ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ОБ "ОЧЕРКАХ ИСТОРИИ СССР" ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в.

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11 января 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




В третьем номере "Вопросов истории" за этот год помещена коллективная рецензия на "Очерки истории СССР" первой четверти XVIII века. Справедливо говоря о достоинствах и недостатках книги, авторы рецензии в то же время не затронули такие вопросы, которые, на наш взгляд, никак не могут быть оставлены без внимания. Во введении к "Очеркам" совершенно правильно говорится о том, что "советская историческая наука впервые разработала историю отдельных народов СССР, историю Украины, Белоруссии, Прибалтики, Башкирии, а также народов Средней Азии и Кавказа" (стр. 43). Однако в отличие от предыдущих томов "Очерков" в рецензируемой книге история отдельных народов нашей страны отсутствует. Во введении говорится, что история отдельных народов за это время освещается в следующей книге, где будут изучены процессы, происходившие во второй четверти XVIII века (стр. 5). Но такое решение вопроса вряд ли правильно. Без истории народов окраин нельзя понять колониальную политику Петра I и получить ясную картину классовой борьбы в феодально-крепостнической России того времени. Нельзя согласиться с мнением авторов коллективной рецензии о том, что в "Очерках" впервые дано "широкое полотно крестьянских восстаний в России". О башкирском восстании в 1705 - 1711 гг. в главе о классовой борьбе только упоминается. Совершенно ничего не сказано о массовом крестьянско-казацком восстании на Правобережной Украине в 1702 - 1704 гг. и. др. К тому же следует указать, что глава о классовой борьбе лишена "введения" и "заключения", в чем она нуждается больше, чем какая-либо другая глава данной книги. Упоминая мимоходом о крестьянско-казацком восстании на Правобережной Украине в 1702 - 1704 гг. (в книге оно названо "Украинским восстанием Палия"), авторы - утверждают, что в ноябре 1702 г. одновременно со взятием повстанцами городов Немирова и Белой Церкви "войска гетмана Синявского были разбиты наголову" (стр. 480). Последнее не соответствует действительности. Сенявского (а не Синявского) и его войск не было тогда на Украине. 16 октября 1702 г. Самусь разгромил не войска Сенявского, а шляхетское ополчение Киевского воеводства, которое расположилось лагерем под Бердичевом. Польный гетман Адам Сенявский возглавил шляхетское войско, сбор которого закончился только в середине 1703 года. Лишь после этого войско Сенявского вторглось на Украину и потопило в крови крестьянское восстание.

В "Очерках" имеется и ряд других неточностей. Битва при Фрауштадте произошла в феврале не 1705 г. (стр. 484), а 1706 года. Авторы утверждают, что мир между Швецией и Россией не мог быть достигнут якобы "вследствие чрезмерных требований Карла XII" (стр. 487) в то время, когда царь Петр I соглашался "на умеренные условия". В действительности правящие круги Швеции, ее правительство и король вообще не хотели мира с Россией. В феврале 1707 г. шведский премьер-министр Карл Пипер и тайный секретарь Иозеф Цедергельм в беседах с императорским послом при главной квартире шведской армии графом Францем Людвигом фон Цинцендорфом с циничной откровенностью объяснили ему причины непримиримости шведского короля. Шведские захватчики не желали говорить ни о каких уступках России. Они хотели только диктовать ей свои условия и не в каком-либо другом месте, а только в Москве. Об этом писал не только один из руководителей русской дипломатии, Петр Шафиров, но и такой недруг России, как английский посол Чарльз Витворт. На стр. 492 указывается, что в конце августа 1707 г. Карл XII выступил из Саксонии с армией в 54 тыс. человек. Приведенная цифра (взятая авторами из "Журнала или поденной записки Петра Великого", ч. 1, стр. 145) представляется нам неверной, так как это неподтвержденные данные разведки, полученные русским командованием еще в середине мая 1707 года. Более правильной мы считаем цифру 44 тыс., которую принял Д. Бутурлин

стр. 113
(Военная история походов россиян в XVIII столетии. Ч. 1. Т. II. СПБ. 1820, стр. 139, 153) и ряд советских авторов: Е. И. Порфирьев (Петр I - основоположник военного искусства, русской регулярной армии и флота. М. 1952, стр. 158), Л. М. Лещинский (Военное искусство в начале XVIII века. М. 1951, стр. 42) и др. В "Очерках" не упомянут поход шведской армии в Слободскую Украину в начале 1709 г., целью которого было прорваться в Центральную Россию.

Некоторые факты о партизанской войне украинского народа против шведских оккупантов изложены нечетко, противоречиво. Так, например, об обороне гор. Мглина в одном месте утверждается, что гарнизон города состоял "из 300 солдат и значительного количества вооруженных крестьян" (стр. 495), в другом - сказано, что "Мглин защищался казаками и окрестными жителями" (стр. 498). Читателю остается неясным: были ли солдаты в Мглине или нет. Утверждение, что в Мглине были солдаты, опровергается адъютантом Петра I лейтенантом гвардии Ф. О. Бартеневым, который был в Мглине на второй день после боя. (Архив Ленинградского отдела Института истории АН СССР. Фонд "Бумаги Меншикова", карт. 9, N 234.) Неточно описана оборона Веприка. Осада Веприка шведами началась не в январе 1709 г., а в конце ноября 1708 г. и продолжалась больше 50 дней. Неправильно показаны силы защитников Веприка. В составе гарнизона не было полковника Орлова, который назван командующим (очевидно, имеется в виду подполковник Юрлов). Шведы штурмовали Веприк не до, а после подхода главных сил.

При описании обороны Полтавы не показаны героизм и патриотизм местного населения и активность партизанских отрядов. Цифры о количестве взятых в плен под Полтавой шведов, приводимые в "Очерках" (стр. 507), также извлеченные из "Журнала Петра Великого"), меньше, а русские потери больше, чем имеющиеся об этом данные в официальной "Обстоятельной реляции" о Полтавской битве, которые мы считаем более правильными ("Письма и бумаги Петра Великого". Т. IX, стр. 176). То же следует сказать и о количестве пленных у Лесной. Взятые авторами данные из того же источника расходятся с официальными данными, напечатанными в VIII томе "Писем и бумаг Петра Великого" N 2732.

Следует приветствовать тот факт, что в рецензируемом томе имеется широкий историографический обзор литературы рассматриваемого периода почти за два с половиной века - от первых десятилетий XVIII в. до наших дней. Однако авторы почему-то не отметили все то, что сделано в этой области историками Украины, Белоруссии, Прибалтики, Башкирии и т. д., хотя работы этих историков являются неотъемлемой частью советской историографии. Ничего не говорится об освещении в советской историографии таких важных проблем, как классовая борьба (исключая восстание на Дону в 1707 - 1708 гг.), роль народных масс в Северной войне.

В книге много повторений, неверных цифр и дат. Так, например, количество розданной дворянам дворцовой земли за один и тот же период указывается дважды в десятинах - 43 тыс. и свыше 506 тыс. (стр. 8 и 156) и третий раз в четвертях пашни - 338960 четвертей, что равно 169480 десятинам (стр. 189). Цифра "175000" розданных дворянам крестьян относится в первый раз лишь к первой половине царствования Петра I (стр. 8), а во второй - ко всему его царствованию (стр. 190). О количестве мануфактур в России в первой четверти XVIII в. в одном месте сказано, что было их около 200 (стр. 9), в другом - 178 (стр. 101), в третьем - около 180 (стр. 226). А в общем заключении говорится, что "за четверть века было создано 180 - 200 крупных промышленных предприятий" (стр. 766). Читателю трудно будет разобраться в этих разноречивых данных, особенно, если учесть, что в работах Е. И. Заозерской (она же автор раздела "Мануфактура"), П. И. Лященко, Е. В. Спиридоновой фигурируют другие цифры о количестве мануфактур, построенных при Петре I.

Тайная канцелярия была создана в 1718 г., а не 1717 г., как сказано на странице 408. Непонятно, почему в книге помещена карта персидского похода 1722 - 1723 гг. и нет карт других походов, в том числе и Северной войны.

Этих недочетов можно было бы избежать при более тщательном редактировании тома.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)