ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Особенности адаптации учащихся 1 класса в зависимости от уровня школьной зрелости

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 21 апреля 2008
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Чупров Леонид Федорович
АвторРУБРИКА: Возрастная психология




Исследовался уровень школьной зрелости абитуриентов в 1 класс школы № 17 г. Черногорска в количестве 160 чел. по методикам Психодиагностического комплекса (ПДК) по Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Чупрову (1990). Особенности адаптации исследованы по результатам педагогической оценки на конец 2-й четверти и по динамике показателей корректурной пробы В.Я. Анфимова, экспериментально апробированных Л. И. Переслени (1979), на начало 2-й и 3-й четвертей учебного года.
Сравнительный анализ данных набора 1989 г. и 1994 г. показал, что изменения прослеживаются лишь по прогностической деятельности, где наличие у абитуриентов I и IIа типов в сумме снизилось с 45,1% до 38,6%, а количество детей со IIб типом увеличилось с 12,7% до 32,3%. Показатели по методикам Дж. Равена и словесным субтестам у представителей набора 1989 г. и 1994 г. не имеют существенных различий.
По результатам собеседования с психологом (по ПДК и беседе) и с педагогом (исследование начальных навыков чтения, письма, счета и решения логической задачи) все абитуриенты распределены по классам (прогимназический, экспериментальный, обычные и коррекционно-диагностические).
По педагогической оценке и академической успеваемости на начало 3-й четверти неуспеваемость по русскому и (или) математике выявилась у 13 учащихся (8,1 % первичной выборки).
В целом в период между 1 и 2 обследованиями по корректурным пробам произошло увеличение темпа работы с 235,3 до 355,9 знака. Ухудшение показателей внимания и работоспособности на начало 3-й четверти обнаружилось у 44,3 % первичной выборки.
Учащиеся прогимназического класса. При зачислении 25% детей имели I тип прогностической деятельности; На - 42,3%; IIб - 25%; III - IV - 7,7 %. Средний балл по методике Дж. Равена - 27,33 с дисперсией 8,47, по словесным субтестам - 16,21 балла с дисперсией 5,9. В этом классе неуспеваемость дали учащиеся с низкой успешностью при наборе по вербальным аналогиям. Корреляции с нарушением работоспособности у неуспевающих не выявлено. Всего неуспевающих выявлено 7,4 %. Учащиеся
экспериментального класса. Класс сформирован на 2/3 из воспитанников детского сада, где было начато двухгодичное раннее обучение. Треть учащихся - дети с высокими показателями по психологическим и педагогическим данным. По прогностической деятельности I тип выявлялся у 8,7% детей; IIа - у 21,7%; IIб - у 39,1 %; III - IV - у 30,5%. Средний балл по матрицам Дж. Равена -24,16 с дисперсией 14,36. Неуспеваемости в классе не
выявилось. По данным корректурной пробы у 64,7% подгруппы из детского сада и у 87,5 второй подгруппы отмечены нарушения отдельных свойств внимания. Балл по словесным субтестам - 15,73, с дисперсией - 4,7.
Учащиеся обычного класса. По прогностической деятельности I тип выявлен у 6,5% детей; IIа - у 34,78%; IIб - у 34,78%. Средний балл по матрицам - 22,94 с дисперсией 7,4. По словесным субтестам - 14,23 балла с дисперсией - 7,84. Нарушение работоспособности выявлено у 38,1% учащихся., У 9,5% учащихся нарушения работоспособности сочетались с неуспеваемостью. Всего
неуспевающих 10,2 %, все они при зачислении имели низкие результаты в вербальных аналогиях и в субтесте общей осведомленности.
Учащиеся коррекционно-диагностического класса. По прогностической деятельности I тип не выявлен; IIа - 15%; IIIб - 37,5%. Средний балл по матрицам - 18,79 с дисперсией 20,43. По словесным субтестам - 9,1 балла с дисперсией 5,8. Нарушения работоспособности и произвольного внимания выявлены у 40% учащихся, но сочетающиеся с неуспеваемостью лишь у 10%. Всего неуспевающих выявилось 15,2% от количества учащихся коррекционно-диагностических классов. Все они имели при зачислении низкий балл по субтестам в пределах 7,0-9,0, по матрицам также отмечались низкие результаты в пределах 17-22,5 баллов, что свидетельствовало о их незрелости к обучению.
Выводы.
1. Диагностика школьной зрелости по ПДК является наиболее эффективной и исключает грубые ошибки.
2. Неуспеваемость в прогимназическом и общеобразовательном классах выявилась у детей, зачисленных вне учета рекомендаций психолога (по требованию родителей).
3. В прогимназическом классе высокий уровень зрелости компенсирует нарушения работоспособности в экспериментальном нарушения работоспособности компенсируется сформированными навыками.

Литература:
1. Переслени Л.И. Анализ корректурной пробы в дифференциально-диагностическом аспекте // Дефектология. 1979. - с. 23-31

Публикуется по:
Бухаркина О. Г., Чупров Л. Ф. Особенности адаптации учащихся 1 класса в зависимости от уровня школьной зрелости /Актуальные проблемы подготовки специалиста в ВУЗе: Материалы III республиканских Катановских чтений. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1998. - С. 72-73.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)