ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ОБНОВЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18 апреля 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Всестороннее обновление страны - от экономических реформ как центральной задачи до обновления политической системы, культуры, общества - невозможно без обновления мышления, познания, идеологии. Проблема, имеющая решающее значение для этого процесса, состоит в необходимости обновления в трех направлениях: мышления, организации и кадров, стиля работы. Первостепенное значение имеет необходимость осуществить обновление теоретического мышления. Без этого невозможно широкое обновление в других областях. Это означает преодоление эмпирического, догматического, субъективного и метафизического способа мышления, а также борьбу за отказ от неправильных и за преодоление устаревших представлений о социуме, о механизмах экономического развития и управления. Обновление мышления направлено к формированию новых концепций социализма и пути к социализму на основе марксизма-ленинизма и идей Хо Ши Мина, к обеспечению и развитию достижений в области теории, которые партия стремится получить.

Прошло 15 лет со времени VI съезда партии. В этот период в работе VII, VIII и IX съездов конкретизирован и доработан курс на обновление, который ведет к большим и важным завоеваниям в деле строительства социализма во Вьетнаме. Среди этих завоеваний имеются и достижения в области нового мышления.

Построение социализма в стране, тронувшейся по этому пути от колониального полуфеодального общества, хозяйство которого основывалось главным образом на мелком производстве, миновавшей капитализм, требует непрерывного утверждения духа независимости, самостоятельности и творчества. Социализм, как подчеркивали классики марксизма- ленинизма, не является идеалом, по которому необходимо моделировать действительность, он представляет собой реальное движение; социализм не является результатом указа свыше, он представляет собой творчество самих народных масс. Чем больше расширяется практика строительства социализма, тем больше обогащается теория социализма.

Формирование и развитие социалистического общества составляет естественный исторический процесс, идущий в соответствии с объективными закономерностями. Неслучайно различные компартии после определенного периода социалистического строительства извлекли сходные уроки: нельзя перескочить в этом процессе какой бы то ни было этап развития по субъективному желанию, нельзя решать задачи волюнтаристскими методами. Необходимо сообразовываться с закономерностями и действовать, отправляясь от объективной реальности.

Один из великих уроков, выраженных шестым съездом, состоит в том, что партия всегда должна отправляться от действительности, сообразовываться с объективными закономерностями и действовать в соответствии с ними. Это составляет важное условие, гарантирующее правильное руководство со стороны партии.

Новое мышление коренится в практике. Именно практика, сопровождаемая большими трудностями в развитии страны, принуждает партию анализировать их и искать способы их преодоления. Так, частичное обновление в отдельных местах и регионах страны дало материал для мыслительной деятельности партии при разработке тех или иных конкретных направлений политики. Например, еще в конце 80-х гг. форма семейного подряда в деревне, первоначально используемая в селах До Шон (провинция Хайдонг) и Вин Лак (провинция Вин Фу), начала затем распространяться и в других провинциях. Эта форма стимулировала крестьян в их производственной деятельности. Этот первоначально "скрытый" аккорд (прежде незнакомый центральному руководству) был позже проанализирован партией, и в результате этого был издан Указ 100 (ст // ти 1981), согласно которому он был утвержден в качестве новой движущей силы в сельскохозяйственном производстве. Подобные примеры преодоления локальных трудностей на предприятиях, в свою очередь, привели к решению правительства 25- СР. Таким образом, именно насущные потребности жизни стимулировали процессы обновления мышления в партии, поворот к которому был намечен шестым съездом партии. Действительность народных масс и способность руководства улавливать тенденции составляют важную предпосылку, ведущую к процессу обновления.

По сравнению с реформами и переходом от централизованной к рыночной экономике в других странах обновление во Вьетнаме имеет свою специфику. Во Вьетнаме оно проводится в двух направлениях: "снизу вверх", т. е. от хозяйственных предприятий, от самого населения, и "сверху вниз", т. е. решениями системы партийного и государственного руководства. Эти сравнительно динамические двусторонние связи между партией и народом при возникновении, осмыслении и соотнесении с требованиями регулирования экономической и социальной политики помогают развивать обновление во Вьетнаме без конфликтов между "верхами" и "низами" и без чрезмерно сильных шоков, порождаемых жесткими и волюнтаристскими директивами и мероприятиями руководства "сверху". Вкратце отличительная особенность вьетнамского обновления состоит в том, что оно объединяет творчество народных масс снизу и руководство сверху. Вот почему оно достигло успехов.

В отличие от восточноевропейских стран и бывшего Советского Союза во Вьетнаме потребности обновления экономического курса проистекают из самой экономической сферы, а не выступают результатом политических перемен. Переход от военного к мирному периоду привел к "буму" потребностей жизни и от него - к требованиям разорвать оковы устаревшего экономического управления. Впоследствии это привело к изменениям в понимании функционирования экономики. Другими словами, практика "растопила лед" жестких требований и привела к формированию системы новых, теоретических выводов.

Обновление во Вьетнаме не является заменой старой модели готовой новой моделью, заимствованной в какой-то другой стране, а представляет собой процесс одновременной ликвидации элементов старой модели и их замены новыми, подходящими для вьетнамских условий элементами.

Продолжительное время Вьетнам проводил обновление в обстановке относительной экономической изоляции. Экономическая и финансовая помощь извне для периода обновления и преодоления трудностей, вытекающих из мировых политических и экономических изменений, были незначительными. Помощь и кредиты со стороны бывшего Советского Союза и восточноевропейских стран были прекращены еще в конце 80-х гг., а к концу 1993 г. помощь международных финансовых организаций, таких, как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Азиатский банк развития, была ограничена областью консультаций. Правительственная помощь от небольшого числа государств была направлена главным образом в социальную сферу. С другой стороны, экономическая блокада, вовлечение Вьетнама под натиском внешних факторов в военные и политические конфликты принудили страну израсходовать свои ресурсы, которые могли бы быть использованы для экономического роста и социального развития. Само отсутствие необходимой среды международной безопасности представляло препятствие для проведения обновлений в стране. При такой обстановке параллельно с процессом реформ сохранялись национальная независимость и традиционная сплоченность, составляющие еще одну оригинальную особенность Вьетнама.

Обновительный процесс во Вьетнаме не делится на период подготовки теории обновления и период его применения на практике, а представляет собой единый процесс анализа и теоретического обобщения практики и реализации новых теоретических идей в жизни. Обновление во Вьетнаме проводится в условиях, когда произошли существенные изменения в мире, в соответствии с которыми почти все страны начали переосмысливать свою политику. Опыт реформ в других странах также давал Вьетнаму идеи в поиске собственного пути обновления. Вот почему обновительная концепция Вьетнама формируется не только на основе обобщения опыта внутри страны, но и успехов или неуспехов в других странах.

Обновление во Вьетнаме представляет собой процесс экспериментирования, в котором новое и старое переплетаются между собой. Старое не исчезает сразу, а отступает постепенно, иногда и кое-где оно даже все еще берет верх. Но общая тенденция состоит в том, что принятие нового курса и выработка новой политики в экономической сфере утверждаются постепенно, принося успех.

Вьетнамская коммунистическая партия рассматривает "обновление мышления" в качестве актуальной и постоянной, продолжительной работы. Для этого партия уже создала демократическую атмосферу в обществе, и в частности в партийной жизни, в теоретической деятельности в ответ на необходимость точной и полной информации, необходимость постоянной критики и самокритики. Эта атмосфера связана и с необходимостью для партии учесть научные аргументы в отношении "обновления мышления". Без этих условий оно не могло бы быть осуществлено.

Данная задача обновления мышления чрезвычайно существенна и имеет очень важное значение для дальнейшего развертывания процесса. Всякое промедление при формировании нового мышления ведет к приостановке обновления во всех областях общественной жизни. Практика экономического и социального обновления выступает результатом обновления мышления, но, в свою очередь, предъявляет новые требования к продолжению самого обновления мышления в партии.

Обновление не означает отказа от социалистических идей. Оно предпринимается во имя победы социализма. Обновление не означает отхода от марксизма-ленинизма и идей Хо Ши Мина. Оно - правильное осмысление этих взглядов в качестве основы и ориентира для деятельности партии и народа. Обновление не означает тотального отрицания прошлого, а составляет подтверждение всего ценного и одновременно преодоление всех ошибок в мышлении и действиях сообразно требованиям новой обстановки. Это вовсе не так легко и просто. Обновление действительно представляет собой сложную борьбу между правильным и неправильным, между прогрессивным и консервативным, между новым, стимулирующим развитие, и старым, которое препятствует этому

развитию. Критерием для разграничения противоположных сторон выступает сама практика и социально-экономические результаты, достигнутые в процессе обновления.

Курс на обновление ВКП формируется посредством ряда изменений в мышлении.

Первое изменение включает переход от мышления, опирающегося на модель государственной экономики, абсолютизирующей общественную и коллективную собственность (при опережающем развитии производственных отношений по отношению к производительным силам), к новому мышлению, основанному на смешанной рыночной экономике, в которой государственный сектор играет ведущую роль в диалектическом единстве многообразных форм собственности. При этом распределение по труду нацелено на развитие производства. Оно представляет собой основное звено, сообразованное с объективной закономерностью соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил. Другими словами, в зависимости от степени развития производительных сил необходимо поэтапно устанавливать соответствующие производственные отношения и благодаря этому освобождать ресурсы общества, освобождать производительные силы, в которых первостепенным фактором выступает человек со всем его творчеством и динамичностью. Этот переход имеет революционное значение. Он правильно определяет место и значимость экономической потребности развития социализма в странах, которым приходится избирать "сокращенный вариант" перехода, определяемый историей.

Второе изменение включает переход от мышления, базирующегося на модели командно-административной, планово- централизованной экономики (с ее механизмами субсидирования и уравниловки), к новому мышлению относительно управления с соответствующей ему многосекторной товарной экономикой, функционирующей по законам рынка, при государственном регулировании и социалистической ориентации, которая координируется планом на макроуровне и управляется и контролируется посредством государственных законов. Эта смешанная рыночная экономика, функционирующая с помощью рыночных механизмов, ведет к взаимодействию и взаимному проникновению различных секторов экономики, к переплетению различных форм собственности и способов организации управления и распределения в соответствии с новыми производственными отношениями. Она представляет собой толчок к развитию производительных сил в переходный период к социализму.

Люди в качестве субъектов производственно-предпринимательской деятельности и субъектов потребления товаров получают одинаковые шансы для развития. Так, они могут развернуть свой талант, способности, инициативность и творчество в хозяйственной деятельности. Рыночный механизм требует введения конкуренции. которая, в свою очередь, ведет к различию в доходах, к расслоению на богатых и бедных. Это обратная сторона рыночного механизма. Поэтому необходима такая политика, которая могла бы воспрепятствовать тому, чтобы рыночный механизм приводил к недопустимо большому социальному расслоению, не позволяющему ориентироваться на перспективу социального равенства как цели социализма. Это новая характерная черта экономического мышления в процессе обновления.

Третье изменение связано с обновлением политической системы в направлении ликвидации командно-административного способа управления, развертывания демократизации различных областей общественной жизни, сочетания демократизации с соблюдением законов и социального порядка, укреплением права народа быть подлинным хозяином. Это изменение составляет существенный вклад в постепенное преодоление препятствий экономическому росту и социально-культурному развитию, создавая новые факторы и движущие силы в деле обновления, преобразования и защиты родины.

Основное содержание обновления политической системы состоит в полном осуществлении права народа быть хозяином, в создании социалистической демократии. Политика представляет собой очень деликатную область. С самого начала всестороннего обновления Вьетнама ВКП стремилась к сохранению политической стабильности, рассматривая ее как основную предпосылку и условие успешного осуществления обновления. СР Вьетнам уже

предприняла ряд мер по построению и совершенствованию народного государства народом и во имя народа.

ВКП неуклонно проводит линию на строительство и оздоровление партии, на создание политической системы, на усиление связей между партией и народом, на развитие своего влияния и авторитета в обществе. Партия осуществляет сплочение всего населения, усиливает эффективность управления всеми областями общественной жизни.

Наша практика уже подтверждает важность принципов, мер и ступеней, планируемых партией для осуществления курса на общее обновление, и в частности обновление политической системы.

Четвертое изменение заключается в новом понимании формирования и развития социализма в одной, отдельно взятой стране, которое должно базироваться одновременно на теоретических основах марксизма-ленинизма и на конкретно-исторических условиях и особенностях обстановки в данной стране. Это составляет объективную основу, определяющую познание и творческие поиски субъекта руководства социалистическим строительством, практическую позицию в планировании и направленности действий. Необходимо развивать атмосферу независимости, самостоятельности и творчества при поиске наиболее подходящего и наиболее эффективного способа решения проблем, поставленных практикой в ходе строительства социализма. Нет и не может быть одной- единственной модели для разрешения проблем социалистического строительства; не может быть и одной-единственной модели социализма, которая была бы применима во всех государствах, несмотря на то что принципы марксизма-ленинизма в отношении социализма являются общими. Это, однако, не является основанием для принятия теории "национального социализма", замкнутой в национально-государственном масштабе, подобно оазису, изолированному от международных связей и сотрудничества с социалистическими странами и с мировым сообществом.

Вопрос заключается в том, чтобы сочетать национальное и наднациональное, традиционное и современное, патриотизм и интернационализм рабочего класса. Это составляет основу внешнеполитического курса как единства сотрудничества и борьбы. Этим создается возможность для Вьетнама участвовать во всемирном экономическом рынке, в культурных связях и сотрудничестве. Чтобы сохранить свою социалистическую ориентацию, Вьетнам не только должен преодолеть влияние догматизма, механическое принятие и копирование внешней модели, но и бороться против намерений и действий враждебных ему сил, последовательно сохранять принципы и позиции марксизма-ленинизма, идей Хо Ши Мина, действуя динамично и гибко в соответствии с современной обстановкой. Практика 15 лет обновления показала, что последовательное строительство социализма, развитие экономики, культуры и организации управления обществом посредством творческих практических мер, соответствующих особенностям страны и тенденциям времени, являются гарантией успешного развития обновления.

Пятое изменение в формировании новой концепции социализма состоит в новом понимании человеческого фактора, который является решающим в победе социализма. Преодолевая ограничения и проблемы в трактовке вопросов о человеке, Вьетнам смог лучше осмыслить гуманистические идеи Маркса, Энгельса, Ленина и Хо Ши Мина. Критикуя индивидуализм, необходимо принимать и защищать законные интересы индивидов, учитывать личные интересы трудящегося человека - одну из непосредственных движущих сил общественного развития и основу осуществления общих интересов коллектива и всего общества. Тем более что общественные и коллективные интересы являются не абстрактными, а конкретными, тесно связанными с законными интересами каждого в коллективе и в социальной общности.

* * *

В ходе практики обновления, и прежде всего обновления теоретического мышления и познания социализма, пути строительства социализма во Вьетнаме становятся все более ясными и все более полными. Это на практике составляет особый источник силы, гарантирующий успех всякой конкретной экономической, культурной и социальной деятельности в строительстве и развитии страны.

Познание есть процесс, который идет от простого к сложному, от несовершенного к совершенному. А социализм представляет собой новый процесс движения в истории человечества. Вот почему мы с полным основанием опираемся на действительность, чтобы развивать теорию. И это большой урок 15 прошедших лет обновления у нас в стране.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)