ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


Детские драки: культура поведения в конфликтах

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14 февраля 2017
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Мастер-класс московского учителя физкультуры Сергея Реутского

Записала Мария Ганькина

Вопрос, который волнует большинство педагогов: что делать с потребностью детей драться? Как ни странно, отчасти её следует легализовать, ведь любая потребность должна быть реализована, но - в культурной форме. Таков опыт человечества. У мастер-класса С. Реутского две ракурса - что делать с дракой, когда она уже началась, и как драки предотвращать. Речь пойдёт прежде всего о профилактике, но читатели найдут подсказку и на вопрос, как быть экстремальных ситуациях.

Вообще-то мальчишки дрались во все времена. Почему же считается, что именно сегодняшние драки отличаются особенной разнузданностью, жестокостью, чуть ли не истеризмом? Когда мы в своём педагогическом кругу обсуждали эту проблему, нам пришла в голову следующая вещь.

В последние десятилетия резко уменьшилась возможность детям двигаться, удовлетворять какие-то свои двигательные потребности и разрешать споры. Если раньше была (и была в традиции) уличная дворово-игровая среда, которая позволяла эту проблематику между мальчишками разрешать, выяснять, кто сильнее, то сейчас всё стало намного сложнее. Потому что эта среда практически исчезла в больших городах. Потребность в движении, в выяснении, кто сильнее, в выплёскивании накопившихся агрессивных импульсов, - она остаётся, а возможности её реализовать становится всё меньше и меньше.

В народной традиции этот опыт накоплен и в каких-то формах он реализовывался. Даже ещё несколько лет назад при огромном количестве спортивных кружков и секций этой возможности у детей было больше.

Понятно, что если педагог понимает эту проблематику, он и свои учебные проблемы может решить, и взаимоотношения с детьми наладить - конечно, он найдёт время и силы, чтобы

стр. 36
заниматься играми. Но не всякий педагог обладает такими ресурсами. Поэтому хотелось бы прежде всего наладить в школах игру старших детей с младшими - то, что во дворах было всегда. Без старших игра обычно не шла или шла хуже, правила не так соблюдались. Если бы нам удалось запустить эти механизмы, чтобы старшие играли с младшими, это было бы здорово и для тех, и для других.

В московской "Школе самоопределения" серьёзный опыт такой работы есть, когда старшие готовят игры с младшими и вместе их проводят.

Разберёмся в причинах

Так что же делать с детской агрессивностью, с потребностью детей драться? Как предотвращать конфликты, драки? Как ни странно, отчасти их следует легализовать. По всей видимости, любая потребность должна быть реализована, но - в культурной форме. Таков опыт человечества.

Но прежде чем говорить о том, как с этим разобраться, надо выяснить, почему же возникают эти драки, какие причины их могут вызвать. Я думаю, что потребности в драке как таковой у ребенка нет. Форму драки принимает потребность в чём-то другом. В чём же?

Итак, фиксируем. Ну, во-первых, потребность померяться силами, выяснить, кто сильнее.

Во-вторых, потребность в движении. Взрослые обычно "заорганизовывают" детей, особенно на занятиях: не бегай, не дергайся, сиди спокойно, то не делай, это не трогай и т.д. Поэтому необходимость выплеска энергии в той или иной степени есть у каждого ребенка.

И третье - это потребность в телесном контакте. У нас эта потребность обычно не учитывается, но она ведь очень велика, особенно у малышей и младших подростков. Она и выражается в форме "потолкаться", "померяться силами". Это могло бы найти своё удовлетворение в семье, но большинство родителей, к сожалению, от этого уходят.

А агрессивность откуда берётся? - спросите вы. Психологи, наверное, ответят на этот вопрос лучше. Но мы, педагоги, обсуждали эту тему и зафиксировали две причины - это страхи и разные детские неудовлетворённости, проявляющиеся в форме агрессии.

Тут надо понимать, что у современного ребёнка процессы возбуждения и торможения несбалансированны. Процессы возбуждения очень легко охватывают ребёнка, и он теряет контроль над своими действиями. Типичная ситуация: меряются силами, один другому сделал больно, другой старается ответить больнее, и каждый считает себя хорошим и правым.

Поэтому и когда мы меряемся силами, и когда мы выпускаем

стр. 37
пар, и когда мы аккуратно пытаемся работать с агрессией, в культурных формах, - везде наша задача - путём специальных упражнений и изменения правил игры помочь детям научиться контролировать своё состояние. Конечно, сначала надо, чтобы этому научились педагоги, потом помогли детям, а потом, как идеальный вариант, дети уже сами могли контролировать своё состояние.

А теперь мы с моими помощниками - это восемь мальчиков из пятого класса - попробуем предложить вам несколько подвижных игр.

Меряемся силами

Начнём с непосредственного силового контакта. Борьба как раз помогает разрешить все проблемы, которые мы назвали, в культурной форме.

ТОЛКАЕМСЯ СПИНАМИ. Дети объединяются в пары - кто с кем. Через несколько секунд, когда пары определились, ставим их в две шеренги - каждый ребёнок напротив своего напарника.

Дети поворачиваются спинами друг к дружке и садятся на пол. Правила следующие: толкаемся спинами, упираясь руками и ногами в пол, задача - сдвинуть противника до определенной границы. (Для безопасности желательно, чтобы дети, особенно если они ещё не подготовлены и неразмяты, были как можно ближе к полу.) Роль границ могут выполнять, например, стены коридора. "Коридор" можно устроить из стульев, поставленных в два ряда на расстоянии трёх метров друг от друга. Или же границы можно просто нарисовать на полу мелом.

"Внимание! Как только кто-то из вас коснулся ногами границы, он должен сказать "стоп!", и напарник перестаёт его толкать. Возвращаемся к исходной позиции. Понятно? Итак, команда готова? Приготовились... Начали!" Одновременно с командой педагог громко хлопает в ладоши. Дети начинают толкать друг друга спинами.

"Какие упорные... Не сдаваться!.. Стоп! Теперь быстренько поменялись парами". Дети меняются парами.

"Посмотрите внимательно, все ли заняли середину?.. Приготовились... Начали!.. Не сдаваться!.. Стоп! Закончили. Теперь, пожалуйста, быстренько сели по местам". Педагог останавливает процесс, не дожидаясь, пока возникнет спор о том, кто выиграл.

На всё упражнение, включая два повторения со сменой пар, обычно уходит не более двух минут.

Еще несколько примеров подобной силовой борьбы по разным правилам. Эти упражнения, несмотря на свою простоту, отбирают довольно много сил и быстро успокаивают.

ТОЛКАЕМСЯ БОКОМ. Дети объединяются в пары и опускаются на четвереньки. Напарники ста-

стр. 38
новятся боком друг к дружке. (Дистанция между парами должна быть достаточной, чтобы они не мешали друг другу.) Дети уже без отдельного комментария понимают, что надо занять пространство в середине и сталкивать противника к краю. Начинать толкаться следует в низкой позиции (ближе к полу), чтобы обезопасить возможное падение.

"Приготовились... Начали!" Команда раздаётся одновременно с хлопком. Как только первая пара достигает границы обозначенного пространства, педагог, так же с хлопком, останавливает игру. Возврат в исходное положение. Через два раунда (это примерно 1 минута) можно поменяться парами.

БОРЬБА С ФОРОЙ. Места мало, поэтому одновременно меряться силами будет только одна пара. Один противник большего веса, другой - чуть легче. Они ложатся рядышком на пол лицом вниз и боком друг к другу. Задача: попытаться сдвинуть друг друга с места, толкаясь боками.

"Готовы?.. Начали!.. Не вставать!.. Толкайтесь, толкайтесь!.. Женя, молодец, поздравляю!" Мальчик более лёгкого веса, сильно упираясь руками, смог сдвинуть соперника на корпус в сторону.

В силовых упражнениях бывает интересно брать разные по силе пары. Потому что совсем не обязательно внешне более сильный возьмёт верх в упражнении. Как сейчас и случилось.

Теперь организуем еще одну ситуацию. Попробуем ослабить сильного и усилить слабого. Еще одна пара ребят явно разной комплекции занимают позицию на полу, лёжа на животе, боками вплотную друг к другу. Более сильный при этом должен завести одну свою руку, ближнюю к сопернику, себе за спину, чтобы пользоваться в единоборстве только одной рукой. Загнутая рука - это фора. То есть мы для сильного усложнили правила. И конечно, хотелось бы увидеть, чтоб у обоих мальчишек появилась потребность померяться силой с форой.

Ребята начинают толкаться, и уже через три секунды более слабый, но с двумя руками побеждает.

"Стоп! Закончили. Теперь меняем правила". (Педагог делает это всё время, чтобы как-то уравновесить силы противников.)

Ребята остаются лежать на полу. Более крупный мальчик, которого, однако, столкнули в прошлом раунде, теперь заводит обе руки за спину, а второй - только одну, но ту, которой удобнее отталкиваться, то есть дальнюю от противника.

"Как вы думаете, кто победит сейчас?.. Готовы? Начали!.. Животы от пола не отрывать, не подниматься!.."

Теперь борьба происходит практически на равных, противники только чуточку сдвигают друг друга; причём до момента установления очевидного результата раунд длится всего пять-семь секунд. Стоп!

стр. 39
ТОЛКАЕМ ПАЛКУ. Меряться силами можно и стоя - если дети "размяты", если дети подготовлены, если они контролируют свои действия. Сейчас мы это сделаем. "Пожалуйста, встали парами".

Педагог берёт палки, каждая длиной около метра, и раздаёт по одной на пару. Палки своими концами должны быть направлены на соперников. Каждый из них правой рукой берётся за середину палки, другой рукой - за ближний край, а правую ногу выставляет вперёд.

"Внимание! Мы не тянем, а толкаем палку на противника, пытаясь сдвинуть его к границе (в данном случае к линии стульев). Как только противник достиг линии - стоп! - в исходное положение.

И вот ещё что. Кто в вашей паре из вас сильнее, как вы думаете? Решите это, и предположительно более сильный пусть придвинется ближе к линии стульев... Спины ровные!.. Команды готовы? Начали!"

Через три секунды пары заканчивают, кроме одной - она "застревает" на середине, палка торчит в потолок.

"Стоп! Теперь быстренько меняйтесь парами!.. Не все поменялись, а надо, чтобы у каждого был новый напарник... Посмотрите опять: кто сильнее, тот пусть отступит чуть назад. Это будет фора... Приготовились? Начали!.. Стоп!"

Теперь немного по-другому: палку надо повернуть плоскостью к противнику, каждый берется за неё двумя руками там, где удобно, и тянет противника за палку на себя. Внимание! Ни в коем случае не отпускать руки!

А вот самые простые варианты толкания в позиции стоя (без палки): 1) противники поворачиваются боком друг к другу и толкаются плечами; 2) противники берутся за руки, переплетая пальцы, и пытаются сдвинуть или повалить друг друга.

Вы видели, что много упражнений можно делать и без реквизита. Но, конечно, очень бы хотелось, чтобы у всех наших педагогов была "дежурная игровая сумка" с инвентарём. Где бы я ни занимался с детьми - в зале, на улице, в классе, на перемене - мне эта сумка всегда подспорье, там есть много палочек-выручалочек. Реквизит нехитрый (различные мячи, скакалки, пластиковые бутылки, верёвки, мешочки с крупой, различные ракетки, гимнастические палки разного размера, мягкие палки, кегли, разметочные конусы, надувные дубинки, обручи и т.п.) - каждому учителю обзавестись таким ничего не стоит. У меня одна такая "сумка на каждый день" стоит на работе, другая дома, чтобы с внуками играть.

Почему правила надо менять

Ребята очень чётко следят за правилами, и мы это сейчас видели. Дотрагиваются до грани-

стр. 40
цы - кричат "стоп"; фора берется как норма и т.д. При этом все мы прекрасно знаем, что действовать по правилам дети обычно не умеют, у них нет этого опыта. Сколько же усилий надо приложить педагогу, чтобы такого отношения к правилам достичь? И где здесь наши педагогические ресурсы?

Из моей практики - это вопрос сроков и мотивации. Если детям интересно - они готовы жертвовать, они готовы напрягаться, они готовы преодолевать и перестраивать себя, чтобы играть, меряться силами.

Конкретно с этим классом, восемь мальчишек из которой сегодня мне помогают, мы поиграли два месяца, раз в неделю. Результат вы сейчас видите. Какие-то игры им уже знакомы, в какие-то варианты мы играем здесь впервые.

Отдельно о правилах. Чем больше правил, тем больше мышления, тем больше границ, рамок, которые мы должны держать, - тем меньше подвижность игры. Но, с другой стороны, тем больше, соответственно, самоконтроль у ребёнка. Изменяя правила, мы движемся именно в эту сторону.

Почему ещё надо менять правила? В жизни всё течёт, всё изменяется. В спортивных играх и соревнованиях мы всё время действуем по жёстким правилам, а в жизни этого нет. И чтобы подготовить себя к действиям и решениям в реальных ситуациях, надо научиться действовать в условиях с постоянно изменяющимися правилами.

Ну и наконец это же просто интересно! Когда правила меняются, это всё время вызов: смогу, не смогу? Традиционные дворовые игры всю эту проблематику разрешали. А поскольку это была среда самостоятельная, без взрослых, то она была саморегулирующейся. Все, кто играл в детстве во дворе, это знают.

Попробуем сейчас с ребятами поиграть в игру, в которую мы до сегодняшнего дня не играли. Это типичная дворовая игра "петушиный бой". Попробуем прямо сейчас, на этой игре, показать, как усложняются правила и что при этом происходит.

"ПЕТУШИНЫЙ БОЙ". Исходные правила такие. Соперники закладывают руки за спину, встают на одну ногу (любую) и толкаются плечами, напрыгивая друг на друга боком. Кто потерял равновесие и встал на две ноги - проиграл.

"Ребята, выберите, кто с кем будет биться. Теперь, каждая пара, посмотрите внимательно вокруг: не будете мешать другим парам? Готовы? Начали!"

Три пары ребят, прыгая на одной ноге с заложенными за спину руками, наскакивают боком друг на друга. Через пять-семь секунд определяются победители.

Как можно изменить правила этой игры? Детей, неуверенных в себе, которым трудно проявлять

стр. 41
силу, решительность, волевые качества, становится всё больше. Меняем правила: игра та же, но двое против одного.

Из ребят я выбираю трёх противников, и одному из них, менее крупному, предлагаю толкаться с двумя более крупными мальчиками. Как видите, они быстро побеждают.

Что я хочу отметить. Женя хоть и менее сильный, но у него хватает сил противостоять двум противникам. Среди моих сегодняшних помощников нет детей, у которых агрессия сжата внутри, что делает их скованными. А когда это у ребенка есть, он сжимается перед двумя более сильными соперниками. Тогда я прошу его на минутку выйти за дверь, набраться силы и, когда он будет готов, войти. Если у него появится хотя бы три-четыре секунды состояния уверенности, он обязательно его запомнит. В следующий раз, как показывает практика, его хватает уже на пять-десять секунд, и это время начинает увеличиваться.

"Договариваться будете?"

Сейчас я выберу четырёх мальчиков и предложу двоим явно поменьше и послабее сражаться в "петушином бою" с двумя более крупными, пара на пару. Определим дополнительные правила: коснувшийся земли второй ногой выбывает, в то время как остальные продолжают, пока не определится команда победителей.

"Команды готовы? Начали!"

Через пять секунд двое более слабых проиграли. Правила меняются: они берут в команду третьего, чтобы уже втроём вновь противостоять двум более крупным и сильным.

стр. 42
"Договариваться будете, как их победить? Они ведь здоровые ребята! Или прямо сразу в бой?"

Ребята быстро и тихо договариваются.

"Итак, вы трое против вас двоих. Команды готовы? Начали!"

В результате троица победила двоих, более сильных, но при этом один из ребят получил лёгкий ушиб. Когда появляются травмы и ушибы, даже очень лёгкие, это говорит о том, что ситуация детьми не вполне контролируется - видимо, слишком много эмоций. Значит, правила надо упрощать.

В любых подобных играх можно играть парами, друг против друга, двое на одного, трое против двоих, все против одного (такое серьёзное испытание), все против всех. Благодаря возможности менять это соотношение, любая игра легко трансформируется.

Например, в игре "наступи на ногу" можно играть все против всех. Вводим дополнительные правила: я наступил кому-то на ногу - мне плюс, мне наступили - минус. И каждый из игроков будет считать этот свой баланс.

Сейчас вы наверняка представили себе картину: все до одного ребенка в группе хаотически прыгают, стараясь наступить друг другу на ноги, - в результате орущая куча-мала. Конечно, этой проблемой надо заниматься специально. Конечно, надо сначала дать детям возможность почувствовать вкус к правилам, что соревноваться по правилам интереснее. Ведь если правила нарушаются, то само соревнование исчезает.

Первое время за выполнением правил вынужден следить взрослый, потом можно делегировать эту функцию старшим детям, а идеальный вариант - когда дети сами создают правила и сами следят за их исполнением. Когда я первый раз предложил детям фехтование на пластиковых бутылках, я был потрясён - все соблюдали правила без всякого с моей стороны контроля. Со стороны как раз трудно углядеть, было касание или нет, - дети сами это как-то определяли.

Правила можно изменять в любой игре. В какую сторону - зависит от нашей цели. Чтобы телесного контакта было больше, или движения, или контроля, или соблюдения правил (тогда вводим судей). Все игры трансформируются под наши задачи.

К сожалению, большинство игр, в которые играют наши дети, представлены в варианте спортивных, где главное - активные движения, физические достижения и победа. На физкультуре остальные компоненты здоровья человека - психологический, социальный и нравственный - оказываются затушёваны. Хорошо бы, чтоб наша культура игр несколько изменилась, и мы поняли бы, насколько это богатый мир и насколько большую помощь он может нам оказать.

стр. 43
Гасим агрессию

Осалить, топнуть ногой, бросить что-нибудь - это такой опосредованный удар, опосредованная агрессия. Игра, где очень легко попасть во что-нибудь рукой или ногой, позволяет дать выход агрессии. Будет другая цель - будем менять правила.

"НАСТУПИ НА ХВОСТ". Четверым из восьми мальчиков делаем хвосты из скакалок, обвязывая один конец скакалки вокруг талии. Задача - наступить на хвост своему противнику в паре. Наступил - меняетесь ролями. Правило: руками хвосты не трогать!

"Всё понятно? Хвостатые начали двигаться!.. Вы уже всё? Поменялись!.. Закончили, уважаемые. Сдать хвосты!"

САЛОЧКИ С МЯЧОМ. Играем в парах: кому я даю теннисный мячик, тот выбирает себе пару. Готовые пары садятся. Теперь по считалочке выбираем очередность: какая пара будет первой играть, какая - второй и т. д.

Задача: осалить противника мячом. Осалил - меняетесь ролями. В голову не салить!

Правила следующие. Места мало, и нам надо придумать так, чтобы включить всех и в то же время чтобы самоконтроль не был потерян. Сначала играет только первая пара. Как только я говорю "смена!", она садится и встаёт вторая пара.

"Кто вторая пара - поднимите руки. Помните, да? Говорю "смена! - вы садитесь, третья пара встает и так далее. Теперь вопрос на засыпку: если играет первая пара, а я говорю "смена-смена!", то какая пара тогда играет? Третья - правильно. Третья пара играет, а я говорю "смена-смена!" - кто должен их сменить? Что, вторая?.. Хм. Ладно. Пока по сложным правилам не будем играть, начнём по простым, а там посмотрим. Итак, первая пара, выходите на середину! Салим, в голову не бросаем".

Ребята кидают мячик в противника, стремясь попасть, "осалить".

"Попал? Теперь он водит... Смена!" Смена пар протекает быстро, так что каждая успевает поиграть секунд пять-десять.

Усложняем правила: например, салим только в правую ногу.

"Встали, приготовились! Начали!"

- А где у тебя правая нога?

- Попал!

- Это левая!

- Нет, правая!..

"Стоп! Внимание на меня! Сейчас... все... задерживаем... дыхание. Пока я считаю до десяти - никто не дышит. Приготовились? Задержали! Считаю вслух: раз, два, три... десять. Дышим! Сели, пожалуйста".

Задержка дыхания - это один из способа возвращения самоконтроля. Можно упражнения на равновесие делать, можно использовать жонглирование. Эти упражнения хорошо применять либо когда градус игры слишком повышается, либо перед входом на урок с перемены.

стр. 44
Возвращаем самоконтроль

ЖОНГЛИРОВАНИЕ. Правило простое: подбрасываем одной рукой, ловим другой. Одновременно, когда мячик в воздухе, хлопаем в ладоши. Сначала один раз, потом два раза, три, четыре, кто сколько сможет. Но количество хлопков увеличиваем постепенно.

Если ребята подготовлены и держат правила, то всё очень легко. Даю мячик, предлагаю сделать упражнение с подбрасыванием и хлопками. Кто смог сделать три хлопка, входит на занятие.

Очень хорошо, когда дети в парах проверяют друг друга. Один подкидывает мячик и хлопает, другой - эксперт. Получился один хлопок - задача усложняется. Теперь надо подкинуть мяч и хлопнуть два раза. А эксперт смотрит и определяет, получилось или нет. Итак, пока не удастся сделать четыре хлопка и поймать мяч. После этого эксперт и тот, кто выполняет, меняются ролями.

С элементарным жонглированием очень много упражнений. Они не как в цирке, но достаточно сложные. Сейчас попробуем ещё одно. Все садимся на корточки, каждый берёт в руки мячик. Бросаете мячик вверх, встаёте на ноги и пытаетесь поймать. Если это получится, следующий раз уже не садитесь на корточки, а становитесь на колени. Бросаете мячик и вскакиваете за ним уже из такого положения. Если получилось - садитесь на пол полностью, вытянув ноги. Бросаете мячик, вскакиваете и ловите. У кого получились все три упражнения, тот кладёт мячик ко мне в мешок и идет на следующий урок.

Такое соревнование: кто быстрей на урок попадёт.

стр. 45
УПРАЖНЕНИЯ НА БАЛАНС. Здесь очень хорошо видна сбалансированность процессов возбуждения и торможения у ребёнка. Уравновешенный человек будет держать равновесие.

Самое простое упражнение: сначала надо встать на носочки, закрыть глаза, и досчитать до десяти вслух.

Второе задание более сложное: надо будет сделать то же самое, только запрокинув голову назад, глаза при этом открыты. (Как говорили те люди, которые меня учили: "За движением не спрячешься". Если на уроках возникают какие-то иллюзии, то здесь всё прозрачно. Жадный пас не отдаст никогда, неуравновешенный равновесие не сохранит.)

Усовершенствовать это упражнение можно по-разному: глаза открывать или закрывать, стоять на носочках на двух ногах или на одной, запрокинув голову или нет. Можно использовать всё увеличивающееся возвышение или уменьшающуюся опору, можно как-то задействовать руки.

И последнее упражнение из этой серии. Надо медленно про себя считать до десяти. Задача на это время такая: сохранить баланс на носочке одной ноги. Кто сдвинулся, начинает сначала. Кто закончил, садится.

Проводим поединки

До сих пор мы говорили о профилактике драк. А что же делать, если драка уже началась, мальчишки сцепились? В любом случае следует сначала их разнять. Но ни в коем случае, не обвиняя ни в чем, не угрожая наказанием, - они замкнутся и потом где-нибудь в другом месте всё равно сцепятся. Попробуем погасить конфликт педагогическими средствами. Однако если разговоры не помогли, и мы видим, что конфликт глубокий, надо дать возможность мальчишкам разрешить спор телесно.

В нашей культуре есть ограничение на агрессию, а в детских учреждениях - так вообще полный запрет. Наверное, это не совсем правильно. Дети должны иметь возможность свою агрессивность проявить.

Что здесь может сделать педагог? Предложить идею честного поединка. Поединок всегда проходит по определенным правилам, правила обговариваются, определяется судья, и конфликт разрешается культурно, в поединке. Желательно, конечно, чтобы это разрешение было отсрочено, например, на время после уроков. За это время конфликт может потухнуть, или могут возникнуть обстоятельства разные.

О правилах поединка договариваются все стороны - это участники поединка плюс тот, кто остановил драку, обычно кто-то

стр. 46
старший. У нас культуры дуэли нету, поэтому без взрослого никак не обойтись.

ФЕХТОВАНИЕ НА ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛКАХ. Давайте возьмём сейчас наиболее простой и безопасный поединок - фехтование на пластиковых бутылках. Правила следующие (кстати, по этим правилам могут и девчонки с мальчишками выяснять отношения). Если тебя поразили в руку, перекладываешь бутылку в другую руку. Если в ногу - становишься на колено, в обе ноги - фехтуем на коленях. Если обе руки поражены - прячем их за спину и можем только убегать. Нет ни рук, ни ног - можешь укатываться. Как только тебя поразили в живот, бок или спину - проиграл. В голову не бьём. За удары в голову можно назначать штрафы - например, отжимания.

Пока стороны договариваются о правилах, глядишь, уже и конфликтовать не захотят.

Сейчас я раздам бутылки четырём мальчикам и предложу выбрать себе соперников. Итак, четыре пары дуэлянтов.

"Внимание! Поставили оружие на пол и сели рядом! До оружия не дотрагиваться!"

Ритуал обязательно должен быть в поединке, для того чтобы остановить нарастающее возбуждение. У нас такой ритуал придуман: надо поднять оружие вверх, потом дотронуться им до земли, потом скрестить, потом сделать шаг назад. Теперь начинаем поединок.

Если один проиграл, поединок начинается сначала, но перед этим снова выполняется ритуал. Самое трудное в нём - после скрещения оружия сделать шаг назад.

"Уважаемые бойцы! Посмотрите по сторонам, оцените обстановку: где здесь есть опасные места, куда не нужно наступать. А теперь взяли оружие и поприветствовали друг друга в ритуале".

Пары приветствуют друг друга и сразу же начинают фехтовать, держа другую руку за спиной. Через десять секунд кто-то уже неоднократно "ранен".

"Стоп! Оружие на середину". Всё, размялись - пора проводить поединок.

ПОЕДИНОК. Лёня вызывается быть поединщиком. Он выбирает себе соперником Антона. Судьёй себе они выбирают Женю.

Судья должен следить за правилами. Если он видит, что они нарушаются, то говорит "стоп". Если соперники увлекутся и начнут перемещаться опасно для людей, судья должен остановить поединок: "Стоп! Успокоились... Приготовились..." И потом возобновить поединок: "Начали!"

Первая схватка начинается. Соперники бегают вокруг судьи, пока один не коснулся живота другого бутылкой. Останавливаются, смотрят на судью.

Судья: "Было касание. Выиграл Антон. Вторая схватка. Начали!.. Стоп! Счёт 1:1. Антон, поаккуратнее, сильно машешь".

стр. 47
Ребята фехтуют, пока Антон не оказывается "без рук"; его быстро настигает противник.

"Стоп! Счет 2:1. Сдайте оружие и садитесь".

Правила обговариваются, устанавливаются, и, если противники не равны по силам, правила изменяются. Стоит только попробовать, и окажется, что по правилам действовать интереснее. Вот это мы и называем "культура поведения в конфликте". Можно сказать, что если дети учатся обговаривать правила в физическом контакте, то это проецируется и на их общение в других обстоятельствах.

Наша гипотеза тут такая: поведение в конфликте телесном примерно такое же, как и в интеллектуальном, и в нравственном, и в эмоциональном. И если найдены способы разрешения телесного конфликта, то этот опыт пригодится при поведении в других конфликтных ситуациях. Мы приобретаем здесь жизненный опыт и учимся переносить его в другие ситуации. Мудрые воспитатели только так, наверное, и должны воспитывать, не иначе.

Культура общества не даёт нам сейчас опыта разрешения конфликтных ситуаций. И раз в общественном сознании таких моделей нет (или мало) и родители со своими детьми этим не занимаются, значит, это должны делать те, кто понимает проблему. Прививать детям культуру поведения в конфликте я считаю делом чрезвычайно важным, чрезвычайно.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций