ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


О социальной роли религии "Философски мисъл". София. 1968, N 12; 1969, N 1.

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28 ноября 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




О социальной роли религии "Философски мисъл". София. 1968, N 12; 1969, N 1.

В болгарском философском журнале опубликованы две статьи старшего научного сотрудника Института философии Болгарской Академии наук Т. Стойчева: "Некоторые аспекты проблемы о социальной сущности и социальной роли религии" и "О социально-исторической роли религии". Используя основополагающие указания К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина о сущности, роли и месте религии в общественной жизни на ее разных этапах, автор поднимает и анализирует проблему о возможности и условиях существования прогрессивных религиозных идей. В качестве основной методологической посылки он подчеркивает необходимость рассмотрения этой проблемы в неразрывной связи с условиями общественной жизни, с реальностью классовой борьбы.

1 R. Rohlmann. Geschichte der sozialen Frage und des Sozialismus in der antiken Welt. Munchen. 1925. S. 237.

стр. 200
В первой статье специально указывается, что религия сама по себе всегда развивается на основе идейного материала других форм общественного сознания. Заимствуя под влиянием определенных социально-классовых интересов идеи извне, она перерабатывает их на основе веры в сверхъестественное и уже затем создает свои, собственно религиозные идеи. Именно благодаря этому специфическому "паразитизму" в системе религиозных идей иногда находится место и для отдельных прогрессивных представлений и взглядов. Для подтверждения этого вывода Т. Стойчев обращается к эпохе Великой крестьянской войны XVI в. в Германии, к "ереси" богомилов в Болгарии XII-XIII вв. и ряду других сходных движений, где "революционные религиозно-политические идеи"1 выступают преимущественно как связанные с верой в сверхъестественное идеи классовой борьбы угнетенных и обездоленных масс. Эти представления отражают непримиримую враждебность масс к эксплуататорам и их политической власти, ко всей общественно-экономической системе социального гнета и бесправия. При этом "религиозный", "божественный" элемент в этих концепциях оказывается на втором плане и играет подчиненную, второстепенную роль в их содержании. Главным, сущностным элементом здесь является революционная, социально- классовая направленность, которая иногда ведет, как, например, в случае с учением Томаса Мюнцера, не только по пути к пантеизму и атеизму, но и к коммунистическим идеям, хотя и в примитивных, уравнительных формах.

Однако, как указывает Т. Стойчев, признавая возможность существования прогрессивных религиозных идей и представлений, марксист-ленинец не может отвлекаться от их противоречивости и ограниченности. В сущности, их прогрессивность относительна, так как складывается на основе временного синтеза суеверно-мистических и объективно-верных идей. Забвение этой специфики означает приукрашивание и идеализацию мистических элементов, присущих любой религиозной идее, в конечном счете превращение этой относительной прогрессивности в абсолютную.

Во второй статье автор говорит о конкретной социально-исторической форме, которую могут в некоторых случаях и на различных исторических этапах общественного развития принимать религиозные концепции. Он полагает, что последние могут иметь известное положительное значение в плане общественно-историческом, обслуживая новые, более высокие общественные отношения определенного эксплуататорского строя, находящегося на прогрессивной стадии развития (например, христианство в Римской империи в связи с формированием новых, феодальных отношений, в Болгарии в IX в. после крещения болгар, в Киевской Руси в X в. и т. д.).

В более развитом виде, пишет Т. Стойчев, религиозные идеи (в данном случае христианские) могут играть позитивную роль в том случае, когда они тождественны понятию народности на определенном этапе национально- освободительного движения той или иной угнетенной нации против иноземных завоевателей. Так, в Болгарии, особенно в период Болгарского Возрождения (XVIII-XIX вв.), в условиях ассимиляторской политики султанской Турции и ее попыток насильственного омусульманивания болгар, произошло сближение и отождествление понятий "христианская религия" и "болгарская народность". Положительное значение имело создание в 1762 г. монахом Паисием Хилендарским "Истории славяно-болгарской", где церковно-религиозная в своей основе историческая концепция сочетается с прогрессивными патриотическими идеями национального возрождения болгарского народа и служит обоснованию его прав на свободу и независимость.

С освободительной борьбой против турецкого ига сливалась церковно- религиозная борьба в Болгарии и в XIX веке. Однако нельзя забывать, что и в этих случаях официальная христианская религия по своей классовой сущности всегда оставалась частью феодальной, реакционной и антинародной идеологии, коренным образом противоречившей интересам трудящихся масс.



1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 7, стр. 359.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций