ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


КООРДИНАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ И ВЫСОКИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 09 сентября 2012
АвторОПУБЛИКОВАЛ: КООРДИНАТОР
АвторРУБРИКА: Школы психологии




Мирошник И.М. КООРДИНАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ И ВЫСОКИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Вестник физиотерапии и курортологии, №1, 2012.

Центр комплементарной психологии и ЛОК-терапии, г. Харьков, г. Москва


РЕЗЮМЕ
Раскрыты основные теоретические принципы Координационной парадигмы развития и Системы психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи (СПК). Представлены научно-практические результаты применения СПК на этапе санаторно-курортной реабилитации. Показано, что Координационная парадигма развития и Система психологической координации с обратной связью являются методологическим и методическим базисами инновационных технологий ЛОК-терапии и других высоких гуманитарных технологий рекреативной психологической помощи.

SUMMARY
THE COORDINATIONAL PARADIGM OF DEVELOPMENT AND HIGH HUMAN TECHNOLOGY. The basic theoretical principles of the
Coordinational paradigm of development and the System of psychological coordination with a motivational feedback effect (SPC by I.M.Miroshnik)
are opened. Scientifically and practical results of application the System of psychological coordination at a stage of sanatorium and SPA rehabilitation
are presented. Shown that the coordinational paradigm of development and the psychological coordinational system with feedback are the
methodological and methodical bases of innovative technologies POC-therapy by I.M.Miroshnik and E.V.Gavrilin, and other high human technology of
recreational counseling.

ВВЕДЕНИЕ. Санаторно-курортная отрасль становится сегодня одной из ведущих отраслей современной экономики Украины. По оценкам отечественных и зарубежных экспертов в период 2014-2018 гг. в мире произойдет новый скачок, связанный с VI технологическим укладом. В период текущего, V-го технологического уклада важную роль играют телекоммуникации, электроника, компьютеры, интернет, малотоннажная химия. Отраслями VI технологического уклада, в соответствии с прогнозами проектирования будущего, станут нанотехнологии, биотехнологии, новая медицина, полномасштабные системы виртуальной реальности и др. По нашему мнению, определяющее значение будут иметь основанные на междисциплинарном подходе, так называемые «высокие гуманитарные технологии» (ВГТ), которые интегрируют естественнонаучные, гуманитарные и информационно-технологические области знаний: биотехнологии, нанотехнологии, физиологию, психологию, социологию, теорию управления и др. с использованием методов научного, инновационного и технологического развития. ВГТ смогут обеспечить повышение качества и продолжительности жизни, улучшение состояния здоровья, рост физических,
эмоциональных, интеллектуальных и креативных возможностей человека, при сохранении его самоидентичности и высокой адаптивной пластичности. Продуктивной силой биологической, социальной и духовной эволюции станет рекреация, развитие и самоосуществление личности человека. В обществе постиндустриального демократического персонализма личность не является эпифеноменом экономического процесса, но есть воплощение органичного единства необходимости и свободы общественно-исторического развития. Позитивные достижения индустриального общества будут интегрироваться в культуре высшей, личностно-ориентированной общественной системы.
Путь преодоления современного глобального экономического кризиса - «целенаправленный перевод антагонистических противоречий между природной, социальной и духовной сущностью человека в синергические, когда социальное есть способ оптимальной организации природного с целью развития духовного начала в человеке» [17].
В условиях глобального мирового кризиса фундаментальное значение приобретает разработка технологий персонализированной медико-психологической реабилитации, рекреации, оздоровления и развития личности человека как важнейшего дефицитарного ресурса нового витка эволюции. Не случайно министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев, говоря о новых подходах в философии развития Крыма, подчеркивает, что «санаторно-курортная - одна из самых наукоемких, прибыльных и перспективных отраслей в рекреационном комплексе мира. Президент Украины Виктор Янукович, - отмечает А.Лиев - дал «зеленый свет» в реализации Стратегии, которая предусматривает расширение законодательных возможностей АРК, создание мотиваций для привлечения масштабных инвестиций» [6 ].
Санаторно-курортная отрасль становится сегодня одной из ведущих отраслей в новом мире и одновременно отраслью инновационной экономики VI уклада. Высокая инвестиционная привлекательность санаторно-курортной отрасли Крыма создает благоприятный инновационный климат, в том числе для внедрения ВГТ. «Поиск и реализация возможных моделей модернизации оздоровительной системы, – отмечает профессор Н.Н.Каладзе, – одна из ключевых задач современной курортной и восстановительной медицины» [4].
Радикальные сдвиги в реабилитационной медицине, рекреации и, следовательно, в повышении качества и продолжительности жизни, которые могут быть достигнуты в Украине, существенно изменят будущее и послужат катализатором для позитивных социальных перемен.
Очень многое из того, что определит наше будущее в мировой экономической системе VI технологического уклада, решается именно сегодня. Разработка и внедрение высоких (личностно-ориентированных) технологий рекреации, оздоровления и развития помогает решить задачу модернизации экономики в период становления VI технологического уклада. Для стран, не обладающих стратегическими запасами мировых ресурсов нефти и газа, модернизация экономики в период становления VI технологического уклада - это не только вопрос экономической выгоды или национальной безопасности, но вопрос самого существования страны в стремительно изменяющемся мире.
Однако реальная ситуация сегодня на постсоветском пространстве остается сложной и неопределенной. Тенденции «управляемой эволюции», которые мы рассмотрим ниже, вызывают трансформацию социальной ситуации развития и проявляются в значимых изменениях личности взрослого и ребенка. Как подчеркивалось в докладе вице-президента РАО, академика Д.И.Фельдштейна, с одной стороны, отмечается рост самосознания, самоопределения, критического мышления современного человека, его интенсивное эволюционное саморазвитие, а с другой, – прослеживается его неуверенность, напряженность, тревожность, снижение его адаптационных возможностей.
Отмечается возрастание нервно-психических и соматических заболеваний. Происходят знаковые изменения ментальности, ценностных ориентаций, изменения в когнитивной и эмоционально-личностной сферах человека при объективно и субъективно нарастающей межличностной отчужденности и отчужденности взрослых от мира детей [22]. В этих условиях кардинального изменения общей ситуации развития возрастает значение проблемы человека и его здоровья, воспитательной и социокультурной деятельности, актуальной становится задача создания высоких гуманитарных (личностно-ориентированных) технологий психосоматического, психосоциального, духовного оздоровления и креативного развития личности. Формирование постиндустриальной персоналистической культуры здоровья основывается
не на доминировании личности над обществом и государством или наоборот, а на динамической координации взаимодополнительных (комплементарных) ценностей личности-общества-государства. Поэтому сохранение личностного потенциала становится проблемой государственной безопасности [10]. Высокие гуманитарные психотехнологии персонализированной медико-психологической реабилитации и оздоровления должны учитывать закономерности индивидуализации-социализации, социального взросления и акмеологического развития личности.

ВЫСОКИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЛИ «УПРАВЛЯЕМАЯ ЭВОЛЮЦИЯ». Сегодня общепризнано, что эффективность медицинской реабилитации больных различных нозологических групп в значительной мере зависит от включения в общую систему реабилитации специальных программ, корригирующих психическую сферу пациентов. Однако в настоящее время применение на санаторно-курортном этапе реабилитации тех или иных методик из чрезвычайно широкого и разнородного арсенала средств психологической помощи носит несистемный, постмодернистский, т.е. эклектический и фрагментарный характер, что, на наш взгляд, обусловлено отсутствием
теоретически обоснованной методологии. В современных условиях при оказании психологической помощи на курортном этапе реабилитации
важно понимать, что разработанные в совершенно других культурно-исторических условиях психокоррекционные и психотерапевтические
методы не могут давать ожидаемый положительный результат, ввиду того, что за последние 30 лет, как отмечалось выше, фундаментальные изменения претерпели психика, морфология, мировоззрение и личность пациента: ребенка и взрослого. В новых культурно-исторических условиях кардинальных изменений, происходящих в мире, - глобального экономического кризиса индустриализма и трансформаций социальной системы свободного рынка - в общественном сознании происходит парадоксальное смешение и отождествление взаимоотрицающих, нескоординированных взглядов и представлений о человеке и мире, например, диалектической теории развития и
теории равновесия, диалектико-материалистических и неопозитивистских учений, биологизаторских (психоанализ Фрейда, бихевиоризм и др.)
и экзистенциально-гуманистических (феноменологических) направлений, что, на наш взгляд, может быть диагностировано как синдромология глобального кризиса мировоззрения и утраты самоидентичности Человека. Такая дискоординация мировоззрения обусловлена отсутствием инновационной методологии, отвечающей вызовам времени [15].
По мнению некоторых ученых на роль такой методологии претендуют методы «управляемой эволюции», призванные изменить не столько
мир, сколько самого человека. Журналы «Science», «Nature» в первое десятилетие XXI века регулярно публикуют статьи и сообщения в
области нейрогенетики и эволюционной психологии человека и высших приматов, подчеркивая тем самым фундаментальное мировоззренческое значение открытий в этой отрасли знаний. Клонирование животных и человека, генная диагностика и терапия, модификация социального поведения человека нейрохимическими препаратами и некоторые другие «достижения» современной науки постепенно привели к тому, что «человек будущего», которого часто называют постчеловеком, видится многим современным ученым как
существо, которое утратит видовую идентичность. Как отмечается в книге «High Hume (биовласть и биополитика в обществе риска)»: «Развитие современных генных технологий создает технологические и социокультурные предпосылки для нового цикла приведения генетической конституции Homo sapiens в соответствие с социальными условиями техногенной цивилизации. … «Технологии манипулирования сознанием (изменения социокультурного кода) и технологии изменения генетического кода являются одновременно
технологиями управляемой эволюции. С момента их возникновения человечество оказывается перед очередной точкой эволюционной
бифуркации – коренным изменением господствующей формы и механизмов глобально-эволюционного процесса» [23].
Так называемые «High Hume технологии», основанные на субординационном принципе развития и теоретической модели «управляемой эволюции», рассматривают Человека не как субъекта, а как объект субординирующего воздействия, то есть как суггеренда, реципиента, приемника, объекта психогенетических трансформаций. Для этого используют психотехнологии управления, манипулирования сознанием как своеобразную науку подчинения человека чьим-то желаниям и требованиям, минующим, как правило, сознательный контроль со стороны объекта воздействия. Эти информационно-технологические, психогенные, психоаналитические, гипносуггестивные методы субординации, включающие также нейролингвистическое и психосоматическое программирование, подпороговые воздействия (передачу и неосознаваемое восприятие определенной информации) и т. п. рассматривают личность человека как объект управляемой эволюции и могут быть определены точнее как «High Anti-Hume» - высокие антигуманные технологии. High Anti-Hume технологии таят в себе угрозу деперсонализации и утраты человеческой идентичности, особенно, если при их разработке и применении избыточная степень свободы AntiHume-технологов не ограничена системой нравственных, ценностных приоритетов, выработанных в истории человеческой культуры.
Очевидно, что субординационный принцип развития в так называемой «управляемой эволюции» может оказать и уже оказывает
разрушающее, катастрофическое воздействие на самоидентичность Человека. Вместе с тем, необходимо отметить, что некоторые из перечисленных выше технологий уже широко применяются в медицине, психологическом консультировании и психокоррекции для осуществления лечебных, реабилитационных и психокорригирующих воздействий. Так, например, в Украине и других странах СНГ вплоть до последнего времени одним из основных методов психологической помощи на курортном этапе реабилитации была гипносуггестивная психотерапия с применением методик потенцирования и опосредования лечебных процедур, разработанная еще в советский период в
харьковской психотерапевтической школе (И.З.Вельвовский, А.Т.Филатов и др.). Методологической базой такой психотерапии является симптоматический подход и принцип субординации, определяющий отношения врача (суггестора) и больного (суггеренда), которые основываются на имитационных действиях пациента, как пассивного субъекта, то есть репродуктивном воспроизведении
психотерапевтических образцов, заданных врачом, например, конкретных формул самовнушения. При разработке этих групповых методов решалась задача реабилитации, оздоровления человека как коллективного биосоциального существа в условиях стабильной социальной системы. Сегодня эти методы не отвечают вызовам времени. В настоящее время для рекреативной психологической помощи (РПП), в том числе на курорте, актуальной становится задача восстановления самоидентичности человека, продуктивных координационных механизмов его развития. Реабилитация, рекреация (восстановление), повышение сущностных сил личности человека осуществляется в системе природной, социальной и духовной координат ее бытия-сознания, пространства-времени. Новый этап эволюции, характеризующийся возрастанием свободы выбора, требует создания инновационной методологии, качественного изменения общепризнанной
субординационной (диалектической) парадигмы развития и перехода к новой - Координационной парадигме развития.
Получившие распространение в последнее время «High Hume», которые иногда неправомерно называют «высокими гуманитарными технологиями» (а правильнее их называть «High Anti-Hume» - высокие антигуманные технологии), на наш взгляд, также не могут решить задачу проектирования будущего, ввиду отсутствия действительно высокой гуманитарной методологии, включающей философско-психологические, мировоззренческие проблемы, с учетом кардинальных изменений роли субординационных и координационных
механизмов в биологической, социальной и духовной коэволюции. Напротив, инновационные (личностно-ориентированные) технологии, основанные на координационном принципе развития, в соответствии с которым личность человека является не объектом, а субъектом биологической, социальной и духовной эволюции, могут быть определены как действительно высокие гуманитарные технологии, обладающие мощным терапевтическим, рекреационным и развивающим эффектами.

НОВЫЙ ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ. Диалектический путь развития, основанный на принципе субординации, закономерно ведет к разрушению гармонии мира и человека. Напротив, развитие по принципу селективной динамической координации комплементарных противоположностей — путь к гармонии. Мощным фактором этого гармоничного развития выступает мотив координации — стремление комплементарных противоположностей к согласованному взаимодействию. Этот амфотерный (двуединый) мотив координации — в сущности есть абсолютный мотив эволюции, определяющий гармонию развития. Равно как и наоборот, мотив эволюции - есть стремление к единству и координации (согласованности) комплементарных противоположностей, порождающих новые продуктивные амфотерные образования. Как показали
наши многолетние исследования [7,8,9,11,12,13,14], потребность и способность селективной динамической координации гармонических противоположностей имманентна ребенку, то есть органически присуща человеку; ее утрата в процессе социализации (под воздействием мотива субординации, ингибирующего творческую активность) приводит к дискоординации - нарушению гармонии в трех онтологических измерениях: природном, социальном и духовном. Восстановление способности селективной динамической координации, например, с помощью разработанных нами высоких гуманитарных психотехнологий становится мощным фактором оздоровления, рекреации, гармоничного развития личности.
Сегодня, в условиях перманентного системного кризиса, есть все основания полагать, что гармоничное поступательное развитие, основанное на принципе динамической селективной координации и самокоординации — есть норма и единственно возможное решение задачи достижения синергии мира и человека, а так называемая «управляемая эволюция» по принципу субординации — тупиковая ветвь «развития» или, точнее сказать, инволюции человека, ведущая к его самоуничтожению. Поэтому в отличие от действительно Высоких гуманитарных технологий, основанных на принципе координации, субординирующие методы «управляемой эволюции», фактически направленные на самоуничтожение Человека, мы определяем как «High Anti-Hume» - высокие антигуманные технологии.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС ВГТ. Координационная парадигма развития и Система психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи И.М.Мирошник являются методологическим и методическим базисом высоких гуманитарных технологий Личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии (ВГТ ЛОК-терапиии) И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилина и других инновационных технологий рекреативной психологической помощи (РПП) и рекреативной эстетической психокоррекции (РЭП), которые успешно применяются в персонализированной медико-психологической реабилитации, рекреации, оздоровлении и творческом развитии личности [12,13,14,15,16,17]. С позиций новой Координационной парадигмы, развитие способов и форм селективной динамической координации и самокоординации определяет возникновение качественных изменений, новых системных свойств и, соответственно, более совершенных способов и форм природной, социальной и духовной жизнедеятельности (принцип эволюции способов и форм селективной динамической координации и самокоординации). Чем более совершенны способы и формы селективной динамической координации, чем активнее селективная самокоординация вида, общества, государства, тем выше скорость эволюции [13,14,15,16]. В новой парадигме
развития координация является динамической, а субординационные механизмы управления гармонично дополняют координационные, выполняя стабилизирующую и консервативную функции. В классической диалектической парадигме, наоборот, развитие выражается в принципе субординации, а координация рассматривается как метафизическая, функциональная, сепаратистская, статическая. Эта субординационная, по сути, парадигма развития была использована в классификации наук академика Б.М.Кедрова, по мнению которого в эволюционных процессах тенденция движения от координации к субординации наиболее полно выражает идею развития. В новой парадигме развития, наоборот, идею развития наиболее полно выражает тенденция движения от субординации к динамической координации.

КООРДИНАЦИЯ СТАТИЧЕСКАЯ ИЛИ ДИНАМИЧЕСКАЯ? Напомним, что в системном анализе координация традиционно рассматривается как статическая, сепаратистская, функциональная, свойственная системам с более низким уровням организации. Так, в классификации систем выделяют внешние (случайные) связи, связи координации и связи субординации, при этом вокруг категории связи группируется вся проблематика, специфическая для системного подхода. С точки зрения теории систем традиционно различают неорганизованную совокупность, неорганическую систему и органическую систему. Неорганизованная совокупность характеризуется отсутствием
существенных черт внутренней организации. Свойства совокупности совпадают с суммой свойств частей, взятых изолированно. Связи носят внешний, случайный характер, целостные свойства отсутствуют, совокупность лишена системного характера. Неорганическая система имеет только структурные связи, только связи координации (взаимодействия элементов), отсутствуют управляющие (субординационные) механизмы. Зависимость между неорганической системой и ее элементами менее жесткая, поэтому основные свойства частей определяются их внутренней структурой, а не структурой целого, элемент зачастую активней целого. Элементы координационной системы обладают самостоятельным значением и внешней зависимостью друг от друга. То есть в рамках традиционного системного подхода связи координации внутри целого не вызывают коренных качественных преобразований частей, поэтому части способны к самостоятельному существованию. А с усложнением организации активность все больше передается от частей к целому, т.е. целое более активно, чем части.
Устойчивость обусловлена стабильностью элементов. Органические системы имеют не только структурные, но и генетические связи, имеют не только связи координации, но и связи субординации, обусловленные происхождением одних элементов из других, возникновением новых связей. То есть развитие обусловлено именно наличием субординационных механизмов. Органические системы имеют особые управляющие (субординационные) механизмы, через которые структура целого воздействует на характер функционирования частей
(например, деятельность мозга, высшая нервная деятельность, психическая деятельность и т. д.). Основные свойства частей определяются закономерностями, структурой целого; части лишены способности самостоятельно существовать; элементы подсистем функционируют
вероятностным образом и имеют определенное число степеней свободы. В системном анализе с усложнением организации и самоорганизации активность передается от частей к целому, то есть возрастает значение и роль субординационных связей в развитии.
Если обратиться к холистическому подходу в гештальтпсихологии, то очевидно, что базовое положение гештальт-теории о том, что закономерности и структура целого определяют свойства частей, а целое больше, чем их сумма, является одновременно базовым положением системного анализа, в котором ведущую роль в органических системах играют субординационные связи и, следовательно, принцип субординации. Но тогда вызывает недоумение, каким образом «новоявленная» на недавно прошедшем международном форуме
«Dynamic Coordination in the Brain: From Neurons to Mind» [25] идея динамической координации в мозге, которой (также как в наших более
ранних работах) придавался характер новой научной парадигмы, представляется с позиций гештальт-теории, основанной, как мы показали
выше, на субординационном подходе. Nonsense? Динамическая координация в мозге, основанная на гештальте — это субординация.
Данный парадокс возник потому, что сама идея координации в мозге подрывает и без того слабый, особенно в динамическом аспекте,
методологический фундамент гештальтпсихологии (читай структурализма). Как отмечал выдающийся отечественных психолог А.В.Запорожец: «В противоположность гештальтистам, которые объясняют ортоскопичность общим законом структуры, следовало бы сделать обратное и показать, что именно правильное видение, объединение отдельных впечатлений в соответствии с определенным предметом, есть основа целостности восприятия» [3; с.58]. Таким образом, на примере крупнейшего и очень авторитетного международного форума «Dynamic Coordination in the Brain: From Neurons to Mind» [25] мы в который раз наблюдаем столь свойственное современной науке необоснованное отождествление и некритическое смешение традиционно противоположных методологических подходов, закономерно порождающее дискоординацию мировоззрения и, как следствие, дискоординацию общественного сознания.
Напомним, что структурная психология (гештальтпсихология), абсолютизирующая идею целостности или структурности психики, является
базовой в современном мировоззрении структурализма, основанном на противопоставлении Структуры человеку и истории (т. н. концепция «смерти человека»). Это мировоззрение, как известно, было подвергнуто острой критике со стороны представителей экзистенциализма, персонализма и феноменологии, как антигуманистическое течение в философии. Как мы отмечали выше, современные технологии, обеспечивающие передачу и неосознаваемое восприятие определенной информации, например, некоего независимого от воли и сознания человека гештальта, рассматривают личность человека как объект управляемой эволюции и могут быть определены как «High AntiHume» - высокие антигуманные технологии. Подчеркнем еще раз, что High AntiHume - таят в себе угрозу деперсонализации и утраты человеческой идентичности. Тем самым мы показываем, что попытка пересмотреть традиционную точку зрения, т. е. определить координационные связи как ведущие в мозге и психике, не может носить конвенционально-прагматический характер, то есть характер некоего «соглашения» (конвенции) группы авторитетных ученых, но требует полного пересмотра, методологического обоснования и фундаментального изменения общенаучной, мировоззренческой парадигмы. В противном случае будут возникать неопределенные ситуации и недоразумения, например, в той же преподавательской практике уважаемых зарубежных профессоров, так как в настоящее время в подавляющем большинстве учебных пособий деятельность мозга, психическая деятельность рассматриваются как процесс управления, организованный, соответственно, как система управления с ведущей ролью субординационных связей.
Система управления, как известно, представляет собой совокупность объекта управления и управляющей системы. Таким образом, с позиций системного подхода в органических системах определяющую роль выполняют субординационные связи, и принцип субординации является принципом развития, определяющим появление новых системных качеств и свойств, повышение степеней свободы, усложнение организации и самоорганизации. Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему в многочисленных теоретических моделях развития и организации деятельности мозга, психики гораздо более широко были представлены термины «субординация», «регуляция», «управление» с акцентом на взаимодействие управляющих центров и управляемых исполнительных структур и механизмов,что и отражено в современных учебных и научных изданиях.
Отметим также, что в истории науки сам термин «координация» традиционно не являлся интегрирующим и динамическим. Поэтому, давая его новое понимание, мы принципиально отделились от существовавших теоретических позиций, что закономерно привело к формированию инновационной методологии. В истории наук принцип координации, который противоречил идее развития, традиционно противопоставлялся диалектическому принципу субординации, так как был ограничен метафизическим и механистическим мировоззрением. Координационный тип связи никогда не являлся детерминантой сущностных изменений. Принцип координации традиционно предполагал лишь механистическое движение, причем, связь и взаимопереходы между элементами не учитывались и представляли собой не более, чем процесс
комбинирования.
Так основоположник позитивизма Огюст Конт применил всеобщий принцип координации для классификации наук. Основываясь на принципе координации, Конт рассматривал узкую специализацию наук с позиций функциональности и сепаратизма. Он полностью исключил необходимость целостного представления о человеке и мире в системе философских наук. Следуя жесткому принципу координации, позитивизм Конта снимает основной вопрос философии, полагая, что она должна быть устранена, и предлагает рассматривать в качестве «настоящей философии» конкретные «позитивные» науки, которые основываются на непосредственном опыте человека. То есть
позитивизм, прагматизм и др. философские направления выступали против любой попытки проникнуть в сущность вещей, решить философскими методами проблемы, которые выходят за границу эмпирического опыта, того, что экспериментально проверяется и математически познается. Поэтому в рамках механистической и метафизической социологии Конта оказалось, например, невозможным включить систему ценностей в сферу научного исследования, вывести «должное» из «сущего». Цель науки в позитивизме сводится к
описанию и упорядочению фактов, которые трактуются как комплексы ощущений и переживаний. С этих традиционных позиций принцип
координации в корне противоречил идее развития. Не случайно Конт, Спенсер, неопозитивисты, А.Богданов, эмпириокритицисты Мах, Авенариус и др. были сторонниками механистической и антидиалектической теории равновесия, определяющей, в отличие от диалектики, равновесие естественным и «нормальным» состоянием, а движение, развитие - временным и преходящим. Таким образом, традиционно в методологии науки принцип координации имел важное значение в механистических теориях и понимался как статический. Поэтому важно еще раз подчеркнуть, что новая Координационная парадигма развития (И.М.Мирошник) принципиально отличается не только от
диалектической (субординационной) парадигмы, но и попыток ее преодоления: эмпириомонизма А.А.Богданова, отождествляющего «физиологическое» и «психологическое», общественное бытие и сознание (метод подстановки); эмпириокритицизма Р.Авенариуса, Э.Маха, а также механистической теории А.Ф. Лазурского и др. В современной российской психологии традиция солипсизма реанимируется в психологической антропологии В.И.Слободчикова («сознание как интегративный способ бытия человека»), в психологии «эквивалентности» Л.М.Веккера и др. теориях, несовместимых с фактами естествознания.

КООРДИНАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ. Подчеркнем, что в новой Координационной парадигме И.М.Мирошник, развитие способов и форм селективной динамической координации в эволюционных процессах определяет возникновение качественных изменений, новых системных свойств и, соответственно, более совершенной организации и самоорганизации природной, социальной и духовной жизнедеятельности (Принцип эволюции способов и форм селективной, динамической координации). В отличие от диалектической (субординационной) парадигмы, в соответствии с которой в качестве источника развития определяется единство и борьба взаимоисключающих противоположностей, в новой парадигме законом развития является единство и координация комплементарных противоположностей [11,13,15,16]. В Координационной парадигме динамическая селективная координация комплементарных противоположностей наиболее полно раскрывает идею развития. Причем, координация не просто взаимосвязанных (когерентных) или конгруэнтных (совпадающих) противоположностей, равно как эквивалентных или противоречивых (взаимоисключающих), но
противоположностей комплементарных (взаимодополнительных) , подходящих друг к другу, как ключ к замку и порождающих во взаимодействии новые, более совершенные образования на природном, социальном и духовном уровнях организации и самоорганизации жизнедеятельности.
Итак, динамическая селективная координация по принципу гармонической комплементарности рассматривается как сущность организации и
самоорганизации эволюционирующих систем в условиях возрастания свободы выбора. Причем, в новой парадигме развития субординация и координация комплементарны, при этом субординация является статической, а координация динамической.
Новый методологический принцип гармонической комплементарности в Координационной парадигме развития качественно отличается от общепринятого методологического принципа дополнительности Нильса Бора. Напомним, что в соответствии с принципом Бора для воспроизведения целостности явления необходимо применять в познании взаимоисключающие противоположности, то есть органически несовместимые, диахронные, «дополнительные» классы понятий (например, корпускула или волна). Напротив, методологический принцип гармонической комплементарности (от слова комплемент - дополнение, но не комплимент - «дежурная» похвала) отличается тем, что в реальности и ее познании органически совместимые, взаимодополнительные гармонические противоположности соответствуют друг другу, способны синхронизироваться, симультанно и согласованно взаимодействовать. Например, комплементарность в биохимии - способность к
избирательному соединению или взаимное соответствие в химическом строении двух макромолекул, обеспечивающее их взаимодействие - спаривание двух нитей ДНК. Подчеркнем, что дескриптор «гармоническая» комплементарность введен автором статьи для предотвращения контаминации понятий и более четкой дифференциации с методологическим принципом дополнительности Бора. Принцип гармонической комплементарности впервые определен в координационной парадигме развития в качестве методологического принципа для описания особого класса явлений: продуктивного гармонического взаимодействия, синхронизации и координации комплементарных противоположностей (в отличие от антагонистических, амбивалентных, эквивалентных и случайных отношений). Переход асинхронных
(последовательных) фаз взаимодействия в синхронные параллельные и синхронные антипараллельные фазы координирующего взаимодействия - это общая закономерность развития функциональных, или органических целостных систем. Обобщение двух форм двойственности: неорганической, диахронной (познаваемой по принципу дополнительности Бора) и органической, симультанной, синхронной двойственности (принцип гармонической комплементарности) осуществляется в новом методологическом принципе амфотерной детерминации развития [9,11,12,14,16]. Принцип амфотерной детерминации развития на природном, социальном и духовном
онтологических уровнях сочетает неорганическую, диахронную и органическую, синхронную двойственность. Отметим, что для описания
продуктивной, гармонической двойственности автором статьи впервые был введен в психологию термин "амфотерность" (от греч. amphoteros – обоюдный, и тот и другой, двусторонний). Как известно, амфотерными свойствами обладают, например, аминокислоты и белки. В химии амфотерность понимается как способность некоторых веществ и соединений в зависимости от условий среды избирательно проявлять противоположные свойства. Важной особенность амфотерных свойств органических веществ является их способность вмещать
и удерживать в себе противоположные свойства. Универсальное свойство амфотерности, а не диалектика лежит у истоков жизни, в основе перехода от неживой (неорганической) к живой (органической) материи, а также в основе возникновения психических функций как способности к избирательному поведению. Психологическая амфотерность определяется как способность субъекта в зависимости от внешних и/или внутренних условий природной, социальной и духовной среды избирательно проявлять противоположные, но
взаимодополнительные, то есть комплементарные свойства. Принцип амфотерной детерминации развития (И.М.Мирошник) интегрирует
принцип детерминизма С.Л.Рубинштейна («внешнее преломляется через внутреннее») и принцип детерминизма А.Н.Леонтьева («внутреннее
действует через внешнее и этим само себя изменяет») [11]. Амфотерный монизм отличается от материалистического монизма, дуалистического параллелизма и антиномического монодуализма С.Франка. Амфотерность комплементарных противоположностей многогранна: левое-правое полушария мозга, верхние-нижние конечности, мужское-женское, материальное-идеальное, сознательное-
бессознательное, безусловный-условный стимул, внешнее-внутреннее, каузальное-телеономическое, объективное-субъективное,
актуальное-потенциальное, психическое-физиологическое, «Я-Ты», диалог, фигура-фон, измерение-изменение, изменчивость-устойчивость, анализ-синтез, зрение-слух, ощущение-представление и т.д.
Координируясь во взаимодействии, комплементарные противоположности воссоздают синергичное целое. В соответствии с принципом амфотерной детерминации развития, личность человека, как особенное, - есть единство и координация единичного и всеобщего, свободы и необходимости на природном, социальном и духовном онтологических уровнях. Сущность личности (природная, социальная и духовная) триедина, а форма ее существования – амфотерна. Принцип триединства и принцип амфотерной детерминации развития определяют амфи-тринитарность (амфотерное триединство) в философско-психологической концепции личности. Таким образом, личность - есть амфотерное координационное соединение «всеобщего» и «единичного», свободы и необходимости на трех онтологических уровнях: природном (биологическом), социальном, духовном, которые являются одновременно координатами развития личности и основанием для классификации психотерапевтических школ [15,16]. Причем, чем больше масштаб «всеобщего» в самосознании и деятельности индивидуума, и, одновременно, чем оригинальней его «единичное», чем более выражена способность ограничивать избыточные степени свободы и необходимости, тем масштабнее и ярче личность как «особенное». Отсюда вытекает одна из главных задач ЛОК-терапии по Системе психологической координации – преображение человека путем осознания сопричастности единичному и всеобщему, свободе и необходимости на природном, социальном и духовном уровнях жизнедеятельности.
В отличие от дуалистического психофизического параллелизма В.Вундта и др., координирующее взаимодействие комплементарных противоположностей, в соответствии с новой координационной парадигмой развития, осуществляется антипараллельно, то есть в скрещении и обращении. Не случайно в христианстве именно в крещении и обращении происходит преображение личности, объединяющей земное и возвышенное, конечное и бесконечное.

ПРИНЦИП КООРДИНАЦИИ ПО ЗАКОНУ ХИАЗМЫ И ЕЕ ОБРАЩЕНИЯ. Амфотерная детерминация развития создает мотив самодвижения, самоосуществления, преображения, как стремление к единству, гармонии и координации (согласию) комплентарных противоположностей, порождающих новые продуктивные координационные соединения, способные наследовать их свойства и быть источником нового развития. Этот амфотерный мотив координации, как гармоническая сила - суть симультанное побуждение (потребность и способность) комплементарных противоположностей к продуктивному, согласованному координирующему взаимодействию на природном, социальном и духовном онтологических уровнях [11, 12,14]. Одним из экспериментальных подтверждений может выступить известный эффект Зейгарник - выявленная закономерность, в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия.
Лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием. Эффект Зейгарник правильнее объяснять
не с позиций гештальтпсихологии, а с позиций Координационной парадигмы развития: дискоординация цели и результата, исходного и конечного создает мощный мотив селективной динамической координации (как потребность достижения цели), катализирующий мнестические процессы. Необходимо отметить существенную роль селективной нейродинамической координации в целеобразовании.
Дискоординация цели и результата может сопровождаться фиксированной на ЭЭГ генерализованной десинхронизацией, тенденцией к повышению электроэнцефалографической, эмоциональной и мнестической активности. Завершение действия координации (согласования) цели и результата сопровождается фиксированной на ЭЭГ генерализованной синхронизацией, тенденцией к снижению электроэнцефалографической, эмоциональной, мнестической активации.
В соответствии с Координационной парадигмой развития Мирошник, пары комплементарных противоположностей, каждая из которых амфотерна, координируясь по закону хиазмы (перекреста) и ее обращения (переворота), порождают новые амфотерные, продуктивные образования на природном, социальном и духовном онтологических уровнях [11,12,13,14,16]. Такое антипараллельное координирующее взаимодействие амфотерных пар комплементарных противоположностей скрещением и рефлексивным обращением можно определить как тетра-тринитарное. В сущности, координация по закону хиазмы и ее обращения (революции) - это принцип движения, самодвижения, преобразования, гармонического развития природного, социального и духовного мира. В отличие от диалектического закона отрицания отрицания в процессе осуществления хиазмы (перекреста) происходит выход за пределы к своему комплементарному «другому», но не как
отрицание, а как взаимное умножение активности. Последующее обращение (переворот) есть возврат к себе на качественно новом уровне, при котором в процессе разделения возникает новое продуктивное координационное соединение, наследующее свойства порождающих, образующее с ними гармоничное триединство и способное стать источником нового развития (принцип амфотерного «третьего»). Развитие осуществляется, в отличие от диалектики, по двойной спирали (принцип двойной спирали развития) [16]. В соответствии с принципом двойной спирали развития новые системные качества появляются в циклическом кругообороте в результате координирующего антипараллельного взаимодействия, т. е. селективной динамической координации комплементарных противоположностей в скрещении и обращении.

ПСИХОЛОГИЯ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ. Основная идея психологии комплементарности, базирующейся на Координационной парадигме развития, состоит в том, что (в отличие от взаимоисключающих, амбивалентных отношений) амфотерное соединение комплементарных стимулов, знаков, символов, образов, идей, а также комплементарных процессов, состояний и свойств личности обладает развивающим, психокоррекционным и терапевтическим эфектами. Соединяясь и координируясь, комплементарные противоположности порождают новое образование –продуктивное, «амфотерное третье» (принцип амфотерного «третьего»). Исходя из этого определения, парные анализаторы различных модальностей восприятия являются комплементарными. На принципе гармонической комплементарности построены не только взаимодействие полушарий головного мозга, структура ДНК, Система психологической координации в ЛОК-терапии, синергической интерактивной музыко-цвето-терапия (СИМ), но, если смотреть предельно широко, - гармония развития в целом. Формирование комплементарной психологии, то есть способности увидеть в другом не врага своего, а собственное дополнение до целого, - ключ к преодолению конфликтов, в том числе и политических [11,13,14,21]. Поэтому гармоническая комплементарность становится универсальным принципом, определяющим синергизм постиндустриальной персоналистической культуры.

СИСТЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ КООРДИНАЦИИ. ПРИНЦИП ОБРАЩЕННОГО ОТРАЖЕНИЯ. В результате синхронизации и координации
комплементарных противоположностей путем скрещения и обращения рождается ковалентная третья субстанция, которая, обладая новыми системными качествами, наследует и сочетает свойства двух порождающих, но не является их синтезом, как таковым и образует с ними синергичное гармоническое триединство (принцип амфотерного третьего). Так, в музыкальной гармонии при обращении интервалов нижний звук становится вершиной, а верхний - основанием; возникает новый интервал, т.е. новое амфотерное соединение. По закону хиазмы и ее обращения работают координационные механизмы деятельности амфотерного мозга, движения при ходьбе, взаимодействия и отражения, рефлекторных и обменных процессов, целеобразования и обратной связи, кровообращения и др. [11,12,14]. Комлементарные пары амфотерных соединений, например, субъект—объект, мир—образ, взаимодействуя и координируясь по закону хиазмы и ее
обращения, самоосуществляются через комплементарное «другое», порождая субъективный образ объективного мира – отражение и объективный образ субъективного мира - обращенное отражение. В соответствии с принципом обращенного отражения продуктивное взаимодействие и координация комплементарных противоположностей, порождающих более совершенные образования, осуществляется антипараллельно, то есть в скрещении и обращении, посредством механизмов отображения: транскрипции, трансляции и репликации. Например, в продуктивном внешнем и внутреннем диалоге «Я-Ты», формирующем ковалентное «Мы», посредством механизмов транскрипции, трансляции, репликации возникает отраженное «Я» (эффект зеркала – хиазма) и обращенное отображение как революционное, обращенное «Я», рождающее самосознание и рефлексию личности. Фундаментальный системный механизм
селективной координации, позволяющий отобразить «одно через другое» и осуществить обращение отображенного, является источником преобразований – креативным механизмом деятельности мозга, организма, субъекта. Объективируя «внутреннее через внешнее» и субъективируя «внешнее через внутреннее», можно осуществлять качественные преобразования, формируя новые функциональные системы, психические свойства и способности личности. В отличие от диалектической формулы развития: тезис–антитезис–синтез, в координационной парадигме представлена амфотерная формула развития: тезис–комплемент–синтез (транзитное состояние) – продукция (рождение амфотерного «третьего») и установление отношений триединства с порождающими.

АМФОТЕРНАЯ ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ. В соответствии с Координационной парадигмой развития разработана амфотерная (каузально-телеономическая) психотехнология, которая позволяет осуществлять преобразование антагонистических, амбивалентных или реверсивных процессов, состояний и свойств личности в комплементарные. Инструментом рефлексии и преображения личности является амфотерная (диагностико-коррекционная) психометрия, в процессе которой измерение порождает изменение. В амфотерной психометрии в ходе измерения с помощью психодиагностических методик возникает мотивационный эффект обратной связи, как результат осознания субъектом
амфотерности «реального» и «идеального», т.е. дискоординации актуального значения измеряемых параметров и их потенциально возможных, более оптимальных значений, которые имплицитно задаются в процедуре измерения. Аналогично, в контуре психометрической обратной связи, субъектом амфотерной психометрии осознается дискоординация «цели» и «результата». Этот механизм амфотерной психометрии реализуется, например, в дигностико-терапевтической методике ЛОК-терапии по Системе психологической координации «Темп» (модифицированный вариант таблиц Шульте) для тренинга активного внимания и темпа сенсомоторных реакций; в диагностико-коррекционной методике «Баланс» (модифицированный цветовой тест Люшера) – для амфотерной психометрии сочетанных изменений психоэмоционального состояния и вегетативной регуляции с целью их оптимизации [9,14,17]. Базовой амфотерной психотехнологией, реализованной в ЛОК-терапии и других инновационных технологиях Системы психологической координации, является четырехфазная процедура гармонизации и направ­ленной регуляции психических процессов, состояний и свойств личности с мотивационным эффектом обратной связи [9,14,17,26]. Эта психотехнология включает классификацию и создание амфотерного метрически-метафорического
пространства типологизированных художественных образов, отражающих состояния и свойства личности, которое применяется для реализации следующей четырехфазной процедура гармонизации. 1) Объективация (транскрипция и трансляция) в психометрический и художественный образы актуального состояния; 2) Объективация в психометрический и художественный образы желаемого или требуемого состояния; 3) Синтез комплементарных противоположностей актуального и желае­мого состояний (транзитное состояние); 4) Продукция (рождение) амфотерного третьего (действительного) состояния и установление его соотношений с исходным и желаемым состояни­ями.
Оценки дискоординации объективированных образов исходных и желаемых (моделируемых) состояний и свойств, а также цели и результата включаются в контур обратной связи для формирования мотива преображения и позитивной самотрансформации.

СЕЛЕКТИВНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ В ЭВОЛЮЦИИ МОЗГА. Отметим, что традиционно эволюция нервной системы определялась доминирующей ролью субординации и представлением о статичности функциональной организации ЦНС. С точки зрения современной науки развитие нервной системы в процессе эволюции, ее цефализация, характеризуется образованием в головном мозге центров, которые все больше подчиняли себе нижележащие образования. Между этими центрами также существует некоторая субординация, иерархия. В 80-х годах ХХ века одним из наиболее популярных в науках о мозге стал принцип модулярности, в соответствии с которым модулярная нейронная система состоит из автономных единиц, каждая из которых наделена относительно сложной функцией и относительно обособлена от других. С позиций теории модулярности локальные модули передают и получают входные данные друг от друга, но взаимодействие между ними ограничено.
Как мы неоднократно отмечали, субординационный подход, основанный на выявлении управляющих центров и управляемых исполнительных структур и механизмов, на вертикальной организации и управлении, безусловно, был плодотворным, однако он может быть дополнен комплементарным координационным подходом, позволяющим понять, как распределенные функции в нейронных сетях скоординированы между собой. Есть основания полагать, что сегодня происходит смена парадигмы в науках о мозге: от модулярности к интерактивности и координационной парадигме развития.
Вместе с тем надо отметить, что вплоть до последнего времени механизмы координации в мозге человека практически не изучались и теоретически не обосновывались. Исключение составляют механизмы сенсомоторной координации, координации движений, однако, как правило они теоретически обосновывались на уровне рефлексов (например, реципрокная координация движений при ходьбе). Напротив, в наших работах (И.М.Мирошник, 1983-2011) координация рассматривалась не только как рефлекторная деятельность мозга и организма, но и как творческая селективная динамическая деятельность субъекта, как его особая координационная потребность и способность
осуществлять согласование комплементарных стимулов, знаков, образов, символов и т. д. При этом и, собственно, рефлекторную деятельность (например, условные рефлексы) мы предлагаем рассматривать как простую форму селективной динамической координации по закону хиазмы и ее обращения.
Традиционно отмечается важнейшая роль прямохождения в эволюции человека и его мозга. В соответствии с принципом эволюции способов и форм селективной динамической координации и самокоординации, перекрестно-обращенные движения при ходьбе (верхнее-нижнее, левое-правое), как более совершенная, чем у животных, форма антипараллельной рефлекторной координации, способствовали формированию и развитию мозга человека на ранних этапах антропогенеза. Последующее освобождение рук человека при ходьбе, обеспечившее возможность орудийной деятельности, послужило одним из важнейших факторов его эволюции. Однако, когда быстрое движение, например, по снегу с помощью специальных орудий (средств передвижения) становится целью деятельности, происходит как бы восстановление рефлекторного антипараллельного перекрестно-обращенного движения ног и рук, но опосредствованное специальными орудиями, то есть лыжами и лыжными палками. Такое опосредствованное восстановление антипараллельного координирующего взаимодействия амфотерных пар верхних и нижних конечностей по закону хиазмы и ее обращения (переворота) имеет оздоровительный эффект, а одной из простейших оздоровительных методик, теоретическое объяснение эффективности которых можно дать с точки зрения
новой Координационной парадигмы развития и Системы психологической координации, является так называемая «нордическая ходьба». В нордической ходьбе акцентируется выявленный нами общесистемный механизм селективной динамической координации по закону хиазмы и ее обращения, проявляющийся в данном случае на простейшем уровне активных перекрестно-обращенных движений рук и ног при ходьбе, опосредствованных простейшим орудием (лыжными палками). С точки зрения развиваемой нами теоретической модели здесь наблюдается гармоничное взаимодействие амфотерных пар комплементарных противоположностей по закону хиазмы и ее рефлексивного обращения: верхнее-нижнее; правое-левое [11]; антипараллельные перекрестно-обращенные движения, восстановленные по методике «нордической ходьбы», способствуют улучшению координации полушарий мозга, стимулируют нейропластичность, позитивно влияют на речевые и зрительные функции, являясь своеобразной нейрогимнастикой. Отметим, что и круговые движения по закону хиазмы и ее обращения (то,
что было справа - движется налево; то, что было вверху - движется вниз, а затем - наоборот) также способствуют гармонизации деятельности мозга, организма и психики. Аналогично, привычное движение скрещения рук на груди активизирует доминантное полушарие (у правшей, как правило, левое). При непривычном обращении этого движения, когда контрлатеральная доминантному полушарию рука оказывается снизу, по закону хиазмы и ее обращения улучшается межполушарная координация и деятельность мозга в целом, происходит стимуляция нейропластичности.
Как известно, в процессе эволюции мозга человека максимального развития достигают ассоциативные области коры. Нейроны этих областей отличаются особой тонкостью очертаний, а их дендриты — богатством ветвлений и избирательной направленностью отдельных ветвей. Эти особенности структуры нейронов наиболее ярко проявляются в лобной области. Согласно современным данным, в процессе филогенетического развития происходило усложнение таламо-корковых отношений, которое и привело к прогрессивному развитию таламо-фронтальной ассоциативной системы, лежащей в основе интегративной деятельности мозга. Наиболее широко представлены в ассоциативных областях коры элементы структуры, обеспечивающей взаимосвязь между разными полями и областями коры головного мозга, межкорковые, ассоциативные связи. Структурная организация высокоразвитой новой коры указывает на морфофункциональные возможности по обеспечению высокой степени дифференциации сенсорных сигналов и на этой основе — высокого уровня их интеграции.
С точки зрения современной науки именно «ассоциативные» системы мозга в первую очередь обеспечивают анализ и синтез разномодальных возбуждений.
В наших исследованиях, публикациях и докладах [9,11,12,13,14,16] ассоциативные механизмы деятельности мозга, психики и субъекта впервые рассматривались как координационные по своей сути. Исходя из этого положения, ассоциативные связи, зоны, системы мозга, лежащие в основе его интегративной деятельности, предлагается рассматривать как координационные. Эволюция координационных систем мозга является показателем филогенетического статуса вида и его адаптивных возможностей, во многом определяя уровень развития аналитико-синтетических способностей мозга и способности к формированию поведенческих программ. В качестве основного механизма самоорганизации мозга автором статьи определяется селективная динамическая самокоординация в нейронных сетях (селективная нейродинамическая координация).
Рассматривая эволюцию интегративной деятельности мозга с новых позиций, выделим расширение функциональной значимости координационных связей. Например, перекрестно-модальная селективная координация комплементарных ощущений и представлений в процессе сенсорно-перцептивной деятельности развивает креативные синестетические способности, улучшает аналитико-синтетическую деятельность мозга, стимулирует нейрональную пластичность. Для этого субъект, используя одновременно не менее двух из пяти органов
чувств, координирует интермодальные стимулы и приобретает новый сенсорный и эмоционально-когнитивный опыт. В результате происходит отчетливая стимуляция нейропластичности в ЦНС. Мозг производит нейротрофины и создает новые нейрональные контуры, улучшающие память, стимулирующие креативное мышление, гармонизирующие психоэмоциональное состояние.
В наших работах было дано теоретико-экспериментальное обоснование интерпретации ассоциативных механизмов, психофизиологической основой которых является условный рефлекс, с позиций Координационной парадигмы развития. В новой парадигме закон ассоциации рассматривается как закон селективной динамической координации.

СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ. БАЗОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Система психологической координации, основанная на принципе гармонической комплементарности, разрабатывалась докладчиком с 1983г. В нашем диссертационном исследовании была впервые выявлена возрастная динамика перекрестно-модальной синестетической координации и
доказано, что синестетические координационные способности, как личностные образования, могут быть развиты в онтогенезе с помощью предложенного метода координации. На основе метода координации в диссертации (И.М.Мирошник, 1983-1986) был разработан ряд авторских методик: Звуко-цветовая симультанная координация (ЗЦС-координациия); Темброво-колористическая инструментовка; Образ движения; Аудио-визуальная симультанная координация (АВС-координация); Модифицированная методика личностных конструктов Келли. Результаты экспериментальных исследований личностного фактора в координации музыкально-перцептивной деятельности с применением этих методик были впервые доложены на расширенных заседаниях лаборатории психологии личности НИИ общей и педагогической
психологии АПН СССР в 1986 г. Было доказано (на выборке более 600 испытуемых), что: координация интермодальных комплементарных стимулов осуществляется как творческая деятельность субъекта, его избирательная активность, подчиняющаяся выявленным нейропсихологическим закономерностям пластических перестроек; применение методик звуко-цветовой и аудио-визуальной симультанной координации стимулирует процессы динамической селективной рекомбинации нейрональных сетей с целью восстановления утраченных синестетических способностей и первичной креативности; в экспериментально установленной естественной возрастной динамике наблюдается регресс способности кроссмодальной синестетической координации по методике ЗЦС, причем, критическим является возраст
9-11 лет. После 4-х занятий по методике ЗЦС эта координационная способность восстанавливалась без применения каких-либо форм научения. В нашей диссертационной работе было также проведено исследование воздействия социально-психологических факторов на естественную возрастную динамику кроссмодальной селективной координации по методике ЗЦС. Были выделены: педагоги-фасилитаторы, повышающие естественную (первичную) креативность и, соответственно, стимулирующие нейропластичность ЦНС учащихся; педагоги-
ингибиторы, блокирующие первичную креативность и снижающие (ингибирующие) естественную нейропластичность ЦНС учащихся. Эти
исследования опровергают центральное положение гештальтистов о том, что структурность, целостность восприятия есть его изначальное качество, а не продукт развития, включающего наряду с предметностью детского восприятия продуктивные и репродуктивные социально-психологические факторы [7,8,11,13,14]. На основе этих исследований в нашей диссертации были выявлены объективные закономерности психической (в том числе и перекрестно-модальной) координации. Динамический механизм селективной координации, который на субъективном уровне позволяет нам выразить «одно через другое» и осуществить обращение отображенного является фундаментальным креативным механизмом деятельности мозга, психики и субъекта.

СПК С МОТИВАЦИОННЫМ ЭФФЕКТОМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ.
Координационная парадигма развития и Система психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи (СПК) являются методологическим и методическим базисом рекреативной психологической помощи, которая позволяет осуществлять оптимизацию психофизиологических процессов, психических состояний и свойств личности в целях повышения уровней психофизического, социального и духовного здоровья. В соответствии с методологией СПК, личность пациента является субъектом психической и психофизиологической координации, а психолог и врач – координаторами реабилитационного процесса. С помощью амфотерных, каузально-телеономических психотехнологий, включенных в СПК (ЗЦС, АВС, АЗЦК, «Темп», «Баланс», «Я и другие», «Тонус», «Цвет сна» и др.), осуществляется развитие различных способов и форм селективной динамической координации: биологического, социального, духовного; симпатического и парасимпатического отделов ВНС; полушарий головного мозга; произвольного внимания; сенсомоторной; перекрестно-модальной
синестетической координации; поведенческой; коммуникативной; эмоционально-когнитивной; «Я-реального» и «Я-идеального»;
мотивационно-смысловой и др. [9,11,13,14,16]. В СПК комплементарные стимулы, символы, знаки, образы используются не для образования
ассоциативных связей, психофизиологической основой которых является условный рефлекс, а для формирования творческого механизма селективной динамической координации, позволяющего оптимизировать психические процессы, состояния и свойства личности.
Согласование клиентом ряда художественных образов с актуальными и желаемыми состояниями (диагностико-коррекционная методика «Тонус») или психологическими портретами «Я-реального» и «Я-идеального» (методика «Я и другие») способствует гармонизации психоэмоционального состояния и «Я-концепции» личности, коррекции психопатических черт и акцентуаций, восстановлению первичной креативности. По методу Арома-Звуко-Цветовой координации (АЗЦК) осуществляется согласование клиентом рядов разномодальных комплементарных эстетических стимулов (ароматических, музыкальных, цветовых, изобразительных) между собой и/или с актуальными и
желаемыми (потенцируемыми) состояниями, измеренными с помощью психодиагностических методик с обратной связью, например, методиками «Баланс» (модификация цветового теста Люшера), «Тонус» и др. АЗЦК применяется в единстве с нейрогимнастикой,
включающей комплекс перекрестно-обращенных движений и методикой «Темп» для тренинга активного внимания и темпа сенсомоторных
реакций с целью дезактуализации невротической симптоматики, нивелирования психогенного фактора, оптимизации психосоматических состояний, стимуляции нейрональной пластичности, координации полушарий головного мозга, улучшения обучаемости и развития личности [12,14]. Для гармонизации конфликтных отношений в СПК применяется технология перекрестно-обращенной координации межличностных отношений (Мирошник,1996).
В целом Система психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи является универсальным, высокоэффективным немедикаментозным средством, регулирующим состояние стресс-лимитирующих систем и нейрональную пластичность. Причем, СПК стимулирует нейрональную пластичность в онтогенезе — естественная селективная нейродинамическая
координация и в ходе восстановления утраченных функций —посттравматическая, постинсультная селективная нейродинамическая
координация. Координационная парадигма развития и СПК И.М.Мирошник являются основополагающими в системе компьютерной музыко-цветотерапии «Тоника», Личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии (ЛОК-терапии), ауди-визуальной психотерапии и др. инновационных технологиях Рекреативной Психологической Помощи (РПП), разрабатываемых И.М.Мирошник и Е.В.Гаврилиным. Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия (ЛОК-терапия), по Системе психологической координации определяется сегодня как новейшее междисциплинарное научно-практическое направление, разрабатываемое И.М.Мирошник и Е.В.Гаврилиным с начала 90-х годов. Важнейшим отличительным признаком ЛОК-терапии является сочетание личностной ориентации содержания метода и компьютеризированной формы его организации. ЛОК-терапия реализована в мультимедийных программах для персонального компьютера (Интерактивный Психологический Театр), которые моделируют профессиональные сеансы психологического консультирования и
психотерапии в среде мультимедиа. ЛОК-терапия, посредством СПК, развивает эмоциональную координацию интермодальных сенсорно-перцептивных процессов (методики ЗЦС, АВС, АЗЦК и др.), координацию произвольного внимания и сенсомоторных реакций (методика «Темп»), эмоционально-когнитивную координацию актуальных и потенцируемых психосоматических состояний (методики «Баланс», «Тонус»), эмоционально-образную и рационально-логическую координацию «Я-реального» и «Я-идеального» (методика «Я и другие») [9,12,13,14,17]. Программно-методический комплекс ЛОК-терапии удостоен серебряной медали на международной выставке инноваций в Брюсселе (Эврика-98).
Начиная с 2010 года, СПК включает инновационные технологии с применением авторского координирующего цвето-психологического
светодиодного фрейма с дистанционным управлением. Цвето-психологический светодиодный фрейм И.М.Мирошник применяется: в кроссмодальной музыко-цвето-арома-терапии (метод АЗЦК); нейрогимнастике; для потенцирования и закрепления позитивных психосоматических состояний и гармонических свойств личности в методиках «Баланс», "Тонус", «Цвето-арома-музыкальный
психологический портрет», «Я и другие», "Цвет сна"; в Арома-Аудио-Визуальной психотерапии, сочетано с авторскими рекреативными
эстетическими видео-тренингами («У реки», «На берегу океана», «В цветущем саду», «У лесного ручья») и других инновационных технологиях РПП [14].
В соответствии с Методическими рекомендациями МОЗ Украины процедуры ЛОК психологической помощи могут применяться, начиная с подросткового возраста (от 10 лет) и до пожилого возраста (60-75 лет) включительно [24]. Отдельные методики могут применяться, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. ЛОК-терапия эффективна для ускоренной реабилитации больных с невротическими и психосоматическими расстройствами, соматическими заболеваниями с невротическими компонентами, больных с различными формами аддикции (химической, пищевой, компьютерной, игровой и др.). Рекомендуется для коррекции психоэмоциональных нарушений и нарушений
в сфере межличностных контактов (социальная дезадаптация, семейные конфликты и т.д.). Особенно эффективна ЛОК-терапия для коррекции и профилактики психических нарушений в период кризиса подросткового возраста. ЛОК-терапия рекомендуется для оперативной реабилитации людей, занятых экстремальными видами деятельности, а также пострадавших в террористических актах, техногенных и антропогенных катастрофах. Имеется опыт эффективного применения для курортной реабилитации и оздоровления в СПА-центре.
Эффективность Системы психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи в реабилитационной и терапевтической практике доказана опытом санаториев Украины [1,2,5,17,18,19,20,21]. Впервые в 1999-2000 годах нами (под руководством проф. Н.Н.Каладзе) была проведена клинико-психологическая апробация ЛОК-терапии в Клиническом санатории для родителей с детьми "ПРИМОРЬЕ», которая убедительно доказала, что условия рекреации наиболее удобны для психокоррекции эмоционально-личностных нарушений, возникающих в период кризиса подросткового возраста, а также проведения семейной ЛОК-терапии с родителями и детьми [15].
Как показали многочисленные практические исследования: И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин,1993-2010; Н.В.Сакун, 2001 (санаторий «Приморье»); В.А.Журавлев, 2003 (санаторий «Роща»); Г.Д.Кулик, 2006 (санаторий «Смена»); И.Н.Соболь, 2007-2008 (санаторий им. Т.Г.Шевченко); А.И.Сердюк, 2009-2010 (санаторий «Березовские минеральные воды») А.И.Креслов 2009-2011 (санаторий им. Н.К.Крупской); С.П. Запорожану, 2010-2011 (санаторий «Утес») и др., применение Системы психологической координации в ЛОК-терапии и других инновационных технологиях, основанных на Координационной парадигме развития, существенно, на 20-30%, повышают эффективность
медико-психологической реабилитации. Эти практические исследования убедительно свидетельствуют в пользу того, что Координационная парадигма развития в единстве с Системой психологической координации могут быть методологическим и методическим базисом высоких гуманитарных технологий персонализированной рекреативной психологической помощи на курортном этапе медицинской реабилитации.

Л и т е р а т у р а

1. Журавлев В.А., Приходько Т.А. Опыт апробации и внедрения личностно-ориентированной компьютерной психотерапии в кардиологическом санатории «Роща»// Матер. научно-практ. конф. «Актуальные аспекты санаторно-курортной реабилитации. — Харьков, 2003 г. — С.113—114.
2. Запорожану С.П., Светенко Р.В. Медико-психологическая реабилитация в санаторно-курортных условиях с применением Системы психологической координации И.М.Мирошник //Вестник физиотерапии и курортологии, №2, 2010, с. 59-61.
3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. С.58.
4. Каладзе Н.Н. Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия И.Мирошник и Е.Гаврилина – инновационный метод курортной и восстановительной медицины. Матер. Х Межд. научно-практ. конф. "Физиотерапия, курортология, медицинская реабилитация:
стратегия и перспективы дальнейшего развития" // Дополнение к журналу «Вестник физиотерапии и курортологии», №3, 2010, с.36-38.
5. Креслов А.И., Кольцова И.В. Медико-психологическая реабилитация и развитие личности подростков в санаторно-курортных условиях с применением Системы психологической координации И.М.Мирошник// Вестник физиотерапии и курортологии, №4, 2009, с. 54-60.
6. Лиев А.С. Крым возвращает себе славу лечебного курорта// Электронный ресурс: http://gigamir.net/news/liberty/interview/pub148250/
7. Мирошник И. М. Возрастная динамика феномена звукоцветового симультанирования // Новые исследования в психологии. — 1990. — № 2. — С. 29—33.
8. Мирошник И.М. Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися. //Дисс… канд. психол. наук. М.: НИИ ОПП АПН СССР , 1990. – 156с.
9. Мирошник И.М. Метод психологической реабилитации личности в условиях трансформации социальной системы. Аннотация дисс… докт. психол. наук. Институт Психологии РАН, рег. №14206/6215—1 (от 16.12.1999).
10. Мирошник И.М. ЛОК-терапия в условиях социально-экономического кризиса//Таврический журнал психиатрии, № 1, 1999, c.180-183.
11. Мирошник И.М. Метод психической координации и феномен синестезии. // Синестезия: содружество чувств и синтез искусств. Матер. междун. научно-практ. конф. - Казань: КГТУ им. А.Н.Туполева, 2008. — С.39—44.
12. Мирошник И. М. Рекреативная эстетическая психокоррекция //Вестник физиотерапии и курортологии», №2, 2009, с.46—47.
13. Мирошник И.М. Координационная парадигма развития как системообразующий принцип инновационных технологий медико-
психологической реабилитации и оздоровления. - Матер. Х Межд. научно-практ. конф. "Физиотерапия, курортология, медицинская реабилитация: стратегия и перспективы дальнейшего развития" // Дополнение к журналу «Вестник физиотерапии и курортологии», №3, 2010, с.103-104.
14. Мирошник И. М. Координационная парадигма развития как методологический базис рекреативной психологической помощи на курортном
этапе медицинской реабилитации //Вестник физиотерапии и курортологии, № 4, 2010, с. 63-74.
15. Мирошник И.М. Координационная парадигма развития в аспекте нового мировоззрения и методологии психологической помощи. (Текст
доклада на X конгрессе физиотерапевтов и курортологов АРК. Евпатория, 5-6 апр., 2011г.) Электронный ресурс: http://elib.org.ua/psychology/ua_readme.php?subaction=showfull&id=1296658339&archive=&start_from=&ucat=&.
16. Мирошник И.М. Координационная парадигма развития в рекреативной психологической помощи: философско-методологический аспект //
Материалы XI научно-практ. конф. ВАФК. Дополнение к журналу Вестник физиотерапии и курортологии, № 3, 2011, с. 179-180.
17. Мирошник И. М., Гаврилин Е.В. Основы личностно-ориентированной компьютеризованной психотерапии: монография. - Харьков: "Рубикон",1999. - 240 с.
18. Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. ЛОК-терапия и синергическая музыкоцветотерапия как базовые методы рекреативной психологической
помощи. //Вестник физиотерапии и курортологии, №3, 2008, с.25—32.
19. Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Методология и практика ЛОК-терапии по системе психологической координации И.М.Мирошник в условиях санатория// Вестник физиотерапии и курортологии, №4, 2011, с.195—198.
20. Сердюк А.И., Будаев Р.В. Опыт внедрения ЛОК-терапии Мирошник и Гаврилина в санатории. //Вестник физиотерапии и курортологии, №2,
2009, с. 136.
21. Соболь И.Н. ЛОК-терапия И. Мирошник и Е. Гаврилина как метод психокоррекции и развития личности детей и подростков в период
санаторно-курортной реабилитации// Научно-методический журнал «Мир психологии», №3 (55), 2008, с.186—197.
22. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития // Проблемы современного образования. – 2010. – № 2. – с. 5–12.
23. Чешко В.Ф., Глазко В.И. High Hume (биовласть и биополитика в обществе риска). М., 2009. 319 с.,С. 9.
24. ОСОБИСТІСНО-ОРІЄНТОВАНА КОМП'ЮТЕРИЗОВАНА ПСИХОТЕРАПІЯ. МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІІ. Установа-розробник: Харьківська медична академія післядипломної освіти. Укладачі: І. М.Мірошник, Є.В.Гаврилін. Харьків —2001.
25. Dynamic Coordination in the Brain: From Neurons to Mind. Strungmann Forum Report, vol 5. Cambridge, MA: MIT Press, 2010.
26. Miroshnik Irina, Gavrilin Evgeny. The Amphoteric psychotechnology in POC-THERAPY // World Psychiatric Association (WPA) International Congress, 2006: “Psychiatry: Uniqueness and Universality”, July 12-16, 2006, Istanbul, Turkey. PP.432 (Poster session), P.354.

Статья опубликована: Мирошник И.М. КООРДИНАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ И ВЫСОКИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ// Вестник физиотерапии и курортологии, №1, 2012.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2018. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций