ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


Обзоры и рецензии. И. ЗИЛЬБЕРФАРБ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ШАРЛЯ ФУРЬЕ И ЕЕ МЕСТО В ИСТОРИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 19 августа 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




М. Изд-во "Наука". 1964. 555 стр. Тираж 2000. Цена 2 руб. 54 коп.

Всего лишь за две недели до Февральской революции 1917 г. В. И. Ленин писал Инессе Арманд: "Не можете ли достать Сочинения Fourier и найти для меня то, что он говорит о слиянии национальностей?"1 . Эта просьба свидетельствует о том, что В. И. Ленин, хорошо зная произведения Фурье, возможно, собирался еще раз обратиться к ним в связи с одним из острейших вопросов в тогдашней России, так волновавших вождя революции в преддверии надвигавшегося социального переворота. Интерес к великому утописту был характерен и для основоположников марксизма на протяжении всей их деятельности. Недаром Ф. Энгельс относил Фурье к числу тех "трех мыслителей, которые, несмотря на всю фантастичность, и весь утопизм их учений, принадлежат к величайшим умам всех времен и которые гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь

1 В. И. Ленин. ПСС. Т. 49, стр. 386.

стр. 160
научно..."2 . Это суждение Ф. Энгельса полностью совпадало с мнением К. Маркса. "Бессмертная заслуга Фурье, - писал К. Маркс, - в том, что он предсказал эту форму современной промышленности, назвав ее промышленным феодализмом"3 (речь идет об акционерных промышленных компаниях).

Монография И. И. Зильберфарба является одним из наиболее серьезных исследований учения Фурье и его исторической роли. В первой части книги, где дается изложение этого учения, автор сосредоточивает свое внимание на том, что Ф. Энгельс еще в 40-е годы прошлого века назвал "социальной философией". И. И. Зильберфарб подчеркивает, что он далек от какого бы то ни было стремления переоценить историческое значение наследия Фурье, представить его взгляды в "улучшенном" виде (стр. 15). Вместе с тем, указывая на утопизм и идеализм учения Фурье, автор, следуя К. Марксу и Ф. Энгельсу (их отношению к великому утописту посвящена особая глава), пытается определить в нем и "рациональное зерно" - те идеи или зародыши идей, которые сыграли большую роль в дальнейшем развитии социалистической мысли.

Сильные стороны взглядов Фурье раскрыты в книге весьма убедительно. И. И. Зильберфарб прав, подчеркивая как основную черту, характеризующую мировоззрение Фурье, его непримиримую ненависть ко всей буржуазной цивилизации, к этому "миру навыворот", в котором "все порочно". В своей критике буржуазного строя Фурье проявлял большую наблюдательность, показывая с поразительной проницательностью, как из изобилия рождается бедность, и указывая на "растущую нищету самых трудолюбивых наций". Как только грянул первый мировой экономический кризис 1825 г., Фурье сумел - и это подчеркнул Маркс - уловить суть всех этих кризисов, назвав первый из них "кризисом от изобилия"4 .

Значение Фурье в развитии социалистической мысли не исчерпывается критикой буржуазного общества. Некоторые его идеи об устройстве будущего "социетарного строя" поражают и теперь своей оригинальностью, тонким и своеобразным подходом. Недаром К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что взгляды Фурье на воспитание "представляют наилучшее, что имеется в этой области, и содержат в себе гениальнейшие наблюдения"5 . И. И. Зильберфарб анализирует эти мысли Фурье очень подробно.

Что касается структуры книги, то здесь автор ограничился изложением только социальной философии Фурье, что по-своему оправдано, ибо эта часть мировоззрения мыслителя действительно заслуживает наиболее полного анализа. Однако учение Фурье этим не исчерпывается: в нем были и другие чрезвычайно важные элементы. И, на наш взгляд, И. И. Зильберфарб не прав, когда он высказывает предположение, что к этим элементам, в частности, относится "революционно-мистическая оболочка, в которой Фурье преподнес свое мировоззрение". По мнению автора, она "была сочинена именно так и только для того, чтобы придать предлагавшемуся им социетарному плану форму, приемлемую для широких кругов современников" (стр. 82). В этой связи спорным представляется мнение И. И. Зильберфарба о том, что фантастика и мистика Фурье не более чем "литературный и пропагандистский прием", "рекламно-пропагандистская экстравагантность" (стр. 17, 83) и что вся своеобразная метафизика Фурье сочинена им только "для прикрытия социальной концепции".

Дело в том, что метафизика и космогония Фурье с ее "одушевленным миром планет" (вплоть до их "климактерического периода") менее всего могли привлечь широкие круги современников и действовали скорее в совершенно противоположном направлении. Мы располагаем по этому поводу таким убедительным свидетельством, как записи из дневника Н. Г. Чернышевского. Уже увлеченный социалистическими идеями и с огромным интересом принявшийся за чтение "Теории четырех движений", Чернышевский испытал странное чувство разочарования, вызванного как раз этой "экстравагантностью": "Фурье своими странностями и чудным, беспрестанным повторением одного и того же как-то отвращает..."6 . Если, как мы видим, космогония и метафизика Фурье могли оттолкнуть от него даже самого благожелательного читателя, значит, как литературный прием они решительно не годились. А ведь самому

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 18. стр. 498 - 499.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 12, стр. 35.

4 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 19, стр. 219.

5 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3, стр. 516 - 517.

6 Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений. Т. I. М. 1939, стр. 189.

стр. 161
Фурье именно эта часть его учения казалась особенно важной. Отказываясь в угоду своим ученикам от ее изложения, он все же подчеркивал, что из своей "Теории четырех движений" "не собирается дезавуировать ни одного слова". Открыв, как ему казалось, пути развития движения природы и поняв по-своему закон "всемирного притяжения" и универсальной гармонии "одушевленных небесных тел", Фурье был твердо уверен, что именно ему принадлежит также честь открытия идеального социального строя, основанного на том же принципе "притяжения страстей" и приведения их в гармонию. Недаром уже в первой своей статье 1803 г. ("Всеобщая гармония") он подчеркивал, что является родоначальником идеи о космогонии, основанной на принципе всемирной гармонии и вере в одушевленность миров. Точным "аналогом" такого мира должен был явиться "Новый мир" Фурье7 .

Вторая часть монографии посвящена истории распространения идей Фурье. Всего подробнее изложено автором развитие фурьеризма в самой Франции: история "социетарной школы"; расхождения в ее среде; роль Виктора Консидерана и эволюция возглавленного им направления. Эта глава основана на очень добросовестном изучении фурьеристской прессы и публицистики 1830 - 1840-х годов. Автор поставил также перед собой задачу осветить историю распространения фурьеристских идей в Англии, Германии, Бельгии, России, Италии, Австрии, Польше, Испании, Румынии, США и странах Латинской Америки. Это потребовало от него большой и кропотливой работы по изучению разбросанной и несистематизированной литературы на многих языках. В результате И. И. Зильберфарбу удалось дать сводный очерк истории распространения учения Фурье в первой половине XIX в., по своей полноте превосходящий все то, что было сделано предшествовавшими исследователями. Особенно интересны и оригинальны очерки фурьеризма в Италии, Польше и Румынии.

Отдельная глава посвящена России. Она насыщена большим фактическим материалом, но ее общий вывод кажется нам спорным. По мнению И. И. Зильберфарба, в России фурьеризм никогда не существовал ни как социальная школа, ни как общественное движение (стр. 381). Однако приведенные в главе факты, а также исследования В. И. Семевского и ряда советских историков не подтверждают этого мнения. Достаточно напомнить о знаменитом обеде 7 апреля 1849 г. по случаю дня рождения Фурье и произнесенных там речах, чтобы убедиться, что часть петрашевцев, во всяком случае, в течение определенного периода, переживала сильное увлечение фурьеризмом. К числу тех русских людей, которые испытали на себе влияние Фурье, можно было бы отнести также В. С. Печерина и И. Д. Галахова.

И. И. Зильберфарб справедливо отмечает, что иногда очень трудно отделить влияние идей Фурье от идей других представителей утопического социализма. Но именно поэтому нет оснований, например, рассматривать как "фурьеристские" (стр. 297) идеи о "праве на труд" И об "организации труда" в Австрии 1848 года. Эти идеи были занесены сюда Французской революцией и скорее всего должны связываться с именем Луи Блана.

Самостоятельное значение имеет третья часть книги, скромно озаглавленная "Приложения". Она является итогом почти тридцатилетней упорной работы, причем здесь дана систематизированная история публикаций произведений Фурье при его жизни и посмертных. Судьба рукописного наследства Фурье особенно любопытна. Только пятнадцать лет назад этот фонд поступил в парижский Национальный архив. Даже самое предварительное его изучение показало, что до сих пор опубликована лишь часть рукописного наследства, а имеющиеся публикации далеко не всегда соответствовали подлинному тексту. Целых пять тетрадей Фурье хранители архива в XIX в. сочли не подлежащими оглашению. Недостаточно изучена и переписка Фурье; новые публикации 1964 г. прямо показали, как много интересного и совершенно неизвестного она содержит8 . Большую ценность представляют также пространный историографический обзор и библиография. Последняя, включающая около тысячи названий, является образцом трудолюбия и научной добросовестности. По своей полноте она не имеет себе ничего равного во всей литературе о Фурье и фурьеризме.

7 E. Poulat. Les Cahiers manuscrits de Fourier. Paris. 1957; В. П. Волгин. Социологические взгляды Фурье. См. "Архив Маркса и Энгельса". Кн. 4. М. 1929, стр. 92 - 122.

8 См. "Le Mouvement social", 1964, NN 46, 49.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций