ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА "СЛОВЕСНЫЕ СУБТЕСТЫ": УНИФИЦИРОВАННОЕ ОПИСАНИЕ, ОПЫТ ДОРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 24 апреля 2008
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Чупров Леонид Федорович
АвторРУБРИКА: Психические процессы




В данном сообщении освещается опыт экспериментальной доработки и практического использования в работе школьных психологов и сотрудников психолого-медико-педагогической консультации психодиагностической методики "Словесные субтесты" и приведена вся, имеющаяся на сегодняшний день и доступная библиография относительно данной методики за 20 лет работы над инструментом.
I. Унифипированное описание
(1) Словесные субтесты (другие названия: методика исследования словесно-логического мышления; вербальные субтесты; тест Р. Амтхауера, адаптированный Л.И. Переслени и Л.Ф. Чупровым - см.: Переслени, Мастюкова, 1989;. Переслени, Мастюкова, Чупров, 1989; 1990; Переслени, Чупров, 1989) [8; 9; 10; 11].
(2) Описываемая методика апробирована в экспериментальных и психодиагностических целях (Орлова, 1996; Чупров, 1988; Фотекова, 1993; Переслени, Мастюкова, 1989; Чупров, 1987; 1988; 1990а; 19906; 1993; Фотекова, Чупров, 1995;. Бухаркина, Чупров,1996) [2; 4; 7; 8; 9; 16; 17; 19; 20; 21; 22].
Методика внедрена в практику работы Черногорской психологической службы (Хакасия), республик Коми, Тува, Кемеровской, Кировской, Тамбовской области и др., включена в программу подготовки специалистов психолого-медико-педагогических консультаций (Розанова, 1995) [14].
(3) Предназначена для исследования особенностей словесно логического мышления детей младшего школьного возраста как отдельная психодиагностическая методика и как составная часть психодиагностического комплекса по Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Чупрову (1990) - при диагностике состояний задержки психического развития, умственной отсталости, общего недоразвития речи, для отграничения этих состояний от нормы. Методика может быть использована, как показывает опыт ее применения черногорскими психологами, для диагностики школьной зрелости (Бухаркина, Чупров, 1996) [2], для изучения динамики умственного развития младших школьников[17].
Первоначально были разработаны два варианта методики: полный (Переслени, Мастюкова, Чупров, 1989) [9] и краткий для экспресс-диагностики (Переслени, Чупров, 1989) [11]. На тувинском языке адаптирована полная форма (Монгуш, Чупров, 1993) [5].
(4) В основе методики лежат адаптированные для литовского языка Э.Ф. Замбацавичене (1984) первый-четвертый субтесты теста Р. Амтхауэра, пригодные для обследования младших школьников (норма, умственно отсталые и дети с сенсорными нарушениями) [3].
Исходная методика построена на психометрической основе, где каждая из 40 проб имеет свою оценку успешности в диапазоне от 1,9 до 3,0 баллов. Часть заданий в ней была ориентирована на знания литовских школьников. Ряд авторов, опубликовавших методику (Астапов, 1994. С. 148-151), заменили эти пробы, но при этом не изменили оценок проб и. не представили данных по апробации [1].
Э.Ф.Замбацавичене не учла возможности повышения результативности, при стимулирующей помощи (термин В. Л. Подобеда), т.е. при повторном предъявлении пробы: "Не правильно, подумай еще!". Именно этот показатель оказался более чувствительным для отграничения детей с задержкой психического развития от нормы и умственно отсталых, так как нарушения в регуляции познавательной деятельности, проявляющиеся в недостатках произвольного внимания, - один из центральных симптомов состояний задержки психического развития (Переслени, Мастюкова, 1989; Переслени; Мастюкова, Чупров, 1989; 1990; Чупров, 1987; 1988) [8; 9; 10; 19; 20]. «Словесные субтесты» - стандартизованный качественно-уровневый вариант психодиагностической методики, предполагающий производить оценку уровня развития в рамках исследуемых свойств мышления, а также производить патопсихологический анализ и интерпретацию, и оценку использования испытуемым стимулирующей помощи.
(5) Измеряет пять основных показателей:
• оценка успешности решения словесных субтестов в целом (в абсолютных или относительных цифрах);
• уровень успешности в соответствии с градацией, предложенной Т.В.Егоровой (1984);
• показатель успешности выполнения отдельных субтестов: I (общая осведомленность); II (классификация); III (аналогии); IV (обобщения);
• результативность, при первой и второй попытках (качественный анализ),
• соотношение успешности, в отдельных субтестах к сумме за все четыре субтеста (структурный анализ).
(6-7) Надежность и обоснованность методики показана в работах: Переслени, Мастюкова, Чупров, 1989; 1990; Переслени, Чупров, 1989; Фотекова, 1993; Чупров, 1987; 1988; 1990; 1993; 1997; 1999; 2000; Чертыкова, Чупров, 1995[8; 10; 11; 16; 21; 22; 23; 24; 25].
(8) Исследование дошкольников, записанных в первый класс, и учащихся первых-вторых классов индивидуальное. Для учащихся третьих (традиционная программа обучения) и четвертых (коррекционно-развивающая программа) классов может быть применена групповая процедура обследования. При обучении по продвинутым программам уже со второго класса, а при традиционном обучении с третьего-четвертого класса может быть использована групповая компьютерная процедура обследования.
Индивидуальное компьютерное тестирование показано учащимся первых-вторых классов, умственно отсталым детям, детям с коммуникативными нарушениями.
(9) Ошибки и затруднения могут возникнуть у практического психолога при нарушении процедуры индивидуального или; группового обследования из-за недостаточного владения методикой, из-за применения вариантов с дефектным описанием процедуры обследования или оценки результатов. В частности, в доступной нам литературе были обнаружены неточности в интерпретации результатов исследования по полной форме словесных субтестов (Мышление..., 1991) и неточности в процедуре исследования по двум (третьему и четвертому) субтестам краткого варианта («Ты...», 1994. С. 16-17) [6; 15].
(10) Приложения: бланк с пробами субтестов или компьютерная программа. Компьютерная программа для КУВТ-2 "Ямаха" под руководством Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупрова: на языке BASIC – С. В. Полудинцевым (1989), на языке ассемблер - А.А. Пережогиным (1992) [13].
(11). Варианты методики в доработках других авторов. По данным литературы (в основном на электронных носителях и в Интернете) к настоящему времени отдельные части методики «Словесные субтесты» получили свое самостоятельное существование в виде диагностических инструментов, включенных в психодиагностические батареи. В частности, есть «методика «Умозаключение» (Э.Замбацявичене, Л.Чупров)» (http://planetadisser.com/see/dis_187272.html). Этот инструмент, включенный в состав , как «Методика 4. Умозаключения. Данная методика (Э.Замбацявичене, Л.Чупров и др.)», включенная в состав батареи «Методика изучения зрелости детей, поступающих в школу», судя по представленному описанию, (www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=104&0a1=1243&0o1=0&0s1=0 ; http://www.babyblog.ru/user/zajchyk/cat/4119), может рассматриваться как самостоятельный диагностический инструмент.
В Интернете есть упоминание на «Методику исследования словесно-логического мышления (МИСЛМ) Л.И.Переслени, Е.М.Мастюкова, Л.Ф. Чупрова, 2002» (Актуальные вопросы психологии: Наследие и современность . - URL: http://cpep.by.ru/liter/liter.doc). Установить, что это за вариант посредством переписки не удалось, но такое написание трех фамилий встречается в публикациях исследований по программам Истоминой. См.: Гаврилюк С. В. О некоторых результатах работы по учебным пособиям Н.Б. Истоминой (http://portal.krsnet.ru/razdels/uchitelja/rmo/metod/nach/rez.htm) Цитата: «В конце первого класса была предложена работа по методике Л.И. Переслени Л.Ф. Чупровой, включающая задание на все три мыслительные операции…».
II. Стимульный материал «Словесных субтестов»
Полная форма методики опубликована (см.: Переслени, Мастюкова, Чупров, 1989; 1990а, С. 39-47, 52; 1990, С. 10-17; Психодиагностика особенностей …, 1990; Переслени, 1996; Чупров, 1988; 2001а; 2001б; 2003) [9; 10; 12; 13; 26; 27; 29].
Полная форма содержит 40 заданий, представленных в четырех субтестах.
Время обследования не ограничивается. Задания читает вслух экспериментатор, ребенок читает их одновременно про себя (плохо читающему ребенку лучше предъявлять пробы на слух).
При правильном выполнении пробы с первого раза - 1 балл, при решении со второй попытки (после стимулирующей помощи) - 0,5 балла.
При предъявлении отдельных проб во II субтесте имеют место некоторые варианты предъявления проб и их обработки, в зависимости от возраста испытуемого.
III.2. Краткий вариант субтестов
Стимульный материал краткого варианта "Словесных субтестов" опубликован (Переслени, Чупров, 1989; Переслени, Мастюкова, Чупров, 1990. С. 47-50; Переслени, 1996; Психодиагностика особенностей, 1990, с. 17-20; Чупров, 1990а. С. 13-15)[10; 11; 12; 13]. Этот вариант, согласно литературным данным, получил большее распространение. Применяется только в индивидуальном обследовании для экспресс-диагностики. В работе черногорских психологов он используется для диагностики школьной зрелости детей, поступающих в первый класс [2].
В краткий вариант включены следующие задания из полной формы: Субтест-I - пробы №№ 4, 3, 6, 8, 10; Субтест-II (все 10 проб); Субтест-III - пробы №№ 1, 2, 7, 8, 9; Субтест-IV - пробы №№1, 4, 6, 7, 9. Методика проведения обследования аналогична той, что и при работе с полной формой "Словесных субтестов". Предъявление заданий Субтеста-1 целесообразно при экспресс-диагностике начинать с пробы №4, а затем - №№3, 6 и т.д.
III.3. Процедура группового обследования.
Первоначально методика разрабатывалась для индивидуальной формы обследования. Как показал опыт использования методики, уже учащиеся третьего класса с традиционной программой обучения способны работать в групповом режиме обследования.
В этом случае, группе учащихся из пяти-семи человек раздают распечатку субтестов (тестовая тетрадь и бланк для регистрации ответов). Последним может быть небольшой лист бумаги, где учащийся сам на одной стороне запишет свою фамилию, инициалы и класс, в котором учится, а на другой, разделив ее на четыре сектора, проставит номера субтестов и проб в них (одна под другой): 0, 1,...., 10. Бланки можно заготовить заранее.
Инструкцию к Субтесту-1 прорабатывают следующим образом: "Сейчас все вместе выполняем нулевое задание: закончим недописанную фразу. "Кролик больше всего похож на ... (кошку, белку, зайца, лису, ежа)". На кого больше всего похож кролик? Отыщите это слово среди пяти подсказок". - Ответ: "На зайца". - Ответ правильный! Вот этот ответ и запишите у себя в протоколе в левом верхнем секторе (где расположено поле для субтеста) после цифры "0". Задание понятно? Теперь внимательно каждый молча, работая сам за себя, выполняет все задания одно за другим. Кто закончит все десять заданий, поднимет руку".
Экспериментатор по очереди подходит к каждому из обследуемых и просматривает ответы. Если среди ответов он обнаружит неправильные, то зачеркивает и предлагает подумать еще. Ответ, написанный рядом с зачеркнутым, засчитывается как вторая попытка.
Перед субтестом II экспериментатор объясняет порядок записи в протоколе: "Ответ субтеста II записывается следующим образом: слово-ответ (-) объяснение". У учащихся третьего класса при групповой процедуре ограничений в субтесте II нет.
Инструктажи перед субтестом III и субтестом IV аналогичны инструктажу перед Субтестом-1. Время на выполнение субтестов не ограничивается.
Собранные протоколы обрабатываются аналогично протоколам индивидуального обследования. Правильный ответ в первой попытке - 1 балл, во второй попытке - 0,5 балла, если оба ответа зачеркнуты - 0 баллов.
III.4. Вариант для исследования младших подростков. Разработан Л. Ф. Чупровым, экспериментально апробирован (Чертыкова, Чупров,) [18].
III.5. Вариант для исследования детей дошкольного возраста. Разработан Л.Ф.Чупровым [28] и экспериментально апробирован совместно с С.А. Вершининой (данные пока не опубликованы).
IV. Обработка и интерпретация
При обработке результатов для каждого ребенка подсчитывают как суммы баллов по первой и второй попыткам для отдельных субтестов, так и общую сумму баллов для всех четырех субтестов.
Оценка успешности (ОУ) определяется по формулам:
для полной формы: ОУп = X * 100% : 40;
для краткого варианта: ОУк = X * 100% : 25, где X - сумма баллов, набранная за все четыре субтеста (см. Переслени, Чупров, ;Чупров) [].
Для варианта, рассчитанного на детей дошкольного возраста. используют формулу:
ОУд = X * 100% : 10. В нем предусмотрены пробы только на классификацию (I субтест – 5 проб) и обобщения (II субтест, соответствующий IV субтесту краткого варианта, - 5 проб).
IV. 1. Полная форма (общий анализ)
В первой публикации по методике представлены среднегрупповые показатели успешности выполнения субтестов (по: Переслени, Мастюкова, Чупров, 1989. С. 37) [9] детьми с нормальным и задержанным развитием. Различия между группами соответствуют уровню значимости p < 0,01 (по критерию Стьюдента). Приведенные данные показывают отчетливое увеличение осведомленности (в рамках Субтеста-I) и успешности решения заданий на обобщение (Субтест-IV) у нормально развивающихся второклассников (восьми-девяти лет) по сравнению с первоклассниками (семи-восьми лет); при этом особенно выражено увеличение среднего балла за решение задач на установление аналогии: с 6,6 до 7,4. У детей с задержкой психического развития отмечается не только сниженный, по сравнению с нормой, средний балл за выполнение словесных заданий в целом, но и значительно меньшее число выполненных проб на «аналогии» и «общую осведомленность» [9].
Для нормально развивающихся детей восьми-девяти лет в 45% случаев характерен четвертый уровень успешности, а в остальных - третий уровень. Если ребенок семи-восьми лет выполняет менее 50% заданий (набирает менее 20 баллов), то можно считать, что уровень развития у него словесно-логического мышления ниже, чем в норме (с вероятностью ошибки, равной 5%). На сниженный уровень умственного развития у ребенка восьми-девяти лет может указывать выполнение им менее 65% заданий.
IV.2. Качественный (патопсихологический) анализ и интерпретация.
В исследованиях Л.Ф.Чупрова (1988) [20] и Т.А.Фотековой (1993) [16] приведен анализ вклада дополнительных попыток в общую успешность решения заданий "Словесных субтестов". При всех имеющихся различиях в выборках из приведенных в статье данных наглядно видно, что у детей с задержкой психического развития при стимулирующей помощи результативность выполнения задании повышается на 19,8-20,8%, что, в первую очередь, объясняется меньшей устойчивостью произвольного внимания у детей этой категории в сравнении с нормально развивающимися [23].
В процессе работы с методикой выявлена еще одна качественная особенность - импульсивность ответа. Она может проявляться в одном из двух вариантов:
1. Ребенок, не дослушав до конца пробу, выдает правильный ответ, но, выслушав полностью все пять слов-стимулов, допускает ошибку. Этот вид импульсивности ответа, подмеченный нами (Чупров, 1987), вероятно, объясняется тем, что у ребенка, помимо собственно импульсивности, низок объем кратковременной памяти [19].
2. Обычно выявляется при повторном обследовании, при сравнении протоколов. Часто практический психолог объясняет это как "регресс", но вероятно, в первом обследовании ребенок либо угадывал ответ, либо давал импульсивный ответ, но он не был замечен экспериментатором.
Кроме того, при хорошей степени заполнения протокола индивидуального обследования, экспериментатор может зафиксировать сами неправильные ответы и произвести анализ данных уже, как четырех патопсихологических методик ("Выделение существенных признаков", "Классификация понятий", "Словесные аналогии", "Обобщения").объясняются тем, что его задания являются самыми трудными для решения учащимися начальной школы. В обоих вариантах он имеет самый низкий вес в общей шкале интеллектуальных способностей .
IV.3. Структурный анализ
Выполнение словесных субтестов на третьем и втором уровнях успешности не позволяет сделать однозначный вывод о наличии или отсутствии отклонений в развитии словесно-логического мышления. Для ответа на этот вопрос полезно определять количество решенных аналогий (Переслени, Мастюкова, Чупров, 1989. С. 38) [9]. Согласно приведенных данных в этой статье, дети с задержкой психического развития уступают нормально развивающимся учащимся как в количестве решенных аналогий, так и в качестве их решения (в сумме набранных баллов в первой и второй попытках) почти в два раза.
В настоящее время нами ведется работа по углублению структурного анализа применительно к группам детей с социально-бытовой запущенностью, умственно отсталых и детей с речевыми нарушениями.
Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с первым уровнем успешности и лишь в единичных случаях со вторым уровнем. Для ребенка семи-восьми лет успешность, соответствующая второму и первому уровням, может быть обусловлена наличием отклонений в умственном развитии (задержка психического развития, общее недоразвитие речи, умственная отсталость), а также социально-бытовая и педагогическая запущенность, природу которых необходимо уточнить с помощью дополнительных клинико-психолого-педагогических методов обследования. Подобная трактовка имеет силу только для указанного возраста и для детей, обучавшихся в школе.
Дети 6,5-7 лет, поступающие в школу, не справляются с большинством из проб краткого варианта "Словесных субтестов". Если ребенок при поступлении в школу выявляет успешность в пределах третьего уровня (1.7-17,5 баллов) и выше, то он зрел к школьному обучению по любой из программ.
Заключение
Как уже отмечалось нами ранее (Переслени, Мастюкова, Чупров, 1989. С. 39), для определения уровня умственного развития целесообразно использовать набор методик, позволяющий установить степень сформированности словесно-логического и наглядно-образного мышления, в сочетании с методикой, выявляющей особенности познавательной деятельности в условиях прогнозирования последовательностей двух элементов, при опоре на клинико-физиологические данные о состоянии эмоционально-волевой сферы. В частности, часть из этих задач выполняет, разработанный нами, психодиагностический комплекс - ПДК (Переслени, Мастюкова, Чупров, 1990), включающий методику исследования особенностей прогностической деятельности "Угадайка" (Переслени, Подобед, 1982); модифицированные цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена (Розанова, 1978) и варианты "Словесных субтестов" [9].
Следует предостеречь пользователей от использования методик, входящих в ПДК, описанных другими популяризаторами, а не авторами методик или самого ПДК. К примеру, в доступной нам литературе мы не встретили технически правильного во всех отношениях описания методики "Угадайка".
По словесным субтестам имеется достаточная литература и в ней, в частности, можно обнаружить то, что не вошло в рамки данного описания. Ее гораздо больше, чем представляется на первый взгляд, поскольку, нередко методика включается в различные разработки без ссылок на авторов, например, Шахова И.П., М.А. Брагина М.А. педагогическая практика /Методические рекомендации для студентов III курса (специальность психология). - Пенза, 2003.
(http://mnepu.sura.ru/Student/psichologia/met/met_pedagogitescaja_practica_.htm ), или или "Методика определения уровня развития детей 6-9 лет" (http://www.child-psy.ru/tests/213.html). Последний источник вообще имеет много привнесений. О неточностях, привнесениях и явных ошибках в методике, обнаруженных в книгах Астапова, Левченко, Римских и др. читайте в работе Чупров, 2006 [30].
В то же время, в значительном количестве работ внешних авторов, работавших с этой методикой, содержится богатейший экспериментальный материал, обработать и описать который потребуется значительное время.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: МПА, 1994. 216 с.
2. Бухаркина О.Г., Чупров Л.Ф. Особенности адаптации учащихся I класса в зависимости от уровня школьной зрелости // Актуальные, проблемы подготовки специалиста в ВУЗе: Материалы Ш республиканских Катановских чтений. Абакан: Изд-во ХГУ, 1996.- С. 72-
3. Замбацавичене Э.Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей // Дефектология. 1984. №1. С. 28-34.
4. Методики исследования интеллектуальной сферы личности школьников (методические рекомендации) / Сост.: Л. Ф. Чупров.-Абакан; АГПИ, 1990.- 56 с.
5. Монгуш Р.Д., Чупров Л.Ф. Опыт разработки экспериментальной методики исследования особенностей вербального развития детей с тувинско-русским двуязычием // Вопросы совершенствования подготовки учителя в ВУЗе: Материалы I республиканских Катановских чтений). Абакан: АГПИ, 1993. С. 154-156.
6. Мышление. Словесные субтесты // Программа исследования детей на готовность к школьному обучению. М., (без указания изд-ва и года издания: ориентир. 1991). С. 9-13.
7. Орлова Л.В. Что такое - интеллектуальная пассивность? // Начальная школа. 1996. №7. С. 26-28.
8. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии. 1989. №1. С. 55-62.
9. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Особенности словесно-логического мышления младших школьников в аспекте диагностики интеллектуальной недостаточности // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1989. Том 89. Вып. 3. С. 35-39.
10. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). Абакан: АГПИ, 1990. 68 с. – Электронная копия: / Л.И. Переслени, Е.М., Мастюкаова, Л. Ф. Чупров // Единое окно [Электрон. ресурс] / Электронная библиотека системы федеральных образовательных порталов. - М.: ФГУ ГНИИ ИП Информатика, 2008. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=54106&p_rubr=2.2 - 22.04.2008. - / Л.И. Переслени, Е.М., Мастюкаова, Л. Ф. Чупров // Психологический журнал Леонида Чупрова [Электрон. ресурс] / Персональный сайт на Narod.ru. - 2008. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/pdc1.html - 22.04.2008.
11. Переслени Л.И., Чупров Л.Ф. Определение уровня развития словесно-логического мышления у первоклассников // Вопросы психологии. 1989. №5. С. 154-157.
12. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. - М.: Когито-Центр, 1996. - 70 с.
13. Психодиагностика особенностей словесно-логического мышления младших школьников (методические рекомендации и компьютерная программа) / Авт.-сост.: Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров. Абакан: АГПИ, 1990.- 28 с.
14. Розанова Т.В. Программы подготовки специалистов для ПМПК. ПсихологическиеА основы диагностики и коррекции. // Дефектология. 1995. №4. С. 82-89.
15. Ты меня понимаешь?: Тесты для детей 5-7 лет с рекомендациями психолога / Сост.: Васильева Т.В. Под ред. Гулиной М.А. С.-Пб.: Акцидент, 1994.- 30 с.
16. Фотекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи при задержке психического развития у младших школьников: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М.; 1993. 17 с.
17. Фотекова Т.А., Чупров Л.Ф. Лонгитюдные исследования в практике работы психологической службы школы // Актуальные проблемы подготовки, специалиста в педагогическом ВУЗе: Материалы II республиканских Катановских чтенийл В 2-х томах. - Абакан: Изд-во ХГУ, 1995. Т. 2. С. 14-15.
18. Чертыкова И.П, Чупров Л.Ф. Особенности словесно-логического мышления учащихся младшего подросткового возраста // Актуальные проблемы подготовки специалиста в педагогическом ВУЗе: Материалы II республиканских Катановских чтенийл В 2-х томах. - Абакан: Изд-во ХГУ, 1995. Т. 2. С. 16-17.
19. Чупров Л.Ф. Особенности произвольного внимания и познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1987. №6. С. 17-22.
20. Чупров Л.Ф. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1988. 17 с.
21. Чупров Л.Ф. Особенности интеллектуальной недостаточности у младших школьников с задержкой психического развития из разных социально-педагогических условий обучения и воспитания // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей. М.: АПН СССР, 1990. 4.2. С. 310-311.
22. Чупров Л.Ф. Региональные аспекты использования вербальных заданий в психологической диагностике // Вопросы совершенствования подготовки учителя в ВУЗе: Материалы республиканских Катановских чтений).- Абакан: АГПИ, 1993. С. 99-101.
23. Чупров Л. Ф. Методика «Словесные субтесты»: опыт доработки и применения // Журнал практического психолога. - 1997.- № 4.- С. 24-41.
24. Чупров Л. Ф. Чудесная триада - ПДК // Психологическая газета (ИМАТОН). - 1999. - № 11. - ноябрь. - С. 24-25. Режим доступа: World Wide Web. URL: (http://nsk.vspu.ac.ru/pap/pg.htm ).
25. Чупров Л. Ф. Особенности интеллектуальной недостаточности у младших школьников с задержкой психического развития из различных социально-педагогических условий // Журнал практического психолога. - 2000. - № 10-11. - С. 184-192.
26. Чупров Л. Ф. Стандартизация методики диагностики уровня умственного развития первоклассников (Словесные субтесты) // Психолог в школе. - 2001.- № 1-2. - С. 51-62;
27. Чупров Л. Ф. Стандартизация методики диагностики уровня умственного развития первоклассников (Словесные субтесты) // Журнал практического психолога. - 2001. - № 3-4 март-апрель. - С. 51-62.
28. Чупров Л. Ф. «Словесные субтесты»: вариант для обследования детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду. – 2002. - № 1. – С. 60-69.
29. Чупров Л. Ф. Психодиагностический набор для исследования интеллектуальной недостаточности у детей младшего школьного возраста (краткое практическое пособие для психологов по использованию диагностической батареи). - 2,6 авт. л.; табл., рис. / Л. Ф. Чупров // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. - М.: OIM.RU, 2000-2003. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=359. - 02.09.2003.
30. Чупров Л. Ф. Методики исследования вербального развития детей: сравнительный анализ методик Э. Ф. Замбацявичене и "Словесных субтестов" //Психологическая диагностика. – 2006. - № 1. – С. 86-109.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)