ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Филосовская мысль в Башкортостане

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 25 февраля 2005
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Филосовская мысль в Башкортостане


До принятия башкирами ислама господствующее положение в их сознании занимало развитое языческое мировоззрение, тенгри-анство, тесно связанное с обожествлением живых и физ. сил ок­ружающего мира. Мусульм. вероучение входило в образ мышле­ния башкир постепенно в течение неск. веков. Под воздействием укореняющегося ислама происходит, как можно судить по про­изв. тюркоязыч. лит-ры Урало-Поволжья 11 - 15 вв., ознакомление башкир с элементами антич­ной философии в араб, переводах (Платон, Аристотель), филос. мыслью араб, мира (Аль-Газали, Ибн-Сина, Аль-Фараби и др.). Мусульм. миссионеры, купцы и путешественники, а затем религ. деятели и образованные люди распространяли среди башкир про­изв. вел. поэтов Востока (Рудаки, Фирдоуси, Омара Хайяма, Саади, Руми, Хафиза, Низами и др.). Сосуществование в миро­воззрении народа ислама, тенгрианства, пережитков древнейшего язычества и развитие на этом фоне элементов рационального мышления определило глубокое своеобразие самосознания средне­вековых башкир. В общей картине саморазвития филос. мышле­ния преобладают темы и проблемы космогонии, происхождения мира и людей, образования ландшафтов, рек и водоемов, рассе­ления народов и расслоения соц. сообществ и т.д., рассматривае­мые преимущественно как происхождение, история, образ жизни башкир. В подавляющем бол-ве они воплощены в эпич. произве­дениях: "Урал-Батыр", "Акбузат", "Бабсак-бей и Кыпсак-бей", космогонич. мифах, ист. преданиях, генеалогич. записях (шеме­ре) и др. Онтологич. проблемы здесь неразрывно связаны с гуманистич. вопросами, элементами гносеологических проблем, от­ражены в дидактич. сентенциях, мифологич. образах, сосредото­ченных на идеях мироустройства. Сравнит, анализ выделяет в них общечеловеческие идеи, имеющие глубокие связи с культура­ми Дальнего и Ближнего Востока, Ср. Азии и Средиземноморья. В синкретич. произв. нац. фольклора сосредоточен "генетический код" духовной культуры башкир. Средневековая письм. лит-ра на тюрки от Юсуфа Баласагунского и Кул Гали до Хорезми и Катиба, развивавшаяся на единой религ. почве, ставшая достоя­нием огромного этнич. пространства от Вост. Туркестана до Волжской Болгарии, фиксирует общую для мн. народов мусульм. культуру мысли. В ней, наравне с из­ложением основ веры, норм морали, принципов права, сквозной темой проходят идеи соц. справедливости, понятия об идеальном правителе, всемогуществе любви и добра и т.п.

Переход к новому вр., совпавший с присоединением Башкирии к Русскому государству, меняет состояние и формы духовной культуры народа. Становление единого хоз.-экон. пространства и развитие соц.-экон. связей с Россией направили филос. мысль Башкортостана по руслу рационализма. На содержании интелле­ктуальной культуры начинает сказываться влияние филос. мысли Европы. Формирующая филос. мысль в Башкортостане находит­ся в единстве с теологией и концентрируется в местных му­сульм. общинах с медресе раз л. образоват. уровня. К этому вре­мени в регионе возникает единая со Ср. Азией и исламским Вос­током культура, к-рая и определяет все стороны жизни башкир вплоть до 1-й четв. 20 в. В 19 в. неск. ослабевает давление царского самодержавия на ислам, возникает возможность относи­тельно спокойного сосуществования христианской и исламской культур. Это создает условия для развития мусульм. теологии. Богословие превращается в важный элемент духовной жизни му­сульман России. Единство веры и религ. доктрин способствует становлению единой мусульм. культуры, обращенной ко всем тюркояз. народам России, - от Крыма до вост. окраин импе­рии. Еще в сер. 18 в. появляются первые соц.-филос. трактаты и ист. сочинения. Среди них "Письмо Батырши" императрице Елизавете Петровне о причинах баш. восстания 1755, в к-ром делается попытка анализа соц.-политич. причин баш. восстаний. Автор отстаивает идеи соц. и нац. равенства, защищает права башкир в использовании природных богатств края, проводит идею правомерности ответных акций народа против "злодеяний" - крайних проявлений колониальной политики пр-ва, насильств. вытеснения башкир из вотчин и общинных угодий, роста нало­гов и повинностей, безвозмездной воинской пограничной службы и т.п. Батырша настаивает на необходимости изучения обществ, мнения, выражаемого на нар. собраниях башкир - йыйынах. Своеобразны мысли муллы Мурата Ишкали-углы, к-рый пишет: "Зол в свете много, от множества которых народы в нищету впали". В теч. 60-х гг. 18 в. мулла Мурат написал неск. религ.-филос. трактатов, сохранившихся в коротких фрагментах-цита­тах в следств. материалах Оренб. губ. канцелярии и особой ко­миссии императорского Сената. Одна из книг была посвящена императрице Екатерине II, к-рая, ознакомившись с рукописью, приказала освободить арестованного по подозрению в антиправи­тельств, агитации богослова, ибо: "...Не виновен, как потому, что он родился с горячим воображением, за что наказания никто не достоин, ибо сам себя никто не сотворит". Мулла Мурат мечтал о спасении человека, народа и всего человечества от зла и страдания путем повсеместного распространения ислама, цент­рами к-рого должны были стать наравне с мировыми святилища­ми древние тюрк, столицы Булгар и Биляр. В его учении проглядывают черты доктрин о "восточном озарении", где божест­венное откровение сочленено с глубоким внутр. сознанием религ. истин, а метод предполагает единство рационалистич. иссл. и экстатич. интуитивного постижения сущностей. Острота соц.-экон. и полит, противоречий в России 18 в. непрестанно направ­ляет филос. и социол. мысль Башкортостана на постижение причин и корней жизненных коллизий и уяснение путей их раз­решения. В этой связи ключевые принципы мировоззрения наро­да содержались также в политич. манифестах и повстанч. распо­ряжениях нац. героя баш. народа Салавата Юлаева, сподвижни­ка вождя Крестьянской войны 1773-75 гг. Е.Н.Пугачева. Нар. герой рассматривает баш. восстания как естеств. реакцию народа на усиление экон. и полит, давления, как инструмент освобожде­ния края от колониального гнета, а также - решения внутр. соц.-полит, проблем. Соц. видение великого борца за интересы народа не имеет ничего общего с нац. ограниченностью: он соз­нает бесправность не только башкир и др. малых народов импе­рии, но и рус. крестьян. Его указ от 13 янв. 1774 об определе­нии нового атамана Красноуфимской крепости и наставление властям об управлении крепостью и ее округой содержат важные положения, свидетельствующие о становлении государственно-правовых норм в практической деят-сти повстанцев.

На рубеже 18 - 19 вв. в Башкортостане широкой волной рас­пространяется суфизм (тасаввуф). Суфийский толк, бравший на­чало от кр. предст. среднеазиатского течения тасаввуфа Юсуфа аль-Хамадени (12 в.) и Мухаммада аль-Бухари (14 в.), был из­древле известен в крае и выдвинул местных адептов. В новое вр., особенно после "бунташного века" баш. восстаний, популяр­ность суфийского мировоззрения и образа жизни резко возросла. В "башкирском" суфизме вопросы веры и религ. морали сплошь и рядом перерастают в иссл. гражд. состояния людей, критику соц. явлений, расходящихся с божеств, справедливостью, разо­блачение морального зла. Согласно Шамсетдину Заки, филосо­фия - это только школа, "только начало, подготавливающее искателей истины": "Слава мира - в деянии". Абульманих К ар­галы представлял соц. отношения, гос. устройство и взаимоотно­шения между монархом и народом в виде отношений религ. на­ставника и его учеников. Он последовательно проводил идею ре­лиг.-нравств. очищения всех сторон совр. ему "порочного мира". В центре размышлений Хибатуллы Салихова - исполнение гражд. долга, осуществление добродетельных поступков, опреде­ляющих как нравств. достоинство человека, так и его творч. роль в об-ве. Легендарной стала наставнич. и проповеднич. деят-сть ишана Зайнуллы Расу лева (1833-1917), под духовным влия­нием к-рого находились сотни и тысячи мулл Урала, Поволжья, Сибири. У него учились Т.Расулев, Г.Баруди, М.Гафури и мн. др. Засл. авторитетом пользовались в богословии муллы-суфии Валетдин Багдади, Габдулла Сайтов, аскеты Гариф Сайрани и Низаметдин аль-Короси. Нек-рые из суфийских мыслителей края были одновр. стихотворцами (те же Заки, Каргалы, Салихов, а также Шафик и Фаврис Тамьяни, Г.Усман аль-Болгари, М.Ку-туш-Кыпсаки и мн. др.). Эстетич. канон суфийских поэтов, представлявших многовековые традиции лит-ры на тюрки, опи­рался на духовные предписания ислама и морально-этич. нормы шариата и был во мн. подчинен дидактич. задачам религ. и нравств. просвещения. Одновр. их худ.-эстет, опыт, обращенный к совр. ист. среде и жизненным темам, наполнялся актуальными идеями, достоверными реалиями живой нар. культуры.

Важнейшую роль в развитии философской мысли на рубеже 19 и 20 вв. в Башкортостане сыграло просветительское движе­ние. В полную силу просветительство в Башкортостане развер­нулось в последней четв. 19 в. и приняло религ.-реформаторское направление. Одним из самых крупных представителей просвети­тельства в Башкортостане был М.Уметбаев. Рассматривая авто­номную от Верх. существа природу в качестве универсального источника всего сущего, мыслитель выводил из него принцип единства законов природы и об-ва. Познание этих законов, со­блюдение их в интересах человека способно, по его рассужде­нию, поднять страну на более эффективную ступень обществ.-политич. орг-ции, материальной и духовной культуры. Ист. и этногр. труды Уметбаева впервые ввели в науку конкретные во­просы интеграции баш. об-ва в рос. государственность. Крупней­шим предст. религ.-реформаторского крыла просветительства в Башкортостане явился Ризаитдин Фахретдинов. Общепринятое понятие "мусульманская реформация", сложившееся к нач. 20 в., полно и исчерпывающе характеризует его обширную творч. деятсть, преисполненную пафоса обогащения всех установок и норм мусульм. бытия достижениями современности: "Ислам и есть культура, восходящая культура, под воздействием которой дети Адама непрестанно меняются к лучшему". Поэты-просветители, вступившие в лит-ру на рубеже 20 в., публицисты, выступавшие в периодич. изданиях Уфы, Оренбурга, Казани, С.-Петербурга и др. городов России, реализуют мн. формы словесности и журна­листики, рассматривая их как высший способ познания и дейст­венный инструмент воздействия на все стороны жизни. М.Ак­мулла прямо соотносит свое поэтич. т-во со взглядами, восходя­щими к Марджани, и воплощает в нем весь спектр идей и тем просветительства. Он ратовал за широкое распространение обра­зования в массах: "Башкиры мои! Образование - жизненная не­обходимость". Анализируемые ими гуманитарные проблемы зави­сели от общей религ.-филос. позиции просветительства.

Гафури входит в лит-ру с кн. "Сибирская железная дорога, или Положение нации", непосредственно декларирующей просве­тит, идеалы прогресса. Поэты, драматурги, публицисты М.Бу­рангулов, Х.Габитов, Г.Гумери, Б.Мирзанов, Д.Юлтый, С.Як­шигулов и др. на материале истории, этнографии и фольклора баш. народа выдвигают канонич. для просветительства концеп­цию о решающей роли в мир. истории "естественного порядка". С глубокой заботой о судьбах родного народа они выразили сом­нение в оправданности новейшей цивилизации, надвинувшейся вместе с новым веком. Всеотравляющий, по выражению Габито-ва, "драконий яд" нищеты, невежества, духовного упадка, жесто­ких соц. противоречий проистекал, на их взгляд, из разрушит, наступления двойств, союза старого рос. колониализма и молодо­го европ. капитализма на традиц. основы хозяйствования и культуру башкир, кодекс морали народа. Ш.Бабич пишет сати-рич. поэму "Газазил", "сокровище, определившее целую эпоху в истории развития башкирской поэзии" (Р.Бикбаев). Поэма в формах "гротескного реализма" обыгрывает коранич. сюжет о падшем ангеле и создает меткую картину обществ.-полит. жизни Башкортостана и всей России, охваченной рев. кризисом. Эсте-тич. нормы просветителей, традиционно связанные с эстетикой классич. лит-ры на тюрки и худ. культурой классич. Востока, обильно черпают из опыта нац. фольклора, а также культур др. народов. Творч. метод баш. лит-ры и иск-ва на рубеже 19 - 20 вв. характеризуется чертами просветит, реализма и натурализма. Самобытные взгляды складываются в обл. права, этики, педаго­гики, философии межнац. отношений и др. В целом философия в Башкортостане входит в новый век с твердыми представления­ми о самодостаточности нац. культуры мысли.

1-я четв. 20 в. открывает наиб, внушительную картину филос. культуры Башкортостана. "В духовной жизни башкиры, как и многие другие народы, обладали внутренней самостоятельностью,... и это бесспорный факт" (А.-З.Валидов). Мощное развитие ис­ламской мысли, глубоко встревоженной всемирно-ист, коллизия­ми нач. века, выводит теологию на позиции универсалистского синтеза: "...Ислам содрогается в родовых муках. Нарождается нечто невиданное, но, несомненно, исполненное добра и справед­ливости. И мы, шесть миллионов мусульман внутренней России, замершие в ожидании, словно шесть миллионов каменных над­гробий, - тому прямые наследники" (Фахретдинов). Безотноси­тельно к конкретным именам и биографиям, в мусульм. секторе духовной культуры Башкортостана пустила глубокие корни идея двойной детерминации причинно-следственных связей в мире - божественного предопределения и природной причинности, над-природного промысла и свободы воли человека. Она оказалась чрезвычайно продуктивной и была взята на вооружение практи­чески всеми интеллектуалами края, прежде всего, просветителя­ми. Просветит, философия полностью уходит от обсуждения теологич. тем и проблем, сосредоточивается на разработке отд. филос. дисциплин. Определяются и находят свое выражение ист.-филос. взгляды А.Инана, С.Мрясова, Т.Тагана, Т.Гисмати, Г.Гисматуллина. Верифицированные афоризмы, трактаты, проле­гомены к этике, социологии и политике, эстетике и поэтике и др. излагают Бабич ("Китабеннас"), Габитов, Гафури ("Завеща­ние 1906 года году 1907-му"), Якшигулов. Формируются само­бытные эстетич. принципы Бурангулова - образ мышления, со­отнесенный с эстетикой и поэтич. методом нац. эпоса. С ориг. теорией театра выступает В.Муртазин-Иманский. Эпоха трех рев-ций в России накладывает глубокий отпечаток на содержание и способ мышления баш. просветителей. Филос. сознание напра­вляется в сферу исчисления насущных вопросов политич. истории, политэкономии, права, межнац. отношений, рев. событий, теории и практики нац.-освободит, борьбы. Филос. культура Башкортостана превращается в ин-т рев. идей. Формируется ла­герь нар.-революционной и социал. демократии, в к-ром все тео­рии и умозрения преследуют радикальные цели переустройства жизни. Наиб, полно концептуальные и конкретно-ист, св-ва ин­теллектуальной культуры Башкортостана 1-й четв. 20 в. были представлены в науч. и публицистич. т-ве Валидова, в его по­литич. деят-сти, обеспеченной нарастающим запасом теоретич. и практич. знаний строителя баш. автономии: "...Любое политиче­ское действие должно иметь твердое научное обоснование, а так­же соотноситься с личными духовными возможностями каждого человека". Мировоззрение его определялось ист. векторами всех трех рев-ций в России и нац-освободит. борьбой баш. народа в 1917 - 19. Исламовед, филолог-полиглот, тюрколог широкого про­филя, написавший впоследствии многочисл. тр. по истории и культуре тюрк, народов, он свои науч. и лит. интересы сосредо­точил в большом круге спец. и теоретич. предметов. На перед­нем плане его филос. занятий находились как классич. филосо­фия, особенно ближневосточная (Бируни, Накшбанд, Ибн-Хал-дун), так и совр. направления ист.-филос. процесса (Марджани, Шопенгауэр, Ницше). Он испытал также сильное влияние социа-листич. учений, положительно оценивал марксистское положение об определяющей роли соц.-экон. факторов в истории (Плеха­нов), поддерживал зем. программу партии эсеров (Чернов). По ходу развития рев. ситуации и событий собственно нац.-освобо­дит, движения башкир Валидов сверял свои теоретич. позиции с реальностью политич. борьбы и стр-ва баш. автономии. Его ми­ровоззрению были чужды коммунистич. программа тотального обобществления всех форм собственности, а прежде всего, земли и крест, собственности, теория диктатуры пролетариата как "высшей" формы демократии, однозначно классовое содержание нац. политики большевиков, принцип однопартийной системы гос. управления и т.п. Политич. программа Валидова в ее завер­шенной форме предусматривала создание в России многонац. фе­деративного гос-ва, построенного на широкой дем. основе. Она коренилась в филос. воззрениях мыслителя, представлявших, в сущности, свод идей, на к-рые опиралась вся баш. нац. демокра­тия. В них были преломлены применительно к эпохе мн. тра­диц. формулы филос. культуры баш. народа. Исходная посылка Валидова: человеч. жизнь имеет смысл только в отношении к Абсолюту. Эта идея и выводит человека на арену мироустройст­ва, цель к-рого - благополучие и счастье людей, а инструмент в каждом отд. случае - ист. сооб-во людей, народ, гл. образом, тот или иной этнос. Свобода воли человека есть проявление вы­сшей справедливости. Поэтому история и культура, в полном объеме создаваемые людьми по их собств. разумению, несут так­же печать божественного Промысла. Реальность и цель филос. мысли - найти и выявить взаимное отражение знаков Провиде­ния и земных человеч. судеб.

С кон. 19 в. в общее русло философии в Башкортостане вли­вается марксизм. Поначалу он носит в крае элементарный про­пагандистский характер. Победа социал. рев-ций в России опре­деляет ему роль офиц. сов. парт.-гос. идеологии. В своем ист. развитии он оказал интенсивное влияние на филос. публицисти­ку Башкортостана. Практически все направления филос. культу­ры края, возможно, за исключением мусульм. богословия, от­кликнулись на те или др. установки марксистской философии. Материализм воспринимается отныне в канонизированной форме. И уже с 1922 - 23 (вр. высылки и ухода в эмиграцию видных деят. науки и культуры России, в т.ч. и Башкортостана) марк­сизм, получивший вскоре прибавление "ленинизм", насаждается в умах через гос. науч. учреждения, прессу и книгоиздательское дело, систему образования, густую и нарастающую сеть политич. просвещения. Представленный разнокалиберным строем филос., экон. и соц.-полит, доктрин, марксизм-ленинизм рекомендуется в качестве "науки наук", единственно истинного способа мышле­ния. Пресекаются все др. направления, формы, школы филос. мысли и всякая критика идеологии Коммунистич. партии и Сов. гос-ва. Ревнители традиц. школ и направлений философии в Башкортостане, а также пред ст. молодого поколения ученых, так или иначе ссылавшиеся на традицию, подвергаются гражд. остракизму и репрессиям вплоть до смертной казни. На всем протяжении 20 -40-х гг. т. наз. директивные органы Коммуни­стич. партии от обкома до ЦК подвергают разрушит, "проработ­ке" филос. корпус духовной культуры баш. народа. Развитие философской мысли в респ. катастрофически замедляется, она теряет проф. качества и спецификации; живая мысль, всячески маскируемая, теплится лишь в конкретных науках, отд. ист. дисциплинах, аллегорич. жанрах худ. лит-ры.

Подъем философии в Башкортостане обозначается с сер. 50-х гг. в контексте общего "потепления" политич. климата в стра­не. Он был обеспечен, в первую очередь, массовой подготовкой проф. кадров - преподавателей спец. филос. дисциплин и науч. работников. Вместе с тем сдвиги в филос. науке имели имма­нентную природу. Развитие обществоведч. и гуманитарных наук необходимо подсказывало исследователям концептуально направ­ленные выводы, философски артикулированные формулы. Рабо­ты в обл. истории Башкортостана (Б.Х.Юлдашбаев, И.Т.Акманов, коллективные труды), истории баш. лит-ры (А.И.Харисов, Г.Б.Хусаинов), баш. нац. фольклора (А.Н.Кире­ев, М.М.Сагитов, А.М.Сулейманов), этнографии и этнологии (Р.Г.Кузеев, Н.В.Бикбулатов), археологии, источниковедения, искусствоведения и др. реально выходили на модели историко-философских проблем. В пределах литературоведч. иссл. появи­лось неск. произв., посвященных философии просветителей. В послед, вр. активизировалась проповеднич. и публицистич. деят-сть богословов, группирующихся вокруг ДУМЕС (ныне - Цен­тральное Духовное управление мусульман европейской части России, Сибири и стран Балтии) и Духовного управления му­сульман Республики Башкортостан. Собств. филос. слой марк­сизма-ленинизма (диалектич. материализм), его социология и ис­тория философии (ист. материализм) также испытали преобразу­ющее влияние ист. времени и нарастающего менталитета науки. Бывший марксизм-ленинизм распался на ряд спец. филос. дисци­плин и направлений. К наст. времени философия в Башкорто­стане располагает рядом школ, различаемых, гл. образом, по на­уч. специализации. Наиб, крупно представлены иссл. и науч.-пед. деят-сть в обл. ист. философии и обществ.-полит. мысли баш. народа (Г.С.Исмагилов, Д.М.Азаматов), диалектики и ме­тодологии науч. познания (Т.Г.Султангузин, В.Н.Финогентов), соц. философии и социологии (Ф.Б.Садыков) в Баш. гос. ун-те, социологии и соц. философии (И.А.Аитов, Ф.С.Файзуллин) в Уфим. авиац. ин-те. В 80 - 90 гг. в Башкирском государствен­ном университете сформировались новые школы: иссл. проблем науч. картины мира (Б.С.Галимов), обоснований в математике и др. фундам. науках (А.Ф.Кудряшов), т-ва (С.Н.Семенов), специ­фики баш. нац. культуры (Д.Ж.Валеев), истории классич. нем. философии (А.В.Лукьянов) и др. Оживлению филос. иссл. спо­собствовало создание в 1981 Баш. отделения Филос. об-ва СССР (ныне Рос. филос. об-во). Упорядочение филос. мысли, углубле­ние исслед. работы, широкий интерес к достижениям мировой науки возвращают философии в Башкортостане черты самобыт­ной культуры.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)