФГОС общего образования".]

Здесь имеются в виду вопросы формирования у школьников универсальных учебных действий (далее вслед за авторами ФГОС будем называть их УУД), касающихся информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Напомним, что во ФГОС НОО определены 11 УУД. Для формирования и оценки большей части из них пре-

стр. 87
дусмотрены изменения в учебно-методических комплексах, составлены специальные комплексные работы.

Значительное внимание в стандарте уделяется умениям создавать и осмысленно использовать средства ИКТ при условии организации свободного доступа участников образовательного процесса к ресурсам школы и Интернета.



Может ли сформировать эти УУД педагог, который сам не владеет этими умениями? Вопрос риторический. Конечно, нет! А ведь ещё важно не только самому владеть этими умениями, но и владеть методикой их формирования.

Объективной сложностью в реализации ФГОС для учителя остаётся методическая составляющая. Педагогу нужны ясные и чёткие рекомендации: как формировать УУД в условиях конкретного классного коллектива.

А учитывая объективно возросшую сложность работы учителей начальных классов, необходимо предусмотреть всевозможные меры их методической поддержки, причём не только и не столько в форме выдачи разовых инструкций и рекомендаций, сколько в постоянном сопровождении, оказании помощи в организации работы по формированию УУД, в частности касающихся ИКТ. Наиболее подходящим, на наш взгляд, вариантом является сетевое взаимодействие с учителями начальных классов.

Основная идея модели

Модель методического сопровождения предполагает организацию круглогодичной формы работы с учителями начальных классов, в результате чего каждый педагог сможет:

- создать собственный интернет-ресурс;

- организовать на нем взаимодействие с учениками, их родителями, коллегами;

- создать условия для проведения разнообразных сетевых мероприятий с учениками.

Для реализации модели методического сопровождения создаётся сетевое сообщество педагогов, реализующих ФГОС в пределах определённой территории, что снимает риски и страхи начала работы в Интернете.

Личное очное знакомство с коллегами, работа над единым планом, но с возможностью индивидуальной траектории - всё это создает благоприятную атмосферу как для профессионального роста учителей в направлении развития их ИКТ-компетентности, так и для повышения эффективности в достижении учащимися образовательных результатов нового типа.

стр. 88
Цель, задачи и планируемые результаты методического сопровождения

Представляемая модель направлена на то, чтобы помочь педагогам создать условия для формирования у учащихся УУД, в первую очередь относящихся к вопросам ИКТ.

Для достижения обозначенной цели необходимо, чтобы педагог понимал:

- этические и юридические аспекты использования интернет-ресурсов;

- возможности применения различных средств ИКТ в своей деятельности, как можно создавать и применять цифровые ресурсы для формирования у учащихся УУД, и для описания своего опыта.

Нужно научить педагога:

- применять различные средства ИКТ, в частности блог учителя, для организации эффективного образовательного процесса, формирования у учащихся УУД, обратной связи с участниками образовательного процесса;

- использовать различные социальные сервисы для создания цифровых образовательных ресурсов.

Считаем, что эта модель позволит педагогам получить:

- представление об образовательном потенциале различных сервисов и инструментов Интернета; этических и юридических аспектах при работе в Сети;

- опыт:

а) осознанного выбора среды и инструментов сетевого взаимодействия с участниками образовательного процесса;

б) разработки и применения новых методов и форм обучения с использованием ресурсов Интернета (личные блоги, социальные сервисы и сети); в) организации сетевой работы с учениками с целью формирования у них УДД.

В результате методического сопровождения педагоги научатся:

- создавать и поддерживать личный блог как площадку для организации взаимодействия участников образовательного процесса;

- создавать цифровые образовательные ресурсы и применять их для организации эффективного образовательного процесса в рамках реализации ФГОС и распространения передового педагогического опыта.

Коммуникационная среда для реализации модели

Вся методическая помощь и накопление материалов осуществляются в сетевом профессиональном сообществе. [Имеется в виду одно из сообществ проекта "Открытый класс" http://www.openclass.ru/node/237386.]

В течение учебного года осваивается работа с социальными сервисами Интернета с возможностями публикаций материалов (текст, презентация, фото, видео), создания цифровых образовательных и информационных ресурсов, организации обратной связи и коллективной деятельности.

В качестве ресурса для создания личных блогов учителей используется социальный сервис http://blogger.com, что не исключает возможности использования любых других площадок для ведения блогов.

стр. 89
Технология организации методического сопровождения



Кадровое обеспечение реализации модели

На наш взгляд, реализацию модели методического сопровождения эффективно обеспечивать силами специалистов территориальных методических служб.

Кроме этого, к реализации модели привлекается кадровый ресурс (эксперты, консультанты) социального профессионального сообщества "Открытый класс". Таким образом, педагоги получают возможность межрегионального взаимодействия, расширяются горизонтальные связи.

Критерии достижения результатов

Особенностью модели является то, что все освоенные педагогами умения отражаются в их личном блоге, что обеспечивает постоянную обратную связь, позволяющую своевременно корректировать и направлять деятельность педагогов.

Итогом круглогодичной методической работы с учителями может стать конкурс или фестиваль блогов. Для их оценивания могут использоваться следующие критерии:

- соответствие содержания блога основным положениям реализации ФГОС;

- актуальность и значимость содержания для всех участников образовательного процесса - посетителей блога;

- стиль, грамотность и ясность изложения материала;

- оперативность и регулярность публикаций сообщений;

- глубина и обоснованность рефлексивных отчетов;

- корректность в использовании источников;

- посещаемость, комментируемость;

стр. 90
- культура сетевого взаимодействия авторов, в том числе оперативность реакции на комментарии посетителей;

- технологичность блога (разнообразие используемых мультимедийных объектов);

- сбалансированность применения инструментов дизайна и редактирования для удобства чтения постов.

Конкретный пошаговый план реализации данной модели сопровождения педагогов в реализации ФГОС и формировании УУД учащихся представлен в приложении к данной статье. [Приложение доступно в электронной версии статьи и в Клубе подписчиков на сайте http://obr.direktor.ru]






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций