ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ИНТУИЦИЯ И ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 08 сентября 2015
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Для интуиции типичны прежде всего внезапность (непосредственность) появления решения проблемы и свернутость мыслительного процесса поиска решения, когда осознается и остается в памяти не весь его ход, а лишь окончательный вывод.

Свертывание в значительной мере зависит от опыта исследователя, от степени развитости и натренированности его теоретического мышления. Обнаруживается следующая закономерность:

чем выше интеллект, тем большей свернутостью интуитивного процесса он будет отличаться. В частности (это показали исследования С.Л. Рубинштейна и его учеников), мера свернутости находится в прямой зависимости от такого свойства мышления, как способность к обобщению; другими словами, она является следствием по отношению к последнему и обусловлена им(1). Анализируя большой экспериментальный материал по решению учащимися математических задач, В.А. Крутецкий делает вывод о значении обобщения для возникновения интуитивной догадки, являющейся "ключом" к решению данной задачи: "В основе явлений внезапной догадки, "озарения" часто лежало обобщение -неосознанное применение общих способов действий (или отдельного приема), общих принципов подхода к решению, основанное на общности (порой самой отдаленной) различных математических объектов, схем, задач. При этом испытуемый не осознавал этого ни в момент "озарения", ни потом. Данная проблемная ситуация не встречалась в опыте испытуемого, но встречались сходные, похожие (пусть отдаленно схожие) моменты"(2). В целом надо иметь в виду, что обобщаются не только логические, рассудочные приемы мышления, но и ассоциативные, образные, различного рода аналогии и т.д. На основе этого

1 Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970; Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. N 3; Славская К.А. Мысль в действии. М., 1968.

2 Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.. 1968. С. 336.

стр. 177

обобщения в подсознании субъекта формируются системы интериоризованных умственных действий, позволяющие ему вести эффективный исследовательский поиск в проблемных ситуациях. Таким образом, в генетическом плане интуиция представляет собой широкое, динамичное обобщение опыта мышления.

Свернутость мыслительного процесса в интуиции и внезапность появления новой идеи органически связаны также и с внутренней речью человека. Она непосредственно включается, по нашему мнению, в процесс рождения и становления новой идеи.

Внутренняя речь, являющаяся генетически вторичной и производной от внешней речи, - это особый вид речевой деятельности, имеющий свои специфические особенности, отличающийся от других видов деятельности и состоящий с ними в сложных отношениях. Внутренняя речь, в отличие от внешней, являющейся речью "для других", есть речь "для себя" и "про себя". Отсюда и вытекают все ее особенности. В области синтаксиса эти особенности проявляются в известной сокращенности, свернутости, сжатости внутренней речи. Эти свойства возникают в результате употребления во внутренней речи предложений особой конструкции. По мнению Л. С. Выготского внутренняя речь состоит из одних только предикативных предложений: "предикативность является основой и единственной формой внутренней речи, которая вся состоит с психологической точки зрения из одних сказуемых"(3).

По мнению Б. Г. Ананьева во внутренней речи употребляются не только предикативные предложения, но и субстантивные(4). Все зависит от того, намечен, осознан предмет мысли или нет. Если предмет мысли известен, то внутренняя речь "предикативна", если нет-"субстантивна". Ананьев подчеркивает также процессуальность развития внутренней речи от первичных и малодифференцированных форм ("установка на наречие") до "внутреннего говорения" как завершающей фазы, максимально развернутой и приближающейся по своей структуре к внешней речи(5).

3 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. С. 3h4.

4 Ананьев Б.Г. Очерки по психологии. Л.. 1945.

5 Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.

стр. 178

А.Н. Соколов, проведя большое количество экспериментов по выявлению особенностей внутренней речи, также склоняется к тому, что внутренняя речь оперирует сокращенными формами слов, что для нее вполне достаточны намеки на слова, чтобы было ясно в чем дело. Он, в частности, писал: "По мере усвоения знаний и автоматизации соответствующих умственных операций необходимость во внешней вербализации ("проговаривание вслух") отпадает, и она заменяется редуцированной, сокращенной вербализацией - внутренней речью, являющейся основой так называемой "интериоризации" умственных действий - их выполнения во "внутреннем" (умственном) плане при максимальном сокращении, но все же не исключающим речедвигательных реакций(6).

Следующие особенности связаны с вопросом о форме слов во внутренней речи, об их составе и строении. Исследования свидетельствуют о сокращенности, фрагментарности, отрывочности слов во внутренней речи, об их свернутости. Фонетика внутренней речи сводится до минимума. Во внутренней речи никогда нет надобности произносить слова до конца. Л.С. Выготский подчеркивает: "Внутренняя речь есть в точном смысле речь почти без слов"(7). С точки зрения Б. Г. Ананьева, внутренняя речь оперирует не словами, а словесными образами (поэтому она и беззвучна), которые у разных людей выступают в форме слуховой (образ звукосочетания слова), двигательной (речедвигательный образ), зрительной (образ написанного или напечатанного слова) и в их сочетаниях. Следствием этой "образности" является так называемая "инициальность" внутренней речи, т. е. оперирование не с полным словом, а с образом начальной буквы слова. Причем свертывание слова может производиться не только в виде сохранения "инициала", но и в виде сохранения преимущественно "согласного состава слова". Гласные при переходе от слова к его внутреннему образу выпадают.

С отмеченными выше особенностями внутренней речи связана динамика поэтического интуитивного мышления и особое

6 Соколов А.Н. Элекгромиографический анализ внутренней речи и проблема нейродинамики мышления // Мышление и речь. М., 1963. С. 215.

7 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.,1956. С. 368.

стр. 179

"косноязычие" ряда поэтов. Внутренний словесный образ выступает, с одной стороны, как носитель определенного значения (будучи связанным с определенными словами), а с другой стороны, "как бы вбирает в себя смысл предыдущих и последующих слов, расширяя почти безгранично рамки своего значения"(8). Благодаря этому, поэтическая речь насыщается существительными и прилагательными, именами образов, но уменьшается число вспомогательных слов-связок между ними. Таковы стихи А. Блока ("Ночь. Улица. Фонарь. Аптека"), А. Фета ("Шепот сердца, уст дыханье,/Трели соловья,/Серебро и колыханье/Сонного ручья") и других поэтов.

Интересные мысли по поводу особого, специфического языка внутренней речи высказали Н.Н. Жинкин, ДА. Поспелов и В.Н. Пушкин. Н.Н. Жинкин предпринял попытку разработать учение о внутренней речи в свете некоторых проблем теории информации, считая, что эта речь обслуживается особым "языком", специальным "субъективным" кодом, который вырабатывается у человека в процессе выучки языку. Этот код является "предметно - схемным". Он непроизносим, в нем отсутствуют материальные признаки слов естественного языка, так как "заместителями словесных структур здесь выступают наглядные представления и схемы, которые предварительно были сформированы при помощи словесного синтеза"(9). Включая в состав внутренней речи отголоски интонаций, Жинкин также указывает, что в ней присутствуют и априори возникшие пространственные схемы, наглядные представления(10).

Примерно такую же идею выдвинули Д.А. Поспелов и В.Н. Пушкин, когда для обозначения внутренних, интуитивных процессов они вводят особый язык, представляющий собой совокупность информационных динамичных моделей различных элементов реальной проблемной ситуации(11)

8 Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. М.. 1982. Т. II. С. 350.

9 Жинкин Н.Н. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. N 6.

10 Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958; Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

11 Поспелов Д.А., Пушкин В.Н. Мышление и автоматы. М., 1972. С. 31-32

стр. 180

Большинство исследователей придерживается идеи о существовании двух фаз внутренней речи: внутреннего говорения (проговаривания) и собственно внутренней речи. Поскольку особенности первой фазы мы уже указали выше, рассмотрим теперь специфику "собственно внутренней речи". Для называния этой фазы используются и другие термины, проливающие свет на ее природу: "единство осознанного и неосознанного", "уровень общих смыслов", "этап перехода от значений к смыслам и наоборот" и др.(12). Осознавание обеспечивается словесными сигналами. Знаками, неосознаваемы же явления, относящиеся к образной или эмоциональной сфере, не получившие выражения в знаках. Итак, "единство осознанного и неосознанного" есть единство знаков, образов и эмоций. На "уровне общих смыслов" и "этапе перехода от значений к смыслам" тоже невозможно обойтись без эмоционального компонента, поскольку смысл - прежде всего отношение субъекта к явлениям, отражаемым им в образной или знаковой форме. Таким образом, внутренняя речь представляет собой сложное системно-упорядоченное единство знаков, образов и эмоций.

Важно отметить, что большинство выдающихся математиков и ряд физиков нашего века (Ж. Адамар, А. Эйнштейн и др.) мыслило с помощью особых индивидуальных знаков- образов внутренней речи, используя их как способ "наведения" на "озарение". Так, Ж. Адамар перекодировал задачи в систему точек и пятен неопределенной формы, а затем оперировал этими символами, расстояниями между ними, свободными пространствами. Только на заключительном этапе исследования начинали использоваться математические знаки. Эти особые индивидуальные системы знаков-образов формируются и развиваются на базе обобщения опыта решения тех или иных задач и зависят от специфики профессиональной деятельности человека. В частности, работу своей мысли при поиске истинных силлогизмов Ж. Адамар описывает следующим образом: "Если я должен думать о каком-нибудь силлогизме, я о нем думаю не словами - слова мне не позволили бы понять, правилен ли силлогизм или ложен, - а с помощью интерпретации, аналогичной интерпретации Эйлера, пользуясь, однако, не кругами, а какими-то пятнами неопределенной формы, так как для того, чтобы представлять себе эти

12 Ушакова Т.Н. Проблема внутренней речи // Вопросы психологии. 1985. N 2; Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

стр. 181

пятна, находящимися одно внутри другого, я не должен их видеть имеющими строго определенную форму"(13). В свою очередь, А. Эйнштейн при поиске решения той или иной проблемы использовал различного рода визуальные и двигательные (кинематические) знаки или образы(14). "Именно "наглядное созерцание" - подсознательное оперирование различного рода наглядными индивидуальными знаками-образами непосредственно способствует тому, что на суд сознания субъекта выносятся более или менее правдоподобные гипотезы, варианты решения проблем (примером может служить рассмотренная нами работа мысли Ж. Адамара при решении математических и логических задач). Да и этимология слова "интуиция" (intuitio - созерцание) прежде всего указывает на интуицию как наглядное созерцание.

Внутренняя речь оперирует семантикой, имеющей особый характер. Здесь происходит сгущение смысла: смыслы как бы вливаются друг в друга и, уплотняясь, влияют друг на друга. Именно благодаря наличию этих сгустков смысла - больших комплексов мыслей, во внутренней речи имеется возможность быстро сближать и сопоставлять различные группы мыслей, идей, а из сопоставления и обобщения их могут возникать внезапно в одно мгновение новые идеи.

Таким образом, интуитивный процесс "наведения на озарение" - это своеобразная реакция в подсознании субъекта индивидуальных систем знаков-образов внутренней речи на мыслительный акт поиска решения проблемы.

Важно подчеркнуть, что эти индивидуальные системы знаков-образов внутренней речи не гарантируют окончательной правильности, истинности интуитивных идей, поскольку результат интуиции носит вероятностный, ориентировочный характер.

13 Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.. 1970.

14 Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.. 1981.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)