ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Этические и эстетические смыслы стиля и стилизации

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 25 февраля 2005
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Е.Н. Устюгова

Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.157-160

[157]

1. Дисциплинарная герметизация, как общая тенденция развития гуманитарного знания двух последних столетий, ведущая к его внутренней дифференциации, уже не отвечает потребностям современной культуры,

[158]

страдающей дефицитом ценностей и нуждающейся в гуманистическом оздоровлении. Для этого требуется объединение усилий ранее разобщенных наук на базе философии человека, осмысляющей целостность бытия человека в мире. На этом пути открываются новые проблемы и новые ракурсы старых проблем, в том числе высвечиваются перспективы теоретического синтеза этики и эстетики. Одним из примеров такого взаимодействия является исследование феноменов «стиль» и «стилизация».

2. Традиционно стиль и стилизация считались исключительно эстетическими понятиями. Впоследствии сферой их действия стало признаваться все пространство культуры (стиль культуры, стиль мышления), а также жизненного поведения человека (стиль жизни). В современной литературе, посвященной проблеме стиля, приоритет принадлежит категории «стиль жизни», а все другие стилевые формы (стили искусства, научного мышления, культуры) считаются производными от нее (М. Дюфрен, Е. Ротхакер, Р. Барт, М. Фуко и др.).

3. Понятие «стиль жизни» подразумевает целостную характеристику человека в единстве его психики, сознания и поведения. В 20 веке стиль жизни трактуют как самоорганизацию жизни, происходящую в процессе спонтанного маневрирования внутри символического пространства коммуникативного сообщества, посредством демонстрации отклонения поведения от существующих стандартов. Стиль, таким образом, не является свойством субъекта, а является формой его соотнесенности с другими, то есть оказывается абсолютно релятивным, а сам субъект утрачивает качество субъектности, самости. Если человек, не имея ценностной ориентации, направляющей его взаимодействие с миром и другими субъектами, лишь гибко приспосабливается к повседневной реальности, то действительно можно говорить об абсолютной внутренней спонтанности стиля жизни. Эстетический образ такого стиля — игровая эклектика, произвольное нанизывание знаков. Вместе с тем подобная спонтанность стиля жизни еще не доказывает того, что такова природа всякого стиля вообще. Скорее это — пример, характеризующий стилевое проявление человека в современном социокультурном контексте, с присущими ему ценностной эклектикой и размытостью нравственных ценностей.

4. Если же посмотреть на феномен стиля в широком историческом контексте, то можно обнаружить иные смыслы стиля жизни как выражения целостности человека. Основу жизненной целостности можно видеть в ценностно-интенциональной интегрированности субъекта, связанного с миром в процессе деятельности. Тогда стиль предстает не только как способ выражения, но и как способ конструирования личности, которая творит свой стиль как свой жизненный проект. Внутренним стержнем этого процесса является этическая интенциональность личности, фокусирующая ее ценностные ориентации вокруг экзистенциального вопроса о смысле жизни.

[159]

Важно отметить, что речь идет не о тех или иных моральных идеях или нравственных установках личности, которые она сознательно принимает, а о самом ее жизненном пути, посвященном самоосуществлению, самоопределению и самопостижению, а стиль жизни есть структура , способ и форма этого процесса-поиска. Через стиль этический поиск трансформируется в фиксирующие смысложизненные ценности формы мышления, которые становятся внутренним мотивом выстраивания деятельности в формах культуры, т.е. в стиле искусства, научного мышления, жизненного поведения — так субъект обретает форму своей культурной определенности, а значит, почву для самосознания, самореализации и общения. Следовательно, за стилем жизни стоит не просто человек, а человек в культуре, в мире ценнностных смыслов, в котором и разворачивается процесс субъектной самоидентификации как символически выраженного потока смысловых соотнесений. То есть по сути дела стиль жизни личности имеет двойственную — этически-эстетическую ценностную природу.

5. Такая трактовка стиля позволяет по-новому взглянуть на смысл стилизации — широко распространенной стилевой формы культуры. В истории культуры стилизация нередко становилась приемом, подчиненным решению глобальной смысло-творческой задачи субъекта деятельности, а стилизованнная форма служила лишь одной из красок в общей палитре самовыражения субъекта творчества. Такой тип стилизации был присущ целому ряду историко культурных эпох (ренессансу, барокко, модерну, постмодерну) и проявлялся прежде всего в сфере искусства и стиля жизни.

Все эти историко-культурные разновидности стилизаций, при всем их различии, выражают исторически определенное, детерминированное содержанием культуры, концептуальное отношение субъекта культуры к миру и самому себе, выражение которого является смыслом стилеобразующей деятельности, а следовательно, все эти стилизации оказываются средствами выражения соответствующих стилей. Исходя из этого, можно сделать вывод о неправомерности распространенного мнения, будто бы любая стилизация, как вторичное, искусственное образование, не обладает собственным смысло-творческим потенциалом и потому противоположна стилю.

6. Вместе с тем в культуре действуют и стилизации другого типа, радикально отличные от стиля, ибо в них отсутствует интегрирующая этическая направленность субъекта культуры на смысложизненный поиск и выражение своей экзистенциальной сущности. Главное отличие этого типа стилизации, близкой к тому, что Ж. Бодрийяр именовал «симулякром», то есть иллюзией подлинности, состоит в том, что он является ценностно не дерминированным формообразованием — например, мода. Между тем стиль и мода по сути своей — антиподы, ибо стиль — творчество смысло-формы, а мода — произвольное сочетание формальных элементов, в стиле направленность на выражение смысла образует устойчивую внутренюю структуру, в

[160]

моде, вследствие отсутствия такого смысла, имеется лишь внешняя структура как функционально-декоративная связь элементов. Мода подражает органически присущей стилю гармонии частей, тогда как в стиле эта гармония — спонтанное проявление целостности субъекта творчества.

Еще одна разновидность такого типа стилизации является базовым инструментом в создании социальной мифологии (имиджмейкерство). Смысл этой деятельности состоит в манипулировании социальными значениями и знаками с целью создания видимости некоего смысла, выступающей в роли реальности и в точном соответствии с ожиданиями воспринимающих. Потребитель мифопродукции испытывает удовлетворение особого рода от переживания иллюзии самоидентификации, облеченной в эстетически организованную форму, поскольку через стилизованные имиджи он принимает хаос верований своей обыденной идеологии в натурализованнном виде упорядоченных моделей.

Таким образом, наличие или отсутствие в стилеобразовании ценностной смысложизненной ориентации, как этической доминанты целостности творческой личности является основанием для различения стиля и стилизации и базисным принципом типологизации стилизации.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)