ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


М. ЭДВАРДС. ЗАПАД В АЗИИ. 1850 - 1914

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18 ноября 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




M. EDWARDES. The West in Asia. 1850 - 1914. London. 1967. 200 pp.

Буржуазные историки уделяли и уделяют немалое внимание колониализму, который они либо стремятся совсем отделить от капитализма, либо относят к пройденным стадиям в его развитии. Большинство из них (в том числе и автор рецензируемой книги) пытается представить колонизаторскую политику своего государства как цивилизаторскую в противовес колониализму других стран.

Провозглашая "новый" подход к проблеме колониализма, Эдвардс, однако, отнюдь не отказывается от традиционного для буржуазной историографии европоцентризма. Просто он предлагает историкам перенести свое внимание с колониальной администрации (такой, подход, пишет он, был характерен для довоенной историографии, что приводило к подчеркиванию недостатков и пороков колониальной политики) на вопрос о причинах и стимулах колониализма, которые он видит в техническом и научном превосходстве европейских государств. Существо концепции Эдварса, таким образом, состоит в том, чтобы скрыть главную и действительную причину колониалистской политики капиталистических государств, коренящуюся в самой природе социально-экономического строя капитализма.

Выступая как апологет английской колониальной политики, Эдвардс пишет, что "промышленная революция породила не только новые формы торговли с колониями и потребность в, обширных рынках, она создала новую физиологическую потребность - желание цивилизовать менее счастливые народы" (стр. 17). Игнорируя действительную историю колониализма, автор противопоставляет "гуманный" английский колониализм XIX в. старому колониализму XVIII в., преследовавшему единственную, цель - ограбление народов колоний. Борьба двух типов колониалистской политики продолжалась до середины XIX в., причем, как утверждает автор, Англия якобы была носительницей новых веяний, а старые порядки от-

стр. 171
стаивали другие колониальные державы (Голландия, Испания, Франция), в которых промышленная революция еще не завершилась.

Автор не приводит никаких подтверждений своему выводу. Что же касается утверждения, что у английской буржуазии появилась "физиологическая потребность цивилизовать менее счастливые народы", то достаточно привести свидетельство активного деятеля английской колониальной администрации в Индии Т. Б. Маколея, который писал: "Нечего пытаться просвещать народные массы. Но мы должны приложить все усилия, чтобы создать прослойку, которая могла бы служить посредником между англичанами и миллионами индийцев под их властью, прослойку - индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, взглядам, морали и складу ума"1 . Исторические факты убеждают нас в том, что в первой половине XIX в. колониальная политика европейских держав и США в Азии и Африке стала еще более жестокой, ограбление колоний еще более безжалостным и одновременно более интенсивным. Колонии стали рынками сбыта для изделий промышленности метрополий, в колониях началось железнодорожное строительство, тогда же, в середине XIX в., начался вывоз капитала в колонии.

Переходя ко второй половине XIX в., Эдвардс развивает мысль о том, что и в это время экономические мотивы колониальной экспансии не были определяющими в политике капиталистических государств. Большое значение приобрели соображения национального престижа, ибо, как уверяет автор, во второй половине XIX в., и в особенности в конце XIX в., "обладание колониями стало показателем международного статуса" (стр. 24).

Апологетика британского колониализма достигает апогея в разделе, посвященном процессам формирования крупнейших колониальных империй в Азии, в том числе и британской. Эдвардс вынужден признать, что уже на самой ранней стадии закабаления Индии "право политических решений там принадлежало исключительно короне, хотя захват Индии осуществлялся руками "частной" Ост-Индской компании" (стр. 21 - 22). Стремление к расширению границ британских владений в Индии автор оправдывает тем, что английские власти столкнулись "с необходимостью заполнить вакуум, образовавшийся в результате краха местной власти, а также с необходимостью покровительствовать британским торговым интересам" (там же). Разумеется, Эдвардс не пишет, что английские колонизаторы заполняли в Индии вакуум, который они чаще всего создавали искусственно сами.

Появление во второй половине XIX в. в Азии колониальных владений России и Франции, вступление в борьбу за колонии в последней четверти XIX в. Японии и Германии создали в этой части света весьма напряженную ситуацию, которая исследуется в рецензируемой работе довольно обстоятельно. Вступление Германии и Японии в борьбу за колонии автор расценивает как серьезный сдвиг в сложившемся в Азии соотношении сил. "Колониальные устремления новых агрессивных наций, - пишет он, - ...сделали неизбежной первую мировую войну" (стр. 81). Автор проводит мысль о том, что со стратегической точки зрения проникновение Англии в сопредельные с Индией страны было подчинено задаче обеспечения безопасности Индии: "Британская экспансия в Азии после 1858 г. была теснейшим образом связана с безопасностью Индии" (стр. 33). Однако при этом Эдвардс не показывает, что проникновение Англии в Иран, Афганистан, Бирму, Непал, Тибет, Среднюю Азию составляло самостоятельную часть английской политики и что речь шла не столько об обороне Индии, сколько об использовании последней как базы для развертывания дальнейшей колониальной экспансии. В своем стремлении создать вокруг Индии сферу зависимых от английского капитала государств Англия во второй половине XIX в. стала все чаще встречать растущее противодействие России, а позднее и Германии, Англо-русским противоречиям в Азии, и в первую очередь средневосточному участку этой схватки, в книге уделено много места. По мнению автора, лишь ошибки английской дипломатии толкнули Иран в середине XIX в. в объятия России (стр. 83). Суть концепции Эдвардса заключена в утверждении, будто "немаловажную роль в превращении Ирана в сателлита России сыграло нежелание Англии помочь Ирану в его войнах с Россией" (стр. 84). Автор поддерживает, таким образом, традиционную для английской буржуазной историографии концепцию, смысл которой состоит в утверждении, будто Англия в течение XIX в. не стремилась играть активную роль в международных отношениях на Среднем Востоке и ее политика в этом

1 См. "Новая история Индии". М. 1961, стр. 255.

стр. 172
районе целиком зависела от русской политики2 . Вслед за своими соотечественниками Р. Л. Гривз, Дж. Гренвиллом3 и П. Эвери Эдвардс пытается обосновать тезис о "защите Индии" и поэтому не видит ничего неестественного в том, что британское правительство и англо-индийские власти придавали большое значение Персидскому заливу, откуда "иностранная держава может угрожать морским коммуникациям Индии столь же эффективно, как и ее сухопутным путям через Боланский перевал" (стр. 85). Эта концепция уже была подвергнута критике не только советскими, но и буржуазными авторами4 .

В освещении истории англо-русских противоречий в Афганистане Эдвардс близок к П. Макрори5 . Он пишет, будто английское правительство допускало мысль о том, что Афганистан должен "находиться или в британской, или в русской сфере влияния" (стр. 93). Действительная точка зрения Англии на место Афганистана в международных отношениях была совсем иной. С исчерпывающей ясностью ее изложил еще в 1836 г. тогдашний английский посланник в Тегеране Эллис: "Афганистан должен рассматриваться как граница нашей индийской империи, и ни одна нация не может иметь с этой страной ни коммерческих, ни политических сношений"6 .

В заключительной части монографии, озаглавленной "Аспекты империализма", автор рассматривает роль идеологического фактора в образовании колониальных империй и обострении колониальных противоречий между великими державами. Он пишет, что официальная идеология служила "оправданию мотивов экспансии" (стр. 165). Каждое государство вырабатывало свою национальную имперскую идею. И в этом разделе книги автор не упускает случая выступить с оправданием британского империализма, утверждая, что в основу английской имперской идеи наряду с политическими, экономическими и стратегическими элементами были положены лозунги христианской морали и цивилизации (стр. 166). Имперские идеи "молодых" колониальных держав - Германии и Японии - были, напротив, абсолютно лишены какого бы то ни было "налета идеализма", и в их основе лежал только "экономический национализм" (стр. 175).

В заключение автор вновь возвращается к цивилизаторской концепции колониализма и даже утверждает, что "западный пример вдохновил азиатов на развитие собственного духа национализма" (стр. 180). Тем не менее он вынужден признать, что в конечном счете колониализм повсюду рождал ненависть и сопротивление народов.

2 Эта точка зрения сформулирована П. Эвери: "Англия в один прекрасный день вопреки своему желанию оказалась втянутой в эти события (имеется в виду попытка воспрепятствовать проникновению царской России в Иран в первой трети XIX в. - М. В.), в борьбу за Иран". P. Avery. Modern Iran. L. 1965, p. 16.

3 R. L. Greaves. Persia and the Defence of India. 1884 - 1892. A Study in the Foreign Policy of the Third Marquis of Salisbury. L. 1959; I. Grenville. Lord Salisbury and Foreign Policy. L. 1964.

4 См. Н. Н. Туманович. Организация военных союзов и блоков как средство английской экспансии на Среднем Востоке в первой половине XIX в. ("Труды" Института истории АН КиргССР. Вып. 1. 1955); С. В. Шостакович. Из истории английской агрессии на Ближнем и Среднем Востоке. Сколачивание британской дипломатией в первой половине XIX в. антирусского ирано-турецкого блока ("Ученые записки" Иркутского государственного пединститута. Вып. XI. 1955); Б. П. Балаян. Международные отношения Ирана в 1813 - 1828 гг. Ереван. 1967; K. S. Menon. The "Russian Bogey" and British Agression in India and beyond. Calcutta. 1957; R. K. Ramazani. The Foreign Policy of Iran. A Developing Nation in World Affairs. 1500 - 1941. Charlottesville. 1966.

5 См. P. Macrory. Signal Catastrophe. The Story of the Disastrous Retreat from Kabul, 1842. L. 1966.

6 "Correspondence Relating to Persia and Afghanistan". L. 1839, p. 13.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций