ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:

Воображение и теория познания - Продуктивное воображение как квадратура круга. Произвол

Дата добавления материала14 октября 2006 | Автор Администратор | Рубрика Библиотеки ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ | Добавлено комментариев Комментариев: 0

Начиная разговор о роли продуктивного воображения в кантовской "Критике", следует сразу же подчеркнуть, что ходячие представления об этой таинственной "способности", как о способности человека "фантазировать", строить гипотезы, интуитивно "усматривать" что-либо и т. д., хотя и заключают в себе определенный рациональный смысл, в целом не совпадают с собственно кантовской постановкой вопроса...

Читать далее... Читать далее

Воображение и теория познания - Что такое предмет?

Дата добавления материала14 октября 2006 | Автор Администратор | Рубрика Библиотеки ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ | Добавлено комментариев Комментариев: 0

Кант не оригинален в постановке своего главного вопроса - как возможны синтетические суждения априори (как возможны чистая математика, чистое естествознание вообще и" наконец, метафизика как наука). Этот вопрос был своеобразным "перводвигателем" развития всей изначально дуалистической и гносеологической философии буржуазного Просвещения; заслуга Канта здесь лишь в том, что он "очистил" эту проблему от побочных и несущественных наслоений и придал ей классически четкую и строгую формулировку...

Читать далее... Читать далее

Воображение и теория познания - Предыстория кантовской критики

Дата добавления материала14 октября 2006 | Автор Администратор | Рубрика Библиотеки ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ | Добавлено комментариев Комментариев: 0

Становление буржуазного общества осуществлялось под лозунгом: "все должно предстать перед судом разума". И неудивительно, что в эпоху Просвещения, явившуюся идеологической подготовкой буржуазной революции, вопрос о природе разума как высшей ценности и об его отношении к явно "неразумному" бытию оказался в центре внимания всех философских направлений. Неудивительно, ибо одно дело признать разум вообще в качестве высшей ценности (с этим были согласны все буржуазные идеологи - и рационалисты, и эмпирики, и материалисты, и идеалисты), но другое - определить, какие конкретные установления и действия "разумны", в чем критерий их истинности, что такое истина вообще и, в конце концов, что такое сам разум, каково его взаимоотношение с бытием...

Читать далее... Читать далее

Паскаль о достоверности наших знаний

Дата добавления материала14 октября 2006 | Автор Администратор | Рубрика Библиотеки ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ | Добавлено комментариев Комментариев: 0

Еще в XVI в. скептические идеи получили распространение во Франции (и не только во Франции). Это был своеобразный скептицизм: подвергая острой критике унаследованные от Средневековья авторитаризм и конформизм, «новые пирроники», как их тогда называли, выступали против догматизма, владевшего умами большинства университетских ученых, усматривавшего во всяком новаторстве опасную ересь, и выдвигали требование, чтобы место книжной науки и экзегетики заняло непредубежденное исследование реальной действительности. Правда, такого же исследования требовали и античные скептики, в частности Секст Эмпирик. Но существенное отличие «нового пирронизма» от скептицизма греков заключалось в его отношении к разуму: «новые пирроники» призывают представить все вопросы, и моральные, и познавательные, на нелицеприятный суд разума...

Читать далее... Читать далее

Воображение и теория познания - Продуктивное воображение и интеллектуальная интуиция. Конечность человеческого знания

Дата добавления материала14 октября 2006 | Автор Администратор | Рубрика Библиотеки ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ | Добавлено комментариев Комментариев: 0

Сразу же возникает множество вопросов. Если придать случайному совпадению данного порядка ощущений характер общезначимости и необходимости (т. е. придать этом ощущениям характер объективного предмета) - если все это есть дело слепого произвола,-то какова же цена этой "общезначимости" и "необходимости"?

Но, во-первых. Кант отнюдь не пытается утверждать, что "предмет" - это и есть вне и независимо от нас существующая "вещь в себе". Предмет, согласно Канту, это лишь "явление", продукт субъективной деятельности воображения: это наше, человеческое произведение, хотя здесь необходимо подчеркнуть и то, что "продуктивное" воображение ничего не "продуцирует" в собственном юле этого слова, во всяком случае, ничего не "сочиняет"...

Читать далее... Читать далее

О значении жизни. Порядок в природе и форма интеллекта

Дата добавления материала13 октября 2006 | Автор Администратор | Рубрика Библиотеки ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ | Добавлено комментариев Комментариев: 0

Не нужно думать, что психология описывает генезис интеллекта, когда она следует за его прогрессивным развитием в ряду животных. Сравнительная психология учит нас, что чем животное разумнее, тем больше оно стремится размышлять о действиях, с помощью которых оно использует вещи, и тем самым приближаться к человеку; но его действия уже сами по себе следовали главным линиям человеческого действия; они различали в материальном мире те же общие направления, которые различаем в нем и мы; опорой их были те же самые предметы, соединенные теми лее отношениями; поэтому, хотя интеллект животного и не создает еще понятий в собственном смысле слова, он живет уже в атмосфере понятий...

Читать далее... Читать далее

Антиномии исторического знания

Дата добавления материала13 октября 2006 | Автор Администратор | Рубрика Библиотеки ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ | Добавлено комментариев Комментариев: 0

Работая с примарными (простыми) историческими фактами, историк конструирует синтетические суждения относительно групп событий, которые он зафиксировал в историографических и источниковедческих исследованиях. Впервые роль синтетических суждений в науке была проанализирована И.Кантом в «Критике чистого разума». Там же были сформулированы антиномии, возникающие при обращении ученого, ориентированного на конкретно рассудочное мышление, к понятиям, выходящим за границы пространственно-временной локализации явления. Попытаемся сформулировать эти антиномии применительно к историческому познанию...

Читать далее... Читать далее

ФИЛОСОФСКАЯ ИСТИНА И ИНТЕЛЛИГЕНТСКАЯ ПРАВДА

Дата добавления материала13 октября 2006 | Автор Администратор | Рубрика Библиотеки ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ | Добавлено комментариев Комментариев: 0

В эпоху кризиса интеллигенции и сознания свих ошибок, в эпоху переоценки старых идеологий необходимо остановиться и на нашем отношении к философии. Традиционное отношение русской интеллигенции к философии сложнее, чем это может показаться на первый взгляд, и анализ этого отношения может вскрыть основные духовные черты нашего интеллигентского мира. Говорю об интеллигенции в традиционно-русском смысле этого слова, о нашей кружковой интеллигенции, искусственно выделяемой из общенациональной жизни...

Читать далее... Читать далее

Кинематографический механизм мышления и механистическая иллюзия. Взгляд на историю систем. Реальное становление и ложный эволюционизм

Дата добавления материала13 октября 2006 | Автор Администратор | Рубрика Библиотеки ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ | Добавлено комментариев Комментариев: 0

Реальность - дух или материя - предстает нам как непрерывное становление. Она создается или разрушается, но никогда не является чем-то законченным. Такова интуиция, которую мы получим о духе, если удалим завесу, висящую между нами и нашим сознанием. То же поведали бы нам интеллект и сами чувства о материи, если бы они получили непосредственное и свободное от практического интереса представление о ней. Но, занятый прежде всего нуждами действия, интеллект, как и чувства, ограничивается тем, что время от времени делает мгновенные и, следовательно, неподвижные снимки становления материи...

Читать далее... Читать далее

Направление эволюции - оцепенение, интеллект, инстинкт

Дата добавления материала13 октября 2006 | Автор Администратор | Рубрика Библиотеки ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ | Добавлено комментариев Комментариев: 0

Эволюционное движение было бы чем-то простым, и мы легко могли бы определить его направление, если бы жизнь описывала одну-единственную траекторию, подобно ядру, пущенному из пушки. Но мы имеем здесь дело с гранатой, внезапно разорвавшейся на части; части эти, сами представлявшие собой нечто вроде гранат, разорвались на новые части, которые вновь должны были раскалываться, и так далее в течение очень долгого времени. Мы воспринимаем только то, что ближе всего к нам, - рассеянные движения распыленных осколков. Отправляясь от них, мы и должны будем постепенно подняться к начальному движению...

Читать далее... Читать далее


Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Следующая страница

 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций