ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Физическое обоснование новых парадигм развития образования.

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 июня 2007
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Соломатина Н. Е.
АвторРУБРИКА:




Физическое обоснование новых парадигм развития образования.

Сегодня мы являемся свидетелями громадных структурных изменений в основополагающей дисциплине естествознания - физике. Ученые научились не отворачиваться от реально существующих, но не поддающихся научному объяснению явлений. Появились новые физические гипотезы, строящие более глубокую и объемную схему мироздания. Для математического моделирования пространства-времени, частью которого является человек, используется продвинутая математика, выводы которой человек не в силах осмыслить в доступный для восприятия опыт. Даже смелая фантастика не может угнаться за сложнейшей картиной многомерного, нелокального мироздания, которое рисует современного физика. Но и этого проникновения в суть миропонимания оказывается недостаточно, до сих пор нет формул, описывающих такие категории как жизнь; сознание, память или информация.
Однако сегодня в физическом толковании и философском осмыслении таких понятий, как жизнь, эволюция и цивилизация назрела острейшая необходимость. Еще в начале 70-ых годов ведущие ученые и общественные деятели из многих стран мира объединились для исследования и научного предвидения путей развития человечества в неправительственную организацию, получившую название "Римский клуб". Их выводы оказались неутешительны: в настоящее время человечество переживает глобальный кризис практически во всех сферах своего существования - от экологии до мировоззрения! Но кризис есть не только болезненное переживание от слома старого, это еще и рождение нового. Кризис означает изменение в направлении развития. Очевидно, что пришло время задуматься и обозначить те ориентиры, которые должны будут определять направление дальнейшего эволюционного движения человечества.
Цель этой работы обобщить достижения естествознания, осмысление которых поможет обозначить некоторые ориентиры в нашем дальнейшем развитии и показать, как новые цели, которые уже поставила перед нами жизнь, начинают менять ориентиры в образовании, в воспитании нового поколения.
Теория физического вакуума и математическое описание торсионных полей,( Шипов, Акимов) эфиродинамика (Ациковский), ритмодинамика (Иванов) а также голографическая Вселенная Дэвида Бома, и множество иных работ естественнонаучного характера дают нам картину мира, несколько упростив которую мы получим некоторую первооснову (эфир, физический вакуум и т.п.) всего сущего и информацию, согласно которой эта первооснова организуется в материю. Таким образом, информация и материя являются некой единой сущностью, несуществующей одна без другой. И несмотря на все усложняющуюся картину мироздания, для его построения достаточно всего трех «кирпичиков»: эфира, который несет в себе функции единого строительного материала для всех полей и элементарных частиц ( или амиров - "атомов" для элементарных частиц), информации, по который эфир организуется в сущее и энергии, обеспечивающей постоянное изменение, движение всего сущего во времени и пространстве. Наш мир представляется единой, континуальной волновой системой, наполненной энергией, в том числе и «непроявленной» - не рассеиваемым излучением с нулевой амплитудой, несущей информацию о себе в любую точку вселенной. Этот мир гораздо "шире" чем тот, который мы способны непосредственно воспринимать, так как предполагается наличие бесконечного числа пространств, существующих в одном и том же метрическом объеме, непознанным нами способом влияющих и организующих друг друга. Каждая точка пространства содержит в себе информацию о всей вселенной, то есть, как утверждает Дэвид Бом, вселенная организована по принципу голограммы.
Наименее всего осмыслены сегодня человечеством принципы информационной организации мироздания. Мы не в силах понять, что же такое есть информация, как она рождается и как реализует себя в пространстве - времени. На роль ее "носителя" и передатчика более всего претендуют торсионные поля, порождаемые поляризацией физического вакуума. ( можно ли назвать физический вакуум эфиром - вопрос открытый. Вполне возможно, что вакуум только одно из проявлений многослойного и бесконечного эфира, праматерии) Согласно Теории торсионных полей Шипова и Акимова каждый объект вселенной поляризует физический вакуум и эта поляризация сохраняется даже после удаления объекта, передаваясь во все точки пространства. Информация запечатлевается особым способом организации вакуума - торсионным полем, стремящимся воспроизводить самого себя на разным уровнях пространства-времени. То, что торсинное поле не имеет амплитуды и энергии, позволяет ему избегать энтропии, то есть оно не разрушается со временем.
Чтобы из первичного хаоса возникла вселенная необходимо было наличие некой первоидеи, согласно которой мироздание развивается во времени. Смыслом этого развития является рождение все более сложных систем. Более сложные системы всегда содержат в себе основную информацию о предшествующих им простых. Так зародыш человека в своем развитии проходит все стадии - от одноклеточного организма, затем рыбы,( у него появляются жабры) и далее до, представителя рода человеческого.
Чем сложнее система, тем быстрее она способна создать еще более сложную информацию. Потому для возникновения первых многоклеточных животных понадобились миллиарды лет, тогда как на создание разумного существа, ушли только сотни тысяч лет. Аналогию можно провести и с человеческой деятельностью: создание компьютера стало залогом стремительного ускорения прогресса в многих областях, например человечество подошло к расшифровке генома человека - сложнейшей задаче, решение которой стало возможно благодаря суперкомпьютору.
Вместе с нарастанием информационного обеспечения системы идет и увеличение ее энтропии. То есть получается, что рождение более сложной системы требует для себя дополнительной энергии, что ведет к увеличению хаоса вне этой системы. Этот процесс можно сравнить с работой скульптура - чем более утонченное изображение хочет он создать, тем безжалостнее должен он тесать камень, тем больше будет у него отходов.
Мы еще не осмыслили, что же есть отходы от рождения информации, также как не знаем, какая энергия идет на ее создание, как связано нарастание энтропии системы с усложнением информации, и что есть математическое моделирование этого процесса в пространстве-времени.
Энтропия не означает уничтожения, это скорее "выравнивание". Можно сказать, что через нее материя подготавливается для "усвоения" новой информацией - чтобы пищу проглотить, ее надо прожевать. То есть налицо круговорот материи, который ускоряется с появлением более сложных систем информации. Но не стоит этот процесс упрощать. Вселенная едина, то есть любой объект вселенной есть ее часть. И получается, что разрушая этот объект, мы одновременно вносим это разрушение во все, в том числе в самих себя. Сотрите в картине кусочек изображения и поменяется картина в целом. Таким образом, несоблюдение гармонии между созданием новой информации и увеличением энтропии во вселенной ведет к нарушению баланса. Наглядный пример здесь деятельность человека, который наряду с созданием более разнообразных и сложных систем перерабатывает громадное количество топлива, губит сложные биосистемы и так далее. Сегодня можно констатировать, что гармония нарушена, что та информация, которую создает человек, оказывается губительной для него самого. Но дело не столько в избытке, сколько в недостатке информации, нужной для организации в более сложные системы того хаоса, который оставляет человек после себя.
Очевидно, что вселенная не терпит деградации, процесс рождения и материализации все более сложной информации остановить невозможно. Появление мыслящего существа стало вехой на этом пути. Однако только способность существовать внутри этой вновь создаваемой информации, способность создавать информацию соответствующую вселенской гармонии, может уберечь человечество от участи превратиться в побочный продукт усложнения мироздания.
Что же такое информация. Кто ее создает и кто является ее потребителем.? Есть очевидный ответ - Бог, Создатель, но мы до конца не в силах постичь это. Известно другое - в Библии говорится, что человек создан по образу и подобию Бога. Вероятно имеется ввиду не внешнее сходство с всеобъемлющим и всепроникающим Господом, а способность человека к творчеству.
Согласно современным воззрениям, пространство можно рассматривать как информационную систему колоссальной емкости. Информация поляризует вакуум, и эта поляризация существует в пространстве бесконечно долго. Именно поляризация вакуума индивидом является физической основой нашей памяти, память существует в пространстве, а не запрятана где-то в голове. Сегодня такое легко представить на примере сотовой связи, когда мы можем ловить направленный нам сигнал, находясь в разных странах и даже континентах. Так и наш мозг вполне может быть «фильтром» легко подключаемым только к его собственной информации. То есть информация хранится в пространстве, но доступна только тому, кто на нее настроен. Хотя иногда ее удается «ловить» и другим – это случаи ясновидения, телепатии и некоторых психических расстройств, когда человек не только считает себя «Наполеоном», но и точно описывает события его жизни.
Как утверждал выдающийся английский нейрофизолог Карл Прибрам, человек мыслит образами, физически представляющими из себя голографические образования. Очевидно, что также "мыслят" и животные. Что, как не записанная в виде голограмм генетическая программа заставляет муравьев удивительно разумно действовать, птиц строить надежные гнезда, а младенца сосать грудь матери. Однако, в отличие от животных, человек способен не только овеществлять уже имеющиеся у него генетические программы. Он способен к созданию в своем мозгу новых образов, новых голограмм. Оглянитесь вокруг себя - если вы читаете эту статью не где-то в лесу или горах, то большинство предметов вокруг вас сначала было мыслью человека. То есть человек способен сам творить информацию или, по крайней мере, упорядочивать ее, преобразовывая в мыслеобразы, которые затем материализуются в нашем мире. Но только самая "сильная" информация, только та, для которой готовы подходящие условия, в конце концов, превращается в реальную материю или последовательность событий.
Избыток информации необходим чтобы заполнить все возникающие в процессе движения во времени "ниши" мироздания. Это похоже на естественный отбор, но наоборот: не от одного вида к изменению и разнообразию, а от бесчисленного количества вариантов к конечному их числу, когда реализуется только то, что находит для себя нишу. Постоянное же движение заставляет информацию приспосабливаться, все более усложняясь, так как овеществленной остается только самая совершенная, гармоничная ее часть.
Думается в творении информации, в создании еще более сложных систем, и есть главное предназначение человека и человечества. Любая информация, кем и зачем бы она ни была создана, остается во вселенной и имеет способность к овеществлению. Мы не знаем законов, которые управляют этим процессом. Мало того, мы не знаем и того, что же является информацией, воспринимаемой пространством. Ясно, что это не только та вербальная ее составляющая, с помощью которой мы способны общаться друг с другом, не наша наука или сложные машины. Значение имеет чувственный образ, символ создаваемой информации. Похоже, что для мироздания именно наши чувства, также имеющие в мозгу голографическое отображение, имеют более важное значение, чем не окрашенные эмоциями проекты зданий или содержание научных трудов.
Чем сложнее будущий организм, тем важнее для него существование после рождения рядом с себе подобными. Так, насекомое, вылупившись из яйца, способно самостоятельно реализовать все программы, заложенные в него генетически. Человек же становится человеком только существуя в обществе себе подобных. Мы знаем про трагическую судьбу детей Маугли, так и не сумевших стать полноценными людьми. То есть, чтобы стать человеком необходимо впитать информацию, накопленную и хранящуюся в человеческом обществе. Очевидно и то, что направленность и сущность этой информации будут управлять жизнью последующих поколений.
Если новая информация создается не на основе любви и стремления к гармонии, ее реализация привносит в жизнь разрушение и гибель ее создателям. Так и должно быть - мироздание отвергнет все, что не несет в себе гармонии. То, что создано человеком, тоже проходит подобный контроль. Причем значение здесь имеет не столько вербальная суть информации, сколько та чувственная составляющая, часто неуловимая и понимая только следующими поколениями. Но для человека нет ничего, что бы не было сопряжено с чувством, эмоцией. Даже если эта эмоция – скука, равнодушие.
Любая религия призывает человека нести в себе и сохранять всегда два чувства - любовь и веру. Можно сказать, что Бог хочет от нас информации, окрашенной этими взаимодополняющими чувствами. Разумно предположить, что только замешанная на чистой любви информация имеет ценность для мироздания, Вера же выполняет роль энергии, которая вкладывается в информацию, способствуя скорейшему ее овеществлению. К сожалению, кроме собственного душевного чувствования, у нас нет инструмента для оценивания возникающей информации на "чистоту". Отличить искреннюю любовь от жажды владения, веру от фанатизма, самопожертвование от неспособности принять новое бывает очень не просто.
Сегодня о необходимости соблюдения человечеством нравственных законов все чаще говорят представители естественных наук. Так, действительный член академии космонавтики В.Н.Комаров, выдающийся геофизик, руководитель центра геофизических прогнозов и наблюдений за окружающей средой, академик И.Н. Яницкий, делают вывод, что " Нравственность является антиподом энтропии. То есть нравственность - это энтропия с другим знаком, или негэнтропия, что, согласно второму закону термодинамики, означает порядок и жизнь, против смерти и хаоса, определяющих энтропию".
Игорь Яницкий - руководитель Центра геофизических прогнозов и инструментальных наблюдений за окружающей средой Минобороны РФ, кандидат геолого-минералогических наук, в прошлом нигилист и, по его выражению, "неверующий Фома", в настоящее время убежден, что каждый человек - неотъемлемая часть Мироздания - имеет свое конкретное космическое предназначение. В интервью корреспонденту еженедельника "Интерфакс ВРЕМЯ" он выразил уверенность, что "пренебрежение Законами Мироздания, безрелигиозность, неприятие нравственности и есть тот фактор обратной связи в системе "Человек - Земля - Вселенная - Высшее начало", который выражается в сегодняшних разрушительных геодинамических и технологических катастрофах. ( новые технологии № 34 (51) 2000г.
Однако очевидно и следующее: нельзя нравственность насадить сверху. Только внутренняя потребность человека в его любви к ближнему, в любви к Богу, как стремлении к вселенской гармонии, только удовлетворенность каждого индивида от соблюдения им нравственных законов, способны изменить общую направленность дальнейшего развития человеческого общества. Необходимо, чтобы нравственность стала основной составляющей той чувственной информации, которую впитывает человек с молоком матери, той информации без которой из ребенка не получится человек.
Эта задача чрезвычайно трудная, но нет иного способа противостоять разрушению и хаосу, который способен поглотить человечество, если мы и далее будем творить информацию, замешанную на воплощении животного принципа о выживании сильнейшего без уравновешения его принципом любви к ближнему. ( Библия всегда предупреждала человека о возможной победе "зверя", с которой начнется хаос и разрушение).
Мудрое мироздание создало нас таковыми, что истинное счастье доступно человеку только в любви. Мы всю свою жизнь ищем именно любви, стремимся к самореализации своих лучших качеств и способностей, как способа достижения гармонии с вселенной. То есть соблюдение нравственных законов есть первейшая потребность человеческого существа, но эта потребность входит в противоречие с необходимостью следовать принципу о выживании сильнейшего. Ведь мы являемся частью животного мира и выполняем все его законы. Потребность выжить заставила человека эволюционировать, научиться хозяйственной деятельности и построить ту жизнь, которую мы все наблюдаем. Но сегодня человечество достигло уже такого могущества, что имеет возможность реализовать свою потребность в следовании законам гармонии, способным дать нам настоящее счастье. То есть нравственное существование для человека есть не только суровая необходимость, но и способ стать счастливее. И это дает реальную надежду на изменение существующих сегодня ценностных ориентиров не благодаря запугиванию человека наказанием свыше - из страха человек никогда не сможет стать нравственнее. А вот потребности большинства населения всегда находят свое воплощение, хотя иногда человечество платит за это войнами и революциями.
Что же является той информацией, которую творит и накапливает человечество, тем главным багажом, который одно поколение передает другому? Конечно, это знания. умений и навыки, без которых немыслима сегодня человеческая жизнь. Все то, что передается человеку в процессе обучения и воспитания.
Но нельзя забывать, что любая информация складывается как из собственно знаний и умений, так и из отношения к ним человека. Именно наше чувственное восприятие окружающего мира формирует ценностные ориентиры, как отдельного человека, так и человечества в целом. Ярче всего эмоциональная составляющая проявлена в религии, традициях, искусстве.
Преобразованная в ряд мыслеобразов, информация несет то чувство, то отношение к миру, которое в конечном итоге формирует как отдельную личность, так и общую направленность, всему накопленному человечеством знанию, которое передается от одного поколения другому. И здесь с особой остротой встает вопрос об отношении человека к познанию мира и, через это, к миру вообще, к своему месту в мироздании.
Человек по своему определению обладает жаждой докопаться во всем до самой сути, он пытается помощью своего разума проникнуть в самую суть мироздания. Для маленького ребенка нет большего удовольствия, чем познание нового. И задача взрослого - помогать ребенку в его безудержном стремлении пропустить мир через себя, свои чувства, отразить его в своем внутреннем мире. И вот к услугам каждого ребенка мы предоставили возможность получить образование. Однако мы тут же поставили перед ребенком и другую цель - получить как можно больше знаний, чтобы затем ему легче было выжить в этом мире. И это сделало образование из прекрасного, полного радости, процесса в скучное и неприятное занятие. Мы даем ребенку необходимые умения, неплохой багаж знаний, но при этом формируем негативное отношение к познанию мира, а через это и отношение к миру в целом только как к "мастерской", в которой ему предстоит сделать определенную работу. Мир, познание которого не приносит радости, не жалко разрушать! Негативная чувственная информация тиражируется, неся с собой экологические, политические, нравственные и другие проблемы.
Однако человек по своей сути стремится к любви, гармонии, реализации себя в творчестве, а не к жизни по животным законам
Находясь внутри существующего сегодня отношения к миру и к самим себе, мы не способны объективно оценить нелепость своего положения. Но мы видим последствия этого положения через глобальные проблемы человечества, через ухудшение здоровья, неудовлетворенность жизнью, ощущение беспомощности, одиночество и другие болезни нашего времени. Уже сотворенная нами, чувственная информация стремится к самореализации, навязывая людям образ жизни, несоответствующий природе человеческого существа. Мы рубим сук, на котором сидим, но не способны понять этого, так как не видим дерево в целом.
Человек достиг небывалых успехов в логическом постижении мира. Но кроме способности к рациональному мышлению, только человек обладает и способностью к чувственному познанию, к отождествлению самого себя с окружающим, к очеловечиванию явлений природы и наблюдаемой действительности. Это свойство нашей природы нашло отражение еще в наскальных рисунках древних людей, и сегодня человеческая жизнь невозможна вне пространства культуры и искусства. В этом, а не только в способности к логическому постижению мира, есть наше отличие от животных. Человечностью называют нашу способность к любви и состраданию, а не возможность мыслить рационально.
Конечно, нет смысла отказываться от рационального познания мира. Но вот в чем ее высшая цель? Рациональная, дискурсивно-логическая деятельность может служить, как удовлетворению животной потребности захватить максимум пространства, защитить от посягательств свое место в жизни, так и целям создания гармонии, желанию творческой самореализации и следованию принципа любви к ближнему. От того, какая информация правит нашими умами, зависит и то, что за задачи ставим мы перед новым поколением в его познании мира.
Можно констатировать, что в безумной гонке за властью и покорением новых горизонтов мы утрачиваем способность наслаждаться жизнью, существовать в поле любви, мы перестаем быть гармоничной частью вселенной. То, что творит человек на земле, не только разрушает биосферу, но и самого человека лишает возможности быть по настоящему счастливым. . Мы уже обладаем миром от рождения, покоряем же мы только самих себя и себе подобных.
Сегодня перед человечеством встала задача научиться познавать мир по другому. Познание должно быть свободным, естественным, творческим. Человек должен постигать мир, открывая его бесконечную красоту и гармонию. Познание мира как его "прочувствование", несет в себе огромный заряд положительных эмоций, формирует отношение к миру, как к храму, наполненному живительной силой. Мы должны научиться использовать в процессе образования не только левое отвечающее за логику и рациональность, но и правое, отвечающее за чувства и целостность, полушарие головного мозга. Именно на этом пути нас ждут небывалые открытия, освоение поразительных возможностей человеческой психики.
Одним из первых шагов на пути к решению этой задачи может быть переориентация образовательной системы от принципа познания мира ради собственного выживания к образованию, как реализации потребности человека проникать в тайны мироздания. Мы должны научиться "очаровываться" гармонией мироздания, научиться давать детям возможность реализовать их чувственный потенциал в прекрасном процессе познания нового.
Будет слишком смелым утверждать, что совершенствуя методы образования можно разом разрешить проблемы, стоящие перед человечеством. Однако именно в этой сфере наметились возможности для исправления ситуации, Учителя сегодня, как никогда, озабочены повышением мотивации детей к учебе, а родители ищут школу, где бы их детям было комфортно и интересно. Не касаясь причин сложившейся ситуации можно смело сказать: сегодня школа ждет новых методов и подходов к образованию. Причем не только в России, но и во всем мире. Создалась ниша для реализации новой информации, и важно, чтобы проросла здесь самая совершенная ее часть.
Наверняка, где-то уже придуманы новые образовательные технологии и существует новая педагогика, которая реально открывает новые горизонты. Проблема в том, что эти методы изначально должны пройти период борьбы, когда их объявляют шарлатанством, экспериментами над детьми и так далее. Эти примеры у нас перед глазами: это, возможно, методы академика Бронникова или биоадекватное преподавание Н.В. Масловой. Достаточно и других примеров.
Действительно, мы пока не можем знать к чему приведет такая педагогика, насколько она безопасна. Но нельзя отрицать и то, что подобные методы порой отрицаются просто «по определению», так как старая система защищает себя, не давая пробиться новой информации.
Но есть и другие проблемы. Первая проблема – это недостаточное использование в педагогике достижений наук и человеке. Психология за 20 век сделала колоссальный скачок в своем развитии, что, однако недостаточно отразилось на педагогике. Педагогике просто стоит признать, что человека весьма непросто научить быть учителем. Даже наизусть выучивший учебник педагогики индивид, все равно имеет проблемы, психологические защиты, необязательно умен и имеет исключительно чистые помыслы.
Дело в том, что веками «Учителем» становился мудрейший из людей, лучший в своей профессии. (Даже у человекообразных обезьян именно вожак стада учит молодежь подросткового возраста премудростям жизни.) Звание «Учитель» всегда надо было заслужить. А сегодня у нас конвейер, штампующий педагогов. Да и не секрет, что идут в педагогику далеко не самые способные из абитуриентов!
Одной из задач современной педагогики может соединение педагогики с психологией с тем, чтобы реально исследовать, как качества педагога, в том числе его психологические защиты, а также возможный психотип, социотип влияет на педагогический процесс, на становление личности ученика. Поле для такой работы огромно! Должны проводиться социальные эксперименты и исследования, а сделанные выводы не должны быть «благостными». Первый шаг к рождению работающей педагогики в том, чтобы называть вещи своими именами!
Не менее важной задачей должно стать самое пристальное внимание к личностному потенциалу будущих и работающих педагогов. Почему нет семинаров личностного роста, регулярных индивидуальных встреч с психотерапевтами или психоаналитиками в практике педагогов? Почему, что такое коучинг, хорошо знают бизнесмены, а не педагоги! Неужели мы не имеем возможности сделать для педагогов доступной работу по личностному самосовершенствованию? Может быть, стоит даже проводить диагностику тех, кому доверяется самое дорогое, что у человечества есть – дети!
К сожалению, реальное воплощение этой идеи сверху в нашей стране, даже если и случится, вероятнее всего выльется в фарс, очередную показуху. Но даже и в таком виде это будет лучше, чем ничего. Может быть, самым положительным в этом аспекте станет интерес к личности педагога – это одно может значительно поднять престиж профессии!
Впрочем, как инициатива снизу процесс саморазвития учителей давно идет – передовые школы заказывают для себя семинары, посылают учиться учителей, осваивают на свой страх и риск новые, в том числе передовые и рисковые методы обучения. Государство же ограничивается тем, что вкладывает в образование деньги. Но нет смысла увеличивать финансирование, когда требуются структурные или ориентационные изменения.
Думается, ноосфера, предсказанная Вернадским и Шарденом, когда-нибудь расцветет! Вопрос в том, сколько до этого будет экологических кризисов, жертв, потрясений и осознаний. И отдельный вопрос – останется ли к тому времени наше государство и наша нация? При той рождаемости, что у нас сегодня, все может быть! Для увеличения рождаемости одних денег мало! Напротив, сам факт их получения женщиной снимает некую моральную обязанность с мужчин, делая еще более безответственным отцовство, которое и без того в России, вроде как добрая воля мужчины, а не обязанность. А женщина должна рожать ребенка радостно и спокойно, чувствуя себя под защитой. Даже в стаде животных молодых матерей и их детенышей охраняют, оставляя в центре стада. В человеческой природе еще сильнее потребность заботиться о потомстве! Быть родителем – великое счастье! Защищать и воспитывать детей, отдавать им себя, реализовываться в них, любить их – это самое главное, самое прекрасное, что может делать человек. И только уродливость нынешних ценностных ориентиров может лишать мужчин и женщин этого счастья. Вернуть эти ценности на место – тоже в какой-то мере задача педагогики! Может быть, этому поможет внимание государства к личности учителя, его ориентирам и жизненным ценностям, потребностям, мечтам и желанию самосовершенствоваться!






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)