ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГРАФИКА КИЕВСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА В 1905-1907 ГОДАХ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 07 апреля 2017
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Вопрос о роли студенчества 6 революции 1905 - 1907 гг. неоднократно привлекал внимание исследователей: Но вклад студенчества в развитие революционно- демократического направлений в искусстве до сих пор не получил обстоятельного освещения. Представляет, в частности, Интерес изучение вопроса об участии художников из студенческой среды в создании живописных, скульптурных и графических произведений, отражавших события революции и оказывавших революционизирующее влияние на народные массы. В этом смысле особенно велика была роль политической графики - рисунков, распространяемых нелегально в виде листовок и открыток, а также помещенных в многочисленных легальных революционных изданиях, появившихся после 17 октября 1905 года. В Киеве, как и в других вузовских центрах России, графика (и в первую очередь карикатура) была тогда одной из форм политической борьбы.

Еще 30 января 1904 г. в Киевском охранном отделении было заведено дело на студента Киевского университета В. А. Дворжицкого, который 29 января в университете расклеивал противоправительственные рисунки1 . В архиве сохранился экземпляр этой "крамольной" карикатуры, отпечатанной на гектографе или мимеографе2 . Этот рисунок-прокламация, судя по всему выполненный не художником-профессионалом, а любителем или начинающим рисовальщиком, заслуживает внимания. В центре композиции выделяются стоящие на высоком холме- постаменте нарочито увеличенные фигуры жандарма и попа, а между ними крошечная фигурка царя. Самодержца, поднимающегося на цыпочки, чтобы встать вровень со своими охранителями, поддерживают с обеих сторон "столпы престола". "Монумент российского самодержавия" возвышается на фоне дымящихся труб заводов и фабрик, домов и церквей. У подножия холма - виселицы с телами повешенных, к которым слетается вороньё. Позы жандарма и попа, осеняющих все вокруг нагайкой и крестом, полны решительности; на их лицах - ожесточение против "крамольников", на груди красуются медали и ордена за усердную службу "царю и отечеству".

По остроте выражения идеи, по разоблачительной глубине и меткости определения тех сил, которые правят страной, этот рисунок может быть поставлен в один ряд с такими известными произведениями боевой бесцензурной революционной графики, как "Социальная пирамида", "Бюрократический пресс", "Один с сошкой и семеро с ложкой" или рисунки В. В. Ризниченко - "Гайда" в иллюстрированных приложениях к ленинской "Искре"3 . Да и название этой листовки, взятое из текста манифеста Николая II, - "Шествуя по стопам незабвенного родителя нашего" - полное иронии и сарказма, напоминает о жестоких репрессиях, которыми было ознаменовано время правления Александра III.

Авторской подписи под этим рисунком, естественно, нет. Может быть, его исполнил сам В. А. Дворжицкий, но, скорее всего оригинал был создан каким-то учеником Киевского художественного училища или Политехнического института. В любом случае, очевидно, что ясность и четкость выражения мысли здесь достигнуты, и рисунок стал убедительным и ярким художественным средством политической борьбы против царизма. На листовке есть надпись: "Издание в пользу КППС" (Комитета помощи пострадавшим студентам. - Е. Д.). Удалось установить, что этот комитет вы-

1 ЦГИА УССР, ф. 275, оп. 1, ед. хр. 50.

2 Там же, л. 7 (в конверте).

3 В. В. Шлеев, Е. П. Демченко. Художники ленинской "Искры". "Правда", 27.XII.1971; их же. Художник ленінської "Искры". "Україна", 1972, N 19, стор. 8 - 9.

стр. 194

пускал в Киеве и другие листовки с рисунками и не только в 1904 г, но и в октябре 1905 года. По сообщениям жандармов, 9 ноября 1905 г. во время студенческой сходки в Политехническом институте распространялась наряду с прокламациями и открытыми письмами карикатура "Сомнамбульский танец Николая Романова", изданная этим комитетом4 .

В связи с событиями 9 января 1905 г. в помещении Политехнического института 14 - 15 января состоялись студенческие сходки протеста, которые полиция пыталась разогнать. После этого в институте появилась листовка с сатирическими рисунками, изображавшими недавние сцены столкновения с полицией5 .

В 1906 г. в революционных студенческих кругах Киева готовился к изданию журнал политической сатиры "Рассвет". Но этому журналу, все материалы для которого были уже готовы, не суждено было выйти в свет. 4 июня 1906 г. в секретном донесении одного из чинов начальнику Киевского охранного отделения говорилось, что 3 июня был конфискован "гектографированный преступно-юмористический журнал "Рассвет". Жандармы выяснили, что журнал этот готовился к изданию Киевским комитетом РСДРП. Было установлено, что издание возглавлял член комитета студент "Стае". Через некоторое время охранка установила, что под этим псевдонимом скрывался студент Политехнического института В. А. Мезнев. При обыске 3 июня 1906 г., у него были обнаружены не только несколько десятков гектографированных экземпляров журнала "Рассвет" (N 1) и оригиналы карикатур для него, но и программа РСДРП, прокламации других революционных партий, медные печати Киевского комитета РСДРП и фотографического кружка при Политехническом институте6 , а также более тысячи открыток, изображения на которых были связаны с революционными событиями. Обнаруженные документы отчетности по отпуску товара (печатных изданий и открыток. - Е. Д.) различным лицам и в разные города - Ржищев, Могилев-Подольский, Гомель, Курск, на Кавказ, привели следственные органы к выводу, что В. А. Мезнев, будучи секретарем и заведующим инвентарем фотографического кружка Политехнического института7 , занимался репродуцированием открыток и распространением революционных изданий. Киевский историк И. Н. Бондаренко, ссылаясь на материалы ЦГИА УССР, упоминает о том, что в Политехническом институте имели широкое хождение рисунки, гневно клеймившие расправу, учиненную царскими войсками над рабочими Петербурга 9 января 1905 г.: "После залпа гвардейцев", "У Нарвских ворот", "Атака кавалерии" и др.8 . Вероятно, это были размноженные фотографическим путем открытки, аналогичные найденным у В. А. Мезнева при обыске9 .

Обнаруженные жандармами сатирические рисунки к журналу "Рассвет", автором которых являлся В. А. Мезнев10 , отличаются политической остротой и меткостью, несмотря на невысокий художественный уровень исполнения. Таково изображение "Царской забавы..." - Николай II и министр внутренних дел Дурново жонглируют человеческими головами. А в карикатуре "Умирающий черт", царь, сжимающий в кулаке нагайку, изображен в виде надувной резиновой куклы. Обе работы образно и гневно осуждают политику царизма, который продолжает существовать только благодаря усилиям поддерживающей его чиновной бюрократии. Об этом же говорит карикатура "Оптом и в розницу", изображающая прилавок в магазине Победоносцева. За прилавком - Дурново; он торгует "товаром", которым царские сатрапы усмиряли народные волнения: военное положение, диктатура, усиленная охрана, ложь и др.

Рисованная заставка титульного листа журнала, аллегоричная по характеру решения, исполнена рукой другого, более подготовленного в художественном отношении человека. В правой части у подножия колоннады фигура женщины в задумчивой позе. Она в шлеме и с обнаженным мечом. Вероятно, это Афина. В левой части заставки изображена груда книг и рукописей, обвитых змеей. Богиня готова разрубить эту змею, сковавшую развитие мысли, просвещения, науки. На горизонте восходящее солнце, и в рассветных его лучах вырисо-

4 ЦГИА УССР, ф. 275, оп. 1, ед. хр. 434, л. 117.

5 Эта листовка впервые репродуцирована в книге "Киевский индустриальный институт". Киев. 1939, стр. 43.

6 ЦГИА УССР, ф. 318, оп. 1, ед. хр. 688, л. 3.

7 Там же, л. 47.

8 См. И. Н. Бондаренко. Большевики Киева в первой русской революции. Киев. 1960, стр. 104.

9 ЦГИА УССР, ф. 318, оп. 1, ед. хр. 688, лл. 2 - 3.

10 Там же, лл. 3, 40.

стр. 195

вывеются дымящиеся трубы заводов. Помещенное на титульном листе стихотворение, как бы начертанное на привинченной мраморной доске, призывает к решительным революционным действиям. В обвинительном акте по делу В. А. Мезнева отмечалось, что "все указанные... изображения... по содержанию своему направлены против Верховной Власти, порицают установленный законами основной образ правления, возбуждают к неповиновению правительству и к ниспровержению существующего в России общественного и государственного строя..."11 .

9 ноября 1906 г. в прогрессивной газете "Киевская речь" было напечатано извещение о том, что готовится "благотворительный вечер в пользу недостаточных студентов- политехников". Здесь же отмечалось, что будут устроены художественные киоски, "стены будут украшены художественными панно, которые разрисовываются студентами". И далее следовало краткое примечание: "Ожидается несколько проектов и на злобу дня". Редакция газеты, по-видимому, сочувственно отнеслась к затее студентов и поместила несколько заметок информационного характера о предстоящем вечере, отмечая, что "главным "гвоздем" вечера явится сатирико-юмористическая "бальная газета"12 . Под нею подразумевался, вероятно, журнал "Заклепка", который издатели охарактеризовали так: "Однодневная и не очень большая, но дешевая космополитическая газета. Выходит первый и последний раз с милостивого разрешения цензуры. Приклепана к студенческому вечеру 21 ноября 1906 г."13 . Редактором-издателем "Заклепки" являлся М. П. Карлин. Никаких точных сведений о нем найти, пока не удалось.

Материал журнала, как художественный, так и литературный, был посвящен текущим событиям тогдашней общественно-политической жизни. Обложка, выполненная неизвестным автором, носит чисто эмблематический характер. Но при внимательном ее изучении обнаруживается и революционно-обличительный подтекст, который придают рисунку обложки, тонко введенные и удачно закомпонованные детали: цепь, как змея, опутала красивый натюрморт, составленный из эмблем всех, факультетов института. Это являлось красноречивым намеком на упадок наук и просвещения при самодержавном строе. Рисунок здания Политехнического института, помещенный в овале на своеобразной афише-заголовке, перекликается с изображением заводских корпусов с дымящимися трубами, очень тактично введенными в рисунок обложки. Содержащаяся здесь идея единения студенчества с рабочим классом подкрепляется и литературным материалом журнала.

Один из интереснейших рисунков "Заклепки" - "Чрезвычайное посольство" - изображает зарубежное путешествие послов союза "истинно русских людей" - Пихно, Крушевана и др. Под рисунком подпись - "Москит" (А. К. Б.)". Этот псевдоним принадлежал А. К. Бабенко, студенту Киевского университета и одновременно ученику художественного училища14 .

Приведенные факты говорят о том, что политическая графика 1905 - 1907 гг., как в нелегальных, так и в легальных киевских студенческих изданиях сыграла важную роль в революционной борьбе.

11 Там же, л. 2.

12 "Киевская речь" N 83, 14.XI.1906.

13 "Заклепка". 1906, [N 1], стр. 2.

14 А. К. Бабенко (1881 - 1959 гг.) - впоследствии крупный советский ученый- физик. См. "Українська радянська енциклопедія". Т. 1, стор 390.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций