ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ОБНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА ВО ВЬЕТНАМЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18 апреля 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Обновление Вьетнама началось в середине 80-х гг. и интенсивно развертывается во всех сферах до сего дня. Процесс обновления достиг разнообразных и больших успехов, но одновременно поставил и множество важных теоретических проблем, правильное решение которых составит совершенно необходимую теоретическую основу для продолжения планирования и ускорения обновления.

Первый вопрос, который возникает, следующий: для чего происходит обновление?

Ответ на него относительно прост, и нет ничего, о чем можно было бы спорить: мы обновляемся не для того, чтобы отказаться от социализма, а для того, чтобы иметь подлинный социализм.

Но что собой представляет аутентичный социализм? Здесь уже ответ не столь прост. Советский Союз начал строительство социализма за 70 с лишним лет до нашего обновления и многократно заявлял, что построил социализм еще в 1936 г. Вьетнам начал строительство социализма в Северном Вьетнаме более 30 лет назад и более чем за 10 лет до обновления. Но этот "реальный социализм" с его слабостями и застоем заставляет нас вновь поставить вопрос: что собой в действительности представляет социализм - общество, которое мы имеем намерение создать? Не ответив на этот вопрос, мы не могли бы определить путь, по которому необходимо идти, а также конкретное содержание тех видов деятельности, которые следует совершить, чтобы построить желаемое нами общество. Вот почему вопрос "что такое социализм?" вызвал интерес всех ученых- обществоведов и практиков у нас в течение истекших 15 лет.

И до сего дня в представлениях марксистов-ленинцев существуют различия мнений о социализме и его особенностях. Сами К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин в различных своих произведениях, когда вставал вопрос о содержании и числе этих особенностей, не высказывали одно и то же мнение, а придерживались то одного, то другого из них. В марте 1918 г. В. И. Ленин даже заявил, что пока нельзя указать специфических черт социализма и что неправильно ставить подобную задачу. Несмотря на это, в течение более 80 лет последователи В. И. Ленина продолжали вносить дополнения в представления Маркса, Энгельса, Ленина о тех или иных особенностях социализма и определять пути достижения тех его специфических черт, которые, по их предположению, аутентичны для социализма, тогда как в действительности эти специфические черты представлены у классиков марксизма-ленинизма в качестве предвидения, в качестве того, что, вероятно, будет иметь место, а не как то, что получится непременно.

В таком случае в чем состоит понимание сущности социализма и прогнозирования его специфики?

Если проанализировать концепции Маркса, Энгельса и Ленина и их последователей о будущем обществе с прогнозированием конкретных особенностей социализма, мы увидим, что один из них уделяет больше внимания структурной специфике будущего общества, а другие - его качественной специфике, несмотря на то что в том или другом отношении эти специфические характеристики взаимно переплетаются.

Но если начать с той позиции, что будущее коммунистическое общество, низшей ступенью которого выступает социализм, является более высокой ступенью развития по сравнению с капитализмом, логично представить, что при всех обстоятельствах оно должно быть и более совершенным и более красивым по сравнению с капиталистическим обществом, обществом с высокоразвитой экономикой и без эксплуатации человека человеком. Другими словами, оно не могло бы быть обществом с более высокоразвитой экономикой, но с большим социальным неравенством, и наоборот - с более равноправными человеческими отношениями, но с более бедным жизнеобеспечением людей, чем при капитализме. Это означает, что будущее коммунистическое общество должно обладать одновременно обеими особенностями: и более развитой экономикой, и более справедливыми и равноправными человеческими отношениями по сравнению с капитализмом. Такова перспектива и цель развития социализма как низшей фазы коммунистического общества, основой которого является равенство в отношении труда и вознаграждения за него по принципу: при равном по количеству и качеству труде - равное вознаграждение. При социализме этот принцип, безусловно, справедлив.

Таким образом, желаемый нами социалистический строй мог бы иметь многие специфические черты, но две качественно наиболее важные из них, которые категорически необходимо достичь, состоят в том, чтобы быть более богатыми и более равноправными по сравнению с капитализмом, так, цитируя Хо Ши Мина: социализм есть то, что делает народ богатым, государство - сильным, общество - равноправным, демократическим и цивилизованным. Без этих особенностей не может быть социализма. Это общественный строй, который все подлинные коммунисты в мире, и в частности во Вьетнаме, должны стремиться достичь всеми силами.

Но что необходимо предпринять, чтобы построить такое общество? Что необходимо сделать, чтобы были обеспечены одновременно и обе названные специфические черты? Это наиболее болезненные для нас вопросы.

Практика обновления в нашей стране в прошедшие годы показала, что для того, чтобы были обеспечены одновременно обе названные специфические черты, требуется больше самостоятельности в теоретическом мышлении и большие творческие усилия. Если это отсутствует, успех в осуществлении одной из целей может обессмыслить успех в осуществлении другой. Например, развитие в соответствии с рыночными механизмами в предшествующие годы привел у нас к высокому и сравнительно стабильному росту экономики, но вместе с тем породил расслоение на богатых и бедных. Допущение частнокапиталистических элементов в экономику, предоставление им возможности расширять свое производство содействовали развитию экономики, созданию большего количества благ и товаров для общества, но одновременно привели и к эксплуатации. Ликвидация субсидий сделала деятельность многих предприятий динамичной, но для многих государственных предприятий создала трудности, привела их даже к банкротству и стала причиной того, что многие работники потеряли свою работу, а это, в свою очередь, вызвало еще большее обострение и так уже достаточно острого вопроса о рабочих местах. Акцентирование внимания на хозяйственном расчете привело к большей эффективности в производственной деятельности, но одновременно с этим обернулось и коммерциализацией деятельности в сфере образования, медицины и особенно культуры, что вызвало тревожный спад в этих областях общественной жизни. Акцент на распределении по труду, ликвидация субсидий, в том числе для городов и сел, стимулировали активность трудящихся, заставили их усиленно работать, но в то же время уменьшили доходы и тем самым создали большие трудности для семей погибших, инвалидов войны и т. п., ибо в этих семьях оказалось недостаточно рабочих рук. Расширение внешнеэкономических отношений сообразно концепции "открытых дверей" вынудило Вьетнам привлечь еще больше иностранных инвестиций и современной техники, но со своей стороны повлекло за собой и заимствование стиля жизни, который не соответствует красивым древним национальным обычаям и традициям.

Эта ситуация заставляет наряду с ясным определением, что такое социализм, искать ответ на вопрос: "Как нужно строить это общество?" - особенно учитывая то обстоятельство, что исходным пунктом является не капитализм, а докапиталистические социально-экономические отношения. Они стали центральной темой в научно-исследовательской деятельности и оценке опыта обновления в нашей стране.

В ходе поиска научно обоснованного ответа на этот узловой вопрос и выяснения желательных и нежелательных изменений в практике обновления в прошедшие десятилетия, которые мы отметили выше, мы столкнулись с серией основных теоретических вопросов о социализме и путях к социализму.

Прежде всего стоит вопрос о том, принять или нет определенную степень эксплуатации в процессе строительства социализма. Это достаточно болезненный вопрос, который вызывает много споров, так как нашей целью является создание общества без эксплуатации человека человеком. Почему тогда необходимо принять эксплуатацию, когда мы создаем это общество?

В момент перед обновлением именно из-за ошибочных представлений о переходном периоде, который рассматривался как короткий этап, который может быть осуществлен за одно-два десятилетия, мы разными способами ликвидировали все формы эксплуатации. Этот подход ясно показал: неэффективность следует из непонимания того, что переходный период не является кратковременным. Наоборот, действительность показала, что это очень долгий процесс, в течение которого должны быть предприняты многие промежуточные шаги, и он не может быть преодолен только посредством одного мгновенного скачка. Объективная обстановка принуждает нас не ликвидировать сразу всякую эксплуатацию, а ликвидировать ее постепенно. На пути к полной ликвидации эксплуатации мы вынуждены признать сообразно конкретному этапу переходного периода к социализму ту истину, что производственные отношения при наличии эксплуатации продолжают оказывать более активное воздействие на производственные силы, чем если бы она была ликвидирована.

Это утверждение вовсе не означает, что мы отказываемся от своей цели построения социализма и от борьбы за освобождение человека от всякой эксплуатации. Оно указывает другой способ действий для достижения цели, более реальный и более соответствующий объективным закономерностям развития, чем прежний субъективный, волюнтаристский и отсюда - утопический способ. Это во- первых.

Во-вторых, нашей целью является именно создание общества без эксплуатации человека человеком, в котором каждый человек полноправен. Но возможно ли в процессе создания такого общества в определенной мере принять неравноправие между людьми или нет? Это еще один вопрос, создающий головную боль, на который практика строительства социализма заставляет нас искать ответ.

Прежде из-за ошибочного представления о переходном периоде к социализму и его отождествлении с самим социализмом, больше того - из-за ошибочного понимания самого социализма, согласно которому при социализме налицо полное равенство между людьми во всех отношениях, мы искали всякие возможности для осуществления этого равенства всюду, и прежде всего в сфере распределения способом, который по своей сути был уравниловкой. Мы считали, что таким образом поставим людей в равное положение в обществе. Но ошибались, поскольку, как Маркс совершенно отчетливо показал в "Критике Готской программы", при социализме не может быть полного равенства уже в силу физического и умственного неравенства людей, различия их семейного положения и т. д. Поэтому речь должна идти не просто о равенстве людей, а об их социальном равенстве. Такое равенство понимается марксизмом как ликвидация классов и всех классовых различий вообще. Преодоление социального неравенства осуществляется в ходе социалистического строительства постепенно в течение относительно длительного исторического периода. Диалектика явлений такова, и мы вынуждены ей следовать, другого способа нет.

Нельзя отождествлять понятия "социальное равенство" и "социальная справедливость". Эти понятия хотя и близки, но имеют как сходные, так и отличительные признаки. Они заключаются в том, что, когда говорят о социальном равенстве, речь идет о равенстве между людьми в одном или нескольких социальных направлениях, например экономическом, политическом, культурном и пр.; а когда говорят о социальной справедливости, речь идет о равенстве между людьми не во всех отношениях, а только о вполне определенном отношении - между обязанностями и правами, вкладом и вознаграждением на основе принципа "равный вклад - равное вознаграждение".

При социализме социальная справедливость выражается в принципе распределения по труду. Это справедливый принцип распределения. В переходный же период к социализму, когда существуют различные формы собственности, социальная справедливость выражается в принципе

распределения соответственно вкладу: за равный вклад (как посредством труда, так и вложенного капитала и других вложений в производство и бизнес) - равное вознаграждение. Как показывает практика обновления во Вьетнаме на протяжении более 15 минувших лет, именно применение принципов справедливого распределения побуждает людей активно вкладывать свои усилия в производство и в бизнес, и это ведет к экономическому росту, хотя осуществление этого принципа не приводит к социальному равенству. И тем не менее можно рассматривать применение принципа распределения в соответствии с вкладом в качестве шага на пути к применению принципа распределения по труду, а применение принципа распределения по труду - как шаг на пути к достижению полного социального равенства. В процессе построения социализма с конкретной линией и политикой мы не только можем, но и должны достичь социальной справедливости согласно вышеуказанным принципам, не считая, что таким образом осуществляем социальное равенство. Это вовсе не означает, что мы отказываемся от борьбы за полное социальное равенство между людьми; напротив, мы стремимся к достижению этой цели более реальным путем.

В-третьих, оба упомянутых выше утверждения приводят к еще одному, согласно которому нашей целью является создание общества, стоящего на более высокой ступени развития и более красивого по сравнению с капиталистическим, но это не может быть осуществлено посредством мгновенного скачка от докапиталистического общества прямо к социализму, а только постепенно. Следовательно, на пути к построению социализма мы вынуждены в определенной степени принять и развитие капиталистических производственных отношений ради создания крайне необходимых в данный момент условий для их развития или, как подчеркивал В. И. Ленин, мы должны использовать капитализм (особенно посредством его направления на путь государственного капитализма) в качестве промежуточного звена между мелким производством и социализмом, в качестве средства, пути, метода, способа увеличения производительных сил.

Именно в этом духе на основе накопленного за 15 с лишним лет опыта обновления IX съезд ВКП (апрель 2001 г.) обобщил установку: путь Вьетнама есть путь "переходного развития к социализму минуя капитализм, т. е. минуя установление господства капиталистических производственных отношений и капиталистических надстроечных отношений, но принимая и наследуя успехи человечества при капитализме, особенно в области науки и технологий, ради быстрого развития производительных сил и создания современной экономики".

Используя капитализм в качестве средства, метода и способа роста производительных сил, мы должны искать все возможности для одновременного осуществления второй качественной специфической особенности будущего общества: осуществления социальной справедливости и социального равенства.

Государство играет особенно важную роль в борьбе за осуществление этой цели. При переходе экономики на рыночные механизмы мы ускорили экономический рост. Несмотря на это, рыночная экономика при ее стихийном развитии влечет за собой появление многих других негативных явлений. Нельзя ожидать, что сам рыночный механизм способен преодолеть эти негативные последствия, это должно быть осуществлено посредством регулирования извне, прежде всего со стороны государства. Никто не может заменить социалистического государства в его роли регулятора движения экономики в соответствии с социалистической ориентацией, включая и регулирование доходов с целью уменьшения дистанции между справедливостью и несправедливостью, между равенством и первенством. Мы имеем то преимущество, что с самого момента своего зарождения наше государство поставило своей целью установление социального равенства и справедливости для каждого члена общества.

Сегодня наряду с политикой использования положительных сторон рыночной экономики для ускорения роста мы ищем и подходящие способы для ликвидации незаконных доходов и одновременно для регулирования законных доходов между различными группами населения с целью уменьшения различий между богатыми и бедными, существующими в данный момент и постепенно нарастающими в обществе. Наиболее важными инструментами государства для осуществления этого являются налоговая политика и регулирование бюджета. Налоговая политика при этом может использоваться для регулирования высоких доходов богатых, тогда как государственный бюджет в виде различных форм расходов мог бы финансово помогать бедным, что не означает оказания безвозмездной помощи, а только помощи в частичном уменьшении их трудностей и в создании дополнительных условий для того, чтобы они сами улучшали свою жизнь. Здесь важно, что мы стараемся предложить и осуществить такую политику регулирования, которая не превращается в средство уравнивания, не становится опорой для ленивых, для паразитов общества, а, напротив, выполняет функцию помощи бедным, ликвидации дистанции между ними и богатыми, эта политика не должна ослаблять силы для привлечения людей к производству и отсюда - к экономическому росту.

И наконец, одной из не менее важных целей, которую наша партия и государство поставили перед собой для построения социализма, является: "Все во имя счастья человека" и "Служение человеку - наивысшая цель всякой деятельности". Но о каком человеке стоит тут вопрос: о человеке в будущем или о человеке в настоящем?

Еще в предшествующий обновлению период мы стремились создать прекрасное общество. Но ошибались, что это близкое будущее, и потому апеллировали и двигались к осуществлению лозунга: "Подтянем ремни, чтобы построить социализм!" Наши действия в этом духе были направлены на пользу далекому будущему, и мы забывали о настоящих близких интересах человека и ради перспектив завтрашней счастливой жизни не обращали соответствующего внимания на то, чтобы отвечать насущным, неотложным нуждам широких народных масс. Именно в этом духе в годы, предшествующие обновлению, мы обращали исключительное внимание на создание значительной материально-технической базы будущего социализма, но в то же время не акцентировали соответствующего внимания на заботе о трудовом человеке, который в тот момент строил будущий социализм. Мы рассматривали зарплату в качестве элемента потребления и при лозунге "Подтянем ремни!" подступали к лозунгу "Используем все, что осталось!". В то же время, как мы знаем, зарплата является составной частью производственного капитала. Это означает, что она выступает элементом производственного процесса и, следовательно, должна защищать трудящихся так, чтобы они могли воспроизводить свою трудовую силу. Констатируя это, мы сегодня подчеркиваем, что забота о человеке и о его законных интересах является одновременно и заботой о производстве. Развитие производства создает условия для лучшего удовлетворения потребностей человека. Поэтому не следует упрощенно думать, что только после того, как будут созданы излишки материальных благ, появятся условия для гарантирования счастья человека; и наоборот - следует представлять, что для создания излишков материальных благ прежде всего необходима забота об удовлетворении нужд человека. Во имя будущего необходимо заботиться о настоящем, а не жертвовать настоящими интересами человека. Пусть человек труда будет вознагражден в настоящем за часть своих трудовых успехов на пути создания будущего. Это единственно правильный путь, который ведет к успешному созданию прекрасного будущего. Неслучайно с середины 60-х годов и до сего дня партия и государство во Вьетнаме уделяют особое внимание заботе о человеке и всегда считают служение человеку наивысшей целью всей своей деятельности. Индекс развития человека (НДI) во Вьетнаме в последние годы быстро растет (с 121-го места в 1990 г. к 101-му месту в 2000 г. среди 174 стран), что является доказательством эффективности этой заботы и внимания.

Обновление Вьетнама продолжается 15 лет и достигло больших успехов. Они являются результатом обновительной линии ВКП - инициатора и руководителя, линии на гармоничное сочетание объективной динамики с диалектикой объективного развития в построении социализма. Мы уверены, что, следуя обновительной линии, новой ступенью в развитии которой выступают анализ и установки IX съезда ВКП, вьетнамский народ продолжит достижения все больших успехов в создании единого Вьетнама с богатым народом, сильным государством, справедливым, демократическим и цивилизованным обществом.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)