ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК ФАКТОРА РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 22 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




О. В. Белоус

кандидат психологических наук, доцент Армавирского государственного педагогического университета

Тел.: 8-918-462-31-44

В статье рассматривается важность и возможность применения концепции осознанной саморегуляции (О. А. Конопкин) в целях реализации психологического потенциала педагога. Именно саморегуляция педагога как интегральная характеристика позволяет отражать, всесторонне анализировать и вероятностно прогнозировать педагогическую деятельность: осуществлять реальное поведение, реализовывать свой потенциал.

Ключевые слова: саморегуляция, субъект деятельности, психологический потенциал, регуляторный опыт педагога.

Одной из основных проблем становления полноценной, "социально здоровой" личности является задача нахождения личностью "своего" жизненного пути, реализации человеком своей субъектности и более полного раскрытия своего психологического потенциала. Исследование социально-психологических механизмов и факторов формирования жизненного пути личности в условиях трансформационных изменений в обществе поможет лучше понять, как происходит сознательное либо подсознательное моделирование личностью субъективной картины жизненного пути и ее реализация, а также определить условия формирования оптимальных для личности и социума моделей жизненного пути, самоактуализации и самореализации на современном этапе развития общества.

Психологический потенциал в отечественной науке понимается как:

- неиспользованные способности и умения;
стр. 88

- невыраженная активность, непроявленная инициатива [2].

Потенциал зачастую представляется либо арифметической суммой неких отдельных личностных или групповых характеристик, либо просто обозначается кодовым понятием "потенциал", включающим интеллектуальный, волевой, лидерский, эмоциональный потенциал и пр.

В свою очередь, изучение личности педагога, возможностей его самоактуализации, продуктивности и эффективности его профессиональной деятельности является одной из наиболее актуальных задач для современной психологической науки и практики. В отечественной науке традиционно большое внимание уделяется исследованиям личности субъекта педагогического воздействия, профессионально значимым личностным качествам педагогов и психологическим особенностям их деятельности. При этом многие авторы (Л. М. Аболин, С. В. Субботин, А. А. Реан, Л. М. Митина, А. А. Баранов и др.) отмечают, что профессиональное функционирование педагогов является эмоционально напряженным видом социальной активности и входит в группу профессий с постоянным присутствием негативно выраженных стрессоров. Хроническая эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности педагога требует от него наличия больших резервов самообладания, навыков саморегуляции и оказывает повышенные нагрузки на такое интегративное образование, как психозащитное и совладающее поведение.

Специфика педагогической деятельности в условиях общеобразовательной среды определяется дифференциальными признаками профессии типа "человек-человек" и в рассматриваемом ракурсе предъявляет повышенные требования не только к уровню профессионального мастерства педагога, но и к его психологическим возможностям саморазвития, самосовершенствования и саморегуляции.

Таким образом, именно сформированность механизмов личностной и профессиональной саморегуляции лежит в основе успешной педагогической деятельности. Более того, это одно из базовых условий реализации жизненных программ личностного саморазвития и профессионального самосовершенствования педагога.

В процессе осуществления саморегуляции субъект (учитель) выходит за пределы поставленных извне частных целей и задач, проявляя при этом способность быть устойчивым к неопределенности, самостоятельно ставить новые цели, определять средства для их достижения, моделировать и изменять внутренние и внешние условия, повышать резервные возможности собственной психики.

При этом имеющийся у специалиста опыт осознанной регуляции деятельности представляет собой определенным образом структурированную систему знаний, умений и переживаний, определяющую успешность деятельности и поведения и обеспечивает человеку способность быть субъектом деятельности и успешно управлять ею.

Концепция осознанной саморегуляции психической активности начала разрабатываться в отечественной психологии в 80-е гг. XX в. О. А. Конопкиным. Он предложил структурно-функциональный подход к процессу осознанного регулирования деятельности, который отражает внутреннее строение процесса регуляции. Саморегуляция психической активности понимается в данном подходе как системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей [1].

В исследованиях, проводимых в русле данного направления, были выявлены общие закономерности регуляторных процессов, психологические механизмы отдельных функций и всей системы саморегуляции в целом, возрастные и индивидуальные различия в саморегуляции, ее стилевые особенности (О. А. Конопкин, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий, В. Н. Обносов, Н. Ф. Круглова и др.).

Понятие саморегуляции в применении к человеку употребляется в настоящее время в нескольких значениях, что является результатом реальной сложности и универсальности самого процесса регулирования и приводит к необходимости различных подходов к изучению этого явления. По мнению О. А. Конопкина, "многогранность явления саморегуляции... создает предпосылки для изучения различных аспектов этого феномена на самых разных уровнях его проявления" [1, с. 251].

Значимость роли психической саморегуляции человека в его взаимоотношениях с реальным миром вещей, людей, социальных явлений и т. д. очевидна, особенно если принять во внимание, что жизнь человека есть бесконечное множество различных форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности.

От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности. Более того, все индивидуальные особенности поведения и деятельности определяются функциональной сформированностью, динамическими и содержательными характеристиками тех процес-
стр. 89

сов саморегуляции, которые осуществляются субъектом активности. Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции и реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т. п.

Произвольная активность (в широком смысле этого слова) направлена на достижение результата, а процессы саморегуляции - на обеспечение психическими средствами самого процесса достижения. Саморегуляция является не только средством реализации принятых программ достижения намеченных целей, но и служит коррекции этих программ и целей в ситуациях изменения внешних и внутренних условий. Следовательно, саморегуляция может осуществляться при условии, если индивид, кроме способности адекватно отражать и моделировать наличную ситуацию, обладает также возможностью преобразовывать собственную активность (внешнюю и внутреннюю) в соответствии с моделью предполагаемой измененной ситуации.

Саморегуляция понимается как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по постановке целей, а также по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами активности, направленными на достижение принимаемых субъектом целей.

Психологические механизмы осознанной саморегуляции любой деятельности, по О. А. Конопкину, представляют собой единую функциональную систему, а ее структуру (при всем разнообразии видов проявлений саморегуляции) представляют следующие функциональные звенья: цель деятельности, субъективная модель значимых условий деятельности, программа действий, система субъективных критериев достижения цели, оценка результатов и коррекция (на основе имеющихся субъективных критериев успешности деятельности). Информационная обеспеченность перечисленных звеньев саморегуляции определяет эффективность выполнения деятельности [1].

В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления саморегуляция может реализовываться различными психическими средствами (чувственные конкретные образы, представления, понятия и др.). Различается и уровень сформированности структуры саморегуляции в зависимости от возраста человека, его опыта работы. Принятая субъектом цель не определяет однозначно условий, необходимых при построении программы исполнительских действий; при сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения одного и того же результата и т. д. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, индивидуальных особенностей субъекта: от характеристик нервной деятельности до его личностных качеств, привычек в организации своих действий.

Продолжая исследование саморегуляции субъектной активности человека, А. К. Осницким разработана концептуальная модель регуляторного опыта человека, обеспечивающего субъектную активность. Регуляторный опыт (РО) представляет собой динамическую систему, включающую информацию о внешнем и внутреннем мире, полученную непосредственно-чувственным и опосредствованным путем, наполненную личностным смыслом и определяющую стратегию и успешность деятельности.

Регуляторный опыт имеет свою структуру, компоненты которой обеспечивают становление субъектности (ценностно-мотивационный, рефлексивный, привычная активизация, операциональный, коммуникативно-кооперативный или сотрудничество).

Ценностный компонент РО связан с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений, которые ориентируют усилия человека.

Рефлексивный компонент, накапливаемый путем соотнесения человеком знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире и самом себе с требованиями выполняемой деятельности и решаемыми при этом задачами, увязывает ориентировку с остальными компонентами субъектного опыта.

Привычная активизация предполагает предварительную подготовленность, оперативную адаптацию к изменяющимся условиям работы, расчет на определенные усилия и определенный уровень достижения успеха, ориентирует в собственных возможностях и помогает лучше приспособить свои усилия к решению значимых задач.

Операциональный компонент РО включает общетрудовые, профессиональные знания и умения, а также умения саморегуляции и объединяет конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей.

Коммуникативно-кооперативный компонент (сотрудничество) складывается при взаимодействии с другими участниками труда и способствует объединению усилий, совместному решению задач и предполагает предварительный расчет на сотрудничество [4].

Каждый компонент регуляторного опыта оказывает влияние на процесс осознанной
стр. 90

саморегуляции, но только целостность структуры обеспечивает развитие свойства субъектности [5].

Таким образом, саморегуляцию можно представить и как целостную, интегральную психическую и поведенческую характеристику человека, и как способность отражать, всесторонне анализировать и вероятностно прогнозировать свою деятельность: осуществлять реальное поведение, постоянно производить самоконтроль, самокоррекцию, самооценку действий исходя из принятых социальных эталонов и норм поведения. Следовательно, целостный анализ саморегуляции необходимо осуществлять в единстве содержательных, динамических и результативных характеристик.

Содержательные характеристики саморегуляции включают в себя:

1) целеполагание в реализации потребностей, мотивов, интересов, установок, отношений;

2) мировоззрение, убеждения, идеалы;

3) уровень притязаний, самооценку, систему социальных убеждений, социальную зрелость, уровень нравственного развития.

Результативные характеристики саморегуляции включают в себя анализ эффективности выполненной человеком деятельности как в ординарных, так и в экстремальных условиях.

Формально-динамические характеристики саморегуляции включают в себя анализ поведенческих признаков; силу, интенсивность, скорость, пластичность, стабильность, резистентность действий.

Критерием эффективности саморегуляции является успешность реализации человеком определенных функций, задач, решение которых является условием успешности жизнедеятельности любой системы. Задачи выражают определенную потребность самого человека или общества, поэтому функции саморегуляции можно разделить на психологические и социальные.

Итак, как уже было ранее показано, саморегулирование осуществляется как довольно сложный комплексный процесс, предусматривающий определенный уровень интеллектуального, нравственного развития личности, ее эмоционально-волевых и мотивационных компонентов. Процесс саморегуляции оказывается детерминированным и реальным опытом общения, взаимодействия с окружающей средой. Таким образом развитие опыта осознанной регуляции деятельности субъекта определяет успешность самореализации, адаптации, профессиональной деятельности в целом.

Регуляторный потенциал активности субъекта знаменателен тем, что может быть актуализирован, отрефлексирован и задействован человеком в процессе решения широкого круга задач (познавательной и учебно-профессиональной деятельности, профессионального роста, преодоления кризисных ситуаций и др.).

При наличии и активном совершенствовании у учителя системы саморегуляции возникает тенденция к более осознанному проявлению себя, пониманию себя как субъекта деятельности, в результате чего уменьшается конфликтность человека, повышается уверенность в себе, улучшается профессиональное самочувствие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Наука, 1980.

2. Ломов Б. Ф. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими // Как вести за собой. - М., 1982.

3. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции. - М.: Наука, 2001.

4. Осницкий А. К. Структура и функции регуляторного опыта в развитии субъектности человека // Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов / Под ред. В. И. Моросановой. - М.-Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКавГТУ, 2009.

5. Осницкий А. К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: Автореф. дисс. ... д.психол.н. - М., 2001.

METHODOLOGY SELF-REGULATION AS FACTOR AND PSYCHOLOGICAL CAPACITY OF A TEACHER

O.V. Belous

candidate of psychological sciences, senior lecturer of the Armavir State Pedagogical University

Discusses the importance and applicability of the concept of conscious self-control (O.A. Konopkin) to psychological capacities in tutor. amoregulacia teacher as an integral feature lets you refect fully analyze and predict the likelihood their pedagogical activities: conduct a real behavior, realize their potential.

Keywords: self-monitoring, actor, mental capacity, regulatory experience teacher.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)