ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

НЕДОСТАТКИ В ЛЕКЦИЯХ ПО ИСТОРИИ КПСС

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11 января 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Кафедра марксизма-ленинизма Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова взялась за нужное и важное дело. Она приступила к изданию лекций по курсу истории Коммунистической партии Советского Союза. Лекции по истории КПСС призваны разъяснить наиболее сложные вопросы теории, стратегии и тактики партии, способствовать осмысливанию всего пути, пройденного партией, и этим помогать усвоению ее политики в современных условиях. Глубокая по содержанию и яркая по форме лекция воспитывает студентов в духе марксизма-ленинизма, учит творчески усваивать великое учение Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина, руководствоваться им в практической деятельности.

Понятно, что преподаватели должны руководствоваться положениями "Краткого курса истории ВКП(б)" как документа, представляющего официальное, проверенное ЦК ВКП(б) толкование основных вопросов теории и истории КПСС, и излагать в своих лекциях эти положения. Однако было бы неправильным ограничиваться этим. Лекции должны разъяснять и такие решения партии и положения из работ Ленина и Сталина, о которых не говорится в "Кратком курсе истории ВКП(б)", но которые входят в программу курса высших учебных заведений. Лекции должны поднимать новые вопросы и нацеливать слушателей на их изучение, сообщать и обобщать новый фактический материал.

Кафедра марксизма-ленинизма МГУ в 1954 г. издала несколько лекций. В какой же мере они отвечают этим требованиям? Перед нами лекции Э. Л. Васиной "Ленинский план построения марксистской партии и борьба "Искры" за его осуществление", К. С. Василенко "Февральская революция в России в 1917 г.", А. Н. Ацаркина "Апрельские тезисы В. И. Ленина. VII (Апрельская) конференция большевистской партии", Н. М. Рахманова "Борьба большевистской партии за упрочение Советской власти. Брестский мир. VII съезд партии. Ленинский план приступа к социалистическому строительству", Н. И. Немакова "Коммунистическая партия в период перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства".

В этих лекциях приведен значительный материал по истории и теории КПСС и раскрыты некоторые важные положения политики партии. В лекции Э. Л. Васиной на основе ленинских произведений и большого фактического материала охарактеризована борьба Ленина и ленинской "Искры" за создание в России марксистской партии нового типа и раскрыто знамение разработанных В. И. Лениным в начале 900-х годов организационных принципов партии для всей ее последующей деятельности.

К. С. Василенко в лекции "Февральская революция в России в 1917 г.", опираясь на интересный фактический материал, показал объективную необходимость второй буржуазно-демократической революции в России, а также вскрыл ее особенности и своеобразие.

Положительным фактом является то, что в рассматриваемых лекциях уделяется большое внимание рассмотрению решений съездов и конференций коммунистической партии, выражавших волю партии и определявших ее политику. Известно, что даже в специальной серии "Съезды и конференции ВКП(б)" эти вопросы рассматривались неудовлетворительно1 .

Однако, несмотря на известные положительные моменты, в целом идейно-теоретический уровень рассматриваемых лекций невысок. Некоторые лекции (особенно лекции Н. И. Немакова и Н. М. Рахманова), пересказывая общеизвестные положения, не вносят ничего нового ни в области фактического материала, ни в отношении его обобщения, не углубляют знаний читателя. Для этих лекций характерно отсутствие творческого подхода к теме. Их авторы, видимо, решили, что борьба с начетничеством должна осуществляться не путем серьезного, вдумчивого, творческого изучения произведений классиков марксизма-ленинизма, исследования фактического материала, теоретического осмысливания живой действительности, а простым сокращением числа цитат. При этом сокращение числа цитат нередко сводится к тому, что цитаты просто раскавычиваются. Но это худший вид цитатничества. Целые абзацы из решений съездов и конференций партии, из произведений классиков марксизма-ленинизма используются

1 См. журнал "Вопросы истории". 1953, N 8, стр. 134 - 140.

стр. 128
лекторами без ссылок на источники, как свои собственные тексты. Так. в лекции Н. И. Немакова раскавычены цитаты на стр. 5, 25, 26, 32, в лекции Н. М. Рахманова - на стр. 23, 24. При изложении положений марксистско-ленинской теории, при оценке исторических событий лектор обязан опираться на решения партии и высказывания классиков марксизма-ленинизма и приводить необходимые цитаты. Задача состоит в том, чтобы не подменять цитатами творческий анализ вопроса, живое слово и мысль лектора.

Слушатель ждет от лекций глубокого раскрытия и разъяснения наиболее трудных и сложных вопросов теории и история нашей партии. Между тем некоторые лекторы обходят эти вопросы.

Возьмем, к примеру, данную в Апрельских тезисах Ленина установку на мирное развитие революции. Возможность такого именно перехода от буржуазно-демократической революции к социалистической, существовавшая после февраля 1917 г. до июльских дней, была обусловлена своеобразием сложившейся в результате победы февральской революции 1917 г. обстановки. Она вытекала из того, что оружие было в руках народа и отсутствовало насилие над народом. Эта редкая, своеобразная возможность мирного развития от первого этапа революции ко второму в новых исторических условиях повторилась после второй мировой войны в странах народной демократии, опиравшихся на поддержку СССР. Понятно, что этот вопрос обычно вызывает у студентов просьбу разъяснить его. Однако А. Н. Ацаркин в своей лекции об Апрельских тезисах Ленина и Апрельской конференции большевиков ушел от этой проблемы. Он ограничился указанием, что лозунг "Вся власть Советам!", данный в Апрельских тезисах, означай установку на мирное развитие революции.

Возьмем другой вопрос, рассматриваемый А. Н. Ацаркиным. Автор показывает неизмеримое превосходство Советов над буржуазной парламентарной республикой, но не разъясняет, почему Советы как государственная форма диктатуры пролетариата выше, чем такая форма диктатуры пролетариата, как парламентарная демократическая республика, о которой говорил в девяностых годах прошлого века Энгельс. Он не отмечает, что Ленин не исключал появления и других форм диктатуры пролетариата, что такая новая форма появилась в лице народной демократии.

Уход от некоторых сложных вопросов встречается и в других лекциях. Так, в лекции Э. Л. Васиной, где освещается наступление эпохи империализма и особенности империализма в России, обойдена ленинская характеристика царизма как военно-феодального империализма. Между тем этот вопрос студенты всегда просят объяснить.

Многие вопросы освещаются авторами лекций упрощенно. В отдельных случаях в лекциях обедняются решения партии, идеи и положения классиков марксизма-ленинизма. Так. Н. М. Рахманов неполно излагает "Декларацию прав народов России"; четвертый пункт этой декларации, провозглашающий свободное развитие национальных меньшинств, он вовсе опускает. Автор проходит мимо того факта, что в работе В. И. Ленина "Очередные задачи Советской власти" и других его работах, написанных весной 1918 г., излагаются основы экономической политики Советского государства, к осуществлению которой партия приступила в 1921 году.

Н. И. Немаков, рассматривая причины образования СССР, осветил только вопрос о необходимости единого военного и единого дипломатического фронтов советских республик. Но он ничего не сказали о необходимости единого экономического фронта советских республик. Ссылаясь на доклад И. В. Сталина "Об объединении советских республик" на X Всероссийском съезде Советов и почему-то именуя этот доклад статьей (стр. 18), Н. И. Немаков произвольно отбрасывает важные факторы, обусловившие необходимость создания СССР, изложенные в этом докладе. Освещая вопрос о ЦКК - РКИ, автор ограничивается упоминанием о ее работе в области улучшения государственного аппарата и ликвидации бюрократизма и волокиты, но ни слова не говорит о заслугах ЦКК - РКИ в укреплении ленинского единства партии и очищении ее рядов от врагов ленинизма, хотя, как известно, В. И. Ленин и XII съезд партии, на что правильно указывает лектор, поставили перед ЦКК - РКИ как важнейшую задачу охраны единства партии.

Останавливаясь на последних ленинских статьях, Н. И. Немаков обходит их главный, заключительный вывод. "Если мы сохраним за рабочим классом руководство над крестьянством, - писал В. И. Ленин, - то мы получим возможность ценой величай-

стр. 129
шей и величайшей экономии хозяйства в нашем государстве добиться того, чтобы всякое малейшее сбережение сохранять для развития нашей крупной машинной индустрии, для развития электрификации, гидроторфа, для достройки Волховстроя и прочее. В этом и только в этом будет наша надежда"2 .

Э. Л. Васина в своей лекции, освещая революционный подъем в России в начале девятисотых годов, не указывает, что именно выступления рабочего класса подняли и раскачали крестьянство, а именно этот вывод при анализе революционного подъема делал Ленин.

Слов нет, от лектора нельзя требовать исчерпывающего изложения всех вопросов. Но вскрывать главное, раскрывать богатство излагаемых им положений марксистско-ленинской теории, не допускать упрощенчества, произвольного обеднения освещаемых вопросов лектор, безусловно, обязал.

История нашей партии есть история ее борьбы с врагами за преодоление многочисленных трудностей, стоявших и еще имеющихся на ее пути. Нельзя правильно понять историю КПСС и по достоинству оценить величие наших побед, не зная того, как партия преодолевала эти трудности. Центральный Комитет ВКП(б) в постановлении от 14 ноября 1938 г. указал, что историю партии нельзя излагать как сплошной путь побед, без каких бы то ни было временных поражений и отступлений, ибо это явно противоречит исторической правде и мешает правильному воспитанию кадров. Это указание недостаточно учтено авторами рассматриваемых лекций. В ряде случаев они приглаживают, лакируют действительность. Крайне бегло освещает вопрос о трудностях Н. И. Немаков, а ведь он рассматривает период, про который В. И. Ленин в речи при открытии XI съезда РКП (б) сказал: "Бедствия, которые обрушились на нас в этом году, были едва ли еще не более тяжелыми, чем в предыдущие годы"3 . Ленин говорил о голоде и отчаянном разорении страны, о том, что в условиях нэпа борьба с капитализмом стала во сто раз более ожесточенной и опасной. Но все это нашло очень слабое отражение в лекции Н. И. Немакова. "Краткий курс истории ВКП(б)", оценивая хозяйственное положение страны к XI съезду РКП(б), отмечает, что "начался пока еще очень медленный, но верный хозяйственный подъем"4 . Н. И. Немаков, повторяя эту же формулировку "Краткого курса", дополняет ее фразой о том, что к этому времени уже "удалось добиться перелома на хозяйственном фронте" (стр. 4). Зачем нужно такое приукрашивание истории?

А. Н. Ацаркин вместо того, чтобы указать, что весной и летом 1917 г. перед партией стояла трудная задача завоевания большинства в Советах, пишет о задаче "укрепления своего влияния в Советах..." (стр. 29). Он не раскрывает трудностей борьбы за завоевание большинства в Советах и весь ход событий освещает таким образом, будто революция развивалась только по восходящей линии, без зигзагов, без отливов и приливов революционного движения.

Нельзя правильно понять историю коммунистической партии без раскрытия ее связей с рабочим классом и другими слоями народа. Сила партии в том, что она во всей своей деятельности опирается на трудящиеся массы. К сожалению, эта сторона дела нашла слабое отражение в рецензируемых лекциях. Так, Н. М. Рахманов крайне скупо, без каких-либо примеров и фактов говорит в своей лекции о гигантской творческой работе народных масс по строительству нового советского государственного аппарата. Он так и не раскрывает участия миллионов рабочих и крестьян в первых мероприятиях Советской власти в конце 1917 - начале 1918 года. Декларативное изложение вопроса о связи партии с трудящимися массами и о роли этих масс в социалистическом строительстве характерно и для других лекций.

Мы уже отметили, что в рецензируемых лекциях широко освещается работа съездов и конференций коммунистической партии. Однако в ряде случаев недостаточно глубоко раскрывается их историческое значение. В лекциях не показывается, что в решениях съездов и конференций воплощается коллективный опыт партии, не приводятся выступления на съездах и конференциях ближайших соратников и учеников Ленина и представителей местных партийных организаций.

Тщетно искать в лекции Н. М. Рахманова сколько-нибудь развернутого изложения

2 В. И. Ленин. Соч. Т. 33, стр. 459.

3 Там же, стр. 233.

4 "История ВКП(б). Краткий курс", стр. 248.

стр. 130
и анализа работы и исторического значения VII съезда РКП (б). То, что говорит о съезде лектор, уже известно каждому прочитавшему "Краткий курс истории ВКП(б)". По вопросу о мире лектор почти дословно пересказывает страницу "Краткого курса" и прибавляет к этому лишь краткое упоминание об одном из пунктов резолюции съезда. Лектор не вскрывает острой борьбы на самом съезде против антиленинских элементов, стремившихся сорвать заключение мира и расколоть партию. Лектор не счел необходимым сказать и о том, что в период Брестского мира Ленин учил партию, как нужно организованно отступать в момент, когда силы противника заведомо превосходят наши силы, с тем, чтобы готовить новое наступление на врага. На VII съезде было принято решение об изменении партийной программы. Съезд не только обосновал эту необходимость, но дал конкретные указания о направлении работы по изменению программы партии. Н. М. Рахманов, однако, ограничивается общими фразами о необходимости изменения партийной программы.

В лекции Н. И. Немакова большое внимание уделено работе XI и XII съездов РКП(б). Но некоторые решения съездов автор излагает неточно, не вскрывая главного и существенного. Так, излагая резолюцию XI съезда РКП(б) "О работе в деревне", Н. И. Немаков упускает важнейшую директиву съезда "принять энергичные меры к усилению работы партии в деревне". Он не раскрывает сущность решения съезда о едином натуральном налоге, имевшего целью "общее усовершенствование налога и особенно облегчение бремени, падающего на беднейшее крестьянство". Лектор допускает неточности и в передаче решения съезда о некоторых членах бывшей "рабочей оппозиции". Наличие антипартийной фракционной деятельности группы так называемой "рабочей оппозиции" и невыполнение ею решений X съезда о роспуске фракций и группировок было вскрыто партией не на XI съезде, как пишет автор, а еще до съезда.

Партия, ее Центральный Комитет неоднократно указывали на недопустимость отрыва преподавания истории КПСС от решаемых коммунистической партией и советским народом современных задач. Этой органической связи с современностью в рецензируемых лекциях недостает.

А. Н. Ацаркин в лекции об Апрельских тезисах Ленина не вскрывает величайшего значения содержащихся в них идей для рабочего и революционного движения других стран. А ведь коммунистические и рабочие партии стран народной демократии, руководя переходом от буржуазно-демократической революции к социалистической, учитывали применительно к условиям своих стран важнейшие положения Апрельских тезисов.

Н. И. Немаков, останавливаясь в своей лекции на международном значении ленинского кооперативного плана, приводит интересные данные о кооперировании сельского хозяйства в странах народной демократии, что обогащает лекцию. Но осуществлению ленинского кооперативного плана в СССР он уделяет только одну фразу. В лекции нет ни слова о той гигантской работе, которую проводят ныне наша партия и весь советский народ по дальнейшему укреплению колхозного строя и крутому подъему сельского хозяйства.

В лекция", изданных МГУ, имеют место отдельные неправильные и неточные формулировки.

Так, в лекции Н. М. Рахманова указывается, что к концу 1918 г., после ликвидации комбедов, сельские Советы стали органами власти на местах, последовательно защищавшими интересы трудящегося крестьянства (стр. 25). На самом деле сельские Советы стали органами власти после Октябрьской революции, с июня же до конца 1918 г. они фактически делили власть с комбедами, являвшимися опорными пунктами диктатуры пролетариата в деревне, что еще более укрепило сельские Советы.

В той же лекции утверждается: "В целях окончательной ликвидации остатков феодализма, сословности и неравноправия женщин, религии были упразднены все существовавшие в России сословия и сословные деления, привилегии и ограничения и тем самым нанесен сокрушительный удар по чиновничье-бюрократической касте" (стр. 5 - 6). Но разве упразднение сословий и сословных делений могло привести к окончательной ликвидации религии?

Лектор говорит, что "левые" коммунисты "к концу лета 1918 года вынуждены были распустить свою фракционную группировку" (стр. 23). На самом деле, как вылепилось впоследствии на процессе право-троцкистского блока в 1938 г., они продолжали

стр. 131
свею фракционную деятельность и в течение многих лет вплоть до их полного разоблачения и ареста вели совместно с другими врагами ленинизма гнусную изменническую борьбу против партии и Советской власти.

Характеризуя обстановку, создавшуюся в стране после февраля 1917 г., К. С. Василенко пишет, что меньшевики и эсеры превратили Советы в придаток контрреволюционного Временного правительства. Но превращение эсеро-меньшевистских советов в придаток Временного правительства относится к более позднему периоду - к июлю 1917 г. - и знаменовало собой как раз ликвидацию двоевластия в пользу буржуазии.

Подобного рода неряшливости в рецензируемых лекциях не единичны, и они нередко приводят к ошибкам по существу.

Имеются в лекциях и отдельные ошибки, свидетельствующие о недостаточно внимательном отношении к новейшим данным нашей литературы. Так, Н. М. Рахманов в своей лекции на стр. 9 говорит, что декрет II съезда Советов о земле освободил крестьянство от уплаты ежегодных арендных платежей в сумме около 500 млн. рублей. Еще в 1952 г И. В. Сталин в работе "Экономические проблемы социализма в СССР" указывал, что эту цифру следовало бы уточнить, ибо она учитывает арендную плату не по всей России, а только в большинстве ее губерний. В нашей печати была опубликована более точная цифра - свыше 700 млн. руб. золотом. Она приводится в учебном пособии для слушателей политшкол (1953) и в учебнике политической экономии (1954). Однако Н. М. Рахманов в 1954 г. попрежнему повторяет устаревшие, неисправленные данные.

Язык лекций не отличается ясностью, четкостью и яркостью. В них много штампованных фраз, чуждых живой, литературной речи.

Взяв на себя полезное дело выпуска вузовских лекций по истории КПСС, кафедра марксизма-ленинизма МГУ не проявила должной требовательности к их изданию. Серьезные недостатки, имеющиеся в этих лекциях, характерны и для некоторых других работ по истории КПСС и уже подвергались критике в партийной печати. Очевидно, кафедра не сделала необходимых выводов из этой критики.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)