ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Реальная диалектика

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 апреля 2008
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Кропин Лев Константинович
АвторРУБРИКА: ФИЛОСОФИЯ НАУКИ




РЕАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА.

«Философы пишут о законах природы и это хорошо, но я никак не найду, чтобы философы учили, как этими законами пользоваться».
Эта фраза народного академика Терентия Мальцева собирательно передает мнение о предмете «Диалектический материализм», которое складывается у подавляющего большинства изучающих его. Что-то вроде в нем есть, но куда это приставить, непонятно. А ларчик, оказывается, открывается просто.
Основой «Диалектического материализма» является «Закон единства и борьбы противоположностей» - единственный материалистический закон, объясняющий возможность спонтанного (без божественного вмешательства) процесса РАЗВИТИЯ. Этот закон был, что называется, выношен в тысячелетиях чередой философов от Платона до Гегеля.
В 1859 году был опубликован «Закон естественного отбора», открытый Чарльзом Дарвиным на основе естественнонаучных наблюдений. Этот закон также объясняет возможность спонтанного РАЗВИТИЯ. Если два объекта, понятия или закона порознь тождественны какому-то третьему объекту, понятию или закону, то они тождественны между собой. Т.е. если А=С и Б=С, то А=Б. К тому же и сходство в деталях.
Единство – это популяция живых организмов-особей. Особи взаимотождественны, не считая мутаций. Они взаимодействуют между собой – конкурируют, а антагонизм и противоречие возникают, как только часть особей начнет гибнуть, а другая часть остается жить. В целом происходит направленное изменение – эволюция. Все особи в популяции по жизнеспособности составляют диалектическую ГАММУ плавного перехода от наиболее жизнеспособных до наименее жизнеспособных – взаимно проникают друг в друга. Антагонизм между особями усиливается по мере развития популяции и максимального значения достигает на человеческом уровне, когда он осознается особями, то есть, в данном случае – людьми и усиливается возможностью их объединения и совместных действий. Тогда он принимает непримиримый характер и вызывает революции и гражданские войны.
Все сходится. Но закон естественного отбора – это закон живой природы, а не всеобщий, каким считается закон единства и борьбы противоположностей. А на каком основании считается, что это всеобщий закон?
Давно известно, что в подавляющей части наблюдаемого объема Вселенной имеют место процессы спонтанного рассеяния материи и энергии, идет движение к хаосу – растет энтропия – мера увеличения всех форм беспорядка, идут ДЕГРАДАЦИОННЫЕ процессы и действует 2-ое начало термодинамики Клаузиуса. Не случайно это начало в СССР было под запретом, вместе с некоторыми положениями кибернетики и генетики. Вот вам и «научное» основание всеобщности закона «Единства и борьбы противоположностей» - угроза прямого насилия со стороны власть предержащих. Философия, противоречащая науке – это мертвая, бессмысленная догма. Процессы же развития – спонтанного уменьшения энтропии возможны, но, как это доказал австрийский физик Л.Больцман, как маловероятное событие во Вселенной – флуктуация. Такое маловероятное событие и есть эволюция живой материи на планете Земля.
Действительно, для возникновения устойчивых форм материи (с обратными связями) необходимы очень жесткие, по космическим меркам, условия: наличие воды в жидкой фазе, а значит очень стабильная температура - от 0 до 100 градусов Цельсия, да еще на миллиарды лет, наличие защиты от радиации – атмосфера и многое другое.
Итак, вполне обоснованно, мы можем заключить, что, во-первых, «Закон единства и борьбы противоположностей» может действовать только в ЖИВОЙ МАТЕРИИ, а во-вторых, является не чем иным, как «Законом естественного отбора» живого мира. Выходит, закон эволюции был открыт лет этак на 1000 раньше, чем его открыл Чарльз Дарвин. Законы же ИСКУССТВЕННОГО отбора люди знали еще в каменном веке, используя для селекции домашних животных и растений. Знали, что «на племя» надо оставлять самых сильных животных или самые крупные семена растений, иначе стадо или посевы выродятся – станут слабыми. Естественным же отбором, как и искусственным Терентий Мальцев и многие другие знали бы, как пользоваться.
Сложная, завуалированная форма «Закона единства и борьбы противоположностей» объясняется тем, что философы от Платона до Гегеля и даже до настоящего времени полагали, что любые достоверные знания могут исходить лишь от разума и наилучший способ сформулировать какую-либо проблему и попытаться получить ответ состоит в поисках логических доводов. В результате они на протяжении веков обсуждали, что должно быть, вместо того чтобы наблюдать существующее в действительности. Не случайно «западные» философы называют диалектику «рудиментом средневековой схоластики».
Мы поступаем в точности, как это требует методология диалектического материализма – не отбрасываем его целиком, а, сопоставляя его с наукой и практикой, делаем исправление ошибок и продвигаемся дальше, заставляя диалектику «сиять заново».
Старый, классический диалектический материализм не позволяет даже правильно сформулировать понятие РАЗВИТИЕ. Вот как это понятие формулируется в пятитомной «Энциклопедии философии»: «Развитие – это прогрессивное поступательное изменение материальных объектов от простого - к сложному и от низшего - к высшему». Л.Друянов. т.1, стр. 435. Или «Развитие – высший тип движения, изменения материи и сознания: переход от одного качественного состояния к другому, от старого - к новому». Б.Грушин, т.4, стр. 453.
Вот так: от простого к сложному, от низшего к высшему. Совершенно пустые формулировки, вызывающие лавину новых вопросов. Слово же ДЕГРАДАЦИЯ вообще в энциклопедии отсутствует. Ну, как же? Все только развивается. Где вы видели деградацию?
Теперь можно понятие РАЗВИТИЕ сформулировать предельно абстрактно, по философски, учитывая понятие о неизбежности СЛУЧАЙНОГО.
«РАЗВИТИЕ – это увеличение вероятности дальнейшего существования материального объекта».
«ДЕГРАДАЦИЯ – это уменьшение вероятности дальнейшего существования материального объекта с перспективой неизбежной гибели».
Для конкретизации в определения достаточно внести условия, при которых эти процессы происходят.
Данная формулировка понятия РАЗВИТИЕ прежде всего исходит из применимости этого понятия только к материи, обладающей устойчивостью и рядом других свойств, позволяющих ей эволюционировать, а это как раз и есть живая материя или переходная к живой.
Мы получили новую реальную практичную диалектику, то есть ЗАКОН ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ОТБОРА плюс старую, но теперь уже исправленную диалектику с ее методологией. А методология эта заключается в разложении, теперь только живых, материальных объектов: популяций, объединений, государств, организаций, потому что эволюция возможна только там, на противоположности, переходящие одна в другую – ГАММЫ.
Для животного уровня эволюции популяция разбивается на ГАММУ по жизнеспособности, так как все животные в популяции РАЗНЫЕ за счет мутаций. В борьбе за существование наименее жизнеспособные особи гибнут, а более жизнеспособные остаются жить. Таким образом, эволюция идет в сторону увеличения жизнеспособности всей популяции, то есть в сторону РАЗВИТИЯ. Чем жестче отбор, выше конкуренция, тем выше темп развития. Отсутствие отбора и конкуренции порождает ДЕГРАДАЦИЮ.
Увеличению жизнеспособности способствует универсализация. Чем к более широкому спектру условий приспособлен данный вид животных или растений, тем он жизнеспособнее. Паразитирующие виды, приспосабливаясь к одним и тем же условиям, ДЕГРАДИРУЮТ.
В целом применение новой реальной диалектики к дикой природе новых открытий не несет. Другое дело – человеческий уровень эволюции. На этом уровне слабые люди продолжают гибнуть от голода, холода и жары, сильные мужчины продолжают оттеснять слабых от женщин, а сильные красивые женщины продолжают оттеснять слабых и некрасивых. Но, в связи с появлением у человека самосознания и накопления опыта выживания в виде правил жизни – законов и обычаев, именно они (законы и обычаи) начали определять направление эволюции человека. То есть естественный отбор все более и более стал заменяться ИСКУССТВЕННЫМ или ОБЩЕСТВЕННЫМ ОТБОРОМ. Определяющая роль БЫТИЯ стала переходить к СОЗНАНИЮ.
Законы и обычаи складывались исторически, отражали общественное (государственное) устройство и далеко не всегда направляли эволюцию в сторону РАЗВИТИЯ. Здесь-то и раскрываются возможности нашей новой РЕАЛЬНОЙ ДИАЛЕКТИКИ, помогающей, прежде всего, определить общее, результирующее направление эволюции: Что идет? РАЗВИТИЕ или ДЕГРАДАЦИЯ.
В качестве примера можно разобрать действие такого закона, как «Право частной собственности на средства производства». Это право охраняет силою всего государства все то, что честно зарабатывает и накапливает человек и его семья или получает в наследство от своих предков. Это дает возможность наиболее талантливым, предприимчивым и энергичным (жизнеспособным) людям накапливать средства к существованию (наиболее ценное – средства производства), тем самым улучшать условия своего существования и воспроизводства, улучшать свое социальное положение, то есть увеличивать жизнеспособность своей семьи. Фактически – это ПРАВО НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА. Это право защищает более жизнеспособных от менее жизнеспособных, от того кто, проигрывая в честной игре, хочет взять реванш путем нарушения правил игры, кто хочет получить не заработав, отнять насилием, «раскулачить». Утверждая право частной собственности, общество создает преимущества наиболее талантливым, энергичным, тем самым, производя направленный отбор наиболее жизнеспособных людей – отбор передового генофонда – процесс, направленный на развитие общества (популяции, государства). При этом действительно, как это показала практика, происходит стремительный рост производительности труда и жизненного уровня всего населения.
Отмена права частной собственности дает, естественно, обратный результат. Преимущества получают слабые, нежизнеспособные люди. Устанавливается процесс ДЕГРАДАЦИИ, прежде всего людей – главной производительной силы государства. Без перспективы развития человеку ничего не остается, как проедать и пропивать заработанное. Этот процесс нам хорошо знаком на примере нашей страны.
Парадоксальная ситуация. Диалектический материализм – философия марксизма-ленинизма при небольшом уточнении доказывает его же (марксизма-ленинизма) абсурдность. Не случайно это направление философии под ярлыком «социального дарвинизма» в СССР было под запретом и не случайно диалектический материализм больше чем на 100 лет превратился в мертвую, неприменимую на практике догму.
РЕАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА открывает возможность правильно анализировать любые процессы в живом мире, в том числе и происходящие в человеческих объединениях (государствах, партиях, организациях), и, прежде всего, выявлять стратегическое направление этих процессов: РАЗВИТИЕ ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ. Но еще большие возможности для философского анализа открываются при изучении еще одной, практически закрытой до этого темы – СТРУКТУР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ИХ СВОЙСТВ.







 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)