ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

История, состояние и перспективы развития Черногорской психологической службы

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 21 апреля 2008
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Чупров Леонид Федорович
АвторРУБРИКА: История психологии




Первая практика психологической помощи в Хакасии зародилась в 1979 г. в школе-интернате г. Черногорска. Начальные шаги психологическая служба (ПС) делала под научным руководством ученицы Л.С. Выготского профессора М.С. Певзнер, а с 1988 г. ПС курируется доктором психологических наук Л.И. Переслени.
Те, кто начал работу по ПС на I этапе ее становления, были логопеды - выпускники дефектологического факультета Иркутского ГПИ, которым еще в студенческие годы, еще до встречи с М.С. Певзнер, сформировали навыки психодиагностики доценты В.А. Пермякова и Л.Г. Красовская. Со всего юга Красноярского края приезжали на проведение экспертиз и психологических исследований в Черногорск.
Центром ПС нашего города стала медико-педагогическая комиссия, которая оказывала и оказывает по сей день квалифицированную психологическую помощь учреждениям образования. Уже в 1982 г. опыт организации ПС был доложен на Всесоюзной конференции в Туле (Л.Ф. Чупров, 1982). В 1983-1984 гг. школьная ПС стала функционировать на базе школы № 19, где уже был накоплен опыт работы педагогического консилиума. Именно в этой школе были проведены первые исследования в Хакасии по шестилеткам и школьной зрелости. В школе-интернате исследования осуществлялись и после 1984 г., правда, эпизодически.
После открытия в 1988 г. в АГПИ кафедры психологии в Черногорске была создана группа исследователей для изучения школьной проблематики. В нее вошли М.А. Алешенцева, О.С. Козырская, Т.А. Фотекова, И.П. Чертыкова, Л.Ф. Чупров. Ими было проведено межрайонное (Черногорск, Абакан, Таштып) и заложено первое в Хакасии лонгитюдное исследование умственного развития детей. Опыт группы был обобщен при финансовой поддержке Черногорского горОНО и стал известен за пределами Хакасии.
С 1991 г., после открытия в АГПИ спецфакультета по подготовке практических психологов, в Черногорске начался II этап массового развертывания ПС, в которую влились выпускники Красноярского ГУ и Ростовского ГУ. Сегодня психологи работают в школах №№ 1, 5, 6, 13, 14, 16, 17, 18, межшкольном УПК, в ПТУ №№ 29, 83, в детском лицее "Гнездышко", в городской ПМПК, обслуживающей все остальные дошкольные и школьные учреждения. В 1994 г. организован "Телефон доверия" при молодежном отделе городской администрации. Непосредственно ПС обеспечивают 12 психологов, из них 2 кандидата психологических наук. ПС функционирует в тесном сотрудничестве с кафедрой психологии ХакГУ и ИКП РАО.
I и II этапы развертывания ПС в основном завершены. За 15 лет в Черногорске практическими психологами накоплен опыт обслуживания начальной школы, имеются наработки по контингенту среднего и старшего школьного звена, по пропаганде психолого-педагогических знаний. Осваиваются и внедряются новые информационные технологии (компьютерная психодиагностика в школе № 18). Опыт ПС Черногорска обобщен в 56 научных и методических работах, в 30 популярных статьях и интервью.
Каждая школа имеет особенности, отражающиеся в специфике задач и форм работы психолога. Задач много, очередность и глубина их решения зависят от конкретной ситуации в школе, уровня профессионализма психолога. Исследуется динамика развития учащихся, обучающихся по разным программам, сравнительная динамика развития учащихся про-и гимназических классов с классами выравнивания и педподдержки. Проводят семинары для педагогов и родителей по психологии общения, методическую помощь учителям в проведении коррекционных занятий. Ведут клубы старшеклассников по психологии и театральной педагогике, тренинги. Проводят индивидуальные консультации для учащихся, родителей и учителей с использованием психотерапевтических техник. Разрабатывают нормативы по методикам психодиагностики.
В настоящее время стоит вопрос разработки концепции развития ПС в городе как целостной системы, в которой все этапы работы с ребенком, имеющим особые проблемы (в развитии, поведении и школьной адаптации) были бы взаимосвязаны. Система может быть представлена в следующей цепи: = комплексное обследование = индивидуальная коррекционно-реабилитационная работа в условиях обучения = анализ и уточнение индивидуальной программы с рекомендациями и прогнозом развития ребенка =. В основу концепции заложены:
1) учет профилизации школы;
2) совершенство владения минимумом необходимых видов работы (диагностической, коррекционно-реабилитационной, психопрофилактической);
3) узкая специализация в одном из видов коррекционно-развивающей или консультативной работы;
4) расширение ПС через обслуживание внешкольных учреждений.

Литература:
Чупров Л.Ф. Психологическая служба в школах Хакасии // Психология учебной деятельности. - М., 1982. - С. 334-335.

Публикуется по:
Торгунакова Т. В. История, состояние и перспективы развития черногорской психологической службы /Актуальные проблемы подготовки специалиста в ВУЗе: Материалы III республиканских Катановских чтений. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1998. - С. 81-82.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)