ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ПРИНЦИП ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕСПРИНЦИПНОСТИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 30 января 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Сравнительно недавно вышла в свет книга одного из перевертышей горбачевской выучки В. А. Медведева (Медведев В. Прозрение, миф или предательство? К вопросу об идеологии перестройки. - М.: Изд-во ЕврАзия+, 1998, 407 с.). Это не первый литературный опус данного автора, опубликованный в годы "смутного времени". Но, пожалуй, здесь он чуть более откровенен, чем обычно (В. А. Медведев человек, насколько я могу судить, скорее скрытный, мало расположенный демонстрировать тайники души).

Мое знакомство с В. А. Медведевым относится к началу 70-х годов, когда он, приехав из Ленинграда, стал заместителем заведующего Отделом пропаганды ЦК КПСС. Вскоре после этого он был "делегирован" в состав редколлегии журнала ЦК КПСС "Политическое самообразование", членом которой был и я в качестве редактора по отделу экономики, а впоследствии заместителя главного редактора. Так что знаю автора книги не понаслышке, не только по устным и печатным выступлениям, а во многом на основе личных контактов.

Рецензируемая работа В. А. Медведева в целом носит мемуарный характер. Пожалуй, лишь третий, заключительный, ее раздел стоит особняком. Он посвящен проблемам теории и методологии. Но уже само название книги должно внушать читателям мысль, что автор, отвергнув идеологические мифы, якобы не совершил предательство, а пришел к прозрению, нашел истину.

Известно, что мало кто из мемуаристов в той или иной мере не грешит неправдой, не приукрашивает себя и не принижает оппонентов. В рассматриваемом же случае мы имеем дело с одним из худших вариантов мемуаристики. При всех попытках игры в объективность работа В. А. Медведева перенасыщена лживыми мифами, предназначенными для сокрытия его идейного предательства. Что касается "прозрения", то оно сродни прозрению Иуды, отрекшегося от учения и дела своего наставника. При этом отказ от теории, которую он прежде без колебаний именовал "руководством к действию", обильно припудрен пылью ханжества и фарисейства.

С лицемерием автора сталкиваешься буквально на каждом шагу. Оно проявляется в главном и второстепенном, в большом и малом. Воистину принцип идейно-политической беспринципности, словно вирус гриппа, отличается бессрочной живучестью и бесконечной паразитарной приспособляемостью.

Третий, заключительный, раздел книги - "В поисках новой социальной парадигмы" - мне представляется ключевым. Начну, однако, с первых двух разделов, включающих в общей сложности восемь глав. Из них читателю предстоит узнать о том, как автор то и дело "с головой уходил в работу" по подготовке очередного съезда КПСС, очередного пленума ЦК, какого-либо всесоюзного совещания. Да и в текущей повседневности Вадим Андреевич трудился, "не щадя сил". И в этом ему можно поверить: в ЦК КПСС лодырей и бездельников не жаловали.

Но дело не в количестве, а в характере и направленности затраченных усилий. Автор всем строем своей книги, конкретными доводами пытается убедить, будто основная его забота состояла в совершенствовании социализма, в отстаивании творческого подхода к марксизму-ленинизму, в прямо-таки разудалой борьбе с догматизмом и теоретической окостенелостью. Примеры такой "борьбы"

несведущий читатель вынужден принимать на веру.

Между тем мой личный опыт свидетельствует об обратном. Будучи членом редколлегии "Политсамообразо-вания", В. А. Медведев систематически требовал убрать из готовящихся к публикации статей разного рода "несуразности". За редкими исключениями все это были идеи и мысли, направленные на совершенствование социалистического строительства, на творческий подход к теории. И до чего же мешали редакции такие попытки начальственной цензуры!

Однако не всегда и не во всем В. А. Медведев был столь непримирим по отношению к новшествам на журнальных страницах. В связи с этим вспоминается такой факт.

В 1989 году состоялось решение "директивного органа" о прекращении выпуска журналов "Политическое образование" (последнее название издания) и "Агитатор". Вместо них с 1990 года стал выходить журнал "Диалог". Тогда трудно было представить себе более глупое с партийной точки зрения решение. Нигде в мире не закрывают многотиражных и высокодоходных изданий. Даже названия обычно не меняют. А "Политобразование" и "Агитатор" имели совместный тираж не менее 3,5 млн. экземпляров и приносили в партийную кассу 2,5 млн. рублей дохода. Тираж же "Диалога" составил лишь одну треть.

В то время В. А. Медведев был секретарем ЦК КПСС, членом Политбюро, председателем Комиссии по идеологическим вопросам. Понятно, что репрессивные меры в отношении двух редакций были проведены, мягко выражаясь, не без его ведома. Истинные причины очередной "реорганизации" в сфере партийной печати состояли в том, что "Политобразование" и "Агитатор" недостаточно-де интенсивно "перестраивались", проявляя "консерватизм", несовместимый с "новым мышлением" и "общечеловеческими ценностями". Об этом почти буквально заявил В. А. Медведев на XXVIII съезде КПСС. Вот его доподлинные слова:

"Вместо двух журналов "Агитатор" и "Политическое образование" с их традиционализмом и, я бы даже сказал, примитивизмом стал выходить журнал "Диалог" - современный, острый, обращенный к думающим людям, чья поддержка так нужна перестройке" (цит. по: "Пропагандист". N 6. Информ. бюллетень ОПЦ МГК и МК КПСС. М, 1990. С. 71).

Напомню еще раз, что В. А. Медведев в течение почти 15 лет (1972 - 1986 годы) был членом редколлегии "Политсамообразования", выступая в качестве основного источника и рычага "традиционализма" и "примитивизма", а также главного начальственного препятствия для любой более или менее новой и смелой мысли, "обращенной к думающим людям". Вместе с тем смею утверждать, что за годы своего существования журнал по своему теоретическому уровню мало в чем уступал любому партийному изданию, а иные даже превосходил. Так было! И не благодаря, а вопреки В. А. Медведеву.

В упомянутом здесь N 6 Информационного бюллетеня Общественно- политического центра МГК и МК КПСС "Пропагандист", подписанного в печать 25 мая 1990 года, я писал: "...Само закрытие журналов было проведено как типичная аппаратно-бюрократическая акция, келейно, без какого-либо совета с широким пропагандистским активом, не говоря уже о коммунистах - сотрудниках редакции. Парторганизация "Политического образования" протестовала против данного решения. Постановление ее общего собрания было передано Генеральному секретарю ЦК КПСС М. С. Горбачеву через его помощника Г. X. Шахназарова. К сожалению, это делу не помогло. Хуже того, первичная партийная организация журнала ЦК КПСС не была удостоена даже обыкновенного ответа на свое письмо. Такова... цена нынешним декларациям некоторых наших руководителей о власти партийных масс и коренном повышении роли первичных организаций" (указанное издание. С. 72).

Замечу, кстати, что главным редактором журнала "Диалог" тогда был назначен бывший помощник В. А. Медведева В. Д. Попов. Надо ли удивляться, что он, при участии группы своих сторонников во вновь сформированной редакции, взял курс на всяческую поддержку антипартийной линии "архитекторов и прорабов перестройки" А. Н. Яковлева, В. А. Медведева и Компании, а после событий августа 1991 года, спешно перерегистрировав журнал, стремился полностью вытравить его коммунистические корни. Только в результате длительной и острой внутри редакционной борьбы "Диалог" возглавило

его нынешнее руководство, сумевшее поставить журнал на коммунистические позиции, что по праву сделало его партийным изданием КПРФ.

Вернемся, однако, к предмету рецензии. Ханжеский характер самооценки В. А. Медведева относительно его места и роли в борьбе за социализм, за чистоту и творческое развитие теории проявляется во многих аспектах. На деле он уже давно по-ренегатски отрекся от марксизма- ленинизма. Теоретико-методологический, третий, раздел его работы звучит именно в таком ключе. Тут главная мысль состоит в том, что данное учение - это миф и догматизм. Спрашивается, к чему тогда так лицемерно выпячивать свои "заслуги" в области совершенствования социализма и творческого отношения к теории К. Маркса и В. И. Ленина?

А как совместить невнятные рассуждения автора о том, что социализм и коммунизм - это, дескать, не чья-то прихоть или фантазия, а объективно обусловленные явления, порожденные историческим процессом общественного прогресса человечества, с тем, что В. А. Медведев фактически не оставляет коммунистической идеологии никакого права на существование в современном мире? Последнее утверждение - главный миф, который автор пытается внушить читателям. Чего здесь больше - неискренности и фарисейства или сознательного оболванивания людей? Думается, здесь больше и того, и другого! А что из них хуже? Оба хуже!

Особое место занимает вопрос о том, чем была наполнена, на что направлена деятельность М. С. Горбачева и его свиты, в которую столь активно интегрировался В. А. Медведев. И что есть эта деятельность вчера и сегодня - прозрение или предательство? Эти вопросы поставлены в названии книги. Априори, не заглядывая в текст, можно безошибочно утверждать, что предательство старательно замазывается, а основной акцент делается на "прозрении". Таков еще один лживый миф автора.

В его обоснование используется старый как мир прием. Правда густо замешивается на лжи, полуправда перемежается с полуложью, недомолвки сочетаются с непроясненностями. Автор ссылается на объективные трудности, а также на ошибки, которые были допущены партией в хозяйственном строительстве, в политической сфере, в социальных отношениях, в национальном вопросе. Все это, будучи во многом справедливо, вместе с тем старо и общеизвестно. Столь же стары и общеизвестны ложная интерпретация событий, явлений и ложные выводы, делаемые В. А. Медведевым.

Его усилия сосредоточены на том, чтобы попытаться доказать, будто "осенившее" автора "прозрение" - не результат предательства дела, которому он худо-бедно служил, а следствие "непоправимой ущербности" самого дела. "Созданный советскими коммунистами социализм нереформируем в принципе и потому должен быть разрушен". Этот вывод, многократно озвученный Ельциным, Бурбулисом, Чубайсом, Гайдаром, Черномырдиным и прочими квазидемократами, эпигонски повторяется В. А. Медведевым. Под лживым предлогом "тупиковости" советской модели социализма, по существу, отвергается сама идея социалистического переустройства общества.

Причем автор и тут проявляет идейную и политическую беспринципность. Он снова лицемерит и изворачивается. Разнообразные варианты одной и той же аргументации идут кругами и бесконечно повторяются. Поэтому ограничусь лишь одним примером. Пусть читатель сам сравнит два суждения, высказанных В. А. Медведевым на странице 379 его книги. Первое: "Строго говоря, это кризис не социализма, а той административно-командной системы, которая неправомерно отождествлялась с социализмом, а на самом деле была во многих отношениях искажением и извращением социалистической идеи". Второе: "Горбачевская перестройка вначале тоже предполагала ее (административно-командной системы. - В. Б.) совершенствование. Но на определенном этапе стало ясно, что этого недостаточно. Требуется ее полный демонтаж и замена демократической системой, отвечающей требованиям нарождающейся новой цивилизации".

Итак, командно-административная система, по мнению автора, была извращением, неправомерно взросшим на здоровом теле социализма. И эта система совершенно ошибочно отождествлялась врагами Советской власти с социализмом. Со справедливостью таких утверждений можно согласиться, хотя и с существенными

оговорками, учитывающими конкретные исторические условия развития страны после Октября 1917 года. Но относительную правду автор шаг за шагом подменяет ложью, чтобы подвести к намеченному им выводу. Так, он вводит тезис о том, что для целей перестройки реформы административно-командной системы ее преобразования было недостаточно. Более того, это "порождение тоталитаризма" было по своей сути нереформируемым. Его следовало разрушить и уничтожить. Для чего? - спрашивает автор. И отвечает: чтобы создать новую, демократическую систему хозяйственного механизма.

Все это рассуждения, хорошо знакомые нам с "перестроечных" и даже с так называемых застойных времен. Но именно здесь, в этом пункте, и вызревает кульминационный момент авторской концепции. Зачем и для чего необходима, по мнению В. А. Медведева, демократическая система хозяйственного механизма? Может быть, чтобы совершенствовать и развивать социализм? Отнюдь нет! Тогда для чего? А для того, чтобы выпестовать "новую, нарождающуюся цивилизацию". Ну, вот и приехали! Начал наш "перестроечный" батюшка вроде бы за здравие социализма, а кончил за упокой.

Что же такое эта новая цивилизация? Согласно В. А. Медведеву, это общество, которое не может возникнуть путем попятного движения. Иными словами, к нему нельзя прийти, двигаясь назад к капитализму или назад к социализму. Оно может возникнуть лишь на основе современных процессов научно-технической революции, которая сама по себе, постепенно преобразуя мир, породит цивилизацию XXI столетия.

По сути, это элементарный пересказ одной из концепций современной буржуазной социологии. Главное, решающее, определяющее в ней - отрицание осуществимости действительного, реального социализма. Но ведь капитализм тоже отрицается автором, скажет иной наивный читатель. Однако фокус в том, что, как давно объявили ученые лакеи капитала, никакого капитализма уже не существует. Он якобы трансформировался в "рыночную экономику", в "демократический социализм", в "социальное государство", на худой конец в "народный капитализм". И именно такое общество готово перерасти в "цивилизацию XXI

века". Если учесть, что этой цивилизации придется развиваться при гегемонии американского жандармского империализма, то нетрудно представить себе, каков будет ее истинный облик.

А какова же должна быть судьба народов России? Какая участь уготована 5 млрд. людей, которые прозябают в развивающихся странах в стороне от главных достижений научно-технической революции и служат "питательным бульоном" для "золотого миллиарда" населения Земли? Эта трагическая проблема глубоко волнует каждого российского патриота, каждого прогрессивно мыслящего человека планеты.

Но она нисколько не тревожит прежнего партийного бонзу. Бывший секретарь Ленинградского горкома КПСС, бывший заместитель заведующего Отделом пропаганды ЦК КПСС, бывший ректор Академии общественных наук при ЦК КПСС, бывший заведующий Отделом науки и учебных заведений ЦК КПСС, бывший секретарь ЦК КПСС, бывший член Политбюро ЦК КПСС, бывший председатель Комиссии ЦК КПСС по идеологическим вопросам фактически приветствует гибель России в интересах создания мифической "мировой цивилизации XXI века", основанной на "общечеловеческих ценностях". Но эта цивилизация при ближайшем рассмотрении обещает стать американо- натовской цивилизацией мирового ультраимпериализма.

Вот какую перспективу воспевает один из "птенцов гнезда" Горбачева. Это закономерный итог идейно-политической беспринципности, предательства дела социализма.

Прочитав книгу В. А. Медведева, хочется поскорее вымыть руки. Невольно вспоминается анекдот, получивший широкое хождение в стране. Некий человек, клокоча от возмущения, решил обратиться к людям. Он долго выбирал форму обращения. Последовательно написал на стене своего дома и затем зачеркнул слова: "Жильцы!", "Граждане!", "Товарищи!". В окончательном виде его обращение выглядело так: "Господа! Не мочитесь в подъездах!" Вот и мне тоже хочется, заявить: "Господа горбачевцы! Не мочитесь в подъездах общественного сознания!"






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)